Рекомендации
по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"
МДС 35-7.2000
(Минстрой РФ, Минсоцзащиты РФ, 1997 г.)
Шифр МДС 35-7.2000 присвоен настоящим Рекомендациям в соответствии с Общероссийским строительным каталогом
См. также СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренный постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 72
Предисловие
Рекомендации предназначены для проектирования физкультурно-оздоровительных и детских физкультурно-игровых сооружений, учитывающих специфические особенности инвалидов.
Положения настоящего документа имеют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований к физкультурно-оздоровительным сооружениям для инвалидов в архитектурно-планировочное задание и в задание на проектирование.
Рекомендации применимы также при проектировании физкультурно-оздоровительных объектов массового строительства и могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных и рекреационных объектов.
Данный выпуск является вторым в серии рекомендаций по проектированию различных видов физкультурно-спортивных сооружений (см. прил.). Его рекомендации предназначены только для физкультурно-оздоровительных и досуговых сооружений как отдельных объектов строительства, так и включенных в состав спортивных комплексов, учебно-воспитательных учреждений, клубов, внешкольных учреждений.
Требования к проектированию чисто спортивных объектов как совместного пользования, так и специализированных центров инваспорта, а также к проектированию спортивных сооружений с местами для зрителей в данном выпуске не рассматриваются.
Рекомендации разработаны на основе передового отечественного и зарубежного опыта с использованием результатов многолетних научных исследований АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Некоторые положения Рекомендаций проверены экспериментально.
Рекомендации разработаны в развитие ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
Общие положения
Рекомендации рассчитаны на проектирование физкультурно-оздоровительных сооружений с учетом потребностей следующих категорий инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата;
с дефектами зрения;
с дефектами слуха.
Выполнение положений Рекомендаций дает возможность использовать оздоровительные здания и сооружения лицам с легкими формами дефектов психики, инвалидам с нарушениями функций внутренних органов, а также ослабленным людям.
Для определения параметров спортивных сооружений основополагающее значение имеют требования технологии к организации физкультурных и оздоровительных занятий.
Физкультурно-оздоровительные занятия инвалидов имеют две формы:
начальная или общая подготовка (для увеличения мышечной силы, подвижности суставов, улучшения координации движений, развития выносливости);
активный отдых (игры и занятия для улучшения физического и духовного состояния организма).
Основой общей физической подготовки (ОФП) для инвалидов являются общеукрепляющие упражнения: на выносливость, равновесие, гибкость, подвижность. Площадь, необходимая для выполнения таких упражнений каждым занимающимся, составляет около 4 , что соответствует площади для аналогичных занятий здоровых людей. Исключение составляют инвалиды по зрению, для которых необходимо около 6
на каждого занимающегося.
Другую группу образуют упражнения, выполняемые на различных снарядах и тренажерах. Имеются в виду гимнастические стенки, различные пристенные блоки, поручни, параллельные брусья и зеркала для упражнений в ходьбе, канаты, кольца, перекладины, гимнастические скамьи, горки. Кроме того, могут применяться и другие несложные приспособления: доски для балансировки, лесенки с пандусом, напольный батут, низкое гимнастическое бревно и др.
Средняя площадь на каждый элемент оборудования складывается из площади, занимаемой тренажером или снарядом, размеров зон безопасности и площади для подходов. Если два первых показателя стандартные, то третий дает увеличение средней площади по сравнению с необходимой для обычных занимающихся и глухих. В площадь подходов к оборудованию входят размеры проходов для незрячих и "колясочников", а также место, где оставляется кресло-коляска, если для выполнения упражнения необходима пересадка инвалида. Таким образом, площадь на каждую единицу оборудования составляет не менее 6 .
Третья группа упражнений ОФП тесно связана с активным отдыхом. Площади мест занятий, под используемое оборудование и инвентарь зависят от конкретного вида игры или упражнений.
Важнейшее значение для инвалидов (в первую очередь с ПОДА) имеют занятия в воде. Водная среда, компенсируя вес тела, снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению респираторной функции. Кроме того, упражнения в воде помогают воспитывать морально-волевые качества, необходимые для преодоления чувства неуверенности в себе. Для слепых вода - единственная среда передвижения без каких-либо опасных препятствий.
Прежде чем инвалид начнет заниматься в воде, он должен пройти курс специальной психологической и физической подготовки. И в дальнейшем водные занятия сочетаются с занятиями в зале. В комплексы упражнений подготовительных занятий включаются специальные элементы для развития определенных групп мышц как с использованием различных тренажеров и снарядов, так и без них. Занятия могут проводиться в залах ОФП либо в специальных залах подготовительных занятий. Размеры залов подготовительных занятий могут быть стандартными (рекомендуемыми для ванн бассейнов общего пользования). Необходимо лишь правильно расставить оборудование, с учетом особенностей инвалидов. Количество оборудования в залах может быть уменьшено по сравнению со стандартным набором.
Упражнения в воде обычно состоят из элементов игр и плавания. В соответствии со своей категорией инвалиды могут заниматься различными видами плавания, при этом может использоваться вспомогательное оборудование: доски для плавания, надувные трусы и шапочки, протезы с ластами, плавающие мячи, кольца и другие предметы.
В воде также проводятся различные игры: элементы водного поло, водный баскетбол, волейбол и др. Для этого используется специальное оборудование: плавающие баскетбольные корзины, ворота, сетки, натягиваемые поперек ванны бассейна, и пр.
Размеры и формы ванн для оздоровительного плавания инвалидов - стандартные, как для обычных физкультурно-оздоровительных занятий. Однако следует иметь в виду, что инвалиды с параличом ног могут заниматься в ваннах с минимальной глубиной воды 1,2 м.
В специализированных детских учреждениях организация среды обитания должна быть направлена на предоставление возможности детям во время игры получить необходимую для полноценного развития физическую нагрузку. Поэтому занятия детей-инвалидов физкультурой и спортом в возрасте от 3 до 12 лет носят характер обучения гимнастическим упражнениям, элементам спортивных игр, а главное - умению свободно ориентироваться и передвигаться в окружающем пространстве, приспосабливаясь к нему соответственно виду и степени инвалидности.
Необходимое сочетание игровой, физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивается набором различных по типу площадок (спортивных, тематических, для творческих игр) и многофункциональными помещениями.
Решение интерьеров помещений и оборудование в сооружениях данного типа должны быть сомасштабны и соответствовать интеллектуальным способностям и физическим возможностям детей определенного возраста и инвалидности.
В оздоровительных сооружениях следует решать пространство так, чтобы люди с ограниченной подвижностью могли чувствовать себя полноценными членами общества. Для этого необходимо обеспечить им доступ ко всем видам физкультурно-оздоровительных сооружений посредством устройств, помогающих ориентироваться и передвигаться без посторонней помощи.
Главным требованием при проектировании объектов для инвалидов является обеспечение травмобезопасности при пользовании всеми видами физкультурно-оздоровительных сооружений.
Необходимо избегать резких перепадов поверхностей пола или грунта и различных препятствий по ходу движения, что достигается организацией пандусов, устранением порогов и других выступающих элементов конструкций.
Устройство ограничительных и направляющих поручней для детей высотой 500 - 700 мм, стационарное крепление оборудования дадут возможность для непрерывного опорного движения и устойчивости во время занятий.
Для ориентации в пространстве устанавливаются табло и указатели направления движения к различным видам игрового оборудования, а также применяются тактильная и цветовая маркировка габаритов помещений, площадок, пешеходных путей.
Общие требования к территории
Планирование участка
Желательно избегать перепадов уровней земли на путях передвижения занимающихся между блоками вспомогательных помещений и площадками.
При размещении площадок на участках необходимо предусмотреть удаление их границ от всякого рода препятствий (заборов, стен и др.) не менее чем на 3 м.
По периметру земельного участка комплекса открытых физкультурно-оздоровительных сооружений следует предусматривать ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых насаждений. Отдельные площадки и открытые плавательные бассейны должны окружаться полосами кустарниковых насаждений.
Открытые площадки должны быть максимально защищены от уличного шума. Это может достигаться за счет озеленения, обваловки площадок или строительства акустических экранов.
Минимальная ширина шумозащитной полосы с двумя-тремя рядами деревьев и плотным кустарником должна составлять не менее 10 м. Каждый ряд снимает транспортный шум на 1,2 - 1,8 дБ. При этом деревья должны быть высотой не менее 5 - 7 м.
Благоустройство территории, автостоянки и все пути передвижения занимающихся должны отвечать общим требованиям, изложенным в выпуске 1 рекомендаций "Общие положения" (см. прил.).
Открытые плоскостные сооружения
Устройство площадок и дорожек
Для обеспечения ориентации и безопасности инвалидов, страдающих полной или частичной потерей зрения, следует:
использовать в качестве ориентиров для направления движения звуковые маяки;
устраивать по периметру игровых площадок полосу ориентации шириной не менее 1,5 м с прилегающей к ней полосой безопасности шириной не менее 2,5 м;
устраивать полосу ориентации шириной не менее 2 м вдоль дорожек для бега или разбега перед прыжком;
предусматривать на беговой дорожке зону старта длиной по направлению движения не менее 5 м и зону финиша - длиной не менее 25 м;
устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн бассейнов.
Полосы ориентации, а также повороты беговых дорожек, зоны стартов и финишей, толчковые зоны при прыжках должны выделяться фактурной поверхностью покрытия с ярким контрастным цветом.
Площадки и дорожки для различных занятий
Важным элементом открытых физкультурно-оздоровительных сооружений является "тропа здоровья". Ее протяженность и степень сложности для прохождения определяются в соответствии с конкретными условиями. "Тропа здоровья" может оснащаться как стандартными видами оборудования, так и специальными, рассчитанными на инвалидов определенных категорий. Маршрут и зоны для упражнений должны обозначаться при помощи системы информации для незрячих, а также четкими, хорошо различимыми указателями.
Крокет. Играющий ударами деревянного молотка стремится провести мяч через ряд препятствий в виде проволочных ворот, расположенных на площадке в определенном порядке. Покрытие площадки - травяное, грунтовое, из спецсмесей.
Кегли (шары). Подвижная игра, в которой участники, катая по дорожке шар, стараются сбить расставленные на расстоянии в определенном порядке деревянные фигуры - кегли или шары. Покрытие площадки - грунтовое, асфальтобетонное.
Футбол-теннис - игра для инвалидов с ПОДА. Играют 2 команды по 4 игрока. Разрешен переброс мяча любой частью тела, кроме рук. Прямоугольное поле для игры 20х8 м разделено на две половины сеткой высотой 1 м от пола.
Мяч через шнур - игра, близкая по правилам к волейболу. Играют инвалиды с ПОДА (ампутанты): 2 команды по 4 игрока. По правилам не допускается падение мяча. Размеры поля для игры - м, шнур натягивается посередине на высоте 1,8 м от пола.
Гандбол через сетку - игра для инвалидов с ПОДА (ампутанты). Играют 2 команды по 6 - 10 чел. Поле для игры м, сетка или шнур натягиваются на высоте 1,8 - 2 м от пола. "Воротами" считается вся зона в торцах площадки, верхней границей - шнур на высоте 2,4 м от пола.
Мини-гольф - упрощенный гольф с расположением лунок по кругу. Играющие должны ударом клюшки попасть мячом в цель (лунку). Покрытие площадки - травяное.
Метание кольца - игра заключается в метании кольца в цель, расположенную на горизонтальной, вертикальной или наклонной поверхности. Размеры зоны для метания - м. Покрытие - грунтовое, из спецсмесей, резинобитумное.
Детские физкультурно-игровые сооружения
Площадки для спортивных игр
В течение последних лет инвалиды сами стали инициаторами ряда игр: флюгбол ("летающий мяч"), прельбол ("мяч с отскоком"), зиц-бол ("мяч сидя"), волейбол сидя, фаустбол в зале, баскетбол на инвалидной коляске, саксессбол, юниор-саксессбол (упрощенный баскетбол). Размеры площадок для начинающих игроков даны в табл. 1.
Таблица 1
Название игры | Длина площадки, м |
Ширина площадки, м |
Дополнительные условия |
Флюгбол | 8 | 5 | Лента на высоте 1,9 м от пола |
Прельбол | 16 | 8 | То же, 0,4 м |
Зицбол | 10 | 8 | То же, 1 м |
Футбол-теннис | 20 | 8 | То же |
Волейбол сидя | 10 | 6 | Высота верхней кромки сетки 1,15 м от пола |
Полосы препятствий
Для развития координации движений и ориентации в пространстве используют полосы препятствий.
Для детей, способных передвигаться на ногах с опорой, возможны также занятия бегом или ходьбой на укороченные дистанции (от 20 до 500 м в зависимости от физических возможностей детей).
Езда на колясках является основой многих видов спортивных занятий инвалидов. Наиболее распространены: гонка на время и гонка слалом с препятствиями. В зависимости от возраста и степени инвалидности проводятся гонки на время на короткие (30 - 100 м) и длинные (600 - 1000 м) дистанции, а также эстафеты ;
;
м. Гонка слалом на дистанции 25, 50, 75 м проводится на открытой площадке и в зале. Минимальная площадка
м, предпочтительнее
м. Для дистанции 25 м достаточна площадка
м.
Комплексные игровые площадки
Травмобезопасность детей должна обеспечиваться устройством оград высотой 1 - 1,2 м из металлических сеток, дерева или живой изгороди в местах примыкания площадок к улицам, железным дорогам, глубоким водоемам; организацией дренажа поверхности площадок; правильным выбором покрытий для разных видов деятельности.
Игровые площадки желательно визуально обособлять от неигрового пространства (городской среды, жилых корпусов, спортивных площадок для взрослых).
Необходимо разграничивать площадь участка на зоны по возрастным категориям, выделять места для детей от 1 года до 4 лет. Площадки для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно условно разделить с помощью усложняемых игровых устройств на зоны для 5 - 7, 8 - 10; 11 - 12 лет.
Игровые открытые площадки имеют наибольшее распространение среди сооружений для детей, так как длительное пребывание на воздухе - одно из требований режима дня ребенка.
Комплексные игровые площадки для активного досуга компонуются в основном из следующих зон: физкультурно-игровых устройств; игр с водой и с песком; спортивных игр.
Комплекс может быть дополнен зонами: для изучения правил дорожного движения; уголками природы с различными растениями и вольерами для животных; тематическими ("театр", "цирк", строительные конструкторы, сооружения, имитирующие жилье разных исторических эпох: замки, вигвамы, пещеры и т.п.), но этот набор требует обязательного присутствия инструктора и кладовых для хранения инвентаря.
Территория участка для игр рассчитывается исходя из минимальной площади, необходимой для одного ребенка: 1 - 4 лет - 5 - 7 ; 5 - 7 лет - 7 - 10
; 8 - 10 лет - 10 - 12
.
Основные требования к организации площадок для слепых и ограниченно зрячих (ОЗ):
А - игровое пространство необходимо ограничивать загородкой высотой 600 - 900 мм;
Б - пешеходные и беговые дорожки должны быть снабжены направляющими поручнями;
В - выступы на поручне обозначают конец дорожки;
Г - перепады рельефа отмечаются повышением или понижением направляющего поручня;
Д - повороты дорожек обозначаются изменением качества и фактуры покрытия: твердое - мягкое, гладкое - неровное, с выпуклыми или вогнутыми плитами;
Е - на пешеходных дорожках устанавливается указатель направления движения к площадке со стационарным игровым оборудованием.
Примеры расстановки оборудования в игровых зонах для слепых и ограниченно зрячих.
Помещения для активного досуга
С целью большего разнообразия видов деятельности детей в различное время года и, в частности, для игр в непогоду необходимо строить крытые сооружения, отдельно стоящие или в составе центров досуга.
В составе центров досуга, в детских клубах, санаториях, при учебных комплексах рекомендуется проектировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста помещения для спортивных игр, физкультурно-оздоровительных занятий, подвижных и музыкальных игр. Состав помещений определяется в зависимости от количества обслуживаемых детей и профиля учреждения.
Дом для игр при комплексных площадках включает в свой состав: многофункциональное помещение для подвижных игр, мастерские, кружковые комнаты, санузлы, помещения для обслуживающего персонала, кладовые для инвентаря и оборудования. К игровому дому рекомендуется пристраивать навес над площадкой для спортивных игр. Площади помещений рассчитываются исходя из количества детей, обслуживаемых комплексной площадкой.
Многофункциональное помещение для игр должно предоставлять детям возможность быстрой смены характера занятий. Такой вид помещения наиболее удобен для дошкольников. Единое пространство предназначено для сюжетно-ролевых игр, физических упражнений, игр со строительным конструктором, рисования. Потолок в таком помещении проектируется звукопоглощающим с закладными деталями для крепления подвесного физкультурного оборудования.
Для детей-инвалидов младшего дошкольного возраста и при тяжелых формах инвалидности рекомендуются многофункциональные помещения, обеспечивающие организацию игр, в которые более подвижные и приспособленные дети могут играть на открытых площадках.
Полы и стены в этих помещениях устраиваются так, что ребенок может передвигаться ползком или держась за опорные поручни и мебель. Примером такого помещения может служить "Домик для игр в воде и с песком" (площадь комнаты с песком и ванной для плескания 12 ; комната со свободной площадью для передвижения 15
; кладовая, проекторная 4
.
Основные функциональные блоки
Состав основных и вспомогательных помещений
Состав основных и вспомогательных помещений физкультурно-оздоровительных сооружений определяется исходя из функционального назначения объекта, предполагаемого контингента пользователей и требований методического и медико-гигиенического характера. Он может варьироваться в соответствии с конкретными условиями.
Предпочтительно, чтобы при проектировании физкультурно-оздоровительных сооружений предусматривался комплексный состав основных помещений. Минимальный набор составляют плавательный бассейн и зал для общей физической подготовки, который оснащается различным оборудованием для игр и физкультурных занятий. Размеры ванн и залов определяются в соответствии с конкретными ситуациями.
Из вспомогательных помещений, помимо блоков обслуживания залов и ванн бассейна, рекомендуется предусматривать помещения для отдыха занимающихся и медико-восстановительный центр, который может состоять из одной камеры сухого жара с массажной.
Расширение набора основных и вспомогательных помещений происходит за счет наращивания количества залов и (или) ванн бассейна с соответствующим дроблением функций для того или иного вида занятий, а также включения в комплекс помещений досугового, реабилитационного или иного назначения.
Состав и внутренние связи
Залы и помещения, предназначенные для физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов, могут размещаться в составе спортивных корпусов, быть встроенными в здания другого назначения или пристроенными к ним, а также размещаться в отдельно стоящих зданиях.
Особенности инвалидов различных категорий влияют на функциональный состав и связи внутри здания. Так, необходимо предусматривать кратчайшие пути передвижения от вспомогательных к основным помещениям. Недопустимо их размещение на разных отметках. В составе раздевальных должны предусматриваться специальные помещения для переодевания инвалидов с помощниками. Во вспомогательных и основных помещениях выделяются специальные зоны или отдельные помещения для хранения вспомогательных средств передвижения.
Максимально приближенным к местам занятий должно быть помещение первой медицинской помощи. Помимо этого рекомендуется предусматривать блок медико-восстановительных помещений, в состав которого должны входить минимально возможный набор медицинских кабинетов и процедурных, а также как непременный элемент - сауна в блоке с массажной.
Связи блоков вспомогательных помещений, размещаемых отдельно от открытых плоскостных сооружений, также должны быть кратчайшими. Места занятий на открытых сооружениях должны размещаться компактно, иметь прямые связи между собой, при этом должна быть обеспечена их изоляция в соответствии с функциональными требованиями.
Залы
Основные габариты залов для физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов складываются из размеров площадок для игр и занятий, необходимых зон безопасности и площади для размещения вспомогательного оборудования для передвижения и ориентации.
Размеры и единовременную пропускную способность помещений в зависимости от назначения по виду проводимых занятий следует принимать по табл. 2 (см. 8 - 15).
Таблица 2
N п/п |
Виды занятий (игр) | Строительные размеры | Пропускная способ- ность, чел./смена |
Категория инвалидов |
||
длина | ширина | высота | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка с элементами игр Занятия на тренажерах Мяч через шнур Мяч сидя Гандбол через сетку Футбол-теннис Прельбол Ринг-теннис Бадминтон-теннис Метание в кегли Боча Боссель в зале Малые игры, танцы, ритмика Малые игры с мячом, скейтборд |
24 30 12 15 24 15 36 24 21 18 18 18 30 18 27 15 12 27 |
12 15 6 9 12 12 15 12 12 9 12 12 18 9 12 15 15 |
6 6 4 4 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 |
10 15 4 8 20 8 8 4 4 20 8 8 15 - 6 15 |
ДЗ, ПОДА, ДС ДЗ, ПОДА, ДС ДЗ, ПОДА, ДС ПОДА ПОДА, ДЗ ПОДА ПОДА " ПОДА, ДЗ ПОДА, ДЗ ПОДА " " ПОДА, ДЗ ДЗ |
Габариты и пропускная способность бассейнов
Номенклатура основных типов ванн для физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов определяется в соответствии с методическими и антропометрическими требованиями.
Размеры и пропускная способность ванн приведены в табл. 3
Таблица 3
Ванна | Габариты в плане, м |
Глубина, м | Пропуск- ная способ- ность, чел./смена |
Примечания |
Оздорови- тельно-тера- певтическая Плескатель- ная свободной формы Учебная для обучения плаванию Физкультурно -оздоровите- льная для оздоровите- льного плавания |
А 3х7 Б 6х12 15 - 35 м2 Более 25 м2 А 6х10 Б 8х16,6 А 8х16,6 Б 11х25 |
0,25 - 1,35 0,6 - 0,85 0 - 0,4 0,7 - 1,0 0,6 - 1,35 0,8 - 1,35 0,9 - 1,45 1,2 - 1,45 |
2 12 3 - 6 от 6 10 24 24 40 |
А и Б - инвалиды с ПОДА, желательно применение подъемного дна Для детей младшего возраста Дети 6- 12 лет А - для детей всех категорий инвалидности; Б - для взрослых А - для всех, кроме инвалидов с параличом нижних конечностей; Б - для всех категорий |
Размеры и пропускная способность открытых площадок и ванн бассейнов принимаются в соответствии с приведенными выше данными для крытых сооружений.
Залы для физкультурно-оздоровительных занятий
Основные требования
Залы для физкультурно-оздоровительных занятий людей с физическими недостатками должны удовлетворять требованиям соответствующего пособия к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
В целях безопасности стены залов должны быть абсолютно гладкими, без уступов. Все детали крепления оборудования, выключатели и регуляторы должны закладываться заподлицо в стены. При расстановке оборудования и тренажеров следует учитывать зоны безопасности и подъезды для инвалидов на колясках.
Для занятий людей с полной или частичной потерей зрения не рекомендуется использование отдельных площадок и зон, выгороженных в многосекционных залах перегородками, не обеспечивающими акустической изоляции. В спортивных залах, предназначенных для этих категорий людей, следует предусматривать звукопоглощающие акустические потолки, а на стенах залов - обшивку мягкими и упругими материалами на высоту не менее 2 м от пола и установку горизонтальных поручней на высоте 0,9 м.
Залы для инвалидов с дефектами зрения
Для слепых и ограниченно зрячих (ОЗ) главной задачей является обучение координации движений и ориентации в пространстве. Слепые и ОЗ ориентируются преимущественно с помощью акустических средств, тактильной и интенсивной цветовой маркировки. Поэтому спортивные площадки должны иметь выпуклую или вогнутую поверхность, ярко окрашенную разметку пола, соответствующую виду игры.
Залы для ОФП
В зале размером м для физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата выделено две зоны: для укрепляющих упражнений без использования спортивных снарядов и зона тренажеров. Расстановка оборудования обеспечивает возможность проезда инвалидного кресла во всех зонах зала. Вдоль стен зала на свободных от оборудования участках предусмотрен поручень для удобства передвижения инвалидов с ослабленным зрением. Для самоконтроля инвалидов по стене зала предусмотрена установка зеркала.
Залы для тренажеров
В зале размером м для специальной физической подготовки инвалидов проводится разработка отдельных суставов, "накачка" определенных групп мышц. Для этого в зале установлен ряд специальных тренажеров.
Рабочие зоны тренажеров расширены по сравнению с сооружениями общего пользования. Кроме того, в зале предусмотрена специальная информационная дорожка для инвалидов с ДЗ.
Ба
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения". МДС 35-7.2000 (Минстрой РФ, Минсоцзащиты РФ, 1997 г.)
Текст документа приводится по официальному изданию (Москва, 1997 г.)
Содержат рекомендации по проектированию физкультурно-оздоровительных и детских физкультурно-игровых сооружений - площадок для спортивных игр, основных типов залов и бассейнов, помещений для активного досуга, медико-восстановительных помещений, раздевален для занимающихся, а также общие требования к внутренней среде помещений
Предназначены для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, органов социальной защиты, обществ инвалидов
Разработаны АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева - кандидаты архитектуры И.Б. Мезенцева, Е.М. Лось, архит. Н.А. Клементьев, A.M. Полянцева при участии канд.архит. Г.И. Быковой
Подготовлены к изданию редакционной коллегией: В.А. Цветков, Н.Н. Якимова (Минстрой России), Ю.В. Колосов, A.M. Кузнецова (Минсоцзащиты России)