Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
(обязательное)
Методика
определения строительных размеров подвижного состава габарита М
1. Определение горизонтальных ограничений габарита М.
1.1. Горизонтальные ограничения подразделяются на внутренние (Е_в) и наружные (Е_н).
Ограничения следует определять:
внутренние - для поперечных сечений, расположенных в пределах базы подвижного состава (между направляющими* сечениями);
наружные - для поперечных сечений, расположенных за пределами базы подвижного состава (снаружи направляющих* сечений).
1.2. Величину внутренних ограничений Е_в, мм, и наружных Е_н, мм, следует определять по формулам:
Е = Дельта S + (q + w)+{Дельта b + Дельта z } + b +
в кр в в ас
+ b + b + Дельта b ; (1)
альфа н п тэта
2 n + l
н
Е =[Дельта S + (q + w)]--------+{Дельта b + Дельта z } + b +
н кр l н н ас
+ b + b + Дельта b , (2)
альфа н п тэта
где
1.2.1. Дельта S_кр (Дельта S_пр) - горизонтальное перемещение подвижного состава соответственно в кривой и в прямой при извилистом его движении из-за наличия зазора между внутренней рабочей гранью рельса и гребнем бандажа колеса при максимальной (с учетом допуска) ширине рельсовой колеи (в кривой - S_кр, в прямой S_пр) и минимально допустимой в эксплуатации толщине гребня бандажа колеса.
Величины Дельта S_кр и Дельта S _пр, мм, следует определять по формулам:
Дельта S = 0,5(S - d), (3)
кр кр
Дельта S = 0,5(S - d), (4)
пр пр
где d = d' + 2h' - минимальное расстояние между наружными гранями
предельно изношенных гребней бандажей колес, мм;
d' - минимальное расстояние между внутренними гранями
бандажей колес с учетом минусового допуска, мм;
h' - минимальная толщина гребня бандажа колеса, мм.
В случае, если сумма Дельта b_в + Дельта z_в для Е_в меньше минус 8, а Дельта b_н + Дельта z_н для Е_н - меньше минус 8(2n_н + l)/l, то ее следует принимать равной нулю, а расчеты вести из условий вписывания подвижного состава в прямую, заменив в формулах (1) и (2) член Дельта S_кр на Дельта S_пр;
1.2.2. q - наибольшее возможное поперечное перемещение рамы тележки в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм;
1.2.3. w - наибольшее возможное поперечное перемещение кузова в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;
1.2.4. Дельта b_в - геометрический вынос рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой середины расчетного вагона, мм.
Величину Дельта b_в, мм, следует определять по формуле
2
Дельта b = 2,5 x n (l - n ) + 0,625 p - 104, (6)
в в в
где n - расстояние от рассматриваемого внутреннего поперечного сечения
в подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м;
l - база вагона, м;
р - база тележки, м.
Для наиболее неблагоприятного внутреннего сечения - среднего (где n_в = n_ср = 0,5l).
Дельта b_ср, мм, следует определять по формуле
2 2
Дельта b = 0,625(l + p ) - 104. (7)
ср
1.2.5. Дельта b_н - геометрический вынос рассматриваемого наружного поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой конца расчетного вагона, мм.
Величину Дельта b_н, мм, следует определять по формуле
2
Дельта b = 2,5 n (l + n ) - 0,625 р - 104, (8)
н н н
где n - расстояние от рассматриваемого наружного поперечного сечения
н подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м.
Для наиболее неблагоприятного наружного сечения - концевого, для которого n_н = n_к = 0,5(L - l), где L - длина кузова вагона, м, величину геометрического выноса Дельта b_к, мм, следует определять по формуле
2 2 2
Дельта b = 0,625(L - l - p ) - 104;
к
1.2.6. Дельта z_в - боковое перемещение кузова рассматриваемого подвижного состава во внутреннюю сторону кривой (при максимальном возвышении наружного рельса h = 120 мм) из-за его наклона на рессорах под воздействием силы тяжести при остановке, сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.
Величину Дельта z_в, мм, следует определять по формуле
Дельта z = (H - h )(0,075 эта - 0,027), (9)
в 0
где H - высота рассматриваемой точки габарита, м;
h - высота центра поворота кузова на рессорах, считая от уровня
0 головок рельсов, определяемая расчетом или экспериментально.
При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину h_0 для проектируемого вагона допускается принимать равной расстоянию от уровня головок рельсов до оси колесной пары.
эта - коэффициент наклона проектируемого вагона, определяемый по формуле
Для ориентировочных расчетов коэффициент эта допускается определять по формуле
1
эта = ----------, (11)
Ж
у
------ - 1
G H
2 2
где Ж - угловая жесткость тележки, тс х мм, определяемая по по формуле
у
2
Ж = 2 С Ж , (12)
у б э
где Ж - общая жесткость эквивалентного рессорного подвешивания одной
э стороны вагона, тс/мм, определяемая по формуле
2
С
ц
2 Ж Ж (----)
б ц С
б
Ж = ---------------, (13)
э 2
С
ц
Ж + Ж (----)
б ц С
б
здесь Ж - жесткость рессор буксового подвешивания с одной стороны
б тележки, тс/мм;
Ж - жесткость рессор центрального подвешивания с одной стороны
ц тележки, тс/мм;
1.2.7. Дельта z_н - боковое перемещение кузова проектируемого вагона в наружную сторону кривой при его наклоне на рессорах под воздействием избыточной центробежной силы при непогашенном поперечном ускорении 0,5 м/с2 сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.
Величину Дельта z_н, мм, следует определять по формуле
Дельта z = (H - h )(0,051 эта - 0,016); (14)
н 0
1.2.8. b_ас - боковое перемещение кузова при его наклоне на рессорах на угол альфа_ас от неравномерного (асиметричного) расположения полезной нагрузки.
Величину b_ас, мм, следует определять по формуле
b = (H - h )альфа (15)
ас 0 ас
Величину угла альфа_ас, рад, необходимо определять из условия поперечного перемещения центра тяжести стоящих пассажиров на величину е_р = 100 мм от оси кузова, по формуле
альфа = альфа + альфа , (16)
ас 2б 2ц
где альфа - угол наклона кузова на буксовых рессорах от неравномерной
2б загрузки подвижного состава, рад;
альфа - то же, на центральных рессорах, рад.
2ц
Величины альфа_2б и альфа_2ц следует определять по формулам:
0,5 е p
р ас
альфа = ----------; (17)
2б 2
2 Ж С
б б
0,5 е p
р ас
альфа = ----------; (18)
2ц 2
2 Ж С
ц ц
где р - вес стоящих пассажиров при плотности 8 чел на 1 м2 свободной
ас площади пола салона вагона, тс.
Для вагонов с пневморессорами величину угла альфа_2ц, рад, следует определять по формуле
f'
альфа = ----, (19)
2ц 2 С
ц
где f' - возможный перепад высоты центральных рессор за счет
нечувствительности высоторегулирующих клапанов;
1.2.9. b_альфа н - боковое перемещение кузова при наклоне на рессорах на угол альфа_н вследствие неравномерной осадки рессор ненагруженного вагона и выбора зазора в скользунах, рад.
Величину b_альфа н, мм, следует определять по формуле
b = (H - h )альфа , (20)
альфа н 0 н
1.2.10. b_п - боковое перемещение кузова при его наклоне на угол альфа_п, вследствие поломки одного витка в каждой центральной пружине одной стороны тележки.
Величину b_п мм, следует определять по формуле
b = (H - h )альфа . (21)
п 0 п
Величину альфа_п, рад, следует определять по формуле
2 2
f (С Ж + С Ж )
ц ц б б
альфа = --------------------------------------------, (22)
п 2 2
С Ж С Ж
2 2 ц ц б б
С [4С Ж + 3С Ж - G H' (1,5 + ----- + -----)]
ц ц ц б б 2 2 2 2
С Ж 2С Ж
б б ц ц
где Н'- расстояние от центра поворота кузова на рессорах до его центра
2 тяжести, мм;
f - дополнительный прогиб центральных пружин при поломке одного их
витка одной стороны тележки;
Величину f, мм, следует определять по формуле
Н - d
ц ц
f = ------ - d , (23)
i ц
здесь H - расчетная высота пружины, мм;
ц
d - диаметр прутка пружины, мм;
ц
i - число рабочих витков.
Величину Н_ц, мм, следует определять по формуле
0
H = H - (0,6 тэта + альфа )С , (24)
ц ц 2ц ц
о
где Н - номинальная высота пружин под нагрузкой брутто, мм;
ц
тэта - угол боковой качки кузова проектируемого вагона, определяемый
расчетом или экспериментально с учетом максимальных скоростей
движения на перегоне, рад. При отсутствии расчетных или
экспериментальных данных величину тэта допускается принимать
равной 0,011.
Для вагонов на пневморессорах величину f, мм, следует определять по формуле
f = f - (0,6 тэта + альфа )С , (25)
общ 2ц ц
где f - величина осадки лопнувшей пневморессоры в первый момент
общ поломки, мм;
1.2.11. Дельта b_тэта - разность перемещений кузова проектируемого и расчетного вагонов, возникающих при боковой качке.
Величину Дельта b_тэта, мм, для всех точек габарита М, кроме точек 7, 8 и 9, следует определять по формуле
Дельта b = (Н - h )Дельта тэта, (26)
тэта 0
а для точек 7, 8 и 9 - по формуле
Дельта b = (Н - h )Дельта' тэта, (27)
тэта 0
где
Дельта тэта = тэта - 0,011, (28)
Дельта' тэта = тэта' - 0,0035 (29)
Здесь 0,011 - угол боковой качки, рад, учтенный при расчетах зазора между
габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного
состава во всех его точках, кроме точек 7, 8 и 9;
0,0035 - то же, для точек 7, 8 и 9;
тэта' - угол боковой качки кузова проектируемого вагона,
определяемый расчетом или экспериментально с учетом
скоростей движения на станциях, рад.
При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величины тэта и тэта' для проектируемого вагона допускается принимать:
тэта - 0,011;
тэта' - 0,0035.
1.3. Формулы (1) и (2) необходимо применять при определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей по точкам 1 - 4, 5(5'), 6(6') и 7 - 11 габарита М. При этом для точек 7, 8 и 9 член (q + w) в формулах (1) и (2) следует принимать с коэффициентом 0,7.
В формуле (2) выражение [Дельта S_кр + (q + w)] для вагонов, имеющих по экспериментальным данным угол влияния кузова не более 3 х 10(-3) рад, допускается принимать с коэффициентом 0,7. При этом член (q + w) следует принимать равным полному его значению.
1.4. При определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей (подвагонного оборудования по точкам 12, 13, 14, 15 габарита М перемещения b_п, b_ас, Дельта z_в, Дельта z_н, Дельта b_тэта и b_(альфа н) учитывать не следует, а ограничения Е_в и Е_н, мм, следует определять по формулам:
2
E = 0,5(S - d) + (q + w) + 8,33 n (l - n ) + 2p - 25; (30)
в кр в в
2 n + l
н 2
E = [0,5(S - d) + (q + w)]-------- + 8,33 n (l - n ) + 2p , (31)
н кр l н н
где 25 - коэффициент, учитывающий увеличение расстояния до контактного рельса и ограничение скорости движения в кривой радиусом 60 м.
1.5. Расчет горизонтальных ограничений Е_в и Е_н, мм, габарита М для определения строительного очертания рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует производить по формулам, приведенным ниже:
Для точек 8 - 11
Е = 0,5(S - d) + q + Дельта w; (32)
в кр
2 n' + p
н
E = [0,5(S - d) + q + Дельта w]--------; (33)
н кр p
для точек 12 - 15
Е = 0,5(S - d) + q + Дельта w + 8,33 n' (p - n'); (34)
в кр в в
2 n' + p
н
E = [0,5(S - d) + q + Дельта w]-------- + 8,33 n' (p + n'), (35)
н кр p н н
где n' и n' - расстояние от ближайшей оси колесной пары тележки до
н в рассматриваемого соответственно наружного (находящегося за
пределами базы тележки) и внутреннего (в пределах базы
тележки) сечения тележки, м;
Дельта w - возможное в эксплуатации поперечное перемещение
рассматриваемой детали относительно рамы тележки, мм.
1.6. Расчет горизонтальных ограничений Е_в и Е_н, мм, для определения строительного очертания необрессоренных частей (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей) по соответствующим точкам габарита М следует производить по формулам:
Е = 0,5(S - d) + Дельта q; (36)
в кр
2 n' + p
н
E = [0,5(S - d) + Дельта q]--------, (37)
н кр p
где Дельта q - возможное в эксплуатации поперечное перемещение
рассматриваемой детали относительно колесной пары, мм.
1.7. Горизонтальные ограничения Е_в и Е_н для кузова и тележки следует рассчитывать сначала для их внутреннего среднего и наружного концевого сечений. По наибольшим величинам из полученных ограничений должна быть определена допустимая ширина соответственно кузова и тележки.
Допустимые размеры деталей, укрепленных на кузове и тележке, следует определять для каждого из сечений, в которых находятся соответствующие детали.
2. Определение вертикальных ограничений габарита М
2.1. Возможное в эксплуатации понижение необрессоренных частей h_1, мм, (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей, а также деталей, опирающихся на буксы) следует определять по формуле
h = Дельта h + Дельта h , (38)
1 1 2
где Дельта h - понижение колесных пар вследствие уменьшения толщины
1 обода колес, в результате их обточек при ремонтах, износа
и местных неровностей на поверхности катания. Величину
Дельта h , мм, следует определять как разность между
1
проектной толщиной обода нового колеса и допускаемой в
эксплуатации наименьшей (браковочной) толщиной обода
колеса;
Дельта h - понижение деталей, опирающихся на буксы, вследствие
2 износа опорных поверхностей, мм.
2.2. Возможное понижение h_2, мм, обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует определять по формуле
h = h + f + f + Дельта h , (39)
2 1 01 1 3
где f - равномерная статическая осадка рессорных комплектов буксового
01 подвешивания порожнего вагона вследствие старения рессор,
принимаемая равной 5 мм.
f - статический прогиб, мм, рессор надбуксового подвешивания от
1 расчетной нагрузки, определяемой по формуле
f = 0,5 P ламбда , (40)
1 р 1
здесь Р - расчетная нагрузка на вагон, тс;
р
ламбда - гибкость рессор надбуксового подвешивания тележки мм/тс;
1
Дельта h - износ (мм) в узле соединения рамы тележки и
3 рассматриваемой детали, мм.
Расчетную нагрузку на вагон следует определять, исходя из условий, приведенных ниже:
вес одного пассажира - 70 кгс;
все места для сидения заняты, а на 1 м2 свободной площади пола салона вагона находится 10 чел.
2.3. Возможное понижение h_3, мм, надрессорного бруса и укрепленных на нем деталей следует определять по формуле
h = h + f + f , (41)
3 2 02 2
где f - равномерная статическая осадка рессорных комплектов
02 центрального подвешивания ненагруженного вагона вследствие
старения рессор, принимаемая равной 10 мм.
f - статический прогиб, мм, рессор центрального подвешивания от
2 расчетной нагрузки, определяемый по формуле
f = 0,5 Р ламбда , (42)
2 p 2
где ламбда - гибкость рессор центрального подвешивания тележки, мм/тс.
2
2.4. Возможное понижение h_4, мм, обрессоренного кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей необходимо определять по формуле
h = h + f + f + Дельта h + f + f + Дельта h + Дельта H, (43)
4 1 01 1 4 02 2 5
где Дельта h - вертикальный износ пятника и подпятника, мм;
4
Дельта h - износ в узле соединения кузова (рамы) и рассматриваемой
5 детали, мм;
Дельта H - понижение кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей
вследствие галлопирования и подпрыгивания, мм.
2.5. При расчете предельных понижений частей подвижного состава, расположенных на значительных расстояниях от опорных пятников (в средних и концевых сечениях), следует учитывать также прогибы элементов конструкции от расчетной нагрузки. Для промежуточных сечений величину указанных понижений следует определять, исходя из линейного закона изменения прогиба, принимая величину прогиба в пятниковых сечениях равной нулю.
______________________________
* Направляющие сечения - сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава и через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных.
Основные единицы СИ
Величина | Единица | ||
Наименование | Обозначение | ||
русское | международное | ||
Длина | метр | м | m |
Масса | килограмм | кг | kg |
Время | секунда | с | s |
Сила электрического тока | ампер | А | А |
Термодинамическая температура |
кельвин | К | К |
Количество вещества | моль | моль | mol |
Сила света | кандела | кд | cd |
Дополнительные единицы СИ | |||
Плоский угол | радиан | рад | rad |
Телесный угол | стерадиан | ср | sr |
Производные единицы СИ, имеющие собственные наименования
Величина | Единица | Выражение производной единицы | ||
наимено- вание |
обоз- наче- ние |
через другие единицы СИ |
через основные единицы СИ |
|
Частота | герц | Гц | - | с(-1) |
Сила | ньютон | Н | - | м х кг х с(-2) |
Давление | паскаль | Па | Н/м2 | м(-1) х кг х с(-2) |
Энергия, работа, количество теплоты |
джоуль | Дж | Н х м | м2 х кг х с(-2) |
Мощность, поток энергии |
ватт | Вт | Дж/с | м2 х кг х с(-3) |
Количество электричества, электрический заряд |
кулон |
Кл |
А х с |
с х А |
Электрическое напряжение, электрический потенциал |
вольт |
В |
Вт/А |
м2 х кг х с(-3) х А(-1) |
Электрическая емкость | фарад | Ф | Кл/В | м(-2) х кг(-1) х с(4) х A2 |
Электрическое сопротивление |
ом | Ом | В/А | м2 х кг х с(-3) х А(-2) |
Электрическая проводимость |
сименс | См | А/В | м(-2) х кг(-1) х с3 х А2 |
Поток магнитной индукции |
вебер | Вб | В х с | м2 х кг х с(-2) х А(-1) |
Магнитная индукция | тесла | Тл | Вб/м2 | кг х с(-2) х А(-1) |
Индуктивность | генри | Гн | Вб/А | м2 х кг х с(-2) х А(-2) |
Световой поток | люмен | лм | - | кд х ср* |
Освещенность | люкс | лк | - | м(-2) х кд х ср* |
Активность нуклида | беккерель | Бк | - | с(-1) |
Доза излучения | грэй | Гр | - | м2 х с(-2) |
______________________________
* В эти два выражения входит, наравне с основными единицами СИ, дополнительная единица - стерадиан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.