г. Казань |
|
22 августа 2016 г. |
Дело N А06-7801/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения", г. Ростов-на-Дону и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2016 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А06-7801/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домоуправление", г. Астрахань (ИНН 3018314123, ОГРН 107302300166) к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домоуправление" (далее - ООО УК "Домоуправление", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ", ответчик) о взыскании 113 076 руб. 20 коп. задолженности и 12 041 руб. 19 коп. пени, а также судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, услуг представителя, за получение выписок о регистрации прав на недвижимое имущество, а при недостаточности денежных средств у государственного казенного учреждения с ответчика Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016, исковые требования удовлетворены. С ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" в пользу ООО "УК "Домоуправление" взыскано 113 076 руб. 20 коп. задолженности, 12 041 руб. 19 коп. пени, а также 4753 руб. 52 коп. судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины. При недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" взыскание денежных средств постановлено произвести с собственника его имущества (субсидиарного должника) Российской Федерации в лице МО РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МО РФ в лице ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" и ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что право оперативного управления за правопреемником ФГКУ МО РФ "Астраханская КЭЧ района" - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" на спорные нежилые помещения не зарегистрировано, поэтому возложение спорных расходов на учреждение является необоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, протоколом N 1 общего собрания в форме заочного голосования собственников многоквартирного жилого дома N 49 по ул. Хибинская от 25.11.2008 избрана управляющая компания - ООО УК "Домоуправление".
Между ООО "УК "Домоуправление" (исполнитель) и ФГУ "Астраханская КЭЧ района" (заказчик) заключен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию от 01.05.2010 N 79, согласно которому исполнитель осуществляет техническое обслуживание жилого дома N 49 по ул. Хибинская.
В состав оказываемых услуг по договору входят виды технического обслуживания и текущего ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, определяемые перечнем работ по содержанию и текущему ремонту, утвержденным решением совета муниципального образования "Город Астрахань" от 23.06.2005 N 155 (приложение N 1 к договору). Общая площадь обслуживаемого помещения, расположенного по указанному адресу, на момент заключения договора составляет 698,0 кв.м. Стоимость работ определяется в соответствии с тарифами, утвержденными советом муниципального образования "Город Астрахань" или решением общего собрания собственников жилых помещений. Стоимость работ и услуг может быть изменена в случае изменения тарифов путем направления исполнителем заказчику нового расчета платы не позднее, чем за 10 дней до вступления в силу указанных изменений.
Заказчик ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, производит оплату суммы, предусмотренной договором, путем перечисления на расчетный счет исполнителя. За несвоевременную оплату выполненных работ заказчик уплачивает подрядчику пени в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки, допущенной по вине заказчика.
Согласно перечню Федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений МО РФ, реорганизуемых путем присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ", являющемуся приложением N 3 к приказу МО РФ, правопреемником ФГУ "Астраханская КЭЧ района" МО РФ является ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ".
Из представленного в материалы дела письма Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Астраханской области от 19.03.2014 за N 07-13/2-399 следует, что объекты, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, 49, а именно помещение N 096 (офис) площадью 238,8 кв.м., помещение N 091 (закусочная) площадью 153,5 кв.м., помещение N 094 (элеваторный узел) площадью 23,5 кв.м., помещение N 092 (гостиница) площадью 91,0 кв.м., помещение N 093 (гостиница) площадью 132,8 кв.м., помещение N 095 площадью 262,8 кв.м. были закреплены за ГУ "Астраханская КЭЧ района", которое реорганизовано путем присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ".
На основании решения Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 11.12.2008 N 190 размер платежей за 1 кв.м. общей площади жилья для благоустроенного фонда составляет 9 руб.
Согласно доводам истца, являясь управляющей организацией, в период с 01.11.2013 по 30.04.2015 он осуществлял техническое обслуживание и производил текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома N 49 по ул. Хибинская в г. Астрахани. Ответчик, являясь правопреемником ГУ "Астраханская КЭЧ района", оплату не производил. Задолженность за помещения 091, 092, 093, 094, 095,096 за период с 01.11.2013 по 30.04.2015 составила 113 076 руб. 20 коп.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Соответственно право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Согласно материалам дела судебным решением от 29.05.2014 по делу N А06-1721/2014 установлен факт правопреемства ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" от ФГУ "Астраханская КЭЧ района" МО РФ.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" также следует, что указанное лицо является правопреемником ФГУ "Астраханская КЭЧ района" МО РФ.
В соответствии со статьей 58 ГК РФ при реорганизации юридических лиц в форме присоединения к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (статья 59 ГК РФ).
Таким образом, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в полном объеме, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, независимо от того, отражены ли данные обязательства в передаточном акте.
Доводы подателей жалоб о том, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" не является титульным владельцем помещений, расположенных в жилом доме по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 49, и у него отсутствует обязанность по оплате за обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома, обоснованно отклонены судами.
Толкование пункта 1 статьи 296 ГК РФ позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Таким образом, при реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в силу закона.
Для определения состава прав и обязанностей, перешедших от реорганизуемого юридического лица к его правопреемнику, при реорганизации в форме присоединения передаточный акт не требуется, поскольку в отличие от реорганизации в форме выделения или разделения в результате присоединения остается одно юридическое лицо - универсальный правопреемник всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица, существовавших на момент реорганизации, вне зависимости от их указания в передаточном акте.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, учреждением не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период времени оно не пользовалось услугами истца, либо доказательства самостоятельного несения затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома, равно как и не представлено доказательств оказания услуг иными лицами.
Доводы ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" МО РФ об отсутствии обязанности по содержанию данного имущества у арендодателя - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ", как обладатель права оперативного управления с момента его возникновения, обязано нести расходы на содержание общего имущества.
Судом апелляционной инстанции получен ответ от Территориального управления Росимущества в Астраханской области от 11.05.2016 N 04-05/3-491, согласно которому 17.11.2008 Указом Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" МО РФ было официально определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил России и подведомственных организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" МО РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Для реализации данных полномочий в 2009 году в военном ведомстве был создан Департамент имущественных отношений.
Приказом Министра Обороны от 30.04.2009 N 355 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации" Департамент имущественных отношений наделен полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся в оперативном управлении МО РФ.
Приказом МО РФ от 05.07.2010 N 756 было создано ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ", которое является структурным подразделением уполномоченного органа и осуществляет представительские функции МО РФ на территории Северно-Кавказского региона по вопросам федерального имущества.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2015 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" территориальные органы Росимущества осуществляют учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации юридического лица.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ", как юридическое лицо, зарегистрировано в ТУ Росимущества.
Помещения по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д. 49 (помещения N N 096, 091, 094, 092, 093, 095) при разграничении полномочий остались за МО РФ в силу закона, а именно постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик, в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Поскольку ТУ Росимущества по Астраханской области подтвердило, что право на спорные объекты недвижимости у МО РФ возникло в 1991 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрации права оперативного управления ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО МО РФ" на данные объекты не свидетельствует об отсутствии такого права. В рассматриваемом случае, государственная регистрация такого права не является единственным доказательством его существования.
Расчет задолженности подателями жалоб не оспорен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 158 ЖК РФ и статьями 296, 298 ГК РФ, обоснованно удовлетворил заявленные требования о взыскании основной задолженности.
Истец просил взыскать также пени в сумме 12 041 руб. 19 коп.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
С учетом изложенного требования истца о взыскании пени также правомерно удовлетворены в заявленной сумме 12 041 руб. 19 коп.
Приведенные в кассационных жалобах доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по делу N А06-7801/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2016 г. N Ф06-11396/16 по делу N А06-7801/2015
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14749/16
22.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11396/16
19.05.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2834/16
11.02.2016 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7801/15
12.01.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22487/15