Ведомственные строительные нормы ВСН 20-87
"Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах"
(утв. Минавтодором РСФСР 20 августа 1987 г.)
Срок введения в действие 1 июля 1988 г.
Взамен ВСН 20-74 Минавтодора РСФСР
Взамен настоящих ВСН распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
1. Общие положения
1.1. Инструкция регламентирует основные положения борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и является обязательной для дорожно-эксплуатационных организаций минавтодоров (минавтошосдоров) союзных республик после введения в действие соответствующим министерством.
Действие Инструкции распространяется на общегосударственные, республиканские, областные и местные дороги с твердым покрытием.
1.2. Зимнюю скользкость на дорожных покрытиях создают все виды снежно-ледяных отложений, снижающие коэффициент сцепления автомобиля с покрытием. При образовании зимней скользкости ухудшаются условия эксплуатации дороги, уменьшается скорость движения транспортных средств и возрастает количество дорожно-транспортных происшествий.
Дорожные организации в зимний период обязаны поддерживать автомобильную дорогу в состоянии, обеспечивающем проезд автомобилей с установленными скоростями при соблюдении необходимого удобства и безопасности движения.
1.3. Особенности борьбы с зимней скользкостью определяются погодно-климатическими условиями, изменяющимися по регионам страны и в течение зимнего сезона. В приложении 3 приведены основные средние многолетние сведения, которые характеризуют режим борьбы с зимней скользкостью в разных регионах Советского Союза и должны учитываться при организации работ по распределению противогололедных материалов.
1.4. Борьбу с зимней скользкостью следует проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить на участках с плохой видимостью, крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных сооружениях и подходах к ним и во всех других местах, где особенно часто может требоваться экстренное торможение. Работа считается законченной, если снежно-ледяные отложения удалены с проезжей части дороги полностью.
На дорогах с переходным типом покрытия и на грунтовых дорогах допускается сохранение снежного наката толщиной не более 5 см с периодической его профилировкой для поддержания в проезжем состоянии.
1.5. На участках дорог, где появились метелевые заносы или вследствие интенсивного снегопада образовался мощный снежный покров, удаление снежных отложений с дороги производят с помощью снегоочистительных машин. Ликвидацию скользкости в случае ее образования производят после снегоуборочных работ.
1.6. До полного устранения зимней скользкости дорожная служба по согласованию с органами ГАИ должна принять меры к обеспечению безопасности движения путем осуществления ряда временных мероприятий, к числу которых относятся установка знаков "Скользкая дорога" и запрещение обгона в опасных местах.
1.7. В Инструкции рассматривается борьба с зимней скользкостью с помощью твердых (кристаллических) и жидких химических веществ. Для этих целей наиболее допустимыми и приемлемыми по технико-экономическим особенностям служат химические вещества, представленные хлоридами натрия, кальция и магния. Они пригодны для применения как в "чистом" виде, так и в смеси с фрикционными материалами.
Инструкция ориентирует на широкое использование местных ресурсов. Из них по запасам, распространению и эффективности наиболее перспективными являются жидкие хлориды. Поэтому в районах распространения и доступного получения им следует отдавать предпочтение.
2. Виды зимней скользкости
2.1. Снежно-ледяные отложения, образующиеся на дороге, по своему физическому состоянию и внешним признакам можно подразделить на следующие виды: рыхлый снег, уплотненный снег (накат), стекловидный лед. При борьбе с этими характерными видами скользкости применяют разные технологические операции и нормы распределения материалов. Определяют каждый вид скользкости визуально по признакам, приведенным в пп.2.2 - 2.4.
2.2. Отложения рыхлого снега в виде ровного по толщине слоя образуются при снегопадах в безветренную погоду. Плотность свежевыпавшего рыхлого снега равна от 0,06 до 0,20 . В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным, мокрым. При выпадении этих атмосферных осадков коэффициент сцепления шин с заснеженным покрытием понижается до 0,2.
2.3. Накат представляет собой слой спрессованного снега различной толщины (от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров) плотностью от 0,3 до 0,6 . Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет 0,10 - 0,25. Этот широко распространенный вид скользкости образуется вследствие уплотнения свежевыпавшего снега колесами автомобилей.
2.4. Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1 - 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более.
Отложения стекловидного льда имеют плотность 0,7 - 0,9 , а коэффициент сцепления составляет 0,08 - 0,15. Стекловидный лед является наиболее опасным видом скользкости. Он образуется при выпадении дождя или мороси при отрицательных температурах, вследствие замерзания жидких атмосферных осадков на холодном покрытии, еще не успевшем прогреться после быстро наступившей оттепели, при замерзании талой или дождевой воды во время резкого наступления морозной погоды. Стекловидный лед образуется в основном при температуре от -3 до -6°С; отложения льда в виде матово-белой корки (их плотность 0,5 - 0,7 ) образуются во время появления плотного тумана с ветром, когда температура воздуха колеблется около 0°С.
3. Химический способ борьбы с зимней скользкостью
3.1. Химический способ обеспечивает возможность содержать проезжую часть дороги без снежно-ледяных отложений. Этот способ применяют для удаления как уже сформировавшейся скользкости, так и в профилактических целях. Профилактическая борьба со скользкостью осуществляется во время снегопада и служит для предотвращения образования наката в результате воздействия транспортных средств на свежевыпавший снег. Лед на дорожном покрытии в виде тонкой ледяной пленки надо плавить полностью, а отложения на дороге в виде наката и слоя свежевыпавшего снега плавят частично до образования рыхлой мокрой массы, не способной подвергаться уплотнению под действием колес автомобилей. При частичном расплавлении отложений требуется проводить механическую уборку мокрой снежной массы согласно пп.3.12 и 3.13.
3.2. Химический способ борьбы с зимней скользкостью основан на применении химических материалов (в основном хлоридов), обладающих способностью при контакте переводить снежно-ледяные отложения в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах. По составу они могут быть однородными или состоящими из нескольких солей (смешанными). Твердые хлориды применяют зернистыми или в чешуированном виде. Жидкие хлориды надо использовать по возможности с более высокой концентрацией. Жидкие хлориды с содержанием растворенных солей более 50 г/л относятся к рассолам.
3.3. В число противогололедных материалов, пригодных по своим физико-химическим и технико-экономическим характеристикам для борьбы с зимней скользкостью, входят следующие:
твердые - хлористый натрий в виде поваренной соли и соли сильвинитовых отвалов, хлористый кальций чешуированный; хлористый кальций фосфатированный (ХКФ); бишофит чешуированный; неслеживающаяся смесь, состоящая из 85 - 88% (по массе) хлористо-натриевой соли или соли сильвинитовых отвалов и из 12 - 15% хлористого кальция чешуированного или ХКФ или бишофита; нитраткальциевая мочевина (НКМ); мочевина (карбамид);
жидкие - природные подземные, искусственные подземные, озерные, отходы промышленности, промышленные.
Краткая техническая характеристика противогололедных химических материалов приведена в приложении 1, а распространение в СССР природных жидких хлоридов (рассолов) указано на картосхеме (см. приложение 2), составленной Гипродорнии на основании гидрогеохимических карт.
3.4. В целях ослабления или устранения возможного отрицательного влияния на окружающую среду хлориды должны применяться с соблюдением правил хранения, норм распределения, технологии работ и с учетом сведений раздела 9. Наиболее целесообразно использовать хлориды, ингибированные фосфатами (так как фосфаты предохраняют металл от коррозии и одновременно являются удобрением), а также хлористый кальций, хлористый магний и природные многокомпонентные рассолы, влияние которых на природную среду в пределах установленных норм не сказывается отрицательно.
3.5. Распределение хлоридов для ликвидации скользкости с опозданием при низкой температуре (особенно ниже -20°С) ведет к перерасходу противогололедных веществ. Распределение хлоридов по запущенному толстому слою наката в недостаточном количестве приводит к ухудшению состояния дороги.
3.6. Годовую потребность дорожные хозяйства определяют с учетом данных, приведенных в приложении 3. Указанные в приложении 3 потребности в хлористо-натриевой соли на 1000 покрытия достаточны для обеспечения борьбы с зимней скользкостью на требуемом уровне при среднемноголетних показателях метеорологических факторов (температуры, осадков) за зимний период. При расчете требуемого количества жидких хлоридов учитывают их концентрацию.
3.7. Твердые хлориды относятся к гигроскопическим материалам и обладают способностью слеживаться. С целью предотвращения слеживаемости в поваренную соль и соль сильвинитовых отвалов, поступающих потребителю в незатаренном виде (навалом), следует вводить в качестве добавки чешуированные хлористый кальций, ХКФ или бишофит в количестве 12 - 15% массы соли. Смешивание этих веществ производят по технологии согласно п.6.4. При использовании незатаренной соли сразу же после ее получения вводить добавки для создания неслеживающейся смеси не требуется.
3.8. Для ослабления коррозии в хлориды надо вводить фосфаты в качестве ингибитора согласно табл.1. В ХКФ, НКМ, бишофит чешуированный, мочевину и хлористый магний жидкий ингибитор не вводят.
3.9. Хлориды распределяют равномерно с помощью специальных машин (см. приложение 8), обеспечивающих необходимые нормы россыпи.
Количество расплавляемого льда единицей массы хлорида существенно зависит от химического состава вещества, его концентрации и температуры воздуха в период взаимодействия системы лед-хлорид. Оптимальные величины норм распределения твердых () и жидких () хлоридов представлены в табл.2. Они рассчитаны из условия ликвидации скользкости на 1 дороги при наличии на этой площади 1 мм осадков в пересчете на воду (1 мм атмосферных осадков на площади 1 равен 1 кг отложений, или 1 л воды). Для каждого конкретного случая ликвидации скользкости расход хлоридов на 1 надо определять с учетом фактического количества выпавших осадков (согласно п.6.7) и температуры воздуха. При значениях температуры воздуха и концентрации вещества, не указанных в табл.2, норму определяют путем интерполяции.
Таблица 1
Название хлорида |
Название ингибитора, добавляемого в хлорид |
Формула |
Количество ингибитора, добавленного в хлорид, % по массе |
Хлористый натрий в виде поваренной соли и соли сильвинитовых отвалов |
Однозамещенный фосфат натрия |
NaH2PO4 х 2H2О | 2 - 3 |
Двухзамещенный фосфат натрия |
Na2HPO4 х 12H2О | 5 - 7 | |
Простой суперфосфат |
Ca(H2PO4)2 | 5 - 7 | |
Двойной суперфосфат |
Ca(H2PO4)2 + P2O5 | 3 | |
Хлористый кальций чешуированный |
Простой суперфосфат |
Ca(H2PO4)2 | 5 - 7 |
Смесь хлористого натрия и хлористого кальция |
Однозамещенный фосфат натрия |
NaH2PO4 х 2H2О | 2 - 3 |
Простой суперфосфат |
Ca(H2PO4)2 | 5 - 7 | |
Рассол хлористо-нат- риевый |
Однозамещенный фосфат натрия |
NaH2PO4 х 2H2О | 0,5 - 1 |
Двухзамещенный фосфат натрия |
Na2HPO4 х 12H2О | 2 - 3 | |
Рассол хлористо- кальциевый |
Двойной суперфосфат |
Ca(H2PO4)2 + P2O5 | 2 - 3 |
Приведенные в табл.2 нормы распределения хлоридов обеспечивают лишь частичное плавление уплотненного или рыхлого снега до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой ранее уплотненный слой снега (накат) разрыхляется, а свежевыпавший снег не уплотняется под действием транспортных средств. Нормы для борьбы с корками стекловидного льда толщиной 1 - 3 мм, образующимися чаще всего в результате выпадения дождя при небольших морозах, рассчитаны с учетом полного расплавления отложений.
3.10. Так как концентрация является одним из важнейших показателей жидких хлоридов, то при отсутствии паспортных данных или при длительном хранении дорожные хозяйства должны не реже одного раза в месяц определять концентрацию экспресс-методом, указанным в приложении 4. Данные о концентрации необходимы при установлении нормы розлива и для определения температурного диапазона возможного применения рассола. Чем выше концентрация, тем меньше расход рассола и шире температурный диапазон его применения.
3.11. Нельзя проводить работы по борьбе со скользкостью при температуре воздуха ниже температуры замерзания применяемого рассола. Минимальные температуры воздуха, до которых допустимо применение рассолов различной концентрации, приведены в табл.3.
3.12. Технология работ с целью предупреждения образования снежного наката предусматривает распределение хлоридов непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей. В период снегопада к распределению хлоридов (твердых или жидких) приступают спустя 20 - 40 мин с момента начала снегопада после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нем хлоридов. Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада в количестве, указанном в табл.2, позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада необходимо полностью удалить снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин.
Таблица 2
Название хлорида |
Конце- нтра- ция, % |
Рыхлый снег и накат | Стекловидный лед |
|||||
Темпертура воздуха,°С | ||||||||
-4 | -8 | -12 | -16 | -20 | -2 | -4 | ||
Твердые, г/м2 | ||||||||
Хлористый натрий в виде: |
||||||||
поваренной соли |
90 | 15 | 30 | 45 | 55 | - | 40 | 75 |
соли сильвинитовых отвалов, неслеживающей- ся смеси |
80 | 20 | 35 | 50 | 60 | - | 45 | 85 |
Хлористый кальций чешуированный и хлористый кальций фосфатирован- ный (ХКФ) |
76 | 20 | 40 | 50 | 60 | 70 | 55 | 110 |
Бишофит чешуированный |
47 | 30 | 45 | 60 | 70 | 80 | 75 | 140 |
Нитраткальцие- вая мочевина (НКМ) |
- | 25 | 50 | 75 | 90 | - | 65 | 130 |
Мочевина (карбамид) |
- | 25 | 60 | - | - | - | 50 | 115 |
Жидкие, л/м2 | ||||||||
Хлористо- натриевый |
25 | 0,04 | 0,08 | 0,11 | 0,13 | 0,15 | 0,13 | 0,29 |
20 | 0,06 | 0,10 | 0,14 | 0,17 | - | 0,17 | 0,41 | |
15 | 0,08 | 0,14 | - | - | - | 0,25 | 0,67 | |
10 | 0,12 | - | - | - | - | 0,45 | - | |
Хлористо- кальциевый |
35 | 0,03 | 0,05 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,21 |
30 | 0,04 | 0,07 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,26 | |
20 | 0,06 | 0,10 | 0,14 | 0,16 | - | 0,21 | 0,52 | |
10 | 0,14 | - | - | - | 0,61 | - | ||
Хлористо-маг- ниевый |
35 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,14 |
30 | 0,03 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,10 | 0,20 | |
20 | 0,05 | 0,08 | 0,10 | 0,12 | 0,13 | 0,18 | 0,31 | |
10 | 0,11 | 0,18 | - | - | - | 0,50 | - |
Примечание. Тире в таблице означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.
Таблица 3
Концентрация рассолов, % |
Температура воздуха,°С | ||
NaCl | CaCl2 | MgCl2 | |
10 | -6,5 | -5,5 | -8,0 |
12 | -8,5 | -7,5 | -10,5 |
14 | -10,0 | -9,0 | -14,5 |
16 | -12,0 | -11,0 | -20,0 |
18 | -14,0 | -14,0 | - |
20 | -16,0 | -19,0 | - |
22 | -20,0 | -21,0 | - |
3.13. В случае образования снежного наката его ликвидируют следующим образом. Сначала распределяют противогололедные материалы по поверхности вновь образовавшегося наката согласно установленным нормам для данного вида скользкости (см. табл.2). После распределения хлоридов необходимо сделать выдержку (обычно 1 - 3 ч) до тех пор, пока отложения не увлажнятся вследствие частичного их плавления хлоридами и не разрыхлятся в результате воздействия автомобилей. Образовавшаяся разрыхленная масса должна быть незамедлительно убрана с проезжей части дороги.
4. Применение пескосоляной смеси
4.1. Соль добавляют в песок или в другие фрикционные материалы для того, чтобы они не смерзались зимой при хранении в штабелях и чтобы смесь сохранялась в рассыпчатом, рыхлом состоянии, удобном для погрузки и равномерного распределения на дороге. За счет соли, добавляемой в песок при применении пескосоляной смеси, результат борьбы с зимней скользкостью получается такой же, как и при использовании "чистых" хлоридов.
4.2. По сравнению с хлоридами применение пескосоляной смеси неэкономично. В связи с этим целесообразно осуществлять переход на более прогрессивный химический способ и особенно на использование дешевых жидких хлоридов из местных ресурсов.
4.3. Кроме песка, в качестве фрикционных материалов могут быть использованы высевки каменных материалов, мелкий гравий, топливный шлак, каменноугольная зола. Материалы применяют в сухом, рассыпчатом состоянии с влажностью не более 5%.
Песок для составления смеси применяют природный и дробленый, получаемый путем дробления горных пород. Максимальная величина частиц не должна превышать 5 мм. Наиболее целесообразно применять песок, содержащий до 50 - 60% зерен размером 2 - 3 мм. В песке не допускается содержание пылеватых, глинистых, илистых и других загрязняющих примесей более 3%. Не допускается содержание в песке камней и щебня, так как крупные частицы могут травмировать людей, повредить проезжающие автомобили, распределительное оборудование.
Шлаки и зола не должны содержать обломков металла и агрессивных химических веществ. В связи с тем что зола загрязняет дорогу, а шлак легко крошится, применять их в населенных пунктах не рекомендуется.
4.4. В песок можно добавлять твердые соли: поваренную соль, соль сильвинитовых отвалов, хлористый кальций, чешуированный, бишофит, ХКФ.
Из жидких хлоридов пригодны для этих целей высококонцентрированные растворы хлоридов натрия, кальция и магния. Они могут применяться как каждый в отдельности, так и смешанными между собой в различных пропорциях. Наилучший эффект достигается при использовании насыщенных растворов или растворов, близких по концентрации к насыщению.
4.5. Пескосоляная смесь должна иметь в своем составе не менее 10% соли. Эффективность борьбы с зимней скользкостью повышается с увеличением количества соли в смеси.
При использовании высококонцентрированных жидких хлоридов их количество в качестве добавки в песок определяется с учетом концентрации растворенных солей. Добавляя рассол, нельзя допускать переувлажнения песка до состояния, при котором он начинает расплываться.
4.6. Пескосоляную смесь приготавливают на пескобазах путем тщательного перемешивания компонентов смеси.
Целесообразно заготовку смеси производить в сухое время летнего или осеннего периода и по возможности в объеме, достаточном для ликвидации среднемноголетнего количества случаев образования зимней скользкости на обслуживаемом участке дороги.
Среднегодовую потребность в пескосоляной смеси определяют с учетом потребности хлоридов на 1000 покрытия (см. приложение 3), протяженности дорог, обслуживаемых дорожным хозяйством, и количества соли, добавляемой в песок при приготовлении пескосоляной смеси.
4.7. Норму россыпи пескосоляной смеси назначают с учетом вида зимней скользкости, температуры, количества отложений на покрытии и количества соли, имеющейся в смеси. При определении нормы для каждого конкретного случая россыпи используют данные, приведенные в табл.2. Например, песко-соляной смеси с содержанием 10% хлористо-натриевой соли при температуре -8°С потребуется на 1 мм осадков в количестве 300 , а если в песок добавлено 20% соли, то расход смеси при указанных условиях составит 150 .
5. Особенности борьбы с зимней скользкостью на цементобетонных, шероховатых, гладких покрытиях и на мостах
5.1. Хлористые соли не оказывают вредного воздействия на асфальтобетонные покрытия. Запрещается применять хлориды и пескосоляную смесь на цементобетонных покрытиях в раннем возрасте, в течение одного года с момента укладки цементобетонной смеси, приготовленной с воздухововлекающими добавками. Для борьбы с зимней скользкостью в этот период рекомендуется использовать фрикционные материалы без добавки солей и применять интенсивную патрульную снегоочистку во время снегопада.
5.2. На железобетонных и металлических мостах в качестве противогололедного материала рекомендуется применять следующие хлориды промышленного производства: ХКФ, НКМ и мочевину.
5.3. Эффективным средством борьбы с зимней скользкостью является устройство шероховатых покрытий. На таких покрытиях во время снегопадов снег откладывается сначала во впадинах шероховатости. В связи с этим на шероховатых покрытиях со средней глубиной впадин 1; 2 и 2,5 мм (измеренной методом "песчаного пятна") при выпадении твердых осадков в количестве соответственно менее 0,5; 1,0 и 1,25 мм борьбу с зимней скользкостью можно не производить. Если осадков выпадает больше количества, требуемого для заполнения впадин шероховатого покрытия, то ликвидация неизбежно образующегося наката может быть начата позже (чем на покрытиях без поверхностной обработки) на время, в течение которого происходит задержка образования скользкости из-за шероховатости (т.е. на время, необходимое для заполнения впадин шероховатости).
5.4. На автомобильных дорогах с гладкой поверхностью покрытия (со средней глубиной шероховатости менее 0,3 мм) при борьбе со стекловидным льдом, образующемся# в виде сплошной тонкой корки льда, запрещается применение хлористого кальция и хлористого магния. Использование этих солей с целью полного расплавления тонкого слоя льда приводит к образованию на дороге раствора, который снижает коэффициент сцепления до недопустимого предела и вследствие медленного просыхания по сравнению с хлористым натрием увеличивает продолжительность периода повышенной скользкости дороги.
5.5. На дорогах с гладкой поверхностью покрытия тонкие стекловидные корки льда удаляют с помощью соли сильвинитовых отвалов, хлористо-натриевой поваренной соли или пескосоляной смеси. На дорожных покрытиях, имеющих среднюю глубину шероховатости не более 0,3 мм, могут применяться все виды противогололедных материалов.
6. Организация борьбы с зимней скользкостью
6.1. Противогололедные химические материалы и ингибиторы отпускаются централизованно по заявкам в местные управления материально-технического снабжения (УМТС). Материалы надо выбирать на основе технико-экономического анализа с учетом температур в зимние месяцы, при которых приходится вести борьбу с зимней скользкостью.
Жидкие хлориды, являющиеся отходом промышленности, отпускаются по прямым договорам между поставщиком и получателем. Подземные рассолы, добываемые различными организациями из скважин, можно получать на основе договоренности с руководством этих организаций. Добычу и заготовку озерных рассолов следует проводить инициативным путем. Экономически оправданным является бурение скважин с целью добычи природных подземных рассолов. Работы по проектированию и бурению рассольных скважин осуществляют специальные организации на основе хозяйственного договора.
6.2. Для правильного назначения норм распределения противогололедных химических материалов необходимо определять их состав и концентрацию. Для твердых хлоридов, а также для промышленных рассолов и рассолов, добываемых из глубоких скважин, эти сведения получают из технических паспортов. При отсутствии паспортных данных (например, для озерных рассолов) следует сдать рассол на анализ (1 л) в гидрохимическую лабораторию.
6.3. Твердые хлористый кальций, ХКФ, бишофит, НКМ обладают способностью интенсивно впитывать влагу. Нельзя допускать, чтобы закладываемые на хранение полиэтиленовые мешки с этими материалами были порваны. При получении материалов от предприятий-поставщиков каждая партия должна быть тщательно осмотрена. Из рваных мешков противогололедные материалы нужно израсходовать в первую очередь или же пересыпать в плотно закрывающуюся тару.
6.4. Неслеживающаяся смесь должна приготавливаться следующим образом: на открытую площадку с твердым покрытием завозят соль (поваренную или сильвинитовых отвалов) и разравнивают ровным слоем толщиной 15 - 20 см. Сверху по возможности равномерно распределяют необходимое количество добавки в виде чешуированного хлористого кальция, ХКФ или бишофита, а также один из видов ингибитора, указанных в п.3.8. После этого производят перемешивание компонентов бульдозером или другими машинами, имеющимися в хозяйстве.
6.5. Пескосоляную смесь приготавливают путем механического смешивания песка (или других фрикционных материалов) с твердыми солями или же путем разбрызгивания высококонцентрированных жидких хлоридов. Смешивание компонентов производится так же, как и при получении неслеживающейся смеси (см. п.6.4). Заготовку смеси нужно производить в теплое, сухое время года.
6.6. Для контроля качества равномерности перемешивания отобранную пробу смеси надо поместить в емкость с пресной водой, предварительно взвесив пробу и воду. Соотношение воды и соляного песка лучше брать 1:1 по массе, а вода должна иметь комнатную температуру. После растворения соли у образовавшегося соляного раствора определяют концентрацию экспресс-методом, указанным в приложении 4. Среднюю величину концентрации определяют по трем - пяти пробам, взятым из разных мест.
Количество соли, содержащееся в песке, определяют указанным методом также в начале зимы и дополнительно по мере надобности в период борьбы с зимней скользкостью.
6.7. Перед началом работ по ликвидации скользкости необходимо установить исходные данные для определения нормы распределения хлоридов. К таким исходным данным относится температура воздуха и количество выпавших осадков.
В период распределения хлоридов температуру определяют на метеопостах с помощью срочного термометра, а количество твердых или жидких осадков замеряют с помощью осадкомера, устанавливаемого на метеоплощадке.
При временном отсутствии наблюдений за осадками по осадкомеру на метеоплощадке количество снежно-ледяных отложений, образовавшихся на 1 дорожного покрытия, следует замерять следующим образом. С помощью штангенциркуля или металлической линейки в пяти характерных точках на заснеженной или обледенелой дороге замеряют толщину отложений и по этим замерам определяют среднюю толщину. Затем определяют плотность отложений путем взвешивания на технических весах пробы отложений, взятых с дороги в ненарушенном состоянии. До взвешивания должен быть произведен замер сторон пробы и по этим данным рассчитывают ее объем. Отношение массы пробы к ее объему дает величину плотности отложений.
При определенном навыке приблизительную величину плотности можно установить визуально, зная, что плотность рыхлого свежевыпавшего снега равна 0,05 - 0,1 , слегка прикатанного - 0,1 - 0,3, уплотненной корки наката - 0,3 - 0,4, старого наката - 0,4 - 0,6, белесоватого льда с шероховатой поверхностью - 0,6 - 0,7, стекловидного льда - 0,7 - 0,9 . Умножив среднюю толщину отложений (мм) на их плотность, получают количество осадков в миллиметрах водяного столба.
Таблица 4
Интенсивность движения, авт/сут | Экономически целесообразный срок ликвидации зимней скользкости, ч |
Более 5000 | Не более 1 |
5000 - 1600 | " " 2 |
1600 - 600 | " " 3 |
600 - 300 | " " 4 |
300 - 200 | " " 5 |
Менее 200 | Более 5 |
Примечание. Экономически целесообразные сроки ликвидации зимней скользкости рассчитаны для зон с длительностью зимнего периода 100 - 180 дней, количеством циклов образования гололеда 10 - 50 и количеством случаев выпадения снега 60 - 120. В пределах указанных зон сроки ликвидации скользкости отличаются не более чем на 20% приведенных в табл.4.
6.8. Сроки ликвидации зимней скользкости назначают директивно в зависимости от значимости дороги и имеющихся в дорожно-эксплуатационной организации машин для зимнего содержания дорог. При назначении директивных сроков следует руководствоваться экономически целесообразными сроками ликвидации зимней скользкости (табл.4) и стремиться к тому, чтобы назначаемые директивные сроки были им равны или отличались незначительно.
В качестве критерия обоснования экономически целесообразных сроков ликвидации зимней скользкости использован минимум суммарных приведенных затрат, учитывающих эффект от повышения средневзвешенной скорости транспортного потока и снижения аварийности за счет сокращения срока ликвидации гололеда, а также дополнительные расходы на ликвидацию зимней скользкости в более короткие сроки.
6.9. Расстояние между базами противогололедных материалов назначают в зависимости от планируемого способа борьбы с зимней скользкостью (пескосоляная смесь или чистые хлориды).
Назначение расстояния между базами находится в тесной связи с имеющимися в распоряжении службы зимнего содержания количеством распределителей противогололедных материалов и экономически целесообразными сроками ликвидации зимней скользкости. При размещении баз противогололедных материалов следует руководствоваться экономически целесообразными расстояниями между ними, приведенными в приложении 6. Там же указано потребное количество распределителей для обеспечения различных сроков ликвидации зимней скользкости.
6.10. Распределение по дороге материалов для борьбы с зимней скользкостью с целью получения однородной плотности посыпки выполняют только специальными распределителями противогололедных материалов. В настоящее время серийно выпускают распределители противогололедных материалов, смонтированные на различных базовых шасси (ЭД-403М, ЭД-207, КО-104А, КО-105, КО-705УРА, КДМ-130Б, КО-802). Следует учитывать, что поддержание заданных норм посыпки для указанных распределителей возможно только при движении без переключения передач, следовательно, нормы будут изменяться при движении с различными скоростями. Минимальные нормы посыпки достигаются при движении на высших передачах.
Для распределения жидких противогололедных материалов следует применять оборудование ЭД-404, которое является сменным оборудованием к комбинированной дорожной машине КДМ-130А. При отсутствии оборудования ЭД-404 можно применять поливо-моечные машины с распределительным приспособлением в виде трубы с отверстиями и регулирующим краном (см. приложение 7). При остановке машин, имеющих такие приспособления, должен быть немедленно прекращен розлив материала на покрытие, так как избыточное распределение жидких хлоридов на покрытии может вызвать увеличение скользкости и привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Технические характеристики распределителей твердых и жидких противогололедных материалов приведены в приложении 8.
6.11. Пескосоляную смесь следует хранить в штабелях с учетом сведений п.9.6. Все другие противогололедные химические материалы необходимо хранить на складах-солебазах. Жидкие хлориды хранят в рассолохранилищах, пригодных для хранения жидкости.
6.12. Солебазы для хранения твердых хлоридов и рассолохранилища могут быть различного типа и размера. Наилучшим требованиям отвечают механизированные базы, строительство которых может осуществляться по типовым проектам, разработанным Гипродорнии и утвержденным Минавтодором РСФСР. Разработано четыре типа баз:
1) типовой проект 503-7-4.83 - база вместимостью 320 т для приготовления твердых противогололедных химических материалов (1-й тип);
2) типовой проект 500-7-3.83 - база вместимостью 180 для приготовления жидких противогололедных химических материалов (2-й тип);
3) типовой проект 503-7-5.83 - база вместимостью 500 т для приготовления твердых и жидких противогололедных химических материалов (3-й тип);
4) типовой проект 503-7-6.83 - расходный склад вместимостью 100 т твердых и 60 жидких противогололедных химических материалов (тип PC).
Заказы на указанную типовую проектную документацию направлять по адресу: 630051, Новосибирск, 51, просп. Дзержинского, 81/2, Новосибирский филиал ЦИТП.
Облегченный и дешевый тип грунтового рассолохранилища для хранения жидких хлоридов можно построить с применением полихлорвиниловой пленки в качестве водоудерживающего экрана. Основные характеристики такого рассолохранилища и его схемы даны в приложении 5.
7. Организация метеонаблюдений и использование их данных
7.1. Систематические наблюдения за погодными условиями необходимо проводить для оперативного обеспечения химического способа борьбы с зимней скользкостью, пользуясь метеорологическими данными. Эти фактические данные служат объективным исходным материалом для обоснованной организации работ по борьбе с зимней скользкостью.
7.2. В состав метеорологической информации, необходимой дорожникам для использования в практических целях, входят фактические данные наблюдений за количеством осадков, температурой воздуха, направлением и скоростью ветра, временем начала и окончания выпадения осадков, видом осадков (твердые, жидкие), физическим состоянием дорожного покрытия (сухое, мокрое, заснеженное, обледенелое). Часть метеорологических данных получают путем визуальных наблюдений, а необходимые сведения о температуре воздуха, количестве выпавших осадков, ветре дают инструментальные наблюдения. Для этих целей в дорожно-эксплуатационных организациях, в которых широко используются в качестве противогололедного материала твердые или жидкие хлориды, необходимо иметь метеопост.
7.3. Сбор метеорологической информации, анализ, регистрацию полученных материалов и принятие практического решения следует производить одним и тем же лицам, имеющим достаточную общеобразовательную подготовку и предварительно освоившим методику этих работ. Общее руководство и контроль за организацией и работой метеопоста осуществляет главный инженер предприятия.
Все материалы метеорологических наблюдений должны быть записаны в специальный журнал.
7.4. По фактическим материалам, полученным при наблюдениях на дорожном метеопосту, ответственные исполнители определяют технологию работ, а также по данным замера температуры воздуха и количества осадков устанавливают норму распределения хлоридов. Эти сведения передают водителю распределителя, который должен установить регулирующее устройство на режим россыпи или розлива материалов в соответствии с установленной нормой и после этого приступить к обработке обледенелой или заснеженной поверхности.
7.5. Визуальные и инструментальные наблюдения за погодными условиями и метеорологическими элементами на дорожных метеопостах необходимо проводить в течение всего зимнего периода при образовании каждого конкретного случая зимней скользкости. В период от начала до окончания формирования отдельного случая скользкости срок наблюдения назначается не реже чем через 3 ч.
7.6. По вопросам организации, правилам наблюдений и практического использования метеоданных, от которых существенно зависит технико-экономическая эффективность борьбы с зимней скользкостью с помощью химического способа, следует руководствоваться материалами обязательного пособия (см. приложение 9).
8. Основные мероприятия по охране труда
8.1. При производстве работ с хлоридами необходимо соблюдать правила техники безопасности СНиП III-4-79 "Техника безопасности в строительстве", а также указания настоящего раздела. При работе на типовых механизированных базах (см. п.6.12) следует руководствоваться правилами техники безопасности, указанными в типовых проектах.
См. также СНиП III-4-80* "Техника безопасности в строительстве", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 9 июня 1980 г. N 82
8.2. При работе с твердыми и жидкими хлоридами необходимо избегать их попадания в глаза и на поврежденные участки кожи. Случайно попавшие на открытые части тела или в глаза хлориды следует смыть теплой водой.
8.3. При погрузочно-разгрузочных и складских работах с хлоридами работающие должны применять спецодежду в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке, противопылевые респираторы марки Ф-62 или У-2К и защитные очки.
8.4. Хлористые соли натрия, кальция и магния, а также фосфатные ингибиторы не образуют токсичных соединений в воздушной среде, негорючи, пожаро- и взрывобезопасны.
Мочевина и реагент НКМ являются пожароопасными материалами. Они должны храниться в отдельных складах с несгораемыми стенами не ниже I степени огнестойкости.
Склады для хранения мочевины и НКМ относятся к категории В и классу электрооборудования П-11-А с химически активной средой.
Средства тушения - химическая и воздушно-механическая пена, водяной пар, углекислота.
8.5. В случае использования под рассолохранилище открытых котлованов в соответствии с п.6.12 их необходимо огораживать забором с запирающимися воротами.
Подъезд автомобилей к кромке открытого грунтового рассолохранилища должен быть оборудован упором для колес.
8.6. При образовании в открытом рассолохранилище слоя льда на поверхности рассола, что может произойти при сильном морозе со слабоконцентрированным раствором, ходить по льду запрещено, так как соленый лед обладает меньшей прочностью по сравнению со льдом, образующимся из пресной воды.
8.7. При подаче пескосоляной смеси из штабеля в загрузочный бункер запрещается наезжать бульдозером на решетку эстакады. Для ограничения продвижения бульдозера при подаче материала необходимо установить сигнальные знаки, хорошо видимые днем и ночью.
Бункера рекомендуется оборудовать вибраторами, чтобы предотвратить зависание противогололедных материалов.
8.8. He допускается производить работу у отвесной стены штабеля, под козырьком и работать по способу подкопа. В штабелях необходимо обеспечивать сохранение угла естественного откоса. Рассыпать противогололедные материалы из кузова движущегося автомобиля вручную не допускается.
9. Охрана природной среды при борьбе с зимней скользкостью
9.1. Мероприятия по охране природной среды необходимо предусматривать по каждому виду работ, выполняемых при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (при транспортировании, распределении и хранении противогололедных солей).
9.2. Количество распределяемых за зимний период противогололедных солей на дорогах, проходящих через II дорожно-климатическую зону, не должно превышать верхней границы - 2 кг на 1 покрытия. В III дорожно-климатической зоне количество распределяемых за зиму хлоридов не должно превышать 1,5 кг на 1 покрытия.
9.3. Ширина распределения противогололедного материала должна быть ограничена проезжей частью дороги.
9.4. Степень отрицательного воздействия противогололедных материалов на природную среду уменьшается в следующей последовательности: хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний, природные озерные и подземные рассолы, мочевина. Отрицательное влияние хлоридов снижается, если в них введены ингибиторы, ослабляющие коррозию металла. Хлористый кальций и хлористый магний в умеренных дозах благотворно влияют на жизнедеятельность придорожной растительности, так как содержат элементы биофилы.
9.5. При наличии в дорожном хозяйстве ассортимента противогололедных солей предпочтение следует отдавать хлористому кальцию, а именно хлористому кальцию фосфатированному (ХКФ) или природному рассолу, так как вода, почва и растительность мало чувствительны к увеличению содержания в них кальция, а природные рассолы содержат более 50 микроэлементов, способствующих снижению отрицательного воздействия натрия и улучшающих свойства почвенно-растительного покрова.
9.6. Месторасположение складов для хранения противогололедных солей следует выбирать с учетом особенностей природной среды, рельефа местности, наличия рек, водоемов и других источников воды. Хранилища не должны располагаться в водоохранной зоне.
9.7. В случае хранения кристаллических солей в штабелях под открытым небом их следует предохранять от атмосферных осадков. В качестве защиты могут быть использованы любые материалы, способные не пропускать воду (пленка, брезент, толь и др.). Проверка состояния защитного покрывала производится путем визуального наблюдения.
9.8. Хранение жидких хлоридов в рассолохранилищах, устроенных в грунте в виде котлована (пруда), не допускается без использования водоудерживающего экрана из полиэтиленовой пленки. Перед заполнением такого хранилища рассолом требуется проверить герметичность экрана водой.
9.9. Следует предусматривать меры по сбору случайно разлитого рассола на месте его загрузки в распределители. К таким мерам относится, например, устройство рассолоотводных лотков к рассолосборному колодцу.
9.10. Штабеля пескосоляной смеси должны закладываться на асфальтированной площадке. При этом необходимо предусмотреть, чтобы не образовался поверхностный сток рассола от штабеля и чтобы рассол не просачивался в грунт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 20-87 "Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (утв. Минавтодором РСФСР 20 августа 1987 г.)
Текст инструкции приводится по изданию ГУП ЦПП (Москва, 1999 г.)
Внесена Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии) Министерства автомобильных дорог РСФСР
Согласована Главным управлением Госавтоинспекции МВД СССР 10 февраля 1987 г.
Срок введения в действие 1 июля 1988 г.
Взамен ВСН 20-74 Минавтодора РСФСР
Инструкция содержит характеристику видов зимней скользкости, современные способы, особенности, организацию, технологию и механизацию борьбы с ней, а также мероприятия по технике безопасности и охране труда и окружающей среды
Указанные в настоящей Инструкции противогололедные материалы и нормы их распределения за зимний период находятся в соответствии с данными Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР), согласованной с Минздравом РСФСР и Минводхозом РСФСР
Предназначена для использования дорожно-эксплуатационными организациями при выполнении работ по ликвидации на проезжей части дороги снежно-ледяных отложений, обусловливающих повышенную скользкость покрытий на автомобильных дорогах
Инструкцию составили: от Гипродорнии Минавтодора РСФСР инж. Л.М. Рудаков (пп. 1.1 - 1.7, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.14, 6.11, 6.12, 7.1 - 7.5, приложения 1 - 5; 7, разделы 1, 2, 6 приложения 9); канд. техн. наук В.П. Расников (пп. 6.8, 6.9, приложение 6); инж. Л.Г. Марьяхин (п. 5.3); канд. техн. наук В.П. Сорока (п. 6.10, приложение 8); канд. хим. наук В.И. Мазепова (пп. 9.1 - 9.10); от Свердловского филиала Гипродорнии канд. биолог. наук Э.Я. Берман (пп. 4.1 - 4.7, 6.4 - 6.6, 8.1 - 8.8); от Казахского филиала Союздорнии Минтрансстроя СССР канд. сельхоз. наук В.Т. Федюшин и канд. хим. наук С.И. Хан (пп. 6.1 - 6.3, 6.7); от ВИСИ Минвуза РСФСР канд. техн. наук Н.В. Меркушов (пп. 5.1, 5.2, разделы 3 - 5 приложения 9 совместно с мл. науч. сотр. Т.В. Самодуровой); от ВНИИ БД МВД СССР инж. Ю.Б. Зонов (пп. 5.4, 5.5)
Взамен настощих ВСН распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах