Рекомендации
по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
Выпуск 7. Часть 1
"Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"
МДС 35-4.2000
(Госстрой РФ, Минтруд РФ, 1998 г.)
Шифр МДС 35-4.2000 присвоен настоящим Рекомендациям в соответствии с Общероссийским строительным каталогом
См. также СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренный постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 72
Предисловие
Настоящий методический документ является рекомендательным и содержит указания по проектированию новых и адаптации уже существующих зданий для воспитания, обучения, реабилитации детей-инвалидов.
Рекомендации предназначены для использования в региональных институтах Гражданпроект; районных и областных управлениях Минсоцзащиты населения РФ и другими заинтересованными организациями и ведомствами, чья работа направлена на проектирование, строительство, эксплуатацию зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов в соответствии с требованиями создания безбарьерной среды для них.
Основная цель работы заключается в разработке комплекса предложений по проектированию зданий, где детям-инвалидам обеспечивается полноценная среда жизнедеятельности, позволяющая на основе учебно-воспитательных и реабилитационных программ максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, получить хорошее образование, адаптировать к последующей профессиональной и социально-бытовой деятельности.
Рекомендации содержат: общие принципы формирования системы учреждений; принципы проектирования зданий; требования к земельным участкам, объемно-планировочным решениям, отдельным помещениям и элементам зданий.
Рекомендации составлены на основе положений: ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения"; ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"; ВСН 49-86 "Детские дошкольные учреждения"; СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"; книги Х.Ю. Калмета "Жилая среда для инвалида"; НИР Института общественных зданий по проблемам инвалидов в 1992-1993 гг.
Рекомендации разработаны Институтом общественных зданий: канд. арх. Е.М. Макотинской при участии арх. М.В. Каливкиной, техническое оформление Т.Б. Мержановой.
1. Общие положения
Принципы формирования системы учреждений
Система воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, имеющих различные отклонения в физическом и умственном развитии, должна рассматриваться как единая и непрерывная, цель которой - максимальная адаптация к самостоятельной и, по возможности, активной жизни каждого ребенка, оказавшегося в положении полной или частичной потери дееспособности.
Для создания комфортных условий пребывания детей-инвалидов, возможности приобретения ими наибольшей самостоятельности, достойного места в обществе, полной реализации их способностей необходимо формирование системы зданий для коррекционного воспитания, обучения и реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), включающей как специальные учебно-воспитательные здания, так и здания общего типа: школы, детские сады, дошкольные центры и другие учреждения, приспособленные для обучения детей с аномалиями развития.
Основными принципами формирования указанных учреждений являются:
полный охват детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, системой учреждений воспитания, образования и реабилитации;
наиболее раннее выявление и активная коррекция имеющихся отклонений, начиная с самого раннего возраста;
создание по месту жительства служб для оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов; подбор с помощью специалистов (дефектологов, психологов, педагогов, реабилитологов) наиболее оптимальных условий и учреждений для пребывания и обучения детей;
максимальное вовлечение детей с незначительными дефектами развития в образовательные учреждения общего типа (детские сады, школы).
В системе учреждений для детей-инвалидов выделяются следующие типы зданий в зависимости от возраста:
ранний возраст (до 2 лет) - неонатальные и перинатальные центры; консультативно-диагностические центры; центры социальной педиатрии;
дошкольный возраст (с 2 до 7 лет) - детские ясли-сады общего типа; специализированные дошкольные учреждения; компенсирующие группы при дошкольных центрах; дошкольные учреждения при спецшколах; дошкольные отделения при реабилитационных центрах; детский сад - начальная школа компенсирующего типа;
школьный возраст (с 7 до 18 лет) - специальные школы, профилированные по видам нарушений; реабилитационные центры; спецклассы и специальные блок-секции при общеобразовательных школах; общеобразовательные школы.
Принципы проектирования
Принципы проектирования зданий, входящих в систему учреждений для воспитания, образования и реабилитации детей-инвалидов, должны обеспечивать выполнение следующих условий:
создание небольших групп (классов) с целью обеспечения максимальной индивидуальности воспитания и обучения;
устройство учебных мест с учетом характера физических недостатков детей;
использование специальных коррекционных программ обучения в зависимости от дефектов развития и применение широкого спектра технических средств;
функционально-планировочная композиция здания должна отражать его назначение в зависимости от контингента воспитанников и иметь четкую структуру, обеспечивающую максимальный комфорт для детей и обслуживающего персонала;
создание базы для системы профориентации, отражающей многообразные особенности трудоспособности детей-инвалидов;
включение в структуру здания расширенного состава помещений для медицинской реабилитации;
использование малых средств реабилитации и соответствующего оборудования во всех помещениях, используемых детьми-инвалидами;
благоустройство и оборудование участка применительно к требованиям и особенностям контингента воспитанников.
Построение реабилитационной среды
Для максимального включения детей-инвалидов, имеющих незначительные недостатки физического развития, в систему адаптируемых школ общего типа предлагается четырехуровневый принцип построения реабилитационной среды, обеспечивающей необходимый медицинский контроль, коррекционно-восстановительное лечение и профессионально-трудовое обучение (рис. 1).
I уровень. Для микрорайонов малой плотности застройки целесообразным представляется в обычных школах оборудование 2-3 мест в каждом классе для возможного обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (ОДА). При этом школа должна быть целиком адаптирована к пребыванию детей-инвалидов.
II уровень. В микрорайонах средней плотности застройки (9-12 тыс. чел.) в обычных школах возможно формирование отдельного класса (10-12 чел.), где учащиеся имеют один вид нарушений меньшей или большей степени (т.е. только с нарушением зрения, слуха или ОДА). В этом случае вся школа адаптируется с учетом конкретных отдельных требований.
Ill уровень. Для микрорайонов с высокой плотностью застройки (более 16 тыс. чел.) в структуре укрупненных школ с клубно-спортивными блоками предлагается выделение отдельных учебных секций для обучения детей-инвалидов. При таком решении для возможности посещения учащимися-инвалидами адаптируются помещения клубно-спортивного назначения. Как вариант возможна пристройка блока учебных и реабилитационных помещений к уже существующей школе.
IV уровень. В районных реабилитационных центрах осуществляется медицинское обслуживание инвалидов-школьников и предусматривается профессионально-учебное отделение.
Вместимость зданий
Вместимость специализированных дошкольных учреждений не должна превышать 8 групп - 100 мест.
Вместимость дошкольных учреждений общего типа, частично адаптируемых для пребывания детей-инвалидов, снижается за счет уменьшения наполняемости в специализированных группах.
Спецшколы-интернаты рекомендуется проектировать не более чем на две параллели классов общей вместимостью не более 300 мест.
Спецшколы-интернаты для детей с нарушением слуха, зрения, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей рассчитываются на 12-летнее обучение и имеют в своем составе подготовительный класс.
Спецшколы-интернаты для умственно отсталых детей рассчитываются на 10-летнее обучение, подготовительные классы в спецшколах-интернатах для умственно отсталых детей не предусматриваются.
Основной контингент воспитанников спецшколы-интерната может быть также увеличен за счет детей, отягощенных, кроме основного физического недостатка, интеллектуальной неполноценностью. Из таких детей формируется отделение вспомогательных классов с 9-летним сроком обучения (I-IX классы).
Вместимость реабилитационных центров (домов-интернатов) для умственно отсталых детей не должна превышать 250 мест.
В адаптируемых школах общего типа, где имеют место спецклассы для обучения учащихся-инвалидов, общая вместимость здания уменьшается в связи с меньшей наполняемостью таких классов.
Вместимость групп, классов
Количество аномальных детей с незначительными недостатками физического развития в дошкольных группах смешанного типа, организуемых в обычных детских садах, дошкольных и оздоровительных центрах и т.д., не должно превышать 10 чел.
Количество учащихся-инвалидов с незначительными недостатками физического развития, обучающихся в школах общего типа, не должно превышать 10-12 чел.
Вместимость групп и классов в учебно-воспитательных учреждениях, специализирующихся по отдельным видам нарушений, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей |
Количество детей в классе (группе) | ||
ранний возраст (до 3 лет) |
дошкольный возраст(с 3 до 7 лет) |
школьный и подростковый возраст (с 7 до 18 лет) |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
1. С нарушением речи: с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков 2. С нарушением слуха: глухих слабослышащих и позднооглохших 3. С нарушением зрения: слепых слабовидящих с косоглазием и амблиопией 4. Умственно отсталых 5. С задержкой психического развития 6. С нарушением опорно-двигательного аппарата 7. Со сложными дефектами 8. С глубокой умственной отсталостью |
6 - 6 6 6 6 6 6 6 6 6 - |
10 12 6 8 6 10 10 10 10 8 6 8 |
12 - 8 10 8 12 - 12 12 10 6 10 |
Примечание. Исходя из местных условий и наличия средств наполняемость классов, воспитательных групп продленного дня в указанных специальных учебно-воспитательных учреждениях может быть ниже рекомендуемой предельной наполняемости. |
Эргономические данные
В разделе представлены иллюстрации с эргономическими данными для детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, пользующихся дополнительными приспособлениями при передвижении (палки, костыли, кресла-коляски и пр.). Эти данные следует учитывать при проектировании коммуникационных связей в здании, помещений различного назначения, расстановки стационарных элементов оборудования и мебели (рис. 2).
Для проектирования комфортной среды в зданиях для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, необходимо учитывать габариты разворота коляски по трем возрастным группам: до 7 лет; от 7 до 13 лет; от 13 до 18 лет (рис. 3).
2. Земельные участки
Территория участка
Территории специализированных учебно-воспитательных зданий должны размещаться на обособленных участках в озелененных районах или пригородной зоне, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы.
Учреждения для детей с нарушением зрения и слуха следует располагать в районах, удаленных не менее чем на 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок-пультов в связи с необходимостью исключения возможностей нарушения работы аудиометрической аппаратуры.
В вечернее время участок должен освещаться из расчета обеспечения освещенности на земле не менее 20 лк при лампах накаливания и не менее 40 лк - при люминесцентных лампах.
При въезде на участок необходима автомобильная стоянка на 6-10 легковых машин.
Участки необходимо ограждать забором высотой не менее 2 м с высадкой кустарника вдоль его внутренней стороны.
Для территории дошкольных учреждений и школ общего типа, адаптируемых к пребыванию детей-инвалидов, необходимо, по возможности, соблюдать вышеперечисленные требования.
Площади участков
Площадь участка специализированного дошкольного учреждения следует принимать не менее 60 на 1 место.
Площадь земельных участков спецшкол-интернатов приведена в табл. 2.
Площадь земельных участков домов-интернатов показана в табл. 3.
Таблица 2
Число параллель- ных классов |
Площадь, м2, на 1 воспитанника при нарушениях | |||
слуха | зрения | интеллекта | с тяжелыми последствиями полиомиелита и церебральных параличей |
|
1 2 |
200 160 |
205 160 |
205 180 |
180 140 |
Таблица 3
Характеристика детей | Площадь, м2, на 1 воспитанника | |
для обучаемых детей | для необучаемых детей |
|
Способные к самостоятельному передвижению То же, неспособные |
100 120 |
80 50 |
Зонирование участков
На земельных участках специализированных дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые с теневым навесом, коррегирующей гимнастики, физкультурных занятий, адаптации и обучения правилам поведения на улицах; оздоровительных процедур с плескательным бассейном (для II и III климатических поясов), хозяйственную, ознакомления с живой природой (рис. 4).
На земельных участках спецшкол-интернатов следует предусматривать зоны: физкультурно-спортивную, реабилитационную, учебно-опытную, отдыха, хозяйственную (рис. 5).
При зонировании участка необходимо обеспечивать прямую планировочную связь: физкультурно-спортивной и реабилитационной зон с блоками спортивных и медицинских помещений, зонами отдыха, зоной дошкольного отделения; учебно-опытной зоны с блоками учебных помещений старших школьников, хозяйственной зоной; зон отдыха учащихся всех возрастов с блоками жилых помещений соответствующих возрастных групп.
На земельном участке дома-интерната для умственно отсталых детей предусматриваются следующие площадки: групповые и общая; учебно-опытная; отдыха и встреч с родственниками; хозяйственная.
Элементы территории
Групповые площадки проектируются для каждой группы воспитанников, способных к самостоятельному обучению.
Площадь групповых площадок для умственно отсталых детей должна быть не менее 200 . Площадки для детей, неспособных к обучению, должны иметь ограждения.
Площадь групповых площадок для детей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата должна быть не менее 10 на 1 место.
На групповых площадках следует предусматривать теневые навесы для укрытия детей от атмосферных осадков, излишней солнечной радиации, сильных ветров.
Необходимо обеспечить удобную связь групповых площадок с входами в соответствующие групповые ячейки и с физкультурной площадкой.
Поверхность групповой площадки для детей с нарушением зрения должна быть ровной и иметь ограждающую полосу с другой поверхностью покрытия шириной 1-1,5 м, причем ограждающую полосу лучше делать наклонной с постепенным подъемом в 10-12°.
Физкультурная площадка должна быть площадью не менее 250 . На физкультурной площадке следует выделять зону для игр с мячом, зону для лазания, беговую дорожку не менее 30 м, яму для прыжков, зону для гимнастических снарядов и спортивных игр (рис. 6).
Физкультурные снаряды следует устанавливать на прочном железобетонном фундаменте, под снарядами необходимо укладывать песчаную подушку слоем 20-30 см.
В учреждениях для глухих детей, слабослышащих, умственно отсталых, с нарушением опорно-двигательного аппарата желательно ориентировать физкультурные площадки продольной осью на С-Ю, а для слепых и слабовидящих - на В-З.
На участках специализированных учреждений пешеходные и транспортные пути не должны пересекаться.
Минимальная ширина пешеходных дорожек - 1,8 м. Уклон дорожки должен быть не более 5°.
Съезды с тротуаров на проезжую часть должны снабжаться боковыми участками, обеспечивающими плавный переход от горизонтальной поверхности к наклонной поверхности съезда (рис. 7).
В зоне перехода через проезжую часть следует предусматривать островки безопасности не менее м. По островкам безопасности не должно быть движения автотранспорта.
Озеленение участков
При озеленении участков рекомендуется использовать как можно больше растений различных пород и сортов, так как они являются для детей учебно-ознакомительным материалом.
На участках учреждений для слепых и слабовидящих детей рекомендуется высаживать породы растений с ярко выраженными запахами, различной фактурой листьев, имеющих яркие цветы, что облегчает ориентацию на участке.
По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную зону из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м.
Не разрешается высаживать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении.
Площадь озеленения в специальных дошкольных учреждениях, спецшколах-интернатах для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта должна составлять не менее 50% площади участка, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 60%.
3. Объемно-планировочные решения
Этажность зданий
Специализированные детские учреждения допускается проектировать высотой не более трех этажей, оптимальная высота - 1-2 этажа.
Размещение функциональных групп помещений по этажам должно обеспечивать их удобную взаимосвязь, а также отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
Помещения для трудового обучения, учебно-производственные мастерские, отделения для детей, передвигающихся с трудом или с помощью приспособлений, следует располагать на первом этаже.
Помещения, режим которых может причинять беспокойство проживающим или мешать работе медицинского и административного персонала (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с машинными отделениями, венткамеры, компрессорные и т.п.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, лечебно-диагностическими кабинетами и помещениями администрации.
В подвальном или цокольном этаже допускается размещать складские и технические помещения, кладовые хранения сезонной одежды, обуви и личных вещей, гардеробные персонала.
Функциональная структура зданий
В зданиях специализированных дошкольных учреждений круглосуточного или дневного пребывания следует предусматривать следующие группы помещений (рис. 8): А - групповые ячейки для детей ясельного и дошкольного возраста; Б - общевоспитательные помещения (физкультурный зал, бассейн, комнаты специальных занятий); В - помещения медицинской реабилитации (медицинские кабинеты, процедурные, зал ЛФК и механотерапии); Г - помещения обслуживающего назначения (пищеблок, постирочные, административные и хозяйственно-бытовые помещения).
В зданиях дошкольных учреждений общего типа, адаптируемых для пребывания детей-инвалидов, наряду с обычным составом помещений следует предусматривать: групповые ячейки, оборудованные с учетом пребывания инвалидов; расширенный состав медицинских помещений, включающий кабинеты лечебно-коррекционного назначения.
Состав и взаимосвязь помещений каждой группы зависят от контингента детей-инвалидов и профиля учреждения.
В зданиях специализированных учреждений для детей в возрасте от 3 до 18 лет предусматриваются следующие группы помещений (рис. 9): А - помещения для проживания (групповые ячейки для дошкольников и жилые ячейки для младших, средних и старших школьников); Б - учебные классы и производственные мастерские; В - помещения общевоспитательного назначения (актовый и физкультурный залы, бассейны, помещения специальных занятий); Г - реабилитационно-медицинские помещения (кабинеты, процедурные, зал ЛФК и механотерапии); Д - помещения обслуживающего назначения (пищеблок, постирочная, административные и хозяйственно-бытовые помещения).
В зданиях школ общего типа, адаптируемых к обучению детей-инвалидов с незначительными недостатками физического развития, функционально-планировочная структура должна быть логически простой и компактной.
4. Основные помещения
Помещения, которыми пользуются дети-инвалиды в учебно-воспитательных зданиях, имеют различное назначение и частоту посещаемости. В разделе даются общие требования, минимальные габариты различных зон, варианты размещения оборудования для комфортного пребывания детей-инвалидов, имеющих аномалии в развитии.
В разделе не рассматриваются помещения административного, служебного и технического назначения.
Помещения для проживания детей-инвалидов
Группы помещений для проживания следует проектировать в составе: групповых ячеек - для детей дошкольного возраста; учебно-жилых ячеек - для детей младшего школьного возраста; жилых ячеек - для детей среднего и старшего школьного возраста.
Групповая ячейка для дошкольников
Каждая возрастная группа детей должна размещаться в групповой ячейке, состав помещений которой должен обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности, проведение лечебно-профилактических и учебно-воспитательных мероприятий. Обязательными в составе помещений являются: раздевальная, игровая, комната специальных занятий, спальня, туалетная, буфетная. Все помещения групповой ячейки следует располагать на одном этаже (рис. 10).
Групповая ячейка для дошкольников с разными незначительными отклонениями в развитии должна сочетать в себе комплекс всех основных требований к помещениям для детей с нарушением ОДА, зрения и слуха. Это касается ширины проходов и расстановки оборудования, цветового решения интерьера, уровня освещенности, визуальной и звуковой информации.
Требования к групповым помещениям для детей с нарушением слуха: увеличенная освещенность помещений в связи с дополнительной нагрузкой на зрительный анализатор; установка в комнате для специальных занятий электроакустических приборов; отделка стен и потолков комнаты для специальных занятий акустической плиткой; устройство на две групповые ячейки одной лаборантской с местом для индивидуальных занятий со слуховым оборудованием.
Требования к групповым помещениям для детей с нарушением зрения: автономность функциональных зон; непересечение функциональных зон с путями движения; непересечение основных путей движения между собой; расположение дверных проемов на одной оси; стационарная расстановка мебели и оборудования; исключение острых углов в оборудовании; оборудование комнаты для специальных занятий; плеоптоортоптической; устройство на две групповые ячейки класса предметно практического обучения и тифлопедагогического кабинета; четкое зонирование игровой по видам деятельности: питание, подвижные игры, тихие игры, спортивный уголок; во всех помещениях групповой ячейки необходимо предусматривать опорный тактильный и цветовой пути; при входе в групповую ячейку необходима установка звукового маяка; при входе во все помещения требуется устройство рельефных указателей; различная структура поверхности пола в разных функциональных зонах; выделение направления движения цветом и фактурой.
Требования к групповым помещениям для детей с нарушениями интеллекта: разделение помещений на функциональные зоны, соответствующие видам деятельности детей; выделение зоны столовой; организация на площади игровой полуизолированных уголков, дающих возможность детям уединяться, что создает необходимую для этих детей спокойную обстановку; организация пространства для "удовлетворения потребности в движении" (спортивный уголок).
В раздевальной зоны переодевания детей не должны пересекаться или накладываться на зону прохода. Ширину свободного пространства для прохода и расстояние между шкафом для одежды и скамьей следует принимать не менее 1000 мм (рис. 11, а).
В игровой следует предусматривать функциональные зоны: А - принятия пищи; Б - спокойных игр; В - подвижных игр; Г - место воспитателя (рис. 11, б).
Функциональные зоны не должны накладываться или пересекаться друг с другом, а также с основными путями передвижения - в спальню, раздевальную, туалетную, буфетную.
Интерьер игровой должен быть решен в теплой цветовой гамме со спокойным тоном стен и контрастным оборудованием.
Помещение спальни для детей-инвалидов должно оборудоваться только стационарными кроватями, причем стыковка кроватей длинными сторонами недопустима. Ширина одинарного прохода к кровати - не менее 600 мм, двойного - не менее 800 мм (рис. 11, в).
Для детей-инвалидов на креслах-колясках оборудование спальни имеет свою специфику: кровати оборудуются опорными поручнями, ширина проходов увеличивается, а число детей уменьшается до 4 чел.
Цветовая отделка спальни должна быть выполнена в спокойных тонах зелено-голубой гаммы.
Туалетные следует проектировать как единое помещение, состоящее из зон умывальной и уборной (рис. 11, г).
В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Для детей с недостатками зрения следует предусматривать ножной душ с фактурной дорожкой для развития тактильной чувствительности ступни.
В зоне уборной должны размещаться в закрывающихся без запора кабинах детские унитазы и в закрывающейся кабине - унитаз для взрослых. Размер детской кабины в плане мм.
Между кабинами следует предусматривать экран высотой 1,2 м (от пола), не доходящий до пола на 150 мм.
В помещении для специальных занятий с детьми, имеющими поражения ОДА, проводятся уроки по развитию речи, внимания, памяти, слуха, пространственно-временных представлений, так как дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники.
Помещение для детей с нарушением ОДА оборудуется одноместными столами, доской и шкафом для пособий. Вдоль свободных участков стен должен предусматриваться опорный поручень на высоте 500 мм от уровня пола. Диаметр поручня 35-50 мм. Мебель жестко крепится к полу. Помещение рассчитано на 8 детей (рис. 12, а).
Расстояния - проходы между столами для занятий должны быть не менее 900 мм, расстояние от столов до окна - не менее 500 мм, у противоположной стены - 1000 мм. При входе в помещение необходимо свободное пространство для разворота и разъезда кресел-колясок площадью не менее мм.
В помещении для специальных занятий с детьми, имеющими нарушения интеллекта, проводится коррекционно-воспитательная работа по формированию у детей элементарных математических представлений, развитию речи, изобразительной деятельности, восприятия, мышления для возможно более полного восстановления их нервно-психической деятельности и подготовки к обучению во вспомогательной школе. Помещение для занятий должно оборудоваться только одноместными столами. Рекомендуется выделять зону для игровых форм занятий. Размещение столов должно иметь свободный характер (рис. 12, б).
Комната для специальных занятий с детьми, имеющими нарушения слуха (рис. 12, в), размещается в составе групповой ячейки и предназначена для систематически проводимого специального обучения, использующего сурдотехническую аппаратуру и направленного на сохранение и развитие остаточного слуха, а также формирование словесной речи на основе всех сохраненных анализаторов (зрительного, тактильно-вибрационного). Стены и потолок комнаты должны быть отделаны акустической плиткой. В кабинете радиотехники с местами для аудиологических исследований детей должна быть обеспечена воздушная и ударная звукоизоляция.
В помещении спецзанятий с детьми-инвалидами по зрению необходимо обеспечить левостороннее естественное освещение столов. Применение двухместных столов исключается, причем каждый стол должен иметь свободный доступ. В помещении следует устанавливать умывальник с подводкой теплой воды (рис. 12, г).
Учебно-жилые ячейки для младших школьников
В специализированных детских учреждениях для детей младшего школьного возраста помещения для проживания и обучения рекомендуется проектировать в едином блоке учебно-жилых ячеек на одну воспитательную группу-класс с численностью детей 8-12 чел.
В состав учебно-жилой ячейки входят следующие помещения: раздевальная, гостиная (комната отдыха и внеклассных занятий), спальни, класс, комната для индивидуальных занятий, санитарный узел, комната воспитателя, комната для сушки, чистки и глажения одежды (рис. 13, а).
Рекомендуемые площади помещений учебно-жилых ячеек для младших школьников в зависимости от численности детей и вида нарушения (слуха, зрения, ОДА, интеллекта) даются в табл. 4.
Таблица 4
Наименование помещений | Площадь помещений, м2, для детей с нарушением |
|||
слуха (10)* |
зрения (12) |
опорно-двига- тельного аппарата (10) |
интеллекта (12) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Раздевальная 2. Гостиная 3. Спальня 4. Класс 5. Комната для индивидуальных занятий 6. Санузел: туалет умывальная кабина личной гигиены девочек душевая 7. Комната для сушки одежды 8. Комната для глажения одежды 9. Комната дежурного воспитателя с кладовой личных вещей детей 10. Хозкладовая 11. Веранда |
18 40 40** |
18 40 48 |
22 44 45 ---------- (18 х 2) + 9 44 16 12 ------- 6 х 2 16 ------- 8 х 2 5 10 4 8 12 ------- 8 + 4 4 40 |
18 40 45 ------- 9 х 5 40 12 12 ------ 6 х 2 12 ------ 6 х 2 3 8 4 6 12 ------- 8 + 4 4 - |
(16 х 2) + 8 40 12 12 ------ 6 х 2 12 ----- 6 х 2 3 8 4 6 12 ------ 8 + 4 4 - |
16 х 3 40 12 12 ----- 6 х 2 12 ----- 6 х 2 3 8 4 6 12 ----- 8 + 4 4 - |
|||
* В скобках указана нормативная численность проживающих детей. ** Над чертой - общая площадь, под чертой - ее расшифровка. |
Спальни для детей младшего возраста рекомендуется проектировать на 4 и 2 места (рис. 14). Площадь спальни на 1 ребенка с нарушением слуха, зрения или интеллекта должна быть не менее 4 . Площадь спальни на 1 ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата должна быть не менее 4,5
.
Спальни для детей, пользующихся при передвижении приспособлениями и креслами-колясками, должны оборудоваться таким образом, чтобы выделить индивидуальную зону каждому ребенку. Вдоль открытых участков стен и проходов необходима установка поручней.
Спальни для мальчиков и девочек проектируются раздельно, независимо от возраста учащихся. Спальни для мальчиков и девочек младшего школьного возраста входят в состав учебно-жилой ячейки одного класса.
Классы для занятий младших школьников должны оборудоваться одноместными столами.
В классах для занятий детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта расстояние между рядами столов должно быть не менее 600 мм, между столами - не менее 500 мм, ширина прохода между стеной и рядом столов - не менее 700 мм (рис. 15).
В классах необходимо предусматривать свободную зону для проведения игровых пауз во время урока.
Для детей с нарушением зрения на столах необходимо предусматривать индивидуальное рабочее освещение.
Для детей с нарушением слуха к столам должна подключаться сурдотехническая аппаратура.
В классе для занятий детей, пользующихся при ходьбе приспособлениями или креслами-колясками, должно предусматриваться жесткое крепление столов к полу.
Расстояние между столами и проходы должны быть не менее 850 мм. Для проезда и разворота кресла-коляски необходимо обеспечить проходы шириной не менее 1250 мм и разворотную площадку габаритом мм.
Жилая ячейка для старших школьников
В состав помещений жилой ячейки для старших школьников входят; гардероб-раздевальная, комната для сушки одежды, комната отдыха, спальни, комната для индивидуальных занятий, санитарный узел, комната для чистки и глажения одежды, комната воспитателя с кладовой личных вещей детей (рис. 13, б).
Рекомендуемый состав и площади помещений жилых ячеек для старших школьников даны в табл. 5.
Таблица 5
Наименование помещений | Площадь помещений, м2, для детей с нарушением | |||
слуха (10)* | зрения (12) |
опорно-двига- тельного аппарата (10) |
интеллекта (12) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Раздевальная 2. Спальня 3. Комната отдыха 4. Буфетная 5. Комната для индивидуальных занятий 6. Санузел: туалет умывальная кабина личной гигиены девочек душевая 7. Комната для сушки одежды 8. Комната для глажения одежды 9. Комната дежурного воспитателя с кладовой личных вещей 10. Хозкладовая |
20 46** |
20 54 ------ 18 х 3 30 5 12 8 10 3 8 4 6 12 ----- 8 + 4 4 |
24 50 |
20 50 ------ 10 х 5 36 ------ 18 х 2 5 12 8 10 3 8 4 6 12 ----- 8 + 4 4 |
(18 х 2) + 10 30 5 12 8 10 3 8 4 6 12 ----- 8 + 4 4 |
(20 х 2) + 10 36 5 16 10 12 5 10 4 8 12 ----- 8 + 4 4 |
|||
* В скобках указана нормативная численность проживающих детей. ** Над чертой - общая площадь, под чертой - ее расшифровка. |
Спальни рекомендуется проектировать не более чем на 4-5 чел. Площадь спальни для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта должна быть не менее 4,5 на 1 место, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 5
.
Жилые помещения для каждой группы умственно отсталых детей рекомендуется проектировать по принципу групповых ячеек детских дошкольных учреждений.
Для обучения умственно отсталых детей, передвигающихся с помощью приспособлений и кресел-колясок, помещения для проживания должны проектироваться в виде учебно-жилых ячеек с классом для занятий.
При помещениях жилых ячеек для воспитанников, пользующихся при ходьбе приспособлениями, необходимы лоджии и веранды.
Помещения для необучаемых лежачих умственно отсталых детей должны проектироваться по принципу больничной палаты. Число детей в одной палате - не больше 8 чел., площадь на 1 воспитанника - не менее 6 . При палате должен быть санитарный блок площадью не менее 12
.
Учебные помещения
В классах, кабинетах, лабораториях, мастерских адаптируемых школ общего типа необходимо предусмотреть возможность организации специально оборудованного места для занятий детей-инвалидов на креслах-колясках или пользующихся другими дополнительными средствами передвижения. Минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равен мм (рис. 16).
Состав учебных кабинетов специальных учебных заведений должен определяться на основе программы обучения, числа классов-потоков и учебных часов.
Габариты и конфигурация учебных кабинетов должны обеспечивать благоприятные условия для зрительной работы учащихся, а также условия для правильной организации педагогического процесса.
Площадь учебных кабинетов родного языка, литературы, математики, истории, географии на 1 учащегося с нарушением слуха и интеллекта следует принимать не менее 2,5 ; для детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата - не менее 3
. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 16
.
Площади учебных кабинетов информатики, электротехники и радиотехники следует принимать из расчета не менее 4,5 на 1 учащегося с нарушением слуха и интеллекта и не менее 5
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 18
.
Площади лабораторий физики, химии, биологии, кабинета черчения и рисования принимаются из расчета не менее 3 на 1 учащегося в спецшколах-интернатах для детей с нарушением слуха и интеллекта и не менее 3,5
- для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Площадь лаборантских при них не менее 18
, а при лаборатории биологии - две лаборантские не менее чем по 18
каждая.
Помещения для музыкальных занятий, занятий живописью и рисунком, посещаемые детьми-инвалидами, следует рассчитывать не более чем на половину класса в адаптируемых школах общего типа; в специализированных школах в этих помещениях должно приходиться не менее 4 на 1 учащегося (рис. 16, в-е).
Размеры рекреационных помещений для детей среднего и старшего возраста следует принимать из расчета не менее 1,2 на 1 учащегося. В учебно-жилых ячейках для детей младшего школьного возраста в качестве рекреационных помещений допускается использовать комнаты дневного пребывания.
В рекреациях, вестибюлях и холлах школ общего типа, адаптируемых к обучению инвалидов, рекомендуется предусматривать специальную зону для отдыха детей-инвалидов, располагающуюся в стороне от потоков других детей. Размеры организуемой зоны следует предусматривать на 2-3 учащихся из расчета мм на одного.
Залы для физкультурных и спортивных занятий, бассейны, раздевальные
В учебно-воспитательных учреждениях общего типа, адаптируемых к посещению детьми-инвалидами, а также в специализированных учреждениях в целях комфортности обслуживания рекомендуется размещение всех основных и вспомогательных помещений на одном уровне (этаже). Если такое архитектурное решение невозможно, то все внутренние лестницы должны быть дублированы пандусами и лифтами.
В физкультурном зале адаптируемых общеобразовательных школ следует предусматривать "мягкую стену" для защиты от травматизма расторможенных и слабовидящих детей.
В физкультурном зале и помещении с ванной бассейна следует предусматривать безопасную зону зрительских мест для учащихся инвалидов на креслах-колясках из расчета мм на одно место. Зона должна быть рассчитана не менее чем на 2-3 места.
Для организации учебно-тренировочных занятий по игровым видам спорта для инвалидов следует предусматривать зал размером не менее м. Если программа занятий не включает баскетбол на колясках, то размеры зала могут быть
м.
Ванна бассейна должна быть оборудована с учетом специальных требований эксплуатации для детей-инвалидов.
В адаптированных к потребностям инвалидов помещениях плавательного бассейна поверхность проходных ножных ванночек должна быть ровной, нескользкой и блестящей. Фактура поверхности должна меняться при выходе к обходной дорожке плавательного бассейна.
Ширина обходной дорожки адаптированного плавательного бассейна должна быть не менее 2000 мм. На обходных дорожках желательно выделять специальные места для хранения кресел-колясок и других вспомогательных средств координации.
Вокруг ванны бассейна, которым пользуются дети-инвалиды, обязательно должны быть сделаны бортики (рис. 17).
Для занятий инвалидов в плавательном бассейне обязательным условием является наличие двух ванн: для плавания и для обучения плаванию.
По пути движения инвалидов из раздевальных в помещение с ванной бассейна и физкультурно-спортивный зал должны быть установлены опорные поручни.
В раздевальных физкультурного зала и бассейна адаптируемых общеобразовательных школ следует устраивать изолированную от других детей раздевальную. Раздевальные должны иметь специально оборудованные санузлы и душевые кабины с учетом использования детьми-инвалидами.
Кроме этого, в раздевальной для инвалидов следует предусматривать зону для хранения кресел-колясок, костылей, палок и т.д.
Зона для переодевания инвалидов не может быть проходной (рис. 18).
Обеденные залы
В помещении школьной столовой для учащихся-инвалидов должна быть предусмотрена своя непроходная зона, оборудование которой должно учитывать возможность пользования детьми и на креслах-колясках. Часть посадочных мест следует организовать с учетом специфических требований детей-инвалидов (рис. 19).
Столы должны иметь конструкцию, позволяющую свободно подъезжать инвалиду на кресле-коляске; расстояние между ножками стола - не менее 900 мм; декоративные панели, полки для сумок не должны препятствовать частичному въезду кресла-коляски под стол.
Зона свободного прохода-проезда между столами и вдоль прилавка-раздачи должна быть не менее 900 мм. У кассового аппарата свободная зона для разворота кресла-коляски должна быть не менее мм.
Стулья должны быть удобными; иметь простую устойчивую конструкцию.
Покрытие пола в помещениях обеденных залов, используемых инвалидами, должно быть прочным, твердым, нескользким и без перепадов.
Актовые залы
В актовых залах школ общего типа, адаптируемых к обучению детей-инвалидов, необходимо предусматривать места для инвалидов-колясочников из расчета: зал на 50-150 мест - 3-5 мест; 150-300 мест - 5-7 мест; 300-500 мест - 7-9 мест. Сиденья для инвалидов могут быть размещены компактно или разбросаны по всему залу.
Места для инвалидов с нарушениями ОДА целесообразно оборудовать в первых и последних рядах зала обязательно на горизонтальных участках пола. В любом варианте они должны примыкать к проходу (рис. 20, а).
Сидячие места для детей-инвалидов на креслах-колясках в залах должны быть соединены с пространством действия, сценой.
Габариты зоны на одно место для инвалида на кресле-коляске - мм (без учета прохода для подъезда). Ширина прохода - не менее 900 мм, а для подъезда с разворотом - не менее 1500 мм.
Часть обычных кресел в зале может быть оборудована специальными фиксирующими и опорными приспособлениями.
Зрительские места для детей-инвалидов с дефектами слуха следует связывать с акустической системой зрительного зала. На креслах должны быть оборудованы пункты подключения индивидуальных слуховых аппаратов. Усиление громкости звука должно быть обеспечено при помощи наушников. Специальные места для хранения наушников могут быть устроены в подлокотниках или спинках кресел.
Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 900 мм с уклоном 8% и бортиками по бокам.
Лестницы и пандусы, ведущие на сцену, с одной стороны должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 500, 700, 900 мм.
На путях эвакуации зрителей из зала необходимо устраивать вдоль стены опорные поручни-перила на высоте 500, 700 и 900 мм от уровня пола. За 1500 мм от дверного проема или поворота коридора фактура поверхности поручня должна меняться.
В непосредственной близости от входа в зал (в фойе) следует предусматривать непроходные зоны отдыха и ожидания для детей-инвалидов. Зона на одного ребенка - мм; общая площадь зоны должна быть рассчитана не менее чем на трех детей.
Читальные залы библиотек
Все пространства для посетителей в библиотеке должны соответствовать потребностям детей-инвалидов. К ним относятся: читальные залы, абонементы, справочные комнаты, картотеки, открытые книгохранилища и ряд других.
В читальном зале школьной библиотеки не менее 5% рабочих мест должны быть оборудованы с учетом соответствующих требований маломобильных групп населения.
В читальном зале библиотеки, адаптированной к посещению детьми-инвалидами, следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных рабочих мест (рис. 20, б).
Отдельно должны быть предусмотрены зоны рабочих мест для инвалидов с нарушением ОДА (на креслах-колясках и пользующихся вспомогательными средствами коррекции) и отдельно для инвалидов по зрению.
Рабочие места для инвалидов с нарушением ОДА должны оборудоваться специальными приспособлениями фиксации положения тела. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать свободный въезд кресла-коляски под стол.
Габариты зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее мм. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 900 мм, т.е. габариты рабочей зоны вместе с проходом -
мм.
Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение и ряд других необходимых приспособлений.
Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе должна быть понижена до 700-900 мм от уровня пола.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотека также должны быть размещены в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) ребенка-инвалида на кресле-коляске, которая составляет по высоте 1220 мм. Ширина прохода у стеллажей - 1065 мм.
Реабилитационные помещения
Согласно проекту Закона РФ "О реабилитации инвалидов" все реабилитационные мероприятия делятся на медицинские, профессиональные и социальные.
Медицинские программы направлены на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных способностей инвалида.
Профессиональные программы направлены на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных навыков, а также на приобретение знаний, умений и профессиональную адаптацию с учетом конкретных физических или умственных недостатков.
Социальная реабилитация направлена на восстановление социально-бытовых навыков и адаптацию к общественной и бытовой деятельности.
Для учебно-воспитательных учреждений необходимо осуществление реабилитационных мероприятий по всем трем направлениям. Однако особая специфика в составе помещений и их оборудовании касается медицинской и профессиональной реабилитации.
Медицинские помещения
Медицинские реабилитационные помещения предназначены для коррекционно-восстановительной работы с детьми-инвалидами, которая предусматривает проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий по компенсации двигательных, слуховых, речевых, зрительных нарушений, а также недостатков интеллектуального развития.
Содержание и объем лечебно-оздоровительных мероприятий определяют состав помещений реабилитационно-медицинского назначения и их планировочные параметры.
В учебно-воспитательных учреждениях общего типа, адаптируемых к посещению детьми-инвалидами, кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуются физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа, зал ЛФК и механотерапии, кабинет психоневролога.
В профилированных специализированных учебно-воспитательных учреждениях в соответствии с профилем в состав медицинских помещений должны входить: кабинеты врачей-специалистов (не менее чем по 12 каждый), кабинет отоларинголога с аудиометрической кабиной (не менее
); офтальмологический кабинет и кабинет реабилитации для детей с нарушением зрения (длина кабинета не менее 20 м); кабинет ортопеда (не менее 18
), кабинет психиатра.
В учебно-воспитательных учреждениях для детей с нарушениями ОДА рекомендуется предусматривать кабинет подводного массажа и водолечебницу.
Медицинская комната должна быть не менее 8 , иметь отдельный вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора при его наличии. Между ними следует предусматривать остекленный проем на высоте 1,2 м от уровня пола (рис. 21, а).
Процедурный кабинет в специализированных дошкольных учреждениях и школах общего типа должен быть не менее 8 и не менее 18
- в спецшколах и домах-интернатах (рис. 21, б).
Изолятор предназначается как для временной изоляции детей до отправления домой или в больницу, так и для их лечения непосредственно в учреждении. Изолятор состоит из: приемной (не менее 4-6 ), одно-, двухместных палат (не менее 6
на ребенка), буфетной, туалетной (не менее 6
), комнаты для приготовления дезинфекционных растворов и хранения уборочного инвентаря. В состав изоляторов спецшкол-интернатов входит комната дежурной медсестры (не менее 9
), ванная; домов-интернатов - процедурная, уборная персонала, помещение для мойки суден, кладовая чистого и грязного белья, палаты-боксы на 2 койки. Изолятор имеет самостоятельный выход на улицу.
Число мест в палатах изолятора не должно превышать 1,5% общей вместимости специализированного дошкольного учреждения; 5% общей численности воспитанников, проживающих в спецшколе или доме-интернате как учреждении длительного пребывания детей. В спецшколах-интернатах должны быть выделены палаты для дошкольников.
Палаты не должны быть проходными.
Между комнатой дежурной медсестры и одной из палат изолятора предусматривается остекленный проем на высоте 1,2 м от уровня пола (рис. 22).
Бокс состоит из палаты, санитарного узла и шлюза между палатой и коридором. Бокс должен иметь выход наружу через тамбур или балконную дверь. Вместимость бокса - не более чем два места при площади на одного воспитанника не менее 6 (см. рис. 22).
Физиотерапевтический кабинет предусматривается в адаптируемых учебно-воспитательных учреждениях и во всех типах специализированных учреждений. В соответствии с профилем учреждения в кабинете должны быть предусмотрены зоны для электро-, свето-, теплолечения, УВЧ-, УЗИ-, микроволновой терапии, парафинолечения. Размер кабинета определяется исходя из 6 площади на аппарат, но не менее 18
; в спецшколах-интернатах для детей с нарушениями зрения, ДЦП, последствиями полиомиелита - не менее 36
(
). В домах-интернатах для детей с нарушением интеллекта применение закрытых кабин и экранов запрещается. При кабинете целесообразно предусмотреть комнату отдыха - раздевальную площадью не менее 12
(рис. 23).
Для организации группового профилактического УФ-облучения размер физиотерапевтического кабинета (фотария) принимается в зависимости от мощности облучателя, определяющей расстояние до пациента. При наличии облучателя УГД-3 с лампами ДРТ-1000 (ПРК-7) площадь фотария должна быть не менее 45-50 ; УГД-2 с лампами ДРТ-375 (ПРК-2) - 16-25
.
При фотарии должна быть предусмотрена комната для раздевания и отдыха. Рабочее место медсестры оборудуется вне фотария и обеспечивается звуковой сигнализацией.
Глубина ванны в кабинете подводного массажа должна быть не менее 40-60 см. По периметру ванна снабжена опорными
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 7. Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов". МДС 35-4.2000 (Госстрой Минтруд России, 1998 г. )
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России, ГУП ЦПП (Москва, 1998 г.)
Рекомендации содержат общие принципы формирования системы учреждений, принципы проектирования зданий, требования к земельным участкам, объемно-планировочным решениям, отдельным помещениям и элементам зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов
Для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией зданий для детей-инвалидов