г. Казань |
|
19 мая 2016 г. |
Дело N А57-16643/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
при участии представителя:
Центрального банка Российской Федерации в лице отделения Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области - Чуваевой Е.В., доверенность от 06.04.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст-Консалтинг"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2015 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-16643/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Консалтинг" (ИНН 6450923708, ОГРН 1076450001176), заинтересованные лица: Центральный банк Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице отделения Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области, финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (ИНН 6432003264, ОГРН 1026401181080), администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (ИНН 6432003218, ОГРН 1026401178484), муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Веснушки" комбинированного вида п. Дубки Саратовского района Саратовской области" (ИНН 6432000619, ОГРН 1026401187680) о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траст-Консалтинг" (далее - ООО "Траст-Консалтинг", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия отделения Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области (далее - Банк, Отделение ГУ ЦБ РФ), выразившееся в непринятии к исполнению исполнительного документа, об обязании Отделение ГУ ЦБ РФ принять к исполнению и исполнить исполнительный документ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2014 по делу N А57-1459/2014 признано незаконным бездействие финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Финансовое управление) по взысканию денежных средств муниципального бюджета, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Веснушки" комбинированного вида п. Дубки Саратовского района Саратовской области" (далее - МДОУ "Детский сад "Веснушки п. Дубки"), на Финансовое управление возложена обязанность приостановить осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МДОУ "Детский сад "Веснушки п. Дубки", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 004042396; также с Финансового управления в пользу ООО "Спектр Систем" (правопреемник - ООО "Траст-Консалтинг") взысканы судебные расходы в сумме 10 000 руб., почтовые расходы в сумме 35,20 руб., в связи с чем выдан исполнительный лист АС N 003858872.
Во исполнение данного судебного акта 13.07.2015 ООО "Траст-консалтинг" направило указанный исполнительный лист в Отделение ГУ ЦБ РФ.
Письмом от 13.07.2015 N Т463-18-18 25849 Банк возвратил исполнительный лист взыскателю без исполнения, указав, что данный исполнительный лист не подлежит приему в соответствии со статьей 239, главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также сообщило, что Центральный Банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) не является участником правоотношений по исполнению предъявленного исполнительного листа.
Заявитель, полагая, что бездействие Банка по непринятию исполнительного листа является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что счета Финансового управлению в Банке, открыты как финансовому органу муниципального образования для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, исполнение решения суда о взыскании с Финансового управления денежных средств путем их списания с данных счетов приведет к списанию средств муниципальных бюджетных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса и ответчиками по делу N А57-14596/2014.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
В силу статей 198, 200 АПК РФ для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 239 БК РФ определяет иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных указанным кодексом.
Частью 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного закона.
Судебными инстанциями, из материалов настоящего дела установлено, что между ЦБ РФ и Финансовым управлением заключен договор банковского счета от 11.05.2010 N 25, предметом которого является обслуживание Банком счета по учету денежных средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств финансовых органов муниципальных образований.
Головным расчетно - кассовым центром в г. Саратове ГУ ЦБ РФ Финансовому управлению на балансовом счете N 40302 "средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений" открыт счет N 4030281000005000181 для учета операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств местного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
В свою очередь, на основании заявления Финансового управления между Центральным банком Российской Федерации и Финансовым управлением заключены договоры банковского счета от 29.11.2011 N 75 и от 29.11.2011 N 76, предметом которых является обслуживание Банком счета по учету денежных средств муниципальных бюджетных организаций муниципальных образований Саратовского муниципального района, не являющихся участниками бюджетного процесса, в валюте Российской Федерации.
Головным расчетно - кассовым центром в г. Саратове ГУ ЦБ РФ Финансовому управлению на балансовом счете 40701 "счета негосударственных организаций. Финансовые организации" открыты соответствующие счета.
Таким образом, Финансовому управлению в отделении ЦБ РФ открыты два счета на балансовом счете 40701 и один счет на балансовом счете 40302.
В соответствии с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П, утвержденного Банком России 16.07.2012 N 385-П счет 40302 открывается органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органам государственных внебюджетных фондов, казенным учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации для учета сумм денежных средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений и подлежащих при наступлении определенных условий возврату вносителям или переводу по принадлежности. Следовательно, денежные средства, находящиеся на балансовом счете N 40302 "средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений", не принадлежат бюджетным учреждениям.
На счет 40701 в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России открываются счета органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Российской Федерации, финансовым органам муниципальных образований для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям (Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П).
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу, что указанные счета открыты Финансовому управлению именно как финансовому органу муниципального образования для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, исполнение решения суда о взыскании с административного органа денежных средств путем списания с данных счетов приведет к списанию средств муниципальных бюджетных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса и ответчиками по делу N А57-14596/2014.
Довод заявителя, что направленный в отделение ЦБ РФ исполнительный лист серии АС N 003858872 подлежал принятию к исполнению и исполнению Банком в соответствии с положениями части 12 статьи 242.5 БК РФ, согласно которым в случае, если счета должнику открыты, в частности, в учреждении Центрального банка Российской Федерации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, обоснованно не принято во внимание судебными инстанциями на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный лист и прилагаемые к нему в силу статьи 242.1 указанного закона документы подлежат направлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Часть 12 статьи 242.5 БК РФ допускает возможность исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, если должнику открыты счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации.
При этом установленная статьей 242.5 БК РФ процедура, регулирует порядок взыскания денежных средств с местного бюджета только по судебным актам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
При этом должником по таким судебным актам статья 242.5 БК РФ подразумевает не муниципальное образование, а казенное учреждение, о чем прямо указано в части 1 статьи 242.5 Кодекса.
Под казенным учреждением статья 6 БК РФ понимает государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовую основу деятельности Финансового управления составляет муниципальный бюджет, а казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета (часть 4 статьи 161 БК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 239, главой 24.1 БК РФ, Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П, утвержденного Банком России 16.07.2012 N 385-П, а также принимая во внимание назначение счетов N 40302 и N 40701, судебные инстанции пришли к обоснованного выводу о правомерности действий Банка в непринятии представленного ООО "Траст-Консалтинг" исполнительного листа к исполнению, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу N А57-16643/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Траст-Консалтинг" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 рублей.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Саратовской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под казенным учреждением статья 6 БК РФ понимает государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовую основу деятельности Финансового управления составляет муниципальный бюджет, а казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета (часть 4 статьи 161 БК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 239, главой 24.1 БК РФ, Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 16.07.2012 N 385-П, утвержденного Банком России 16.07.2012 N 385-П, а также принимая во внимание назначение счетов N 40302 и N 40701, судебные инстанции пришли к обоснованного выводу о правомерности действий Банка в непринятии представленного ООО "Траст-Консалтинг" исполнительного листа к исполнению, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 мая 2016 г. N Ф06-8679/16 по делу N А57-16643/2015