г. Казань |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А55-29288/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - Абрамова А.Н. (доверенность от 28.12.2015 N 11315/1),
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - Брояна Г.М. (доверенность от 20.01.2016),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-29288/2014
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, к мэрии городского округа Тольятти Самарской области, г.Тольятти Самарской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Тольяттинский центр недвижимости", г.Тольятти Самарской области (ИНН 6323068180, ОГРН 1026301997974), общества с ограниченной ответственностью "Виктория", г.Тольятти Самарской области (ИНН 6322038056, ОГРН 1076320002110), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 постановления мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 07.05.2009 N 1063-П/1 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 3169 кв. м по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Советская, д. 67.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тольяттинский центр недвижимости" (далее - ООО "Тольяттинский центр недвижимости"), общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - ООО "Виктория"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 отменено. Заявление ТУ Росимущества в Самарской области удовлетворено. Признан недействительным пункт 1 постановления мэрии городского округа Тольятти от 07.05.2009 N 1063-П/1 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 3169 кв.м по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Советская, д. 67.
В кассационной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит постановление апелляции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, мотивируя неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301111:597, площадью 87 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, квартал 89-55, ул. Ленинградская, у дома N 44 (л.д. 41-42).
Пунктом 1 постановления от 07.05.2009 N 1063-П/1 Мэрия городского округа Тольятти утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, входящего в состав земель населенных пунктов, площадью 3169 кв.м, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Советская, д. 67, формируемого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 11.01.2010 с присвоением кадастрового номера 63:09:0301101:539, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 44).
В ходе проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301111:597 выявлено наложение границ с земельным участком, имеющим кадастровый номер 63:09:0301101:539 (л.д. 31).
ТУ Росимущества в Самарской области, полагая, что значение координат, конфигурация, площадь земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301111:597, не изменились, утверждение схемы расположения земельного участка проведено с нарушением норм земельного законодательства, а также с нарушением интересов Российской Федерации, поскольку в результате утверждения схемы расположения земельного участка, из собственности Российской Федерации выбыло почти 80,5% земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301111:597, обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, пришел к выводу, что в указанном случае имеется спор о праве, который не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что действия мэрии городского округа Тольятти по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом противоречат положениям земельного и градостроительного законодательства.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что федеральный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301111:597 поставлен на государственный кадастровый учет 19.03.2007, тогда как земельный участок под многоквартирным жилым домом поставлен на кадастровый учет 11.01.2010. Таким образом, федеральный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет задолго до постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом и принятия мэрией городского округа Тольятти указанного постановления.
Из документов, представленных в материалы дела (межевой план, составленный в результате кадастровых работ по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности, схема (план) расположения земельного участка на территории кадастрового квартала, план федерального земельного участка от 20.10.2000 с указанием местонахождения, адресных ориентиров, координат поворотных точек) установлено, что земельный участка, схема расположения которого утверждена указанным постановлением, имеет наложение на федеральный земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка в существующей застройке поселений, на котором расположен многоквартирный дом, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. При этом местоположение границ участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Исходя из положений статей 11, 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 27, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденная органом местного самоуправления, а впоследствии и межевой план данного земельного участка должны соответствовать по своему содержанию проекту межевания территории или иному предусмотренному федеральным законом документу.
В силу части 10 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
При решении вопроса о возможном предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен проверить схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровой карте соответствующей территории с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схему расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных законодательством документов.
Таким образом, при выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления должен учитывать сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, то есть с лицами, являющимися правообладателями смежных земельных участков, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, мэрия городского округа Тольятти должна была согласовать с ТУ Росимущества в Самарской области местоположение границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, однако этого сделано не было.
В силу статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судом апелляционной инстанции, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу N А55-29288/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 10 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
...
Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, то есть с лицами, являющимися правообладателями смежных земельных участков, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2016 г. N Ф06-5828/16 по делу N А55-29288/2014