Согласно сообщению Управления технормирования Госстроя РФ от 24 ноября 2003 г. номер СП 12-134-2001 настоящего свода правил изменен на номер СП 12-102-2001
Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Введение
Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10 - 15% всех затрат на эксплуатацию машин.
Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин,
Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.
Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).
1. Область применения
Настоящий Свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее - топливо) строительных и дорожных машин.
Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин).
Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.
Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 "Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве" в части метода расчета норм топлива машин.
2. Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов
Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).
См. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г.
3. Термины и определения
Норма расхода топлива - плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.
Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.
Базовая (типовая) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.
Примечание - Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.
Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля - индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.
Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.
Групповая норма расхода топлива - норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.
Общепроизводственная норма расхода топлива - групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.
4. Общие положения
4.1. Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.
При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя.
4.2. Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно.
4.3. Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.
4.4. Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.
4.5. Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).
Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.
4.6. Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:
- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;
- нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);
- структура и численность (по маркам) парка строительных машин;
- объем и структура строительных работ (производства);
- показатели действующих стандартов на машины;
- результаты испытаний;
- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);
- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
4.7. Нормы расхода топлива классифицируются:
- по степени укрупнения - на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые);
- по режиму работы - на работу оборудования и на транспортный режим (для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы;
Примечание - Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).
- по времени действия - на годовые, квартальные, на месяц, на декаду;
- по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;
- по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).
4.8. Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.
4.8.1. Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.
Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.
4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.
Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.
4.8.3. Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.
Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.
5. Методика расчета индивидуальных норм расхода топлива
5.1. Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент (К), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.
5.2. Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле
-3
Н = g х N х К х 10, (1)
т е е
где g - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя
е машины, г/кВт х ч (принимают согласно данным
эксплуатационных документов на двигатель);
N - номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают
е согласно данным эксплуатационных документов машины);
К - интегральный нормативный коэффициент изменения расхода
топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины
(далее - интегральный коэффициент);
-3
10 - переводной коэффициент граммов в килограммы.
5.2.1. Значение интегрального коэффициента определяют по формуле
К = К х К х К х К х К , (2)
т.з в м т.м и
где К - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и
т.з прогревание двигателя, а также ежесменное техническое
обслуживание машин, К = 1,03 для всех машин;
т.з
К - коэффициент использования двигателя по времени (при
в отсутствии фактических значений, определенных в реальных
условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1
приложения А);
К - коэффициент использования мощности двигателя (при
м отсутствии фактических значений, определенных в реальных
условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1
приложения А);
К - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в
т.м зависимости от степени использования мощности двигателя
(выраженной коэффициентом К), определяется по
таблице А.2 приложения А;
К - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по
и таблице А.3 приложения А.
Примечания
1. Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.
2. Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле
Н (л/маш.-ч) = Н (кг/маш.-ч) х К,
т т
где К = 1,21 для дизельного топлива, К = 1,35 для бензина.
3. Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - 0,735.
4. При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент Е, равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.
5.2.2. Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.
Таблица 1
Наимено- вание машины |
Марка машины |
Характеристика двигателя | Коэффи- циент исполь- зования двигате- ля по времени К_в |
Коэффи- циент исполь- зования мощнос- ти двига- теля К_м |
Коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использова- ния мощности двигателя К_т.м |
Коэффи- циент, учиты- вающий износ двига- теля К_и |
Индивидуальная норма расхода топлива Н_т |
|||
Дизель- ный или карбюра- торный |
Мощность N_е, кВт |
Удельный расход топлива g_е, г/кВт х ч |
кг/маш.-ч | л/маш.-ч | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5.2.3. Если количество машин одной марки (модели) в парке строительной организации более десяти, то рекомендуется организовывать проверку расчетной нормы (расхода топлива на 1 маш.-ч работы машин) путем определения фактического расхода топлива. По результатам такой проверки может быть выполнена корректировка расчетной нормы.
5.3. Индивидуальные нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации, учет которых производится с помощью поправочных коэффициентов (Д), повышающих или снижающих исходное значение нормы.
5.3.1. Индивидуальные нормы расхода топлива повышаются при влиянии факторов, приведенных в таблице 2.
5.3.2. Индивидуальные нормы расхода топлива снижаются при:
- повременном режиме использования машин с перерывами, превышающими установленные технологией производства работ;
- замене двигателя на двигатель с меньшим контрольным расходом топлива или меньшей мощностью.
5.3.3. При наличии нескольких повышающих (понижающих) факторов индивидуальная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности надбавок, выраженных обобщенным поправочным коэффициентом (Д), равным:
n
Д = Сумма (+-Д ). (3)
i = 1 i
Таблица 2
Факторы, увеличивающие индивидуальную норму расхода топлива |
Значение поправочного коэффициента (Д_i), не более |
|
Обкатка новой машины | Д_1 | 0,05 |
Эксплуатация после капитального ремонта | Д_2 | 0,05 |
Внутригаражные расходы, перегоны, техническое обслуживание и ремонт (кроме капитального), хранение машин |
Д_3 | 0,05 - 0,08 |
Практическое обучение и стажировка персонала | Д_4 | 0,10 |
Стесненные условия работы | Д_5 | 0,10 |
Перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения |
Д_6 | 0,10 |
Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов |
Д_7 | 0,10 |
Работа в горных местностях на высоте над уровнем моря, м: от 500 до 1500 от 1501 до 2001 от 2001 до 3000 св. 3000 |
Д_8 |
0,05 0,10 0,20 0,30 |
Работа в зимнее время (при среднесуточной температуре воздуха ниже 0°С): в южных районах страны* в северных районах страны* в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним* в остальных районах страны* |
Д_9 |
0,05 0,15 0,20 0,10 |
* Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в
республиках, краях и областях России приведены в приложении Б.
Примечание - Для машин, работающих на дизельном топливе, оснащенных
пусковыми карбюраторными двигателями, расход бензина для запуска
составляет 3% в летнее время и 4,5% в зимнее время индивидуальной нормы
расхода дизельного топлива.
5.3.4. Уточненное значение индивидуальной нормы расхода топлива (Нт.у) определяется по формуле
Н = Н х (1 + Д). (4)
т.у т
5.4. Для строительных машин на автомобильном шасси (автокраны, бурильные установки, автобетононасосы и др.) норму расхода топлива определяют только на работу оборудования, а норму расхода топлива на пробег автомобильного шасси принимают в соответствии с базовыми (линейными) нормами расхода бензина автомобиля с учетом специфических условий работы.
Примечание - На строительные машины на автомобильном шасси, изготовленные до 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля установлены в Руководящем документе Р 3112194-0366-97 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта, Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), срок действия до 1 января 2001 года), на машины, изготовленные после 1997 года, базовые нормы расхода топлива для автомобиля рассчитываются и регламентируются НИИАТом.
5.5. Индивидуальные нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, гидронасосы и другие агрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания) принимают в размере 0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя за один час работы агрегатов.
5.6. Пример расчета индивидуальных норм расхода топлива на машину приведен в приложении В
6. Проверка индивидуальных норм расхода топлива
6.1. Проверке подлежат индивидуальные нормы расхода топлива.
6.2. Проверку выполняет комиссия из не менее трех человек, утверждаемая, как правило, приказом по строительной организации.
Председателем комиссии рекомендуется назначать представителя вышестоящей организации. В состав комиссии должен быть включен разработчик норм.
6.3. Проверку норм выполняют путем контрольных замеров фактического расхода топлива на работу машины в течение смены.
Объем работы, выполняемый машиной в течение смены, должен соответствовать нормам выработки, по технологическим картам или по проектам производства работ.
Режим использования машины по времени и по мощности должен быть не ниже предусмотренного при расчете нормы расхода топлива.
6.4. Проверка включает: выбор и подготовку машины, инструктирование машинистов, выбор средств и методов контроля фактического расхода, подготовку формы технического протокола о проведении проверки, выполнение машиной рабочего процесса, обработку данных и анализ полученных результатов.
6.5. Проверку осуществляют на технически исправной машине, предварительно прошедшей техническое обслуживание и регулировку топливной аппаратуры в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию,
Регулируют работу топливной аппаратуры для обеспечения соответствия фактического часового расхода топлива величине часового расхода, приведенного в техническом паспорте машины.
Перед проверкой необходимо обеспечить герметичность топливной системы, чтобы исключить потери топлива в результате утечек и получить наиболее достоверные данные контрольных замеров.
Машины одной марки разбивают на три подгруппы:
1-я подгруппа - три машины, не прошедшие капитальный ремонт, с наработкой с начала эксплуатации не более 5 тыс.маш.-ч;
2-я подгруппа - три машины, прошедшие капитальный ремонт, но не отработавшие амортизационный срок службы;
3-я подгруппа - три машины, находящиеся в эксплуатации, но отработавшие свой амортизационный срок службы.
В число испытуемых не должны входить машины, находящиеся в эксплуатационной обкатке.
На машинах, участвующих в проверке норм, должны быть исправны все приборные средства контроля работы машины.
6.6. Машинисты, участвующие в проведении контрольных замеров, должны обладать опытом работы на машине данной марки.
Машинисты-операторы землеройных машин должны пройти обучение согласно требованиям ГОСТ 27246.
6.7. Для замера контрольных расходов топлива в процессе проверки норм используются современные измерительные средства. В виде исключения можно применить мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируется непосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины.
При тарировании линейки и последующих контрольных замерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижной поверхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) и располагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самым одинаковое положение линейки при замерах.
Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярно к поверхности зеркала топлива в баке.
Тарировка мерных линеек и топливных баков испытуемых машин производится в присутствии разработчика норм. Представитель разработчика инструктирует работников, осуществляющих тарировку, с целью соблюдения единых рациональных приемов проверки.
6.8. Перед началом проведения контрольных замеров испытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляют топливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество. Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол по форме, приведенной в приложении Г.
Для ведения протокола контрольных замеров назначается инженерно-технический работник - один из членов комиссии строительной организации.
6.9. Замеры производят дважды: до начала работы и в конце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины - не менее трех рабочих смен.
При каждом замере расхода топлива выполняют не менее трех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительное значение искомой величины.
В случае, если в процессе проверки требуется дозаправка бака машины, необходимо произвести замер с записью в техническом протоколе уровня (объема) оставшегося топлива перед дозаправкой и уровня (объема) после дозаправки.
6.10. По результатам проверки производится корректировка расчетных индивидуальных норм расхода топлива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил по проектированию и строительству СП 12-102-2001 "Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин" (утв. постановлением Госстроя РФ от 18 декабря 2001 г. N 124)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России (Москва, 2002 г.)
Дата введения 18 декабря 2001 г.
Настоящий документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
1. Разработан Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования"
2. Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 18 декабря 2001 г. N 124
3. Взамен "Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин"
Согласно сообщению Управления технормирования Госстроя РФ от 24 ноября 2003 г. номер СП 12-134-2001 настоящего свода правил изменен на номер СП 12-102-2001