г. Казань |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А65-1920/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя Носова Дмитрия Владиславовича - Фирстовой Л.С., доверенность от 22.10.2014,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Идрисовой А.Р., доверенность от 29.01.2016 N 1047/КЗИО-исх,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", индивидуального предпринимателя Носова Дмитрия Владиславовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2016 (судья Андриянова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-1920/2015
по иску индивидуального предпринимателя Носова Дмитрия Владиславовича (ОГРН 305165708700060, ИНН 165700745489) к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Носов Дмитрий Владиславович (далее - ИП Носов Д.В., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших между ИП Носовым Д.В. и Комитетом при заключении договора купли-продажи земельного участка N 21857 с кадастровым номером 16:50:320106:46, путем принятия пункта 2.1 договора в следующей редакции: "Цена проданного земельного участка составляет: 80 249,05 руб. (восемьдесят тысяч двести сорок девять рублей 05 копеек). НДС не облагается. Цена земельного участка определена исходя из одиннадцатикратной ставки земельного налога для соответствующего вида разрешенного использования земельного участка, установленной в размере 0,4% от кадастровой стоимости земельного участка, составляющей 1 823 842 рубля, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. N 26-ЗРТ "Об установлении цены земли в Республике Татарстан для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" и Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани" (в редакциях, действовавших на момент подачи заявления о выкупе земельного участка 05.10.2006)".
В порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2016 исковые требования удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие между предпринимателем и Комитетом при заключении договора купли-продажи земельного участка N 21857 с кадастровым номером 16:50:320106:46, пункт 2.1 договора принят в следующей редакции: "Цена проданного земельного участка составляет: 4 443 861 (Четыре миллиона четыреста сорок три тысячи восемьсот шестьдесят один) руб. 81 коп. НДС не облагается".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет и предприниматель обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
Комитет просит, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, а предприниматель, ссылаясь на нарушение единообразия существующей судебной практики, а также на нарушение судами норм материального права просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций в части принятия пункта 2.1 договора изменить, и принять его в следующей редакции: "Цена проданного земельного участка составляет: 80 249,05 руб. (восемьдесят тысяч двести сорок девять рублей 05 копеек) НДС не облагается".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 04.04.2005 истцом приобретено на праве собственности недвижимое имущество, состоящее из здания семенного склада (литера Г1), общей площадью 497 кв. м, здания весового контроля (литера Г) общей площадью 22,2 кв. м, здания склада запасных частей (литера Г2) общей площадью 113,2 кв. м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Авиастроительный район, н. п. Кадышево, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.05.2005 ААХ 0430639, 0430640, 0430642.
05 октября 2006 года истец обратился к ответчику с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность земельного участка по ул. Новая в пос. Кадышево, занимаемого указанными объектами недвижимого имущества.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 12.03.2012 N 1341 утверждена схема расположения земельного участка площадью 10 987 кв. м в жилом массиве Кадышево, занимаемого зданиями складов, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:320106:17 площадью 47 714,70 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, Авиастроительный район, жилой массив Кадышево, ул. Новая.
Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 11.02.2013 N 1401 истцу предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 16:50:320106:46, площадью 10 987 кв. м, занимаемый зданиями складов в жилом массиве Кадышево.
Согласно акту установления цены продажи земельного участка от 22.02.2013 N 368 по состоянию на 21.02.2013 цена продажи земельного участка составляет 6 867 785 руб. 38 коп.
В связи с изменением с 01.01.2014 кадастровой стоимости земельных участков согласно акту установления цены продажи земельного участка от 29.05.2014 N 945 по состоянию на 29.05.2014 цена продажи земельного участка составляет 9 176 936 руб. 03 коп.
24 октября 2014 года истец обратился к ответчику с требованием о направлении ему проекта договора купли-продажи земельного участка.
Получив проект договора купли-продажи земельного участка N 21857, и не согласившись с ним в части определения выкупной цены, Предприниматель 15.12.2014 направил ответчику протокол разногласий.
Согласно письму от 22.01.2015 N 137/КЗИО-исх/05 ответчик не принял протокол разногласий и отклонился от его согласования.
Отсутствие согласования протокола разногласий со стороны ответчика послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из представленных в дело доказательств и норм статей 420, 422, 425, 432, 555, 424, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
Как верно указали суды предыдущих инстанций, цена недвижимости в договоре купли-продажи является существенным условием.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что обращаясь в суд за восстановлением нарушенного права, истец фактически просит урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, и определить стоимость выкупаемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что договор купли-продажи земельного участка должен соответствовать нормам права, действующим на момент заключения договора.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 29.11.2002 N 26-ЗРТ "Об установлении цены земли в Республике Татарстан для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (действовавший на момент подачи заявления) цена применительно к спорному земельному участку установлена в размере одиннадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (расположен в поселении с численностью свыше 1 миллиона человек).
Решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" (в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка - 12.09.2012) установлены ставки земельного налога.
В отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок, ставка земельного налога была установлена в размере 0,61% от кадастровой стоимости участка (пункт 2 названного решения).
Согласно пункту 2.1.3. Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" в случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 N 18 "Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам по видам функционального использования земель.
В соответствии с частью 3 статьи 1, пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующих в спорный период) проведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества означает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, и одной из уникальных характеристик объекта недвижимости является описание местоположения границ земельного участка.
При этом суды предыдущих инстанций верно указали, что правило части 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, следует понимать как допустимость продажи такого земельного участка, уникальные характеристики которого определены и внесены в государственный кадастр недвижимости, позволяют определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и провести его оценку.
Как следует из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 12.05.2015 N 5389-11 на момент обращения истца с заявлением о выкупе, сведения из государственного кадастра недвижимости на земельный участок отсутствуют.
Таким образом, суды верно указали, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:320106:46, занятый объектами недвижимости и необходимый для их использования, сформирован по заявлению собственника в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 и пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с порядком, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежит использованию тот вид разрешенного использования, который указан в кадастровом паспорте.
Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером 16:50:320106:46 следует, что вид разрешенного использования спорного земельного участка - производственная база.
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, удельный показатель кадастровой стоимости для земель 9 вида разрешенного использования (земельных участок, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок) установлен в размере 6027,8 руб./кв. м.
С учетом изложенного, правомерен вывод судов о том, что выкупная стоимость земельного участка на дату обращения истца с заявлением о выкупе составляет 4 443 861 руб. 81 коп (11*0,61%*66 227 438,60 руб. (6027,8 руб./кв. м*10 987 кв. м).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы Комитета, приведенные в кассационной жалобе, о том, что при расчете цены выкупа земельного участка подлежит применению нормативный акт, действующий не в момент подачи заявления о выкупе, а с 01.01.2014, и, соответственно, на момент подписания договора купли-продажи земельного участка, согласно которому ставка земельного налога для земельных участков, занятых производственными зданиями составляет 1,3%, подлежит отклонению, как противоречащий приведенным правовым нормам и не опровергающий выводов судов, свидетельствующий о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу N А65-1920/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 1, пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующих в спорный период) проведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества означает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, и одной из уникальных характеристик объекта недвижимости является описание местоположения границ земельного участка.
При этом суды предыдущих инстанций верно указали, что правило части 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, следует понимать как допустимость продажи такого земельного участка, уникальные характеристики которого определены и внесены в государственный кадастр недвижимости, позволяют определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и провести его оценку.
Как следует из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 12.05.2015 N 5389-11 на момент обращения истца с заявлением о выкупе, сведения из государственного кадастра недвижимости на земельный участок отсутствуют.
Таким образом, суды верно указали, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:320106:46, занятый объектами недвижимости и необходимый для их использования, сформирован по заявлению собственника в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 37 и пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с порядком, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежит использованию тот вид разрешенного использования, который указан в кадастровом паспорте."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-12662/16 по делу N А65-1920/2015
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23588/17
28.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23441/17
27.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23587/17
13.04.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5165/17
01.03.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1810/17
18.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12662/16
23.06.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7248/16
07.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-1920/15
04.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1999/15
04.08.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9328/15
26.05.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-1920/15