Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Казань |
|
19 мая 2016 г. |
Дело N А65-23671/2015 |
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 306-КГ16-10230 настоящее постановление отменено в части отказа в удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25 августа 2015 г. по делу N 06-219/2015
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-23671/2015
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Елабуга, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц - Низаметдинова Ф.Р., Исполнительный комитет Елабужского муниципального района РТ, Калмыковой Н.Д., Акманова В.Н, Арслановой Г.К., о признании незаконными решения УФАС по Республике Татарстан от 03.09.2015 по делу N 06-219/2015 и предписания от 25.08.2015 по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, МКУ Земельно-имущественная палата Елабужского МР РТ, комитет) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган), с участием третьих лиц - Низаметдинова Ф.Р., Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ, Калмыковой Н.Д., Акманова В.Н, Арслановой Г.К. (далее - третьи лица), о признании незаконными решения УФАС по Республике Татарстан от 03.09.2015 по делу N 06-219/2015 и предписания от 25.08.2015 по тому же делу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2015 отменено в части отказа в удовлетворении заявления Муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 (исх. N РХ-06/13921 от 04.09.2015).
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 признано незаконным.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2015 по делу N А65-23671/2015 оставлено без изменения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, не согласившись с принятым апелляционным судом судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в части признания недействительным предписания Татарстанского УФАС России от 25.08.2015 по делу N 06-219/2015.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 25.08.2015 комиссией УФАС РФ по РТ вынесено решение по делу N 06-219/2015, которым Муниципальное казенное учреждение "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 16.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:414, 16:47:000000:418, 16:47:010201:449, 16:47:010201:457, 16:47:010201:439, 16:47:010201:447, 16:47:000000:415, 16:47:010201:440, 16:47:010201:446, 16:47:010201:448, 16:47:010201:451, 16:47:010201:442, 16:47:000000:416, 16:47:010201:454, 16:47:010201:441, 16:47:010201:450, 16:47:010201:443, 16:47:010201:453, 16:47:000000:413, 16:47:000000:417, 16:47:010201:455, 16:47:010201:445, 16:47:010201:444, 16:47:010201:452, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, по делу N 06-219/2015 антимонопольным органом было выдано предписание от 25.08.2015 N 06-219/2015, которым заявителю предписано: прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем принятия мер по возврату в муниципальную казну предоставленных в аренду земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Комитет обратился в суд с соответствующим заявлением.
Судами первой и апелляционной инстанций приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы суда апелляционной инстанции правомерными по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела в отношении МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан" явилось рассмотрение дела N 06-20/2015 о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе которого установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:47:010201:395 и 16:47:000000:175 предоставлены в аренду гр. Низаметдинову Ф.Р. для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур. Данные земельные участки в последующем размежеваны. Вновь образованные земельные участки предоставлены гражданину Низаметдинову Ф.Р. на основании постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 13.09.2013 N 1533 и постановления от 24.01.2014 N 10.
Информационное сообщение о предоставлении земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами опубликовано в газете "Алабуга Нуры" от 24.07.2013 N 56 (12372), при этом публикация выполнена на татарском языке, иных информационных сообщений в других источниках на русском языке не публиковано.
В соответствии с Решением Елабужского городского Совета N 57 "Об официальном публикаторе муниципальных правовых актов и иной официальной информации" от 28.11.2006 газета "Алабуга Нуры" является средством массовой информации, осуществляющей официальную публикацию муниципальных нормативных правовых актов и иной официальной информации. Данным Решением определено 2 официальных публикатора, но действующим законодательством РФ не установлена обязанность осуществлять публикацию во всех определенных средствах массовой информации.
В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ (действ, до 01.03.2015) передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В связи с тем, что поступила всего одна заявка от арендатора Низаметдинова Ф.Р., Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан на основании Постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 13.09.2013 N 1533 и Постановления N 10 от 24.01.2014 предоставила земельные участки без проведения торгов.
На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом УФАС РФ по РТ от 03.07.2015 N 02/478-к возбуждено дело N 06-219/2015 по признакам нарушения МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статьей 11 ЗК РФ, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 38 ЗК РФ, в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Как следует из решения УФАС по РТ, на основании постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 13.09.2013 N 1533 и постановления Главы Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 24.01.2014 N 10 гражданину Низаметдинову Ф.Р. предоставлены земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами, между тем, информационное сообщение о предоставлении земельных участков опубликовано в газете "Алабуга Нуры" от 24.07.2013 N 56 (12372) на татарском языке, иных информационных сообщений в других источниках на русском языке не публиковано.
В соответствии со ст.8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях. Обязанность опубликовывать сообщения о возможном предоставлении в аренду земельных участков на русском и татарском языках Земельным кодексом так же не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Отсутствие публикации извещения в русскоязычных СМИ о предоставлении земельных участков лишает потенциальных приобретателей на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, препятствуя реализации цели выставления земельных участков на публичную продажу, ущемляет права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.
Таким образом, важным условием предоставления муниципального имущества является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении муниципального имущества, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
В рассматриваемой ситуации публикация информационного сообщения требовала также иного способа донесения информации до потенциальных приобретателей, а именно посредством опубликования ее также в русскоязычном печатном издании.
Неопубликование извещений о предоставлении в аренду земельных участков в русско-язычном печатном издании нарушает права хозяйствующих субъектов на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, судами был сделан обоснованный вывод, что своими действиями заявитель нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с вышеперечисленными кадастровыми номерами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Однако судом апелляционной инстанции правомерно признано незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25.08.2015 N 06-219/2015 в силу следующих обстоятельств.
Так, в ходе рассмотрения дела N 06-219/2015 антимонопольным органом установлено, что на основании договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ТО-06-071-1758 от 03.12.2013, N ТО-06-071-1776 от 04.02.2014, находящегося в муниципальной собственности, земельные участки с кадастровыми номерами N 16:47:010201:632, 16:47:010201:633, 16:47:010201:634, 16:47:010201:635, 16:47:000000:413, 16:47:000000:414, 16:47:000000:415, 16:47:000000:416, 16:47:000000:417, 16:47:000000:418, 16:47:010201:440, 16:47:010201:454, 16:47:010201:455, 16:47:010201:449, 16:47:010201:446, 16:47:010201:441, 16:47:010201:445, 16:47:010201:457, 16:47:010201:448, 16:47:010201:450, 16:47:010201:444, 16:47:010201:439, 16:47:010201:451, 16:47:010201:443, 16:47:010201:452, 16:47:010201:447, 16:47:010201:442, 16:47:010201:453, 16:47:010201:456, 16:47:010201:458 (с видом разрешенного использования - под индивидуальную жилую застройку) были переданы Низаметдиновым Ф.Р. физическим лицам и в настоящее время земельные участки находятся в аренде и в собственности физических лиц, перечисленных в таблице решения антимонопольного органа от 25.08.2015.
Как следует из материалов дела и не оспаривается антимонопольным органом, многие из вышеуказанных граждан, приобретших права на спорные земельные участки, возвели на указанных земельных участках жилые дома, которые в настоящий момент оформлены в собственность указанных граждан.
Более того, из оспариваемого решения антимонопольного органа усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 16:47:010201:633 (гр. Арсланов В.В.) находится в собственности у ранее получившего его в аренду гражданина.
Следовательно, антимонопольный орган на момент принятия решения и выдачи предписания располагал сведениями о застройке указанных земельных участков третьими лицами, оформлении земельных участков, а также оформлении в собственность граждан расположенных на указанных земельных участках жилых домов.
Однако, антимонопольным органом 25.08.2015, то есть более полутора лет спустя после того, как заключены и исполнены договора передачи в аренду земельных участков, выдано предписание, обязывающее заявителя в срок не позднее 30 дней со дня получения предписания обеспечить возврат земельных участков с указанными кадастровыми номерами в муниципальную собственность.
Согласно статье 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание антимонопольного органа не отвечает требованиям исполнимости, а потому обоснованно признал данное предписание незаконным.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по делу N А65-23671/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, судами был сделан обоснованный вывод, что своими действиями заявитель нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки с вышеперечисленными кадастровыми номерами, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
...
Согласно статье 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2016 г. N Ф06-8402/16 по делу N А65-23671/2015