г. Казань |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А55-12914/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Коноплёвой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2015 (судья Селиваткин П.В.0 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Николаева С.Ю., Балакирева Е.М.)
по делу N А55-12914/2015
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, город Самара (ОГРН 1046300456234 ИНН 6315800805) к обществу с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт", город Самара (ОГРН 1076312004670 ИНН 6312075242), о расторжении договора, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СамараБизнесСтандарт" (далее - ООО "СамараБизнесСтандарт", Общество) о досрочном расторжении договора аренды лесного участка от 10.09.2012 N 05/06.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2015 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 10.09.2012 N 05/06 аренды лесного участка площадью 561,0 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 1522-2011-10, расположенного по адресу: Самарская область, Камышлинский район, Клявлинское лесничество, Камышлинское участковое лесничество, в границах, указанных в плане лесного участка, для заготовки древесины, сроком до 10.09.2037.
Указанный земельный участок предан Обществу в аренду по акту приема-передачи от 10.09.2012.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Подпунктом "б" пункта 13 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в течение 6 (шести) месяцев с момента подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Уведомлением от 07.04.2015 N 27-05-02/6009 Министерство со ссылкой на то, что договор аренды до настоящего времени не зарегистрирован, проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не представлен, предложило Обществу досрочно расторгнуть договор аренды.
Данное уведомление от 07.04.2015 N 27-05-02/6009 возвращено органом почтовой связи 12.05.2015 в адрес Министерства по причине истечения срока хранения.
Министерство, ссылаясь на то, что вследствие непредставления проекта освоения лесов Общество не осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, что предусмотрено подпунктом "и" пункта 13 договора, а при отсутствии проекта или наличии отрицательного заключения на проект освоения лесов, осуществление использования лесного участка не допускается, в связи с чем Обществом не выполняются условия договора аренды, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями о досрочном расторжении договора аренды.
Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Следовательно, перечень оснований досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя может быть дополнен как законом, так и договором.
По условиям подпунктов "б", "и" пункта 13 договора аренды Общество обязалось в течение шести месяцев с момента подписания договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, а также осуществлять использование лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 ЛК РФ возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ, статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Судами установлено, что по итогам последней сверки взаиморасчетов по договору аренды лесного участка от 10.09.2012 N 05/06 задолженности у Общества не имеется, а имеется переплата.
Исковые требования основаны на нарушении Обществом подпункта "б" пункта 13 договора аренды, связанным с разработкой и представлением арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В силу положений пункта 4 и 9 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии, результаты экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Пунктом 7 указанного порядка установлено, что экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.
Вместе с тем суды установили, что во исполнение условий договора аренды лесного участка между Обществом и ООО "НТПЦ Леспроект" был заключен договор от 09.10.2012 N 89/РП-04 на разработку проекта освоения лесов.
Данный проект освоения лесов 06.09.2013 был передан для получения положительной государственной экспертизы в Министерство, что последним не отрицается.
Письмом от 17.10.2013 Министерство сообщило Обществу о том, что проект освоения лесов рассматриваться не будет ввиду отсутствия государственной регистрации права по договору аренды.
Приняв во внимание, что экспертная комиссия создана при Министерстве, однако Министерство фактически отказалось от рассмотрения представленного Обществом проекта освоения лесов со ссылкой на отсутствие государственной регистрации договора аренды, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии доказательств существенного нарушения условий договора со стороны Общества, поскольку Министерство своими действиями препятствует Обществу в выполнении условий договора в данной части, а предъявление настоящего иска свидетельствует о злоупотреблении правом.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для досрочного расторжения договора аренды.
Выводы судов не противоречат сложившейся арбитражной практике по аналогичной категории дел (дело N А55-12913/2015 Арбитражного суда Самарской области).
Доводы Министерства, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016 по делу N А55-12914/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ, статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
...
В силу положений пункта 4 и 9 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии, результаты экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 мая 2016 г. N Ф06-7873/16 по делу N А55-12914/2015