г. Казань |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А06-2957/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области:
ответчика - Абдулманаповой З.А., доверенность от 08.12.2015,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.03.2016 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-2957/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ" (ИНН 7722256420, ОГРН 1027739334061) к Астраханской таможне о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ" (далее - общество, общество "НАТСПРОМ") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным требования Астраханской таможни от 16.12.2013 N 593 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.03.2016 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 153Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "ЛОРЭНСА" (далее - общество "ЛОРЭНСА") в лице генерального директора Нахигаджана Эсмаила в России г. Москва (покупатель) и фирмой "AZARKESHMESH" в лице генерального директора Нахи Саида в Иране г. Табриз (продавец) заключен внешнеторговый контракт от 10.01.2008 N 001 на продажу сухофруктов и других продуктов питания.
Пунктом 4.1 контракта определено, что оплата товара осуществляется в течение 30 дней с момента таможенного оформления.
В соответствии 1 и 3 дополнительного соглашения к контракту от 20.11.2011 поставка товаров осуществляется на условиях CFR Астрахань, общая сумма контракта составляет 30 000 000 (тридцать миллионов долларов США). В состав товара, поставляемого по контракту, наряду с иным, входит "виноград сушеный" (изюм) Raisin, изготовитель "Парлаг", марка "Лоренса", стоимость 1,02 долларов США.
В таможенной орган покупателем подана декларация N 10311020/290212/0000640 в отношении товара - "виноград сушеный" (кишмиш), сорт высший, без косточек, коричневого цвета, 6000 к/коробов весом нетто по 10 кг, дата выработки 2011, изготовитель "Парлаг", марка "Лоренса".
К поданной декларации декларантом приложены в числе прочих документов контракт, дополнительное соглашение, коносамент и инвойс.
По результатам камеральной проверки таможенный орган установил, что учредителем общества "ЛОРЭНСА" (в настоящее время общество "НАТСПРОМ") является гражданин Ирана Нахи Исмаил, директорами фирмы контрагента "AZARKESHMESH" являются Нахи Ибрахим и Нахи Саид. При этом гражданин Ирана Нахигаджан (Нахи) Ибрахим является отцом, а Нахи Саид является родным братом гражданина Ирана Нахи Исмаила, учредителя общества "ЛОРЭНСА" (общество "НАТСПРОМ").
Согласно информации, имеющейся у таможенного органа, Нахи Саид является начальником отдела общества "ЛОРЭНСА". Однако, в графе 7а ДТС-1, представленной к таможенному декларированию обществом "ЛОРЭНСА", в нарушение Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, не отражен факт наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем.
На требование Астраханской таможни о представлении документов и сведений обществом "НАТСПРОМ" запрашиваемые сведения не представлены, сообщено об их отсутствии.
В ходе камеральной проверки оперативно-розыскным отделом Астраханской таможни представлена информация о том, что в период с 08.12.2011 по 25.04.2013 должностные лица общества "ЛОРЭНСА", имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы контрагента "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости. По данному факту отделом дознания Астраханской таможни вынесено постановление о возбуждении уголовного дела от 02.06.2013 N 895038 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, таможенным органом установлено, что согласно регистрационному свидетельству компании "AZARKESHMESH" все контракты, финансовые и юридически обязательные документы компании действительны только при наличии подписи Нассера Нахи, председателя совета директоров, а также печати компании. В связи с чем таможенный орган сделал вывод о том, что внешнеторговый контракт от 10.01.2008 N 001, подписанный со стороны компании "AZARKESHMESH" Нахи Саидом, является недействительным.
Астраханской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 13.11.2013.
На основании указанного решения Астраханской таможней обществу "НАТСПРОМ" выставлено требование об уплате таможенных платежей от 16.12.2013 N 593 на сумму 282 048 рублей 48 копеек.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, регламентирован Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010 (далее - Соглашение).
Частями 1, 2 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6-10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Таможенного кодекса Таможенного союза).
По смыслу пункта 3 части 4 Соглашения наличие взаимосвязи сторон сделки не влечет автоматически во всех случаях необходимость уточнения заявленной таможенной стоимости товаров и запроса дополнительных документов с целью ее подтверждения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для корректировки таможенной стоимости товара, поставленного по ДТ N 10311020/290212/0000640, послужил вывод таможенного органа о недействительности контракта от 10.01.2008 N 001, заключенного между обществом "ЛОРЭНСА" (Покупатель) (общество "НАТСПРОМ") и фирмой "AZARKESHMESH" (Исламская республика Иран) (Продавец).
Вопросы о недействительности указанного контракта, представления заявителем в таможенный орган поддельных товаросопроводительных документов на товары с указанием в них заниженной таможенной стоимости в период с 08.12.2011 по 25.04.2013, а также об отсутствии у Нахи Саида полномочий на подписание указанного контракта и влиянии взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену сделки были предметом рассмотрения в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках судебных дел N А06-434/2014, А06-441/2014.
Судебными инстанциями данным вопросам была дана соответствующая оценка.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 N 306-КГ14-8789 Астраханской таможне отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2014, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.11.2014 по делу N А06-434/2014 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как правомерно указали суды, обстоятельства, установленные в судебных актах по вышеуказанным делам, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Доводу таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, поставленного по ДТ N 10311020/290212/0000640 ввиду того, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров была занижена, так как в рассматриваемый период другими участниками ВЭД идентичный товар ввозился по более высокой цене, судами дана надлежащая оценка.
Как верно указали судебные инстанции, Астраханской таможней не представлено доказательств того, что производители ("Парлаг") изготавливают продукцию одинакового качества и имеют одинаковую деловую репутацию на соответствующем рынке, также не приняты во внимание таможенным органом значительная общая стоимость контракта, большое количество приобретаемого товара.
Довод Астраханской таможни о наличии безвозмездных поставок в адрес фирмы "AZARKESHMESH", оплата за которые производилась обществом "ЛОРЭНСА", суды посчитали несостоятельным, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств. Напротив, возмездность рассматриваемой по делу поставки подтверждается вышеприведенным контрактом, с приложениями, в которых не предусмотрена предоплата, инвойсом и декларацией на товары.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что таможенный орган не доказал недостоверность рассматриваемых по делу сведений и документов, и как следствие не доказал факт влияния взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость, сделки и наличие обстоятельств, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление общества.
Доводы таможенного органа, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны доводам, изложенным в делах N А06-434/2014, А06-441/2014.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 по делу N А06-2957/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
...
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 N 306-КГ14-8789 Астраханской таможне отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2014, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.11.2014 по делу N А06-434/2014 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2016 г. N Ф06-12931/16 по делу N А06-2957/2014
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28443/17
27.10.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11505/17
16.08.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2957/14
26.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12931/16
07.09.2016 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2957/14
01.06.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4680/16
28.03.2016 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2957/14