Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
Пособие по организации метеорологических постов в дорожно-эксплуатационных организациях для обеспечения эффективной борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
1. Общие положения
1.1. Пособие разработано для дорожно-эксплуатационных организаций, которые обслуживают автомобильные дороги с твердым покрытием и осуществляют борьбу с зимней скользкостью с помощью хлоридов. Оно предназначено для обеспечения химического способа борьбы с зимней скользкостью метеорологическими данными и предусматривает повышение технико-экономической эффективности зимнего содержания дорог.
1.2. Цель использования метеорологических материалов достигается путем:
установления соответствующей технологии работ на основе оценки состояния проезжей части дороги;
определения обоснованных норм распределения противогололедных хлоридов при каждом случае образования скользкости;
накопления и обобщения объективных данных о метеорологических условиях на обслуживаемом участке дороги для установления календарной продолжительности работ и их режима по срокам;
установления степени напряженности работ по периодам;
получения информации, позволяющей сделать заключение о наличии или отсутствии зимней скользкости на дорогах в период возникновения дорожно-транспортного происшествия;
осуществления контроля работ по зимнему содержанию автомобильных дорог.
1.3. Сбор метеорологической информации, необходимой для обеспечения работ по борьбе с зимней скользкостью, осуществляется следующими способами:
инструментальными наблюдениями непосредственно на площадке метеопоста;
визуальными наблюдениями за состоянием погоды и дороги;
путем приема сводки погоды, передаваемой по государственным каналам связи.
1.4. Устройство дорожных метеопостов осуществляется на средства и силами дорожно-эксплуатационных организаций. Наблюдения, анализ полученных метеоматериалов, принятие практических решений и регистрация материалов наблюдений производятся работниками этих же организаций.
1.5. По всем вопросам методического характера, которые могут возникнуть в процессе организации или работы дорожного метеопоста, а также по вопросам проверки метеорологических приборов следует обращаться в ближайший орган гидрометеорологической службы - в территориальное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды или на гидрометеорологическую станцию.
2. Влияние метеорологических факторов на эффективность борьбы с зимней скользкостью
2.1. Зимняя скользкость в большинстве случаев появляется на дорожных покрытиях в результате выпадения осадков (твердых и жидких) при отрицательных температурах. Реже образование скользкости отмечается при конденсации водяных паров или за счет замерзания дождевой или талой воды при переходе температуры через 0°С от положительного значения к отрицательному. В связи с этим к метеорологическим факторам, непосредственно взаимосвязанным с образованием скользкости и которые необходимо обязательно учитывать при распределении хлоридов, относятся температура воздуха, осадки и косвенным образом ветер.
Рис.1. Зависимость количества расплавляемого льда хлористым натрием 1 и хлористым кальцием 2 от температуры
2.2. От температуры зависит норма распределения хлоридов. Чем ниже температура, тем больше расход вещества, так как у всех противогололедных хлоридов с понижением температуры количество льда, расплавляемого единицей того или иного вещества, заметно уменьшается (рис.1).
2.3. Замер количества выпавших осадков необходим с целью установления норм распределения хлоридов при каждом конкретном случае их выпадения (соответственно и образования скользкости), а также для обоснованного определения потребности противогололедных материалов.
Наряду с инструментальными наблюдениями за количеством выпавших осадков требуется отмечать визуальным путем вид осадков (твердые и жидкие), форму их накопления на дорожном покрытии (снег или лед). Необходимо также отмечать время начала и конца выпадения осадков.
Наблюдения за видом осадков (см. п.4.8) обеспечивают выбор технологии работ, а фиксирование времени начала и конца выпадения осадков дает возможность собрать данные о продолжительности образования скользкости, количестве ее случаев за год, месяц и др.
2.4. Количественные показатели скорости и направления ветра характеризуют степень заносимости автомобильной дороги на участках, систематически подвергающихся заносам. При превышении критического значения скорости ветра (6 - 8 м/с) на снегозаносимых участках назначают расчистку заносов, а если ветер слабый или вообще не отмечается, то при снегопаде дорогу на всей протяженности обслуживаемого участка сначала обрабатывают хлоридами, а затем расчищают.
3. Организация дорожного метеорологического поста
3.1. Дорожные метеорологические посты являются составной частью производственного контроля качества работ по зимнему содержанию дорог. Они размещаются в непосредственной близости от дороги на территории дорожных административно-жилых и производственных комплексов.
3.2. Метеорологическую площадку располагают на открытом месте вдали от водных объектов и удаляют от невысоких отдельных препятствий (небольших одноэтажных построек, отдельных деревьев и т.д.) на расстояние не меньше 10-кратной высоты этих препятствий, а от значительных по протяженности препятствий (леса, больших групп построек, глубоких изломов рельефа) - на расстояние не меньше 20-кратной высоты этих препятствий. Метеорологическая площадка имеет форму прямоугольника размером 9 х 12 м.
Метеорологическую площадку огораживают сеткой (с ячейками 10 х 10 см), натянутой на металлические рамы. Рамы укрепляют на столбах высотой 1,2 - 1,5 м. Калитку для прохода на площадку устраивают с любой стороны ограды, кроме южной. По площадке разрешается ходить по постоянно проложенным дорожкам.
3.3. Метеорологическую площадку следует всегда содержать в чистоте, не нарушая по возможности естественного покрова. При обнаружении каких-либо неисправностей (разрушение ограды, поломка подставок и т.д.) их необходимо немедленно устранить. При равномерном залегании снежного покрова расчищать дорожки от снега не следует. Сугробы высотой выше 60 см необходимо срезать и убирать за пределы площадки. Снег с крыши и стенок будки и с планок осадкомера требуется удалять до выполнения наблюдений.
3.4. Метеорологическая площадка оснащается следующими приборами:
флюгером с легкой доской для определения скорости и направления ветра;
спиртовым термометром ТМ-9 или ртутным термометром ТМ-3 для измерения температуры воздуха;
осадкомером Третьякова для измерения количества осадков;
метеорологической будкой Селянинова.
3.5. Для регистрации температуры воздуха используются жидкостные срочные термометры. Жидкостный термометр представляет собой небольшой стеклянный сосуд (резервуар), к которому припаяна стеклянная трубка с очень тонким каналом (капиллярная). Резервуар и часть капилляра наполнена жидкостью, сзади капилляра расположена шкала в виде пластинки из молочного стекла с нанесенными на ней градусными делениями с точностью 0,5°C. Жидкостный термометр имеет стеклянную оправу (оболочку), защищающую капилляр и шкалу от повреждений. Шкала нижним концом упирается в специальный выступ (седло), верхняя часть шкалы укрепляется с помощью специальных пробок.
При повышении или понижении температуры столбик жидкости в капилляре термометра соответственно становится длиннее или короче.
3.6. Метеорологическая будка Селянинова (рис.2) служит для защиты термометров от непосредственного воздействия на них солнечных лучей, осадков, сильных порывов ветра, теплового излучения окружающих предметов и почвы. Остов будки изготавливают из двух нижних досок и одной верхней, укрепленных в нижней раме. Стенки будки состоят из рамы и планок, образующих жалюзи, которые закрепляют в боковых стенках под углом 60° к горизонту, а в передней и задней - под углом 40°. Боковые стенки состоят из шести планок каждая, передняя - из пяти, задняя - из трех. Передняя стенка укреплена на нижней части рамы с помощью петель и служит дверцей, которая откидывается вниз и закрепляется на верхней части рамы двумя крючками. Жалюзи не должны выступать за раму. Потолок состоит из досок, соединенных между собой в шип; крыша также состоит из досок, соединенных между собой в шип, прикрепленных посредством металлических пластин к остову будки. Потолок и крыша наклонены в сторону задней стенки. Крыша выдается со всех сторон будки и укреплена над потолком так, чтобы между ней и потолком свободно проходил воздух.
Для установки термометров служит специальный штатив, состоящий из четырех планок. Боковые планки имеют вид трапеции, на наклонной стороне каждой планки сделаны вырезы (гнезда) для термометров. Штатив крепится к полу будки.
Все части будки с внутренней и наружной сторон, штатив и подставка окрашиваются белой масляной краской.
3.7. Комплект осадкомера Третьякова (рис.3) состоит из двух металлических сосудов (ведер) для сбора осадков, крышек к ним, а также тагана укосин (3 - 4 шт.), кольцевого прута, планочной ветровой защиты и двух измерительных стаканов (одни стакан запасной).
Сосуд для сбора осадков имеет форму цилиндра, приемная площадь цилиндра 200 . Внутри сосуда впаяна диафрагма, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. С внешней стороны припаян носок для слива собранных осадков. Носок закрывается колпачком, прикрепленным к осадкомерному сосуду цепочкой. Сосуд устанавливается в тагане на лапах, имеющихся на внутренней стороне тагана.
Ветровая защита осадкомера состоит из 15 планок, имеющих форму равнобедренной трапеции. Планки изогнуты по специальному шаблону. Верхние концы планок отогнуты во внешнюю сторону, в собранном осадкомере они находятся в одной горизонтальной плоскости. Планки имеют вырубки с ушками, сквозь которые проходит металлическое кольцо. Кольцо с планками крепится к столбу, на котором устраивается осадкомер. Планки расположены на равных расстояниях друг от друга и стянуты между собой вверху и внизу цепочками.
Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в осадкомер. Стакан имеет 100 делений. Одно деление соответствует слою осадков высотой 0,1 мм.
3.8. Флюгер состоит из флюгарки, указателя скорости ветра и стержня (рис.4).
Рис. 2. Метеорологическая будка Селянинова
Рис.3. Осадкомер Третьякова:
Рис.4. Флюгер:
Рис.5. Схематический план размещения приборов на метеорологической площадке:
Флюгарка служит для определения направления ветра. Она представляет собой металлическую трубку, снабженную двумя расходящимися под углом лопастями и противовесом - железным горизонтальным стержнем с шаром на конце. Трубка насажена вертикально на ввинченный в столб стержень, вокруг которого при изменении направления ветра она поворачивается свободно, так как опирается только на острие этого стержня. Положение противовеса показывает, откуда дует ветер.
На нижнюю утолщенную часть стержня насажена муфта, в которую ввинчено восемь железных прутьев, указывающих направление стороны света, четыре длинных прута соответствуют четырем основным румбам (С, В, Ю, 3), а четыре коротких - четырем промежуточным румбам (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ). На одном из длинных прутьев укреплена металлическая буква С - север. Этот прут при установке флюгера должен быть направлен на север. Указатель скорости ветра укреплен в верхней части вращающейся трубки на той ее стороне, где находятся лопасти флюгарки. Он представляет собой раму, в которой на горизонтальной оси, перпендикулярной направлению флюгарки, свободно подвешена прямоугольная железная доска, а сбоку укреплена дуга, снабженная восемью штифтами.
Ось вращения доски устанавливается перпендикулярно ветровому потоку. Под давлением ветра доска отклоняется от своего отвесного положения тем больше, чем сильнее ветер. Величина отклонения доски определяется по ее положению относительно штифтов на дуге указателя. Для удобства наблюдений штифты делают разной длины: четные - длиннее, нечетные - короче. Счет штифтов начинается снизу - от 0 (нулевого) до 7-го штифта. Доска флюгера весит 200 г. Во время штиля она висит отвесно, при этом положение ее ребра совпадает с нулевым штифтом, при скорости ветра 20 м/с легкая доска поднимается до последнего штифта.
3.9. Приборы размещаются на метеорологической площадке в соответствия со схемой, приведенной на рис.5. Будку Селянинова устанавливают на подставку, состоящую из прочно врытого в землю деревянного столба (диаметром 15 см) так, чтобы резервуар термометра оказался на высоте 2 м от поверхности земли. На столбе укрепляется опорная крестовина, которая состоит из двух досок, соединенных между собой деревянными нагелями, и четырех угольников. Будка крепится к крестовине посредством угольников и болтов. Подставка должна обеспечивать устойчивое положение будки, исключая ее колебания даже при сильном ветре. Будка Селянинова на метеорологической площадке устанавливается так, чтобы пол ее имел горизонтальное положение, а дверца была обращена на север. С северной стороны от подставки устанавливается лесенка с решетчатой площадкой для наблюдения. Лесенка не должна касаться подставки. Подставка и лесенка должны быть окрашены белой масляной краской. Термометр укладывается в горизонтальном положении в гнезда штатива резервуаром к востоку.
Флюгер устанавливается на деревянном столбе или металлической мачте на высоте 10 - 12 м. Столб с укрепленным на нем флюгером закапывают в заранее подготовленную яму. Столб укрепляется растяжками, следя за тем, чтобы флюгер оказался строго ориентирован на север. Вертикальность флюгера проверяют по отвесу.
3.10. Проверку исправности приборов производят периодически, и в случае обнаружения каких-либо неисправностей наблюдатель должен исправить их, если это возможно, или произвести замену прибора.
При наблюдении за температурой воздуха нужно следить за исправностью термометра;
капилляр, защитная оболочка, шкала и седло, на которое она опирается, должны быть целыми;
внутри капилляра должны отсутствовать отдельные капли жидкости, разрывы столбика жидкости.
В случае обнаружения данных неисправностей термометр следует заменить.
Уход за будкой сводится к тому, чтобы она постоянно поддерживалась в исправном и чистом состоянии. По мере загрязнения стенок будки их необходимо протирать чистой тряпкой. Не реже одного раза в два года требуется заново окрашивать всю будку. Зимой следует удалять снег и изморозь, попадающие внутрь будки и в промежутки между жалюзи. Необходимо также убирать снег, скапливающийся на крыше будки.
Уход за флюгером состоит главным образом в том, чтобы обеспечить правильность его ориентировки и отвесное положение основного стержня. То и другое проверяется не реже одного раза в месяц, а также после ветра более 20 м/с. Одновременно делается осмотр флюгера, при котором особое внимание обращается на состояние доски, а также на исправность действия ее и флюгарки. Обнаруженный наклон стержня флюгера, нарушение ориентировки (более чем на 5°) и другие неисправности прибора должны немедленно устраняться. Необходимо следить за тем, чтобы натяжение растяжек не ослабевало. С наступлением холодов растяжки нужно постепенно ослаблять, чтобы избежать их обрыва при сильных морозах.
Ежегодно делают небольшой текущий ремонт флюгера, состоящий в том, что снятую с установки подвижную часть прибора очищают от ржавчины и подкрашивают асфальтовым лаком, а вертикальный стержень, внутреннюю часть трубки и концы оси, удерживающей доску, протирают тряпкой, смоченной в жидком машинном масле и затем сильно отжатой.
В зимнее время при гололеде или изморози подвижные части флюгера иногда обмерзают и перестают двигаться на своих осях. Для того чтобы очистить флюгер, иногда достаточно резко потрясти мачту или столб, на котором он установлен. Если это не помогает, следует подняться к флюгеру и очистить его ото льда или изморози
Уход за осадкомером заключается в промывке приемных сосудов 2 раза в месяц (1-го и 15-го числа) горячей водой с мылом и проверке их на течь. Для проверки сосуда на течь в него наливают подогретую воду выше уровня впайки носка. Сосуд снаружи вытирают и ставят на сухую доску или бумагу на 1 - 2 ч. В случае обнаружения мокрых пятен следует установить место течи в сосуде, срочно запаять его и снова проверить на течь и добиться того, чтобы к очередной смене сосуд был в исправном состоянии.
В зимнее время не следует допускать скопления снега на планках защиты осадкомера. Сразу же после снегопада нужно проверить и в случае необходимости очистить осадкомер.
Необходимо также следить, чтобы у осадкомера не образовались сугробы снега. Сугробы следует срезать лопатой и убирать, стараясь при этом не подходить близко к установке.
Правильность изгиба пластин осадкомера наблюдают периодически так, чтобы верхние края защиты осадкомера находились в одной горизонтальной плоскости с краями осадкосборочного сосуда.
4. Организация метеорологических наблюдений
4.1. Для получения достоверных данных на дорожных метеопостах необходимо соблюдать следующие правила при производстве наблюдений:
наблюдатель должен отмечать только то, что видел сам, не полагаясь на сведения, полученные от других лиц;
недопустима замена отсчетов по приборам какими-либо вычисленными или другим путем полученными величинами;
наблюдения должны производиться по единой методике, необходимо соблюдать установленный порядок и последовательность наблюдений;
наблюдения производятся по приборам, правильно установленным и находящимся в исправном состоянии;
необходимо аккуратно обращаться с приборами и оборудованием метеопоста, содержать их в чистоте и исправном состоянии.
4.2. Наблюдения на дорожных метеопостах производятся по местному декретному времени. На посту необходимо иметь надежные правильные часы, которые необходимо ежедневно проверять по сигналам точного времени, передаваемым по радио.
4.3. Все метеорологические наблюдения на дорожных постах должны выполняться наблюдателем. Наблюдатели дорожных метеопостов работают под руководством главного инженера дорожного подразделения.
К производству наблюдений должны допускаться люди, ознакомленные с устройством приборов, правилами производства наблюдений. Накануне зимнего периода с людьми, которые будут привлечены к производству наблюдений на метеопостах, проводят занятия, целью которых является ознакомление с приборами (устройством, правилами содержания), правилами производства и записями наблюдений.
4.4. Наблюдения с целью установления начала и окончания выпадения атмосферных осадков ведутся постоянно, визуально. Если наблюдателем отмечается выпадение атмосферных осадков, то в журнале в соответствующей графе указывается время начала выпадения осадков, их вид. Затем наблюдателем производится определение температуры воздуха по термометру, скорость направления ветра по флюгеру. До полного исчезновения скользкости такие наблюдения производятся ежечасно с записью результатов наблюдений. По окончании выпадения осадков отмечается время их окончания, производится смена осадкомерных сосудов, измеряется количество выпавших осадков. Наблюдения за состоянием покрытия ведутся со времени начала выпадения осадков до полного исчезновения скользкости покрытия. Отмечается время исчезновения скользкости.
4.5. Наблюдения за температурой воздуха состоят в определении ее значения. Отсчеты по термометрам производятся с точностью до 0,5°, т.е. отсчитывается ближайшее к концу столбика деление.
При отсчетах по термометрам необходимо соблюдать следующие правила:
нельзя снимать термометр со штатива при производстве отсчетов;
глаз наблюдателя при отсчетах должен быть установлен прямо против столбика жидкости в капилляре и на такой высоте, чтобы черточки шкалы в том месте, где производится отсчет, представляли собой прямые линии;
отсчет делается по положению нижней точки вогнутой поверхности мениска для спиртовых термометров и по положению вершины мениска в ртутных термометрах, а не по краям его стенок капиллярного канала;
вследствие чувствительности термометров отсчеты нужно производить возможно быстрее, остерегаясь при этом приближать к резервуару руку или фонарь, а также стараясь не дышать на термометр.
При понижении температуры до - 36°С ртутные термометры следует убирать в помещение.
Наблюдают за температурой следующим образом: отсчитывают показания термометра и записывают результат измерения.
Запись отсчетов по термометру производится в рабочем журнале (форма 1). При записи десятые доли отделяются от целых градусов запятой.
4.6. Наблюдения за ветром на дорожных метеопостах состоят из определения средней скорости ветра за промежуток времени 2 мин и определения среднего направления ветра за 2 мин.
Определение направления ветра производят следующим образом. Наблюдатель подходит к мачте, становится под указателем и, наблюдая за его колебаниями в течение 2 мин, определяет румб, являющийся средним положением для этих колебаний. Отсчет направления производится по 16 румбам (по 8 штифтам и 8 промежуткам между ними).
Если при колебаниях противовес-указатель флюгарки в среднем положении кажется с земли касающимся одного из штифтов, то отмечается направление ветра, которое указывает этот штифт (рис.6,а). Если в среднем положении указатель не будет касаться штифтов, то отмечается трехбуквенный румб направления ветра (рис.6,б).
Для отсчета скорости ветра наблюдатель отходит от мачты в направлении, перпендикулярном флюгарке, и, наблюдая колебания доски в течение 2 мин, замечает номер штифта или номера штифтов дуги, около которого или между которыми наблюдалось среднее положение доски за 2 мин. Номера штифтов считаются от 0 до 7 снизу вверх. Штифт совпадает с плоскостью доски при ее отвесном положении. Короткие штифты имеют нечетные номера, длинные - четные.
Скорость ветра оценивается в зависимости от положения доски флюгера по табл.1.
Если доска стоит неподвижно на нулевом штифте, то направление ветра в этом случае не отмечается.
Рис.6. Колебания указателя направления ветра (а, б), колебания доски флюгера (в, г) юи-ккча
В рабочем журнале (форма 1) в соответствующей графе записывается направление ветра русскими буквами в соответствии с табл.2, номер штифта и скорость ветра (м/с) - в соответствии с табл.1.
4.7. Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков и измерения количества выпавших осадков. Определение вида осадков производится визуально.
На дорожных метеопостах отмечают снег, мокрый снег, дождь, метель.
Дождь представляет собой жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Капли дождя бывают разных размеров. Диаметр крупных капель достигает в некоторых случаях нескольких миллиметров. На сухой доске такие капли оставляют след мокрого пятна. Иногда капли бывают так мелки, что падение их незаметно для глаза, при этом поверхность сухой доски намокает медленно и равномерно. Такие осадки называют моросью. Иногда осадки представляют собой мелкие, твердые, прозрачные шарики (водяной дождь). Все эти виды осадков отмечаются знаком дождя.
Снег представляет собой твердые осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок различной формы и размеров. Чаще всего снежинки имеют форму звездочек, в некоторых случаях снег выпадает в виде крупинок или палочек матово-белого цвета, которые мягки, хрупки, легко раздавливаются.
Все эти виды твердых осадков отмечаются, как снег.
Таблица 1
Качания доски флюгера |
Скорость ветра, м/с |
Качания доски флюгера |
Скорость ветра, м/с |
Около штифта | 0 | Около штифта 4 | 8 |
Между штифтами 0 и 1 |
1 | Между штифтами 4 и 5 |
9 |
Около штифта 1 | 2 | Около штифта 5 | 10 |
Между штифтами 1 и 2 |
3 | Между штифтами 5 и 6 |
12 |
Около штифта 2 | 4 | Около штифта 6 | 14 |
Между штифтами 2 и 3 |
5 | Между штифтами 6 и 7 |
17 |
Около штифта 3 | 6 | Около штифта 7 | 20 |
Между штифтами 3 и 4 |
7 | Выше штифта 7 | 20 |
Таблица 2
Наименование румба | Обозначение румбов |
Наименование румба | Обозначение румбов |
Северо-северо- восток |
ССВ | Юго-юго-запад | ЮЮЗ |
Северо-восток | СВ | Юго-запад | ЮЗ |
Востоко-северо-во- сток |
ВСВ | Западо-юго-запад | ЗЮЗ |
Восток | В | Запад | З |
Востоко-юго-восток | ВЮВ | Западо-северо-запад | ЗСЗ |
Юго-восток | ЮВ | Северо-запад | СЗ |
Юго-юго-восток | ЮЮВ | Северо-северо-запад | ССЗ |
Юг | Ю | Север | С |
Мокрый снег представляет собой осадки, выпадающие в виде тающего снега или снега с дождем.
Метель - перенос снега по ветру почти в горизонтальном направлении, часто сопровождаемый вихревыми движениями снежинок. Метель может наблюдаться как при выпадении снега из облаков, так и при отсутствии снегопада, когда происходит перенос снега, поднимаемого сильным ветром с поверхности земли.
Наблюдатель отмечает вид осадков, время их начала и окончания. Эти данные заносятся в соответствующую графу рабочего журнала.
Количество осадков измеряется высотой слоя воды (в миллиметрах), образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавших осадков. Для измерения количества осадков служит осадкомер Третьякова.
При измерении выпавших осадков поступают следующим образом. По окончании выпадения осадков в осадкомере производят смену осадкомерных сосудов. Для смены наблюдатель выносит свободный сосуд, закрытый крышкой. Затем нужно закрыть сосуд, установленный в осадкомере, вынуть его из осадкомера и вместо него поставить вновь принесенный открытый сосуд. Вынутый из осадкомера сосуд уносят в помещение.
В случае наличия в сосуде только жидких осадков их количество измеряют сразу после прихода в помещение.
При наличии в сосуде твердых осадков его оставляют на некоторое время в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять. Во время таяния сосуд должен быть закрыт крышкой, а носок - колпачком, чтобы избежать испарения осадков или осаждения влаги на холодных стенках с внутренней стороны сосуда.
После того как все твердые осадки растают, измеряют их количество. Для этого, сняв колпачок, осторожно выливают через носок воду в измерительный стакан, держа сосуд над стаканом до тех пор, пока вода не перестанет капать.
Для отсчета стакан ставят на ровную горизонтальную поверхность так, чтобы деления стакана были хорошо видны.
Уровень воды в стакане у стенки будет несколько выше ее общего уровня, поэтому при рассматривании на просвет граница между водой и воздухом кажется темной полоской шириной приблизительно в одно деление. Уровню воды в стакане соответствует нижний край плоскости. Надо отсчитать то деление, которое ближе всего к нижнему краю плоскости. Одно деление стакана соответствует слою осадков высотой 0,1 мм.
Если осадков больше 100 делений стакана, измерение их нужно производить в несколько приемов, причем каждый раз следует наливать воду в стакан несколько ниже сотого деления.
Запись количества осадков производится в соответствующую графу рабочего журнала.
4.8. Наблюдения за состоянием покрытия необходимо вести систематически, визуально на постоянных контрольных участках дороги длиной 50 - 100 м, расположенных на небольшом удалении от метеопоста. В случае выпадения осадков или образования скользкости на покрытии ежечасно определяют вид скользкости, сплошность отложений на покрытии, толщину отложения. В графе рабочего журнала при характеристике состояния покрытия ставится буква С - чистое, сухое покрытие или М - мокрое. При характеристике видов зимней скользкости наблюдателем отмечается гололед, снежный накат, рыхлый снег.
Данные о времени возникновения и ликвидации зимней скользкости на удаленных участках дороги и ее характеристиках заносят в рабочий журнал на основе информации ответственных за содержание дороги лиц (прорабов, мастеров) с указанием фамилии информатора.
5. Обработка и регистрация результатов наблюдений
5.1. Результаты наблюдений на дорожных метеопостах заносят в "Журнал для записи метеорологических наблюдений" (форма 1) и в "Журнал учета образований зимней скользкости" (форма 2), приведенные в конце этого пособия.
Необходимые вычисления должны производиться сразу же после выполнения наблюдений и записи их результатов. При показаниях термометра равных 0 и ниже 0° перед отсчетом ставится знак "-"; при показаниях термометра выше 0° знак не ставится.
В рабочем журнале записывается количество осадков в делениях стакана и в миллиметрах высоты слоя воды, определенное до десятых долей миллиметра. Десятые доли отделяются от целых запятой. Отсчеты проводятся до целых делений стакана. Если уровень воды в стакане находится точно посередине между соседними делениями, то записывается большее из них. Если уровень воды в стакане располагается ниже середины расстояния от дна до первого деления, то записывается 0, если на середине или выше - 1. Если осадков в сосуде не было, то графа остается незаполненной.
Для перевода числа делений измерительного стакана в миллиметры высоты слоя воды уменьшается число делений в 10 раз, так как каждое деление стакана соответствует 0,1 мм высоты слоя воды.
Запись измерений направления ветра производится русскими буквами в соответствующую графу журнала (форма 1). При записи скорости ветра отмечаются номер штифта или номера штифтов и соответствующая скорость ветра. Если, например, доска колебалась между штифтами 3 и 5, то записывается номер промежуточного штифта, т.е. 4, и скорость ветра 8 м/с (в соответствии с табл.1); если, например, доска колебалась между штифтами 3 и 4, то записывается 3 - 4, и скорость ветра 7 м/с.
5.2. На обложке журналов проставляется название автомобильной дороги, наименование дорожной организации и участка дороги, обслуживаемой данной организацией, дата начала ведения журнала.
Наблюдения в рабочий журнал следует записывать немедленно на месте их производства в соответствующие графы журнала. Запись должна быть отчетливой и производиться простым карандашом. В случае необходимости исправления первоначальную запись следует зачеркнуть так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, а рядом вписать исправленное число.
Если в силу каких-либо причин наблюдения за метеоэлементом не производились, то в соответствующей графе журнала ставится тире (-).
Если наблюдения производились, но явления не было, соответствующая графа остается незаполненной. В каждый срок наблюдения заполняются графы 2 - 6 рабочего журнала.
Если наблюдается выпадение осадков или образование скользкости на покрытии, то заполняются все графы журнала.
После каждого наблюдения наблюдатель расписывается в соответствующей графе, подтверждая правильность наблюдений.
Обработка результатов должна производиться своевременно, сразу же после их производства. Главный инженер дорожной организации должен систематически следить за правильностью обработки и записи результатов. Материалы наблюдений должны храниться в закрытом шкафу.
6. Применение результатов наблюдений
6.1. Чтобы принять правильное и своевременное решение о характере борьбы с зимней скользкостью в каждом конкретном случае ее образования, требуется в течение зимнего периода проводить регулярный прием прогноза погоды, передаваемый по радио, телевидению или же публикуемый в печати (в газетах). Если в сводке погоды сообщается, что в ближайшее время или на следующий день ожидается выпадение осадков при отрицательной температуре, то эти сведения указывают на необходимость: производства наблюдения с целью установления времени начала, конца выпадения осадков, их продолжительности; организации инструментальных наблюдений на площадке метеопоста с целью оценки мероприятий, связанных с ликвидацией скользкости в каждом случае ее образования.
В период отсутствия условий образования скользкости, что отмечается в ясную погоду чаще всего при антициклонической атмосферной циркуляции, наблюдения на дорожных метеопостах не производятся.
6.2. На дорожных покрытиях зимняя скользкость образуется при отрицательных температурах в основном вследствие выпадения твердых и жидких осадков. От вида выпавших осадков зависят технология борьбы с зимней скользкостью и нормы распределения хлоридов. При выпадении осадков в виде снега назначается технология, которая предусматривает распределение хлоридов, перемешивание и рыхление снега колесами транспортных средств, уборку снегоочистительными механизмами с проезжей части дороги влажной, разрыхленной снежной массы. Такая же технология принимается и при образовании наката. При образовании на дороге тонкой (1 - 3 мм) корки льда принимается технология, предусматривающая плавление всей массы льда. Это достигается при выполнении лишь одной технологической операции - распределении хлоридов.
В зависимости от вида выпавших осадков и соответственно от различия применяемых технологий нормы распределения хлоридов существенно отличаются. В частности, чтобы ликвидировать скользкость в виде наката, требуется хлоридов в 5 раз меньше, чем при борьбе с ледяной коркой на одно и то же количество выпавших осадков.
6.3. Результаты наблюдений за ветром по флюгеру используются для установления возможной заносимости дороги при метелях и с учетом этого для определения видов работы, указанных в п.2.4.
6.4. На дорожном покрытии с шероховатой поверхностью после выпадения незначительного количества осадков сцепные качества колес с таким покрытием зачастую не изменяются. В связи с этим замеры количества осадков служат основанием для принятия решения о целесообразности или нецелесообразности распределения хлоридов. Количество осадков, которое откладывается в понижениях покрытия и не изменяет сцепные качества этого покрытия, определяют опытным путем. По ориентировочным расчетам сцепные качества шероховатости дороги не ухудшаются при выпадении осадков до 0,5 мм.
6.5. В Инструкции (см. табл.2) приводятся нормы хлоридов на 1 дорожного покрытия, которые обеспечивают устранение различных видов снежно-ледяных отложений определенного объема. Величину нормы для каждого конкретного случая борьбы с зимней скользкостью определяют с учетом температуры и количества осадков (мм), замеренных осадкомером. Для этого количество осадков, выпавших при конкретном снегопаде или дожде, умножают на норму, указанную для соответствующей температуры.
6.6. По фактическим материалам, полученным в результате наблюдений на метеопосту и на дороге, определяется технология работ и величина нормы распределения хлоридов. Эти сведения передаются непосредственному исполнителю работ. Получив их, исполнитель должен установить режим россыпи или розлива хлоридов в соответствии с установленной величиной нормы и лишь после этого начинать обработку обледенелой или заснеженной дороги.
6.7. После окончания работ по ликвидации зимней скользкости должна быть произведена проверка качества выполненных работ. Она включает визуальный осмотр состояния дорожного покрытия на всей протяженности закрепленного участка дороги, а также проверку объема требуемого и фактически израсходованного противогололедного материала. Выполнение этих видов работ возлагается на мастера дорожного участка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.