г. Казань |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А57-19297/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области - Малинко Е.Ю., доверенность от 05.05.2016 N 04-26/007527,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Малинко Е.Ю., доверенность от 05.05.2016 N 05-17/31,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-19297/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Оптсервис" (ИНН 6449973670, ОГРН 1046414903369) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительным,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Оптсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - инспекция) от 13.05.2015 N 26227 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.10.2015 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения по доначислению 304 287 рублей земельного налога, начислению соответствующих сумм пеней и штрафа отменено. В указанной части принят новый судебный акт о признании недействительным решения налогового органа.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшийся судебный акт в части отмены решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе в этой части решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31.05.2016 до 13 часов 30 минут 07.06.2016.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год (номер корректировки 3), согласно которому налог, подлежащий уплате в отношении принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 64:50:021303:253, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пр-д Крупской, уч. 73, составил 17 000 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией принято решение от 13.05.2015 N 26227, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 64 473 рублей 18 копеек штрафа. Этим же решением обществу предложено уплатить 323 275 рублей земельного налога и 52 300 рублей 52 копеек пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 20.07.2015, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик указал на то, что при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы им правильно применена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, утвержденная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - распоряжение от 28.12.2012 N 989-р).
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение от 28.12.2012 N 989-р вступило в законную силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии". Указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды оно не содержит. Следовательно, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определялась по состоянию на 01.01.2013. Суд согласился с доводами налогового органа о том, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за проверяемый период общество было обязано применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - постановление от 07.07.2009 N 270-П), которое действовало на 01.01.2013 и утратило силу только 12.02.2013.
Отменяя решение суда первой инстанции в оспариваемой части, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
При этом в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
Как отмечено судом апелляционной инстанции, результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П (далее - постановление от 24.01.2003 N 6-П).
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2 и признано утратившим силу постановление от 24.01.2003 N 6-П
Однако постановлением от 03.03.2009 N 75-П указанные приложения к постановлению от 30.11.2007 N 423-П были признаны утратившими силу. Кроме того, в 2008-2009 годах Саратовским областным судом был вынесен ряд решений по заявлениям отдельных налогоплательщиков, которыми признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решений в законную силу сведения, содержащиеся в приложении N1 к постановлению от 30.11.2007 N 423-П, в части утверждения по соответствующим строкам среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, принадлежащих заявителям.
При рассмотрении данных споров суд общей юрисдикции констатировал наличие нарушений при определении органом исполнительной власти кадастровой стоимости земельных участков.
Правительство Саратовской области постановлением от 02.04.2009 N 121-П (далее - постановление от 02.04.2009 N 121-П) внесло изменения в постановление от 30.11.2007 N 423-П и утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1 и N 2. Пунктом 2 названного постановления было доведено до сведения заинтересованных лиц, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные этим постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П (далее - постановление от 07.07.2009 N 270-П) были вновь утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 и признаны утратившими силу постановления от 30.11.2007 N 423-П, от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П, от 20.05.2009 N 202-П.
Таким образом, на момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление от 07.07.2009 N 270-П. Однако постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление от 07.07.2009 N 270-П признано утратившим силу с 12.02.2013. При этом в соответствии с пунктом 2 названного постановления от 12.02.2013 N 58-П, оно вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 11.01.2013.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 Кодекса.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11).
С учетом правовой позиции, изложенной в вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением от 24.01.2003 N 6-П.
Учитывая кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка в соответствии с вышеназванным постановлением от 24.01.2003 N 6-П и утвержденную решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 "О земельном налоге" налоговую ставку, апелляционный суд установил, что земельный налог, подлежащий уплате обществом за 2013 год, составляет 35 988 рублей. В связи с этим доначисление обществу 304 287 рублей земельного налога за 2013 год, начисление соответствующих сумм пени и штрафных санкций является необоснованным.
Судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанций правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу N А57-19297/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
При этом в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
...
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен статьей 396 Кодекса.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2016 г. N Ф06-9008/16 по делу N А57-19297/2015