г. Казань |
|
29 августа 2016 г. |
Дело N А72-4629/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Константа" - Потурайко А.В., доверенность,
ответчика - администрации города Ульяновска - Трифоновой О.В., доверенность,
в отсутствие:
третьего лица - Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Константа", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2016 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Корнилов А.Б., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-4629/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Константа", г. Ульяновск к администрации города Ульяновска, о признании частично недействительным постановления от 26.06.2009 N 504, при участии третьего лица: Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (КУГИГ),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Константа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация) о признании недействительным постановления Главы муниципального образования "город Ульяновск" от 26.06.2009 N 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" в части приложения N 1 "Основная часть. Чертеж планировки", касающегося прохождения красной линии по объекту недвижимости "Площадка" (литера V), входящему в состав "Незавершенной строительством автостоянки", расположенному по адресу: г. Ульяновск, ул. Деева, д. 35-А (кадастровый N 73:24:020704:21:0269280000) и по земельному участку общей площадью 8000 кв. м, расположенному по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Деева, д. 35-А (кадастровый N 73:24:020704:21).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 принято уточнение заявления в части кадастрового номера объекта недвижимости "Площадка" 73:24:020704:140.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016, в удовлетворении требований отказано.
Общество, обжалуя приняты судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, заявитель является собственником незавершенной строительством автостоянки с кадастровым N 73:24:020704:140 и земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. Деева, д. 35А общей площадью 8000 кв. м, с кадастровым N 73:24:020704:21.
21.08.2013 общество, обратилось в администрацию с просьбой о выделении в аренду земельного участка под расширение автомобильной стоянки, принадлежащей обществу на праве собственности.
Администрация письмом от 28.08.2013 N 01-13/5440 сообщила обществу, что согласно пункту 1 статьи 31, пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснования примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах.
06.02.2015 заявитель обратился в администрацию с заявлением о внесении изменения в проект планировки территории Заволжского района г. Ульяновска, утвержденного постановлением главы города Ульяновска от 26.06.2009 N 5046, в связи с прохождением красных линий через земельный участок заявителя, объект "Площадка" (литера V), входящему в состав незавершенной строительством автостоянки, что нарушает права собственника.
Администрация письмом от 11.03.2015 N 4100-01 отказала во внесении изменений в проект планировки территории Заволжского района г. Ульяновска со ссылкой на статью 23, пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3.3, разделы 4, 5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 1830 (далее - инструкция), указав, что вышеуказанный земельный участок расположен согласно генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, на территории промышленных предприятий и перспективной дороги, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69 (с изменениями и дополнениями), на территории Р2 (зона зеленых насаждений общего пользования) и перспективной дороги.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 17.02.2015 о выделении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Деева, д. 35А, ориентировочной площадью 4000 кв. м, под расширение автомобильной стоянки.
Администрация письмом от 06.03.2015 N 3861-01 сообщила, что согласно генеральному плану города Ульяновска земельный участок расположен на территориях промышленных предприятий и городской магистральной улицы общегородского назначения регулируемого движения, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 с изменениями, проектом планировки Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) П1 и на территории общего пользования, озелененных линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктур, за красной линией улицы Деева. Принять решение о формировании земельного участка по указанному адресу не представляется возможным.
Общество обратилось в Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - КУГИГ) с заявлением от 25.03.2015 об указании на схеме красных линий, проходящих через его земельный участок по адресу: г. Ульяновск, ул. Деева, д. 35А, с кадастровым N 73:24:020704:21.
Проект планировки Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" был утвержден постановлением Главы г. Ульяновска от 26.06.2009 N 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" (с приложениями N 1, 2). В составе утвержденного проекта планировки на чертеже нанесены красные линии (приложение N 1). Поскольку за чертой красной линии оказалась часть объекта, принадлежащего заявителю на праве собственности, он обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки по вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Пунктом 1 инструкции предусмотрена обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Как следует из пункта 6 статьи 3.2.1 инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - инструкция N 150) на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки, на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 инструкции N 150, на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
В статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки.
Постановлением главы города Ульяновска от 26.06.2009 N 5046 утвержден проект планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск", которым установлены красные линии, проходящие, в том числе, по принадлежащими заявителю объекту недвижимости "Площадка" (литера V), входящему в состав "Незавершенной строительством автостоянки" с кадастровым N 73:24:020704:140 и земельному участку общей площадью 8000 кв. м с кадастровым N 73:24:020704:21, расположенным по адресу: г. Ульяновск, ул. Деева, д. 35 А.
Как следует из генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, земельный участок заявителя частично расположен на земельном участке территории общего пользования - на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникации (автомобильных дорог - городских магистральных улиц и дорог общегородского значения регулируемого движения), то есть установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий. Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано 27.07.2009, то есть, после утверждения генерального плана города Ульяновска и спорного постановления от 26.06.2009 N 5046.
Согласно статье 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования.
Судами установлено, что оспариваемый в части проект планировки разработан в соответствии с документом территориального планирования, что соответствует требованиям положений статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. В дальнейшем в рамках реализации генерального плана, законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в частности в рамках конкретного спора, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций признали, что установление красных линий по земельному участку и объекту недвижимости заявителя осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, которое не создает препятствий в его использовании, поскольку в соответствии с положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что в результате издания данного правового акта заявитель не может использовать принадлежащий земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования для незавершенной строительством автостоянки, материалы дела не содержат.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что издание оспариваемого акта не противоречит нормам градостроительного и земельного законодательства.
Оставляя судебные акты в силе, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122) предусмотрена возможность государственной регистрации объектов незавершенного строительства при наличии прав на земельный участок и разрешения на строительство.
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствие с положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона N 122, государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Регистрация объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, законом не предусмотрена.
Для признания имущества недвижимым как объекта гражданских права необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 N 3809/2012 указано, что сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества, в отрыве от его физических характеристик, в Едином государственном реестре прав не является препятствием для предъявления требования о признании права отсутствующим.
Их материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:020704:21 приобретен заявителем в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако материалы настоящего дела не содержат сведений о наличии на указанном земельном участке объектов, отвечающих требованиям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по делу N А72-4629/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122) предусмотрена возможность государственной регистрации объектов незавершенного строительства при наличии прав на земельный участок и разрешения на строительство.
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствие с положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона N 122, государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Регистрация объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, законом не предусмотрена.
...
Их материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:020704:21 приобретен заявителем в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако материалы настоящего дела не содержат сведений о наличии на указанном земельном участке объектов, отвечающих требованиям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2016 г. N Ф06-11841/16 по делу N А72-4629/2015