Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Приведение результатов полевых испытаний к расчетному году с использованием данных гидрометеостанций
Методика основывается на получении данных о продолжительности расчетных периодов в сутках и фактических типичных состояниях дорожных конструкций в эти периоды по каждому году за нормативный срок службы дорожной одежды (прил.7). Продолжительность расчетных периодов устанавливают в соответствии с п. 2.4.9. По полученным данным определяют приведенный модуль упругости дорожной конструкции на характерном участке дороги:
, (1)
где - коэффициент нормированного отклонения. Назначают его в зависимости от принятого уровня надежности дорожной одежды (табл.1).
Таблица 1
Уровень проектной надежности, К_н | 0,60 | 0,85 | 0,90 | 0,95 |
Коэффициент нормированного отклонения, t_но | 0,26 | 1,06 | 1,32 | 1,71 |
- коэффициент вариации модуля упругости. Величину коэффициента определяют по формуле:
, (2)
где - среднеарифметическое значение фактических модулей упругости дорожной конструкции, МПа.
Величину находят по формуле:
. (3)
В случае, если в i-ом году наблюдалась зимняя оттепель (не менее 4 дней подряд с положительной среднесуточной температурой воздуха, по данным гидрометеостанции, ближайшей к обследуемой дороге), то величину , определяют по формуле:
, (4)
где - климатический коэффициент, характеризующий i-й год;
- то же, характеризующий год проведения испытаний.
Климатические коэффициенты определяют по формуле:
, (5)
где Q - количество осадков в предзимний период (в месячный срок до перехода среднесуточной температуры воздуха через -5°С, по данным гидрометеостанции);
- параметр вычисляют по формуле:
, (6)
где - сумма градусо-дней мороза за период до наступления продолжительной и интенсивной оттепели (не менее 4 дней с положительной среднесуточной температурой, по данным гидрометеостанции);
- сумма градусо-дней тепла за зиму;
Т - то же, мороза за зиму.
Величину модуля упругости , характеризующую типичное состояние дорожной конструкции в расчетный период года проведения испытаний, находят по формуле:
, (7)
где - температурный коэффициент, равный отношению прогиба при температуре покрытия , соответствующей расчетному периоду года проведения испытаний к прогибу, измеренному в период испытаний к прогибу, измеренному в период испытаний ;
W - относительная влажность грунта земляного полотна в расчетный период года проведения испытаний, %. Определяют ее в середине расчетного периода года проведения испытаний в шурфе, вырытом на обочине напротив контрольной точки (см. п.2.4.10). При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается определять величину влажности расчетным путем. Остальные параметры аналогичны использованным в формуле (3.9).
Величину температуры покрытия находят по формуле:
, (8)
где a и b - эмпирические коэффициенты, a = 1,05; b = 1,9 при ; a = 2,1; b = 2,1 при ;
- среднеарифметическая температура воздуха за расчетный период года проведения испытаний (значения температуры берут на 15-00 каждого дня по журналу TM-I в ближайшей гидрометеостанции),°С.
По найденной величине , используя график температура покрытия - прогиб (см. рис.3.3), определяют величину .
В случае, если в i-ом году не было зимних оттепелей, величину определяют по формуле:
, (9)
где - относительная расчетная влажность грунта земляного полотна в расчетный период года проведения испытаний, %;
- относительная расчетная влажность грунта земляного полотна в расчетный период i-го года, %;
- температурный коэффициент, равный отношению прогиба при температуре покрытия к прогибу, соответствующему расчетному периоду года проведения испытаний .
Величины находят по формуле (7), так же как . При этом среднеарифметическую величину температуры воздуха определяют для каждого i-го года. По найденным величинам , используя график температура покрытия - прогиб (см. рис.3.3), определяют величины .
Величины и находят по формуле:
, (10)
где - коэффициент, равный 0,97 ;
- сумма отрицательных среднесуточных температур воздуха за октябрь-декабрь предыдущего года, град.сут. Определяют ее по данным ближайшей гидрометеостанции (журнал TM-I);
- гидротермический коэффициент Селянинова, мм/град.сут;
r - сумма осадков за период со среднесуточной температурой воздуха выше 10°С в прошедшем году, мм. Определяют эту сумму по данным гидрометеостанции (журнал TM-I);
- сумма среднесуточных температур воздуха за тот же период, град.сут. Находят ее по данным гидрометеостанции (журнал ТМ-1).
В зависимости от принимаемой точности решения задачи допускается вычислять приведенные модули упругости по приближенной формуле, позволяющей сократить объем вычислений:
; (11)
, (12)
где - коэффициент, учитывающий температуру покрытия на контрольной точке в период проведения испытаний (табл.2);
- коэффициент, учитывающий влажность грунта земляного полотна на контрольной точке в период проведения испытаний;
- комплексный коэффициент (табл.3).
Таблица 2
Толщина покрытия, см | Коэффициент К*_т при температуре покрытия,°С | ||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |
5 | 1 | 1,04 | 1,14 | 1,23 | 1,29 |
7 | 1 | 1,06 | 1,19 | 1,34 | 1,42 |
10 | 1 | 1,11 | 1,26 | 1,45 | 1,62 |
12 | 1 | 1,14 | 1,36 | 1,56 | 1,81 |
15 | 1 | 1,19 | 1,43 | 1,43 | 2,02 |
Таблица 3
Коэффици- ент, К*_т |
Комплексный коэффициент К_кл при типе грунта | |||||||||
супесь легкая | суглинок легкий пылеватый | |||||||||
относительная влажность грунта | ||||||||||
0,55 | 0,60 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | |
0,90 | 0,76 | 0,80 | 0,83 | 0,86 | 0,90 | 0,66 | 0,72 | 0,78 | 0,84 | 0,90 |
1,00 | 0,85 | 0,89 | 0,93 | 0,95 | 1,00 | 0,73 | 0,80 | 0,87 | 0,93 | 1,00 |
1,10 | 0,93 | 0,97 | 1,02 | 1,05 | 1,10 | 0,80 | 0,88 | 0,96 | 1,02 | 1,10 |
1,20 | 1,02 | 1,06 | 1,11 | 1,14 | 1,20 | 0,87 | 0,96 | 1,04 | 1,12 | 1,20 |
1,40 | 1,19 | 1,24 | 1,30 | 1,33 | 1,40 | 1,02 | 1,12 | 1,22 | 1,30 | 1,40 |
1,60 | 1,36 | 1,42 | 1,49 | 1,52 | 1,60 | 1,17 | 1,28 | 1,39 | 1,49 | 1,60 |
1,80 | 1,53 | 1,60 | 1,67 | 1,71 | 1,80 | 1,32 | 1,44 | 1,57 | 1,67 | 1,80 |
2,00 | 1,70 | 1,78 | 1,86 | 1,90 | 2,00 | 1,46 | 1,60 | 1,74 | 1,86 | 2,00 |
Таблица 4
Тип дорожной одежды |
Коэффициент приведения дорожной конструкции к типичному состоянию, К_т |
|||||||||||
грунт земляного полотна - супесь легкая и песчаный грунт |
грунт земляного полотна - суглинки, супеси пылеватые и тяжелые пылеватые |
|||||||||||
W_фл/W_р | W_фл/W_р | |||||||||||
0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,9 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | |
Капитальный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,84 | 1,39 | 1,23 | 1,13 | 1,06 | 1 |
Облегченный | 1,62 | 1,36 | 1,21 | 1,12 | 1,03 | 1 | 5 | 3 | 1,85 | 1,50 | 1,27 | 1,10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.