Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Приборы и оборудование для испытания дорожных одежд нагрузкой
1. Длиннобазовый рычажный прогибомер модели КП-204
Прогибомер модели КП-204 (рис.1) имеет составной рычаг, за счет шарикоподшипников легко вращающийся на оси, закрепленной в корпусе опоры (5). Рычаг представляет собой пространственную трубчатую ферму (7) переменной высоты с треугольным поперечным сечением. Соотношение длин грузового (8) и измерительного (4) плеч рычага 2:1. Длина грузового плеча 2,5 м. Конец грузового плеча рычага снабжен щупом (10), который с помощью шарового шарнира соединен с подпятником (12). Щуп крепится к рычагу зажимным винтом (11). Конец измерительного плеча снабжен кронштейном (2) для крепления индикатора (3). Для избежания погрешностей при измерении прогибов дорожной конструкции, связанных с неравномерным нагреванием фермы рычага в солнечную погоду, все элементы фермы покрыты теплоизоляционным материалом.
В транспортном положении рычаг расчленен на две части. Последовательность приведения прогибомера в рабочее положение и порядок работы с ним следующие.
1. Соединяют составные части рычага и стягивают их болтами (6).
2. Вставляют щуп в отверстие на конце грузового плеча рычага и затягивают винт.
3. Закрепляют индикатор на кронштейне.
4. Поднимают прибор за верхнюю трубу фермы рычага и, придерживая его в горизонтальном положении, перемещают так, чтобы щуп с подпятником разместился между скатами заднего сдвоенного колеса (9) автомобиля точно под центром задней оси автомобиля.
5. Устанавливают клиновидную опорную подкладку (1) на покрытие таким образом, чтобы ее наклонная поверхность вошла в контакт с концом стержня индикатора.
6. Выдерживают автомобиль на точке до тех пор, пока отсчет по индикатору не изменится за 10 с более чем на 0,005 мм и записывают его в журнал измерений (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Журнал линейных испытаний дорожной конструкции (образец заполнения)
Наименование дороги__________________________ Нагрузка на
заднюю ось________________ 100 кН
Автомобиль________________________МАЗ-500
Место испытания (км + м) |
Дата испытаний и время суток |
Состояние покрытия у точки испытания |
Отсчеты по индикатору |
Прогиб, l_i, мм |
Величина прогиба, приведенного к сопоставимому виду, l_пp_i=K_изм_i x l_i, мм |
|
i | i_0 | |||||
14.04.87 | ||||||
110+000 | 10.15 | Трещин нет | 283 | 341 | 1,16 | 1,16 х 1,12 = 1,30 |
110+050 | 10.23 | То же | 239 | 275 | 0,72 | 0,72 х 1,12 = 0,81 |
110+100 | 10.27 | Редкие трещины | 301 | 386 | 1,70 | 1,70 х 1,12 = 1,90 |
15.04.87 | ||||||
114+050 | 10.03 | То же | 233 | 269 | 0,72 | 0,72 х 1,20 = 0,86 |
------------------------------
Примечание. - коэффициент изменения прогиба во времени.
Таблица 2
Журнал испытания дорожной конструкции на контрольных точках
(образец заполнения)
Наименование дороги __________________________________ Нагрузка на заднюю
ось................100 кН
Автомобиль________________МАЗ-500
Место расположения контрольной точки (км+м) |
Дата испытаний и время суток |
Отсчеты по индикатору |
Прогиб, l_i, мм |
Примечание | |
i_0 | i | ||||
28.03.87 | |||||
Точка N 1 | 8.27 | 284 | 301 | 0,34 | Состояние погоды, температура воздуха, состояние обочин, откосов, резервов и т.п. |
111 + 000 | |||||
Точка N 2 | 8.34 | 225 | 251 | 0,52 | |
114 + 840 | |||||
Точка N 3 | 8.46 | 273 | 289 | 0,32 | |
118 + 000 | |||||
Точка N 1 | 15.18 | 199 | 220 | 0,42 | |
111 + 000 | |||||
Точка N 2 | 15.26 | 239 | 271 | 0,64 | |
114 + 840 | |||||
29.03.87 | |||||
Точка N 1 | 8.20 | 239 | 260 | 0,42 | |
111 + 000 |
7. Продвигают автомобиль вперед на расстояние не менее 5 м.
8. Дожидаются пока отсчет по индикатору i после съезда автомобиля с точки измерения в течение 10 с не будет изменяться более чем на 0,005 мм и записывают его в журнал измерений.
9. Удвоенная разница отсчетов по индикатору до съезда автомобиля с точки и после съезда будет соответствовать прогибу покрытия в этой точке l:
. (1)
Закончив измерение прогиба на одной точке, переходят к другой. При переезде с одной контрольной точки на другую прибор можно не переводить в транспортное положение. Следует только снять индикатор и осторожно погрузить прибор в кузов автомобиля либо подвесить его на кронштейны сбоку автомобиля.
2. Передвижная лаборатория модели КП-502 МП для оценки несущей способности автомобильных дорог
Передвижная лаборатория модели КП-502 МП (рис.2) состоит из комплекта приборов и оборудования для испытания дорожных одежд методами статического и кратковременного нагружения (установка динамического нагружения УДН-НК, длиннобазовый прогибомер модели КП-204, прибор для измерения расстояния КП-203, переносные гидравлические весы модели КП-205 и др.).
Установку динамического нагружения УДН-НК (навесную с гибким штампом) монтируют сзади кузова автомобиля (см. рис.2). Особенность ее - передача усилия от падающего груза массой 250 кг через сдвоенные авиационные пневматические колеса, обеспечивающие площадь отпечатка и удельную нагрузку на покрытие эквивалентные отпечатку и нагрузке расчетного автомобиля группы А. Для подъема груза используют электродвигатель мощностью 1 кВт. Регистрацию прогибов осуществляют сейсмоприемником СВ-20. Измерительный датчик смонтирован на специальной тележке и находится между скатами пневматика. Аппаратура для сбора и первичной обработки данных испытаний расположена в кабине водителя. Нагружение дорожной одежды проводят с остановкой лаборатории в каждой точке испытания. Максимальная производительность УДН - до 8 км/ч при 20 испытаниях на 1 км.
В процессе испытаний и при переездах от точки к точке сдвоенные пневматики находятся в контакте с дорожным покрытием. При длительных переездах установку приподнимают в транспортное положение.
Пневматические колеса, играющие роль амортизатора, требуют периодической тарировки - тарировать нужно одновременно оба ската, чтобы осреднить некоторые их деформативные различия в условиях достаточно близких к условиям нагружения на дороге, где усилие также действует сразу на два ската. Покрышки скатов должны находиться в хорошем состоянии и иметь неизношенный протектор (рис.3). Останавливают скаты на гидравлическом прессе (1, 2, 4, 9) с максимальным усилием не менее 100 кН. Скаты закрепляют в специальной обойме (6), разместив их на том же расстоянии один от другого, как и в установке для испытаний. Обойма должна позволять поворачивать колесо (7) относительно его оси, но иметь стопорную чеку (10). Перед началом тарировки давление воздуха в камерах каждого ската должно быть доведено до 0,55 МПа, что соответствует давлению в камерах расчетного автомобиля. В этом случае давление от колес на испытываемую поверхность дороги с учетом жесткости шины составляет примерно 0,6 МПа. Колесо застопоряют тормозящей чекой, чтобы избежать выкатывания его под нагрузкой, и связывают легкой цепью (8) с направляющей пресса. Измеряют расстояния между верхом обоймы и струбцинами (3) и (5) с точностью до 0,1 мм. Включают пресс и плавно сжимают скаты нарастающим усилием до 60 - 65 кН. Поддерживая прессом устойчивую нагрузку, измеряют расстояния от верха обоймы до струбцин. Повторяют нагружение и измерение и . Определяют среднее значение . Вычисляют показатель жесткости пневмоколеса :
, (2)
где М - масса падающего груза УДН-НК, кг;
g - ускорение свободного падения (g = 9,81), ;
- усилие сжатия пневмоколеса, при котором измеряли , Н.
Величину динамического усилия , развиваемого установкой динамического нагружения, определяют по формуле:
, (3)
где - коэффициент потерь энергии ();
Н - высота сбрасывания груза (обычно ~ 1 м), м.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.