1.2. Правовой основой разработки настоящих Рекомендаций являются законодательные акты (включая законодательство, определяющее порядок регулирования оплаты труда), устанавливающие определенные льготы для работников организаций, расположенных в соответствующих районах.
В частности, к указанным актам относятся:
- Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с последующими изменениями);
- постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 с последующими изменениями и дополнениями), которым утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
1.3. Настоящие Рекомендации предназначены для применения проектными организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, а также в районах, для которых установлен порядок регулирования оплаты труда применением соответствующих районных коэффициентов*(1), на которые распространяются положения действующего законодательства об установлении для работников этих организаций определенных льгот, обуславливающих образование дополнительных затрат на выполняемые ими проектные работы (услуги).
1.4. Необходимость разработки настоящих Рекомендаций обусловлена следующими принципами ценообразования в проектировании.
1.4.1. К документам Госстроя России, на основе которых рекомендовано определение базовых цен на проектные работы, относятся:
- действующие разделы Сборника цен на проектные работы для строительства (изд. 1987 года) с изменениями и дополнениями к нему*(2);
- Справочники базовых цен на проектные работы для строительства*(2).
1.4.2. В основу цен на проектные работы, предусмотренных в перечисленных в п.1.4.1 документах, заложены следующие принципы ценообразования:
1) затраты и прибыль проектных организаций на разработку проектной продукции приняты на среднем уровне указанных показателей по проектной деятельности в целом по Российской Федерации;
2) дополнительные затраты ПО, связанные с установленными для них льготными выплатами по зарплате, не учтены в указанных ценах.
1.4.3. В базовых ценах на проектные работы должны содержаться все затраты проектных организаций, учитываемые в издержках производства этих организаций в соответствии с "Методическими рекомендациями по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной ... продукции*(3) (работ, услуг) для строительства и формированию финансовых результатов", которые утверждены Госстроем России 6 апреля 1994 года по согласованию с Минэкономики РФ (2 апреля 1994 года) и Минфином РФ (6 апреля 1994 года), и с учетом дополнений и изменений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661.
1.4.4. За основу построения действующих документов, которые рекомендованы для определения базовых цен на проектные работы, приняты следующие методы ценообразования:
- в зависимости от натуральных показателей (мощности, протяженности, емкости, площади и др.);
- в зависимости от стоимости строительства;
- на основе трудозатрат (затрат) проектной организации. (Эти различные методы ценообразования предопределяют специфику применения (или не применения) коэффициента).
1.5. Исходя из принципов ценообразования, изложенных в пп.1.4.2 и 1.4.3, дополнительные расходы проектных организаций, расположенных в районах, для которых действующим законодательством предусмотрены льготные выплаты по зарплате, учитываются в базовой цене на проектные работы дополнительно к цене, предусмотренной в Справочниках (п.1.4.1) путем применения к этой цене повышающего коэффициента, установленного в соответствии с настоящими Рекомендациями.
1.6. В связи с принятым построением действующих Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (п.1.4.4) следует руководствоваться следующими положениями.
1.6.1. Повышающий коэффициент к базовым ценам на проектные работы, определяемым на основе соответствующего Справочника, применяется в случаях, если цены в нем предусмотрены в зависимости от:
- натуральных показателей (мощности, протяженности, емкости, площади и др.);
- стоимости строительства (когда строительство объекта осуществляется в районе (местности), работники которого имеют установленные законодательством льготы), если соответствующие дополнительные затраты строительства объекта не учтены в его стоимости (или исключены из этой стоимости).
1.6.2. Повышающий коэффициент не применяется в случае, если цены на проектные работы определены на основе:
- трудозатрат (затрат) проектной организации, если соответствующие показатели, которые служат базой расчета цены на проектные работы, содержат дополнительные затраты и расходы, связанные с установленными для проектной организации льготами;
- стоимости строительства, если строительство объекта осуществляется в районе (местности), работники которого имеют установленные законодательством льготы и когда соответствующие дополнительные затраты учтены в стоимости строительства этого объекта.
1.7. Значение повышающего коэффициента к стоимости проектных работ, связанного с дополнительными выплатами и затратами проектных организаций, для которых действующим законодательством установлены соответствующие льготы*(4), определяется самими этими организациями на основании обосновывающего расчета, произведенного в соответствии с настоящими Рекомендациями.
1.8. К дополнительным затратам, связанным с установленными для соответствующих организаций льготами и спецификой формирования себестоимости проектной продукции (работ, услуг), относятся:
- выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, (включая выплаты по коэффициентам, устанавливаемым за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях);
- выплаты и затраты, которые производятся в связи с льготами, предусмотренными действующим законодательством для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностях, районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
- другие дополнительные затраты, связанные с условиями деятельности соответствующих организаций и спецификой формирования себестоимости их продукции (работ, услуг);
- дополнительные платежи (налоги) и страховые взносы по обязательным видам страхования, включаемые в себестоимость и производимые в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Расчет коэффициента по льготным выплатам
2.1. Повышающий коэффициент к стоимости проектных работ, связанный с дополнительными затратами проектных организаций по льготным выплатам к заработной плате их работников - К_лв определяется на основе обосновывающего расчета, порядок и элементы которого изложены ниже.
2.2. Расчет коэффициента по льготным выплатам к зарплате осуществляется по формуле:
С
общ
К = ----, (1)
лв С
осн
где
С - общая стоимость проектных работ с учетом всех затрат проектной
общ организации (с учетом дополнительных затрат и расходов, связанных
с льготами, которые предусмотрены для данной организации в связи с
местом ее пребывания);
С - основная (базовая) стоимость выполняемых проектных работ (без
осн учета стоимости работ, относящейся к затратам по льготным
выплатам).
При этом:
С = С - С , (2)
осн общ доп
где
С - стоимость проектных работ, которая установлена исходя из
доп дополнительных затрат и расходов, связанных с льготами,
предусмотренными для данной организации,
где
n (100 + R)
C = Сумма З х ---------, (3)
доп 1 100
где
n
Сумма З - общая сумма дополнительных затрат по всем элементам и статьям
1 расходов, увеличивающимся в связи с льготными выплатами;
R - уровень рентабельности (в %% к себестоимости).
2.3. Расчет повышающего коэффициента по льготным выплатам к зарплате, осуществляемый, как это следует из приведенных выше формул (1) и (2), путем сопоставления "общей" и "основной" стоимости работ, осложняется трудностью определения суммы дополнительных затрат по отдельным элементам и статьям расходов, которые необходимо установить в соответствии с формулой (3).
В связи с этим, предлагается (по выбору организации) 2 метода расчета коэффициента:
1) более точный метод расчета, основанный на полученной информации, почерпнутой из официально публикуемых статистических материалов об отклонении уровня цен по основным статьям материальных затрат и услуг (составляющим себестоимость проектной продукции), который складывается в данном районе (регионе) по отношению к соответствующим средним показателям по России в целом;
2) упрощенный, более ориентировочный метод, основанный на положении о том, что уровень цен в данном районе (регионе) отклоняется от среднего уровня цен по России в целом на величину не отличающуюся в значительной мере от коэффициента, установленного для льготных доплат к зарплате.
Этот метод расчета коэффициента можно считать приемлемым и достаточно обоснованным по следующим соображениям.
Дополнительные затраты, связанные с льготными выплатами, которые относятся к фонду оплаты труда, составляют порядка 40% от себестоимости.
Вместе с тем, значение показателей всех остальных затрат, содержащихся в издержках производства организации (и предусмотренные в смете ее затрат), зависит в основном от фонда оплаты труда (напрямую или косвенно) и составляет еще около 25% себестоимости (к таким затратам относятся, в частности, отчисления от ФОТ на социальные нужды, некоторые налоговые выплаты, включаемые в себестоимость и др.). Таким образом, общая доля перечисленных затрат составляет порядка 65% от себестоимости, т.е. значительную часть.
2.4. В зависимости от выбранного метода расчета коэффициента, его определение осуществляется по формам, приведенным в приложении 1 к настоящим Рекомендациям:
1 метод расчета - Таблица 1.1;
2 метод расчета - Таблица 1.2.
Условные примеры расчетов по каждому из предлагаемых методов, с соответствующими разъяснениями, приведены в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям (см. таблицы 2.1 и 2.2).
2.5. Показатели таблиц 1.1 и 1.2 приложения 1 к настоящим Рекомендациям заполняются на основе следующих принципов и расчетов.
2.5.1. Показатели граф 3 и 5 по фонду оплаты труда и всем его составляющим, а также по общей стоимости проектных работ и другим показателям, перечисленным в гр.2 Расчета, приводятся в соответствии со сметой затрат организации - по фактическим расходам за предшествующий период (по исполнительной смете за предыдущий год) или планируемым показателям сметы затрат текущего или следующего за ним периода.
2.5.2. В графе 5 Расчета приводятся данные по дополнительным затратам, связанным с установленными для организации льготами, которые включаются в фонд оплаты труда (статьи 1.2 - 1.6).
Дополнительные затраты по статьям 1.2 - 1.6 рассчитываются и показываются в соответствии с установленными для данного района нормами по каждому из видов льгот и производимых в соответствии с ними выплатах.
2.5.3. По статье "командировочные расходы" (предусмотренные по строке 4 табл.1.1 и строке 2 в табл.1.2) дополнительные затраты в графе 5 не проставляются (ставится прочерк), поскольку командировочные расходы учитываются дополнительно к базовой цене по фактическим затратам.
2.5.4. Показатели гр.4 таблиц определяются как результат вычитания значения показателей по соответствующим строкам, приведенных в графах 3 и 5 (вычитаемое), или: гр.4 = гр.3 - гр.5.
2.5.5. В гр.6 приводятся необходимые пояснения со ссылкой на утвержденные льготы (установленные коэффициенты к фонду заработной платы и по другим соответствующим видам выплат), а также необходимые расчеты, подтверждающие значение показателей, приведенных в гр.5 по каждому показателю, входящему в состав Фонда оплаты труда (строки 1.1. - 1.6).
В случае отсутствия дополнительных затрат в гр.5 ставится прочерк по соответствующей статье расходов.
2.6. В дополнение к положениям, изложенным выше (п.2.5) и имеющим общий характер по отношению к каждой из таблиц приложения 1, ниже приведены принципы заполнения каждой из предлагаемых таблиц (в зависимости от выбранного метода расчета коэффициента).
Кроме того, более конкретные пояснения по заполнению таблиц 1.1 и 1.2 содержатся в каждой из приведенной в приложении 1 формы этих таблиц.
2.6.1. По таблице 1.1 (1 вариант расчета).
1) В гр.5 Расчета приводятся данные по дополнительным затратам, связанным с установленными для организации льготами, которые включаются, главным образом, в фонд оплаты труда (статьи 1.2 - 1.6), а также дополнительные расходы по другим статьям, обусловленные их увеличением по сравнению со средним значением соответствующих затрат, заложенных в цены на проектные работы, предусмотренные Справочниками.
Это относится к следующим элементам и статьям расходов:
- материалы и износ малоценных предметов (ст.3.1.);
- амортизационные расходы (ст.3.2.);
- прочие затраты (ст.3.4.)
Дополнительные затраты по статьям 3.1; 3.2 и 3.4 определяются на основе публикуемых статистических данных об уровне цен на соответствующие виды затрат по различным регионам России, которые позволят определить соотношение между средним уровнем цен по России в целом и ценами данного региона (местности), в котором расположена организация, и рассчитать на их основе дополнительные расходы этой организации.
2) Дополнительные расходы по статьям, показатели которых определяются в зависимости от начисленного фонда оплаты труда или выручки (стоимости выполненных работ), определяются по установленным ставкам на основе соответствующих расчетов.
К таким статьям относятся - отчисления на социальные нужды (ст.2) и отдельные виды платежей (налогов), страховых взносов (ст.3.3) и т.п.
2.6.2. По таблице 1.2 (2 вариант расчета).
В основу расчета коэффициента по льготным выплатам принят принцип определения условного показателя - общая "стоимость" проектных работ, которая приходится на основное (базовое) значение показателя фонда оплаты труда (без учета выплат по льготам), приведенное в гр.4 по строке 1. Этот показатель определяется исходя из удельного веса в общей стоимости фонда оплаты труда (в целом - с учетом выплат по льготам - стр.1 гр.З), который показан в справке раздела II таблицы, по формуле:
УС = ФОТ:УВ
б фот
где
УС - условный показатель базового значения стоимости проектных
б работ;
ФОТ - фонд оплаты труда;
УВ - удельный вес ФОТ в общей стоимости проектных работ (в
фот единицах);
------------------------------
*(1) В дальнейшем - "ПО с льготными выплатами по зарплате"
*(2) В дальнейшем - "Справочники"
*(3) В тексте наименования Методических рекомендаций предусмотрено: "проектной и изыскательской продукции"
*(4) В дальнейшем - "Коэффициент по льготным выплатам к зарплате".
Перечень
районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029
(в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 с последующими изменениями и дополнениями)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по определению коэффициента к базовым ценам на проектные работы, учитывающего дополнительные затраты организаций на льготные выплаты по заработной плате (рекомендованы к применению письмом Госстроя РФ от 30 июня 1998 г. N 9-10-17/40)
Текст документа приводится по официальному изданию Минземстроя России, ГУП ЦПП, 1998 г.
Настоящие "Рекомендации по определению коэффициента к базовым ценам на проектные работы, учитывающего дополнительные затраты организаций на льготные выплаты по заработной плате" (Рекомендации) предусматривают порядок расчета обоснованного коэффициента к стоимости проектных работ для возмещения дополнительных затрат, которые имеют соответствующие проектные организации в связи с льготными выплатами, установленными для них действующим законодательством, и другими расходами, связанными с этими выплатами, а также условиями формирования себестоимости проектной продукции (работ, услуг) с учетом действующего порядка налогообложения
При расчете коэффициента учитывается состав и содержание соответствующих расходов и степень их влияния на уровень базовых цен, принимаемых за основу определения договорной цены на проектные работы
Рекомендации предназначены для применения проектными организациями, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют дополнительные затраты, связанные с:
- выплатами, обусловленными районным регулированием оплаты труда, включая
- выплаты по коэффициентам, установленным за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях;
- выплатами и затратами, которые обусловлены льготами, установленными для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностях и других районах
Рекомендации разработаны коллективом сотрудников ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" в составе: Верба Л.И., Юдович Б.В., Львова Н.А., Глинкина Т.С.