г. Казань |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А55-23163/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - открытого акционерного общества "Самаралестоппром" - Телятниковой М.Н., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-23163/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, глава городского округа Самара - Председатель Думы городского округа Самара, г. Самара, Правительство Самарской области, г. Самара, администрация городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаралестоппром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании недействительным решения от 17.07.2014 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент), глава городского округа Самара, Правительство Самарской области, администрация городского округа Самара (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение министерства от 17.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием и территорией, необходимой для их обслуживания.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.09.2015 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 оставлено без изменения.
Министерство, правительство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 31.03.2016 на 13:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: административное здание, назначение нежилое, 2 этажное, общая площадь 280 кв. м, инвентарный номер 1-46072, литера А, А1, а1, А2, а2, АЗ, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:24101, нежилое здание, назначение нежилое здание, 1 этажное, общая площадь 130,3 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1, кадастровый номер 63:01:0402002:792, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.04.2011 серия 63-АЕ N 378702, от 22.10.2013 серия 63-АЛ N 118204 выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) 11.02.2013.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 17.06.2014 и приложенным к нему документами о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией, необходимой для их обслуживания.
Министерство письмом от 17.07.2014 N 12-1/1368/14 отказало обществу в предоставлении вышеуказанного участка в собственность, в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что на основании свидетельства от 25.07.1994 N 201124 ГП "Самаралестоппром" владело и пользовалось земельным участком площадью 1,045 га на праве постоянного бессрочного пользования; согласно постановлению Главы города Самары от 07.07.1995 N 882, учитывая заявление генерального директора АООТ "Самаралестоппром" об изменении площади земельного участка, АООТ "Самаралестоппром" был предоставлен в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа в собственность фактически занимаемый земельный участок, площадью 2351,9 кв. м, с административным зданием и мастерскими по ул. Мельничной, д. 1. Другая часть земельного участка площадью 8098,1 кв. м была передана АООТ "Самаралестоппром" в муниципальную собственность, согласно прилагаемой к постановлению схеме; никаких красных линий при этом выявлено не было.
Между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ "Самаралестоппром" заключен договор аренды от 16.08.1995 N 16134 на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность площадью 2351,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1. В настоящее время вышеуказанный договор аренды является действующим.
Судом установлено, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, согласно же предоставленной суду выкопировке из информационной системы испрашиваемый земельный участок (огороженный забором) располагается на проезжей части ул. Гаванской, в связи с чем суд указал, что в действительности такая ситуация существовать не может.
Судом сделан вывод о том, что довод министерства и департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
По мнению судебной коллегии выводы судов противоречат сложившейся судебной практике по данной категории дел.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; -резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться частной собственности; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0 указано, что, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Из статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 2.4 Порядка предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок N 74) предусмотрено, что запросы в министерство направляют органы, осуществляющие: ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации для предоставления испрашиваемого земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы.
Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).
Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок-предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя, в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Согласно ответу департамента от 19.06.2014 N САМВ-123300 часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
В материалы дела департаментом представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 N 539, 10.11.2014 согласно которой испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в красных линиях ул. Мельничной и Гаванской, то есть территории общего пользования.
Кроме того, данное обстоятельство подтверждается выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 20.01.2015 и выкопировкой, представленной администрацией г.о. Самара.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения. Границы ул. Гаванской определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах ул. Мельничной и Гаванской и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Таким образом, не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда о том, что довод министерства и департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
Поскольку на момент реализации собственником объекта недвижимости в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, министерство обоснованно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2015 по делу N А55-10005/2014, 24.04.2012 по делу N А55-21651/2011, 25.02.2013 по делу N А55-10152/2012, 05.03.2015 по делу N А55-10384/2014, 18.02.2016 по делу N А55-2287/2015, 24.06.2015 по делу N А55-1744/2014.
Выводы судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела. То обстоятельство, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, не отменяет предусмотренный законодательством запрет на приватизацию земельных участков, занятых территорий общего пользования.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования общества отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу N А55-23163/2014 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самаралестоппром" о признании недействительным решении Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.07.2014 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная., д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием, и территорией необходимой для их обслуживания, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 руб.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку на момент реализации собственником объекта недвижимости в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, министерство обоснованно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность.
...
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 апреля 2016 г. N Ф06-7150/16 по делу N А55-23163/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7150/16
09.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14079/15
15.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-421/15
02.06.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5736/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23163/14