Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Назначение шероховатости по условиям удаления воды из зоны контакта шин с покрытием
(для европейской территории СССР)
Назначение макрошероховатости дорожных поверхностей по условиям удаления воды из зоны контакта шины с покрытием производят в такой последовательности.
1. По графику (рис. 1) для назначенной согласно п. 2.3 минимально допустимой макрошероховатости дорожной поверхности определяется коэффициент гидравлической шероховатости.
2. По таблице определяют зону относительной аварийности на мокрых покрытиях, в которой проходит автомобильная дорога.
3. В зависимости от зоны относительной аварийности на мокрых покрытиях определяют вероятность появления расчетного дождя N (см. табл. на стр. 40).
4. По номограмме (рис. 2) или по формуле
А + В lg N
а = ------------
8,09
подсчитывают интенсивность расчетного дождя (мм/мин), где А и В - климатические параметры района проложения дороги - определяются по рис. 3.
Таблица
Зоны относите- льной аварийно- сти |
Примерные географические границы | Вероят- ность появления расчетного дождя N |
I | Севернее линии, соединяющей: Брест-Минск-Витебск- Вышний Волочек-Череповец |
4,00 |
II | От границы I зоны до линии, соединяющей: Львов - Житомир - Киев - Курск - Воронеж - Кузнецк |
2,84 |
III | От границы II зоны до линии, соединяющей: Тирасполь - Николаев - Каховка |
1,75 |
IV | Южнее границы III зоны, включая Черноморское побережье в пределах УССР и Крымский полуостров |
0,7 |
V | Зона включает район Северного Кавказа и Кавказское побережье в пределах РСФСР |
|
V-1 | Первая подзона включает территорию Ростовской обл. (южнее Ростова) и Краснодарского края (включая Черноморское побережье) |
2,1 |
V-2 | Вторая подзона включает южную часть Ставропольского края (южнее линии Изобильный-Светлоград) |
2,7 |
V-3 | Третья подзона включает территорию Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР |
0,8 |
5. По формуле
а Ln 0,6
h = (--------------)
30 кв.корень i
определяют толщину водной пленки на покрытии,
где а - интенсивность расчетного дождя, мм/мин;
L - длина участка стока воды по покрытиям, мм;
2
L = В кв. корень 1 + (i / i ) ;
I прод поп
n - коэффициент гидравлической шероховатости поверхности
покрытия;
В - ширина проезжей части для одного направления
i движения;
i , i - продольный и поперечный уклоны проезжей части;
прод поп
i - уклон стекания воды по покрытию.
6. По формуле h_акт = h - R + 2 определяют толщину активного слоя жидкости, оказывающего гидродинамическое подъемное действие на автомобильные шины (h - полная толщина водной пленки; R - макрошероховатость дорожной поверхности, назначаемая согласно п. 2.3). При R <= 2 мм h_акт = h.
7. Скорость начала скольжения автомобильных шин
G
к
v = кв. корень --------------,
ск К ро h b
акт
где G - вертикальная нагрузка на колесо (с учетом его массы), Н;
к
2 4
ро - плотность жидкости, находящейся на покрытии, кг х см/м
(для воды - 102, слякоти - 80);
h - глубина активного слоя жидкости, м/см;
акт
b - ширина беговой дорожки шины, м;
К - коэффициент, определяемый по графику (рис. 4) в
зависимости от показателя
v h
ск акт
пси = -----------,
b
v - скорость начала скольжения шин.
ск
Уравнение скорости начала скольжения решается подбором: задается скорость, определяется показатель пси, коэффициент К и подсчитывается скорость начала скольжения по формуле. Заданная скорость не должна отличаться от расчетной более чем на +- 5%.
8. Если v_ск >= v 85%-ной обеспеченности, то назначенная в п. 2.3 минимально допустимая макрошероховатость дорожной поверхности удовлетворяет требованиям удаления воды из зоны контакта шины с покрытием. При v_ск < v 85%-ной обеспеченности это условие не выполнено. В этом случае назначают новую большую минимально допускаемую макрошероховатость дорожной поверхности и расчет повторяют, пока v_ск не станет равной скорости движения автомобилей 85%-ной обеспеченности* (допускается превышение этой скорости не более чем на 5-10%).
В случае если соотношение v_ск >= v 85%-ной обеспеченности не достигается при макрошероховатости до 2,5-3 мм, необходимо ограничить скорость движения при мокром покрытии на рассматриваемом участке дороги.
------------------------------
* Скорость движения автомобилей 85%-ной обеспеченности на мокрых шероховатых покрытиях определяется по данным натурных наблюдений. Для проектируемых дорог она может быть принята равной; для дорог I категории - 90 км/ч; II категории - 85 км/ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.