г. Казань |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А65-13706/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Кутузовой Э.Ф. (доверенность от 27.10.2015 N 2.4-16/011742)
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А65-13706/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Олимп", г. Казань (ОГРН 1111690069171, ИНН 1659114266) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 25.03.2015 N 731, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Олимп" (далее - заявитель, общество, ООО "Жилой комплекс "Олимп") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан) от 25.03.2015 N 731, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2015 по делу N А65-13706/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 25.03.2015 N 731 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным. Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилой комплекс "Олимп".
Налоговый орган не согласился с вышеуказанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.11.2014 ООО "Жилой комплекс "Олимп" представило в Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.
В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 239 023 руб., в том числе: за 2 месяца - в размере 62 870 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 62 857 884 руб., определенной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010; за 10 месяцев - в размере 176 153 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 35 232 000 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по итогам которой установлено, что налоговая база по земельному участку составляет 62857884 руб., сумма исчисленного налога составляет 377147 руб. (62 857 884 х 0,3 % х 2).
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом вынесено решение от 25.03.2015 N 731 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 27 624 руб. 80 коп., предложено уплатить недоимку в сумме 138 124 руб. и соответствующие пени в сумме 25 905 руб. 16 коп.
Оспариваемым решением инспекции сумма налога исчислена в размере 377 147 руб., исходя из кадастровой стоимости 62 857 884 руб., определенной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по РТ.
Решением Управления ФНС России по РТ от 15.05.2015 N 2.14-0 18/011816@ решение инспекции от 25.03.2015 N 731 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:160301:27, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Зорге, 66.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:160301:27 в размере 35 232 000 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-28242/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 внесена в кадастр 25.02.2013.
В представленной обществом декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 239 023 руб., в том числе: за 2 месяца - в размере 62 870 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 62 857 884 руб., определенной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010; за 10 месяцев - в размере 176 153 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 35 232 000 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012.
Как верно указано судами, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:160301:27, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 25 февраля 2013 года.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N7701/12.
Таким образом, размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем по земельному участку с кадастровым номером 16:50:160301:27, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2013 до 25.02.2013 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 62 833 руб. (62 857 884 х 0,6% х 0,1666 (=2:12) : 100 %); с 25.02.2013 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог в размере 176 153 рубля (35 232 000 х 0,6 % х 0,8333 (=10:12) : 100%), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012, всего за 2013 год составил- 238 986 руб.
Обществом земельный налог за 2013 год по спорному земельному участку исчислен в размере 239 023 руб., то есть на 37 руб. больше положенного. По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год, составляет 377 147 руб.
С учетом изложенного, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований общества и признании решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан незаконным.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А65-13706/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2016 г. N Ф06-5535/16 по делу N А65-13706/2015
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5535/16
14.12.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4869/15
12.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12747/15
24.07.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13706/15