Ведомственные строительные нормы ВСН 39-79
"Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог"
(утв. Минавтодором РСФСР 20 марта 1979 г.)
Срок введения 1 июля 1980 г.
Взамен настоящих ВСН распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N OC-461-p утверждены и введены в действие ОДН 218.3.039-2003 "Укрепление обочин автомобильных дорог" с 1 июня 2003 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие указания разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II-Д.5-72 и СНиП III-40-78 и предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог.
Взамен СНиП III-40-78 постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985 г. N 133 утверждены СНиП 3.06.03-85
1.2. Укрепленные обочины ограничивают попадание влаги в земляное полотно, предохраняют проезжую часть от загрязнения и разрушения, обеспечивают более полный перенос снега, облегчают содержание дороги и организацию движения во время ремонтных работ.
Укрепление обочин выполняют для повышения скорости, удобства и безопасности движения, а также для повышения пропускной способности автомобильных дорог.
1.3. В неблагоприятных грунтовых и климатических условиях, к которым относится 3-й тип местности по условиям увлажнения при земляном полотне, сложенном из грунтов группы С (см. табл.2.5), одновременно с укреплением обочин принимают меры по защите земляного полотна от поверхностных вод путем использования материалов, обеспечивающих прочность обочин и гидроизоляцию земляного полотна, или путем устройства влагонепроницаемых экранов (см. п.3.8).
1.4. Ширина и конструкция укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дорог и условия движения автомобилей. При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория СССР разделяется на зоны (рис.1.1).
Зона I с расчетным зимним периодом включает районы с его продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из трех подзон:
подзона IA - продолжительность зимнего периода составляет 180 - 260, а переходных периодов 20 - 60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140 - 180, а переходных периодов 60 - 100 дней; подзона IВ - продолжительность зимнего периода составляет 125 - 140, а переходных периодов 80 - 100 дней.
Зона II с расчетными переходными периодами включает районы, где продолжительность этих периодов составляет от 40 до 110 дней, а зимнего периода - менее 125 дней в году.
Зона III с расчетным периодом, где продолжительность зимнего и переходных периодов вместе составляет 80 - 110 дней в году.
Зона Г - горные районы.
1.5. По своему назначению и характеру работы обочины по ширине разделяются на три полосы (рис.1.2):
I - краевая укрепительная полоса, предназначенная для случайных наездов автомобилей при движении;
II - остановочная полоса, предназначенная для вынужденной остановки автомобилей;
III - прибровочная полоса.
1.6. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения. Их отделяют от основной проезжей части сплошной разметкой, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.
1.7. Для первоочередности обеспечения условий безопасности движения на наиболее сложных участках эксплуатируемых дорог работы по укреплению обочин выполняют в следующей последовательности.
По условиям обеспечения безопасности движения:
населенные пункты;
подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
участки дороги с необеспеченной видимостью;
кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны, согласно п.3.22 СНиП II-Д.5-72;
съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
снегозаносимые участки;
ветроопасные и туманоопасные участки;
участки дорог, не имеющие мест повышенной опасности для движения автомобилей;
По условиям обеспечения сохранности и работоспособности автомобильных дорог:
участки, где интенсивность движения выше значений, указанных в табл.1, СНиП II-Д.5-72, а грунтовые и климатические условия относятся к неблагоприятным (см. п.1.3);
участки с любой интенсивностью движения, имеющие благоприятные грунтовые и климатические условия.
1.8. Покрытия на обочинах, как правило, должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части.
Допускается устраивать покрытие краевых укрепительных полос и остановочных полос однотипными с покрытием проезжей части, но с обязательным устройством краевой разметки краской, термопластиками или другими материалами с длительными сроками службы.
1.9. В зависимости от категории дороги, интенсивности движения, степени опасности участка, местных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий обочины укрепляют только на ширину краевой укрепительной полосы или на ширину укрепительных и остановочных полос (см. п.1.14).
1.10. Основной вид укрепления обочин - устройство (с учетом положений пп.1.14, 2.17) краевой укрепительной полосы с твердым покрытием из связных материалов, выполняемой также и за счет уширения проезжей части. Остановочные полосы в таких случаях укрепляют различными, в том числе и местными материалами (рис.1.2, б). Прибровочную полосу обочин во всех случаях укрепляют травосеянием. Травосеянием можно укреплять также остановочные полосы обочин дорог IV и V категории (рис.1.2, б) в благоприятных грунтовых и климатических условиях (грунты группы А при 1-м типе увлажнения - см. табл.2.3, 2.5).
При устройстве покрытий краевой укрепительной полосы из укрепленных органическими вяжущими грунтов; этот материал может быть использован и в верхнем слое укрепления остановочной полосы (рис.1.2, в).
1.11. Покрытие укрепленной обочины, особенно краевая полоса, должно иметь коэффициент сцепления, обеспечивающий безопасные условия при съезде автомобиля с проезжей части дороги. Разница в коэффициенте сцепления покрытия проезжей части и укрепительной полосы обочины, согласно ВСН 38-77 Минавтодора РСФСР, не должна превышать величин, приведенных в табл.1.1.
1.12. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I категории принимают во всех случаях 0,75 м; для дорог II, III и IV категорий ширина этой полосы принимается в соответствии с табл.1.2.
Таблица 1.1
/------------------------------------------------------------------------\
|Категория| Скорость, |Допустимая |Категория|Скорость, | Допустимая |
| дороги | принимаемая | разница | дороги |принимае- | разница |
| | при расчете |коэффициен-| | мая при |коэффициентов |
| | элементов | тов | | расчете | сцепления на |
| | поперечного | сцепления | |элементов | мокром |
| |профиля, км/ч| на мокром | |поперечно-| покрытии |
| | | покрытии | | го | |
| | | | | профиля, | |
| | | | | км/ч | |
|---------+-------------+-----------+---------+----------+---------------|
| I | 120 |0,10 - 0,15| III | 90 | 0,20 |
| | | | | | |
| II | 100 |0,15 - 0,20| IV | 80 | 0,25 |
\-------------------------------------------------------------------------
Таблица 1.2
/------------------------------------------------------------------------\
| Категория дороги по | Районирование по рис.1.1 |
| интенсивности движения и |-----------------------------------------|
| ширина проезжей части | I | II | III |
| |-----------------------------------------|
| | Ширина укрепительной краевой полосы, м |
|------------------------------+-----------------------------------------|
|Дороги II категории при ширине| | | |
|проезжей части: | | | |
| | | | |
|7,5 м | 0,5 | 0,5 | 0,3 - 0,5 |
| | | | |
|7,0 м | 0,75 | 0,75 | 0,5 |
| | | | |
|Дороги III категории при | | | |
|ширине проезжей части: | | | |
| | | | |
|7,5 м | 0,3 - 0,5 | 0,3 - 0,5 | 0,2 - 0,5 |
| | | | |
|7,0 м | 0,5 - 0,75 | 0,5 | 0,3 - 0,5 |
| | | | |
|Дороги IV категории при ширине| 0,5 | 0,5 | 0,3 - 0,5 |
|проезжей части 6,0 м | | | |
\-------------------------------------------------------------------------
Примечание. Ширина краевой укрепительной полосы в подзоне 1Б принимается по максимальному значению. В остальных случаях она может быть уточнена технико-экономическими расчетами.
1.13. Ширину остановочной полосы определяют по формуле
, (1.1)
где В - общая ширина обочины; - ширина краевой укрепительной полосы, принимаемая согласно п.1.13 и табл.1.2; - ширина прибровочной полосы, принимаемая согласно ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР равном 0,75 м при наличии оградительных устройств и 0,5 м в остальных случаях.
Взамен ВСН 25-76 Минавтодором РСФСР 29 января 1986 г. утверждены ВСН 25-86
1.14. Твердые покрытия из связных материалов на краевых и остановочных полосах обочин (рис.1.2, в, г) обязательно выполняют:
на дорогах I - Ill категорий в зоне населенных пунктов и на подходах к ним на протяжении не менее 100 м;
на участках между населенными пунктами дорог I категории, а также II и III категорий при интенсивности движения, превышающей максимальные значения табл.1 СНиП II-Д.5-72;
на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне на расстоянии не менее 100 м для дорог I и II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно III и IV категории с усовершенствованными типами покрытий;
на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;
в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т.д., оговариваемых в главах 5 и 15 ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР и СНиП II-Д.5-72;
на участках обочин дорог II - III категорий под устройство отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений табл.1 СНиП II-Д.5-72. Площадки устраивают попарно с расстоянием между ними 50 - 80 м таким образом, чтобы первой встречалась площадка по ходу движения автомобиля. Длина площадки должна обеспечивать остановку пяти-шести автомобилей. Расстояние между площадками, расположенными с одной стороны проезжей части, принимают равным 800 - 1000 м на дорогах II категории, 1500 - 2000 м на дорогах III категории и 3000 - 5000 м на дорогах IV категории;
на участках дорог II - III категорий между населенными пунктами при условиях, указанных в п.2.1.7;
непосредственно на въездах и съездах пересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этих условиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0,5 - 0,75 м (рис.1.2, а).
В остальных случаях при укреплении обочин используют конструкции, приведенные на рис.1.2, а (см. п.1.10).
1.15. При выборе конструкции укрепления обочин в качестве расчетного применяют автомобиль с давлением 6,0 (группа А) при расчетном диаметре штампа 33 см, эквивалентном следу колеса автомобиля.
1.16. Количество наездов автомобилей на обочину во многом определяется внешним сходством покрытия проезжей части дороги и покрытия краевой укрепительной полосы. В этой связи перед расчетом требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы выбирают вид материала ее покрытия.
1.17. Толщину каждого слоя при расчете конструкций укрепления остановочных и краевых укрепительных полос следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП II-Д.5-72.
Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, согласно табл.26 СНиП II-Д.5-72, если при выполнении расчета его толщина оказывается меньше принятых в этой таблице величин.
1.18. Уклон поверхности укрепленных обочин принимают в соответствии с положениями СНиП II-Д.5-72 и ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР.
Взамен ВСН 25-76 Минавтодором РСФСР 29 января 1986 г. утверждены ВСН 25-86
2. Расчет конструкций укрепления обочин
2.1. Основные положения расчета
2.1.1. Расчет конструкций укрепления краевой укрепительной и остановочной полос состоит в выборе количества и толщины слоев укрепления.
2.1.2. Критерием соответствия конструкции укрепления условиям движения является удовлетворение неравенств:
; , (2.1.1)
где , - требуемый модуль упругости соответственно краевой укрепительной и остановочной полос; , - модуль упругости, полученный в результате расчета соответственно краевой укрепительной и остановочной полос.
2.1.3. Расчет укрепления выполняют в следующей последовательности:
выбирают материал верхнего слоя покрытия укрепления обочины, а также материал промежуточного слоя, если в дальнейшем появится необходимость в его использовании;
определяют требуемый модуль упругости конструкции укрепления;
определяют модуль упругости грунта земляного полотна;
рассчитывают конструкцию укрепления - определяют количество и толщину слоев;
проверяют соответствие полученных при расчете данных критериям (2.1.1).
2.1.4. Требуемый модуль упругости остановочной полосы принимают равным:
а) при укреплении асфальтобетоном, битумоминеральными смесями различного состава, приготовленными в установке и другими материалами, относящимися, согласно СНиП II-Д.5-72, к усовершенствованным покрытиям капитального типа - 1150 ;
б) при укреплении битумоминеральными смесями, щебеночными и гравийными материалами, обработанными способами пропитки и полупропитки, песчаными и супесчаными грунтами, обработанными битумной эмульсией с цементом смешением в установке, а также другими грунтами, обработанными органическими вяжущими - 850 ;
в) при укреплении грунтощебнем (грунтогравием), шлаком, отходами камнедробления, отходами кирпичных, бетонных заводов и другими несвязанными материалами - 625 .
2.1.5. Требуемый модуль упругости краевой укрепительной полосы определяют расчетом согласно положениям п.2.2.
2.1.6. Параметры укрепления краевой укрепительной и остановочной полос (количество и толщина слоев) определяют по единой методике (см. п.2.4.). При этом в первую очередь рассчитывают параметры укрепления остановочной полосы.
2.1.7. Количество и толщину слоев укрепления на остановочной полосе определяют расчетом, если . Если же , количество и толщину слоев укрепления на остановочных полосах принимают без расчета согласно данным, полученным при расчете краевой укрепительной полосы.
2.2. Определение требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы
2.2.1. Требуемый модуль упругости краевой укрепительной полосы устанавливают по вертикальной шкале номограммы рис.2.1 (согласно показанному ключу) при известном значении приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу и выбранном типе материала покрытия (см. п.2.1.4).
2.2.2. Количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу устанавливают по формуле
; (2.2.1)
, (2.2.2)
где А - коэффициент, определяемый по табл.2.1, учитывающий количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу в зависимости от интенсивности движения автомобилей по дороге, ширины проезжей части и внешнего сходства покрытия краевой укрепительной полосы с покрытием проезжей части; - расчетная перспективная интенсивность движения автомобилей по дороге к моменту капитального ремонта краевой укрепительной полосы или капитального ремонта дороги; - фактическая (запланированная) интенсивность движения на момент устройства обочин, укрепленных согласно положениям настоящего документа; - коэффициент роста интенсивности движения, принимаемый равным 1,1; - рекомендуемый межремонтный срок службы до капитального ремонта укрепления краевой укрепительной полосы () или ближайшего капитального ремонта дороги () при условии, если (см. табл.1, прил.4).
Таблица 2.1
/------------------------------------------------------------------------------\
| N |Интенсивность| Коэффициент А |
|п/п| движения, |------------------------------------------------------------|
| | авт/сут | Ширина проезжей части, м |
| | |------------------------------------------------------------|
| | | 7,0 | 7,5 | 10,5 |>10,5 | 7,0 | 7,5 | 10,5 | >10,5 |
| | |-----------------------------+------------------------------|
| | |Покрытие обочин аналогично по| Покрытие обочин по виду не |
| | | виду покрытиям | аналогично покрытиям |
| | | усовершенствованного типа | усовершенствованного типа |
|---+-------------+------------------------------------------------------------|
| 1 | 1 000 | Расчет ведется при коэффициенте А, равном 0,001 |
| | |-------\ |
| 2 | 2 000 | 0,006 | |
| | | |-----------------------------\ |
| 3 | 3 000 | 0,012 |0,004 | 0,003 | 0,003 |0,003 | |
| | | | | | | |------\ |
| 4 | 4 000 | 0,02 |0,008 | 0,004 |0,0035 |0,004 |0,003 | |
| | |-------| | | | | |-------\ |
| 5 | 5 000 | 0,03 |0,012 | 0,005 | 0,004 |0,005 |0,004 | 0,002 | |
| | | | | | | | | |-------|
| 6 | 6 000 | 0,04 |0,016 | 0,007 | 0,005 |0,007 |0,005 | 0,003 | |
| | | |------| | | | | | |
| 7 | 7 000 | 0,055 |0,020 | 0,01 | 0,007 | 0,01 |0,007 | 0,004 |0,002 |
| | | | |-------| | | | | |
| 8 | 8 000 | - |0,035 | 0,02 | 0,012 |0,012 | 0,01 |0,006 |0,003 |
| | | | | |-------+------+------| | |
| 9 | 9 000 | - | 0,05 | 0,03 | 0,018 | 0,02 | 0,02 | 0,009 |0,004 |
| | | | | | | | |-------| |
|10 | 10 000 | - | - | 0,04 | 0,024 | 0,04 | 0,03 | 0,015 |0,006 |
| | | | | | | | | | |
|11 | >10 000 | - | - | 0,05 | 0,035 | - | - | 0,02 |0,01 |
| | | | | | | | | |-------|
| | | | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------------------
Примечание. Если значение коэффициента А располагается ниже нижней ограничивающей линии, необходимо уширение проезжей части дороги, так как укрепление обочин при этих значениях коэффициента А может привести к созданию экономически неэффективных конструкций.
2.3. Определение расчетных показателей грунтов земляного полотна
2.3.1. Количество и толщина слоев укрепления в значительной степени зависят от характеристик грунтов земляного полотна. В этой связи в табл.2.2 приведены сведения о дорожно-климатическом районировании с детальным разделением наиболее сложных в рассматриваемом вопросе II и III зон на климатические районы.
Таблица 2.2
N района (см. табл.2.4) |
Дорожно - климатичес- кая зона |
Географическая граница района |
1 | II | Европейская часть II дорожно-климатической зоны западнее линии: Мерсрагс (Латвийская ССР) - Биржай - Укмерге - Лаздняй (Литовская ССР) |
2 | Европейская часть II дорожно-климатической зоны до границы районов I - II и 3-II |
|
3 | Европейская часть II дорожно-климатической зоны к югу от линии: Ковров (Владимирская область) - Чухлома (Костромская область) - Никольск (Вологодская область) - Опарино - Лойно (Кировская область) - Кудымкар-Оса (Пермская область) |
|
Азиатская часть II дорожно-климатической зоны севернее линии: Североуральск (Свердловская область) - Урай-Волчары (Ханты-Мансийский национальный округ) - Кунтики - Новая жизнь (Томская область) |
||
4 | Азиатская часть II дорожно-климатической зоны к югу от границы района 3-II до линии: Артемовский - Тугулым (Свердловская область) - Омутинский (Тюменская область) |
|
5 | Азиатская часть II дорожно-климатической зоны к югу от границы района 4-й |
|
2 | III | Европейская часть III дорожно-климатической зоны севернее линии: Окница (Молдавская ССР). Лохвица (Полтавская область) - Обоянь (Курская область) - Задонск (Липецкая область) - Ковров (Владимирская область) - Оса (Пермская область) - Аскино (Башкирская АССР) - Куса (Челябинская область) |
3 | III | Европейская часть III дорожно-климатической зоны до границы районов 2-III и 4-III |
Европейская часть III дорожно-климатической зоны к югу от линии: Новоспасское - Ульяновск (Ульяновская область) - Чистополь (Татарская АССР) - Сарапуль (Удмуртская АССР) - Дюртюли - Миндяк (Башкирская АССР) |
||
Азиатская часть III дорожно-климатической зоны между линиями: Называевск - Марьяновка (Омская область) и Базов (Томская область) - Лебедево (Новосибирская область) |
||
5 | III | Азиатская часть III дорожно-климатической зоны к западу от границы района 4-III до линии Фершампенуаз - Аргаяш (Челябинская область) |
2.3.2. В таблицах 2.3, 2.4 и 2.5 приведены данные, необходимые для расчета слоев укрепления, соответственно условиям увлажнения земляного полотна, видам используемых при сооружении земляного полотна грунтов, а также данные о влажности грунтов обочин в зависимости от материала верхнего слоя укрепления и климатических условий.
2.3.3. Расчетные модули упругости грунтов в зависимости от указанных в пп.2.3.1 и 2.3.2 условий приведены в табл.2.6.
Таблица 2.3
Тип местности | Признаки увлажнения | |
N | характер и степень увлажнения |
|
1 | Сухие места | Поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов |
2 | Сырые места | Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности. Почвы с признаками поверхностного заболачивания |
3 | Мокрые места | Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов. Почвы торфяные, оглеенные, с признаками заболачивания или солончаки Постоянно орошаемые территории засушливых областей |
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях, когда уровень грунтовых вод в предморозный период ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более - в глинах, суглинках, тяжелых и тяжелых пылеватых; на 1,5 м и более - в суглинках легких и легких пылеватых, в супесях пылеватых и тяжелых пылеватых.
Таблица 2.4
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Дорожно- |N района | Тип | Расчетная влажность грунта (в долях от границы текучести) под обочинами, укрепленными |
|климатиче-| (см. |местности по| различными материалами |
|ская зона |табл.2.2)| условиям |---------------------------------------------------------------------------------------|
| | | увлажнения |Асфальтобе-|Цементобе-|Дегтегрунт,| Щебень при плотности, г/см3 | |
| | | | тон | тон |битумогрунт|-----------------------------------------| Песчано- |
| | | | | | | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,2 |гравийная |
| | | | | | | | | | | смесь |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| II | 1 | 1 | 0,6 | 0,65 | 0,6-0,65 | 0,7-0,8 | 0,7-0,8 |0,65-0,75 |0,65-0,7 |0,65-0,75 |
| | | 2 | 0,65 | 0,7 | 0,65-0,7 |0,75-0,85 |0,70-0,85| 0,70-0,8 |0,7-0,75 | 0,7-0,8 |
| | | 3 | 0,7 | 0,75 | 0,7-0,75 | 0,8-0,9 | 0,8-0,9 |0,75-0,85 |0,75-0,8 |0,75-0,85 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 2 | 1 | 0,6 | 0,65 | 0,6-0,65 | 0,7-0,8 | 0,7-0,8 |0,65-0,2# |0,65-0,7 |0,65-0,75 |
| | | 2 | 0,65 | 0,7 | 0,65-0,7 |0,75-0,85 |0,75-0,8 | 0,7-0,75 |0,7-0,75 | 0,7-0,75 |
| | | 3 | 0,7 | 0,7-0,75 | 0,7-0,75 | 0,8-0,9 | 0,8-0,9 | 0,75-0,8 |0,75-0,8 | 0,75-0,8 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 3 | 1 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,7-0,8 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 |0,75-0,85 | 0,7-0,8 | 0,7-0,75 |0,7-0,75 | 0,7-0,75 |
| | | 3 | 0,7 | 0,7-0,75 | 0,7-0,75 | 0,8-0,9 |0,75-0,85| 0,75-0,8 |0,75-0,8 | 0,75-0,8 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 4 | 1 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 |0,65-0,75 |0,65-0,7 | 0,6-0,65 |0,6-0,65 | 0,6-0,65 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,8 | 0,7-0,8 |0,65-0,75 |0,65-0,7 |0,65-0,75 |
| | | 3 | 0,7 | 0,7-0,75 | 0,7-0,75 |0,75-0,85 |0,75-0,8 | 0,75-0,8 |0,7-0,75 | 0,7-0,8 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 5 | 1 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,6-0,7 | 0,6-0,7 |0,6-6,05# |0,6-0,65 | 0,6-0,65 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 |0,65-0,75 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
| | | 3 | 0,7 | 0,7-0,75 | 0,7-0,75 | 0,7-0,8 | 0,7-0,8 | 0,7-0,75 |0,7-0,75 | 0,7-0,75 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| III | 2 | 1 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,7-0,8 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 |0,75-0,85 |0,7-0,75 | 0,7-0,75 |0,7-0,75 | 0,7-0,75 |
| | | 3 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 |0,75-0,85 | 0,7-0,8 | 0,7-0,75 |0,7-0,75 | 0,7-0,75 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 3 | 1 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 |0,65-0,75 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,6-0,65 | 0,6-0,7 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,8 | 0,7-0,8 | 0,7-0,75 |0,65-0,7 |0,65-0,75 |
| | | 3 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,8 | 0,7-0,8 | 0,7-0,75 |0,65-0,7 |0,65-0,75 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 4 | 1 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,6-0,65 |0,6-0,65 | 0,6-0,65 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,75 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
| | | 3 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,75 |0,7-0,75 | 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| | 5 | 1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6-0,65 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6-0,65 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65 | 0,65 | 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65 | 0,65 | 0,65-0,7 |
| | | 3 | 0,65 | 0,65 | 0,65 | 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65 | 0,65 | 0,65-0,7 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| IV | | 1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |0,65-0,75 | 0,6-0,7 | 0,6-0,7 |0,6-0,65 | 0,6-0,7 |
| | | 2 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,8 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
| | | 3 | 0,65 | 0,65-0,7 | 0,65-0,7 | 0,7-0,8 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
|----------+---------+------------+-----------+----------+-----------+----------+---------+----------+---------+----------|
| V | | 1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6-0,7 |0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,6 | 0,6-0,65 |
| | | 2 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,6-0,65 | 0,6-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,6-0,7 |
| | | 3 | 0,6-0,65 |0,65-0,75 | 0,65 | 0,6-0,7 |0,65-0,75| 0,65-0,7 |0,65-0,7 | 0,65-0,7 |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечания.
1. Меньшие значения влажности принимаются для грунтов группы А, большие для грунтов группы С, средние значения для грунтов группы Б.
2. При возникновении трещин в асфальтобетонном покрытии рекомендуется принимать значения влажности такими же, как для цементобетонного покрытия.
3. При возникновении трещин в дегтегрунте рекомендуется принимать значения влажности такими же, как для щебня с плотностью 2,20 .
Таблица 2.5
Группа грунтов |
Наименование грунтов |
А В С |
Супеси легкие и непылеватые и оптимальные смеси Легкие и тяжелые непылеватые суглинки, глины Супеси пылеватые и тяжелые пылеватые, суглинки легкие пылеватые и тяжелые пылеватые |
2.3.4. При использовании в конструкциях укрепления обочин армирующих слоев из синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости грунтов, указанные в табл.2.6, должны быть повышены на 20%.
Таблица 2.6
Грунт | Относительная влажность грунта | ||||||
0,6 | 0,65 | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | |
Расчетный модуль упругости грунта Е_0, кгс/см2 |
|||||||
Песок мелкий | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
> пылеватый | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Супесь легкая крупная | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
> > непылеватая |
450 | 420 | 390 | 370 | 350 | - | - |
Супесь пылеватая, суглинок и глина |
600 | 420 | 340 | 280 | 240 | 210 | 200 |
2.4. Порядок расчета
2.4.1. Порядок расчета количества и толщины слоев укрепления состоит в следующем:
устанавливают модули упругости используемых в укреплении материалов (см. приложение 3). При использовании местных или других материалов, данные по которым отсутствуют в этом приложении, следует провести испытания в лаборатории по методикам, изложенным в соответствующих документах приложения 5;
устанавливают модуль упругости грунта земляного полотна. Для этого последовательно определяют: дорожно-климатическую зону и район проведения работ (см. табл.2.2.); тип местности по условиям увлажнения (см. табл.2.3.); вид грунта земляного полотна (см. табл.2.5.); расчетную влажность при выбранном материале верхнего слоя укрепления (см. табл.2.4); расчетный модуль упругости грунта земляного полотна (см. табл.2.6);
определяют отношения и h/D, где и h - соответственно модуль упругости и толщина слоя материала контактирующего с грунтом земляного полотна; D - расчетный диаметр штампа, равный 33 см (см. п.1.15);
определяют по номограмме (рис.2.2 - отысканием точки пересечения значений и h/D) значение альфа и соответственно .
2.4.2. После выполнения расчетов по п.2.4.1 проверяют соблюдение условий (2.1.1).
При их удовлетворении принятая толщина обеспечивает работу укрепленной обочины в заданном режиме деформирования. Если условие (2.1.1) не удовлетворено или суммарная толщина слоев укрепления больше 2/3 толщины дорожной одежды проезжей части, используют следующие мероприятия:
применяют для укрепления материалы с более высоким модулем упругости ;
вводят промежуточный слой из материалов, имеющих модуль упругости не менее чем на 30% выше модуля упругости грунта земляного полотна.
После применения одного из указанных мероприятий расчет следует повторить.
2.4.3. При введении в конструкцию укрепления промежуточного слоя (трехслойная система) расчет укрепления следует вести последовательно, определяя сначала для грунта земляного полотна и материала промежуточного слоя, а затем, принимая полученное значение за , повторять расчет уже для новой, образованной при расчете двухслойной системы.
3. Материалы для укрепления обочин
3.1. Для укрепления обочин используют следующие материалы:
сборный цементобетон;
асфальтобетон различных марок;
черный щебень;
обработанные различными вяжущими щебеночные и гравийные материалы;
укрепленный различными вяжущими грунт;
щебеночные, гравийные и другие несвязные материалы;
грунтощебеночные (грунтогравийные) смеси.
Расчетные модули упругости этих материалов приведены в приложении 3.
3.2. Выбор материалов для укрепления обочин производят в зависимости от требований пп.1.10 и 1.14 с учетом их наличия и особенностей работы под нагрузкой в соответствующих климатических условиях. Рекомендуемый порядок расположения материалов в конструкции укрепления представлен из рис.3.1. Особенности применения каждого материала устанавливают в соответствии с положениями документов, приведенных в приложении 5.
3.3. При укреплении обочин асфальтобетонами низших марок для улучшения их свойств целесообразно применять волокна асбеста или стекловолокна из расчета 3 - 5% от объема смеси. Длина волокон используемого материала должна находиться в пределах 50 - 150 мм. Расчетные модули упругости армированного асфальтобетона следует повышать на 20%.
3.4. При укреплении обочин грунтами или материалами, обработанными различными вяжущими, дозировку вяжущего и технологию устройства слоев следует устанавливать в соответствия с положениями "Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований, покрытий дорог и аэродромов" (СН 25-75, Госстрой СССР, М., 1975).
В случае отсутствия данных о пригодности для этой цели тех или иных грунтов или материалов, о требуемой дозировке вяжущих, а также о модуле упругости получаемой смеси, необходимо их определить в лаборатории по методикам, изложенным в СН 25-75.
3.5. При укреплении обочин несвязными материалами следует руководствоваться "Указаниями по строительству дорожных гравийных покрытий" (ВСН 7-72, Минавтодор РСФСР, М., 1972).
Для устройства слоев укрепления, контактирующих с колесами автомобилей, не следует использовать высокопрочные гравийные и щебеночные материалы без связующего грунта в оптимальном соотношении.
3.6. Грунтощебеночные и грунтогравийные смеси являются местными материалами, поэтому их характеристики следует устанавливать на месте в дорожных лабораториях. Ориентировочные значения модулей упругости некоторых местных материалов приведены в приложении 3.
3.7. Укрепление обочин с использованием армирующих материалов (см. п.2.3.4) предусматривает введение в конструкцию укрепления материалов, способных воспринимать растягивающие усилия.
Они закладываются:
под слой укрепления, если он выполняется из несвязных материалов или грунтов;
на границе между слоями укрепления, если оба слоя выполнены из связного материала, укладываемого в горячем виде, или один из них из несвязного.
При использовании для армирования обочин синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости соответственно грунта или материала нижележащего слоя увеличивают на 20%.
3.8. Гидроизоляционную защиту грунтов обочин от воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами:
устройством слоя асфальтобетона минимальной толщины согласно табл.26 СНиП II-Д.5.72;
устройством на верхнем слое укрепления поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими и смолами, то с укладкой промежуточного щебеночного слоя толщиной 5 см;
применением синтетических пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем набрызга на основание нижнего слоя укрепления;
смазкой торцов дорожной одежды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.
3.9. Укрепление травосеянием применяют при грунтах, имеющих рН > 5. Для посева травы растительная земля должна содержать необходимые компоненты питательных веществ. При использовании бедных растительных почв их обогащают органическими и минеральными удобрениями.
При укреплении травосеянием состав смеси и нормы высева следует принимать в соответствии с "Методическими указаниями по технологии укрепления земляного полотна гидропосевом многолетних трав" (ЦНИИС Минтрансстроя СССР, М., 1971).
4. Технология производства работ
4.1. Работы по укреплению обочин автомобильных дорог выполняют в соответствии с технической документацией.
4.2. Работы по укреплению обочин производят с учетом:
интенсивности движения по дороге;
ширины проезжей части;
ширины обочины;
применяемой конструкции укрепления;
мест расположения материалов;
наличия стационарных или передвижных установок для приготовления грунтовяжущих смесей и возможности размещения этих установок;
состава и количества машин, имеющихся в распоряжении дорожных организаций, выполняющих работы по укреплению обочин.
4.3. Укладку слоев укрепления производят в соответствии со СНиП III-40-78 и с рекомендациями нормативных документов [1 - 16].
4.4. Машины и механизмы для производства работ, а также порядок их работы следует принимать в зависимости от способа и конструкции укрепления, указанных в таблицах 4.1 - 4.3.
Таблица 4.1
Вид укрепления обочин |
Варианты конструкций обочин с одним слоем укрепления | ||
при использовании в слое укрепления связных материалов |
при использовании в слое укрепления несвязных материалов |
||
Приготовление материала непосредственно на обочине (грунтовяжущие смеси) |
Приготовление материала для укрепления в установке за пределами земляного полотна |
Привозной материал | |
Укрепление с использованием грунта обочины Укрепление без использования грунта обочины, который при устройстве корыта удаляется за пределы земляного полотна |
I - |
II III |
- IV |
Примечание. I - IV - номера вариантов технологии укрепления.
Таблица 4.2
Вид укрепления обочин |
Вариант конструкций обочин с двумя слоями укрепления в случае приготовления материала (смеси) верхнего слоя за пределами земляного полотна, а промежуточного - на обочине |
Вид укрепления обочин |
Вариант конструкций обочин с двумя слоями укрепления в случае приготовления материала (смеси) верхнего слоя за пределами земляного полотна, а промежуточного - на обочине |
Укрепление с использованием в верхнем слое грунта земляного полотна |
V | Укрепление без использования в верхнем слое грунта земляного полотна |
VI |
Примечание. V - Vl - номера вариантов технологии укрепления.
Таблица 4.3
Наименование операций | Порядок выполнения операций по сооружению конструкций укрепления обочин по вариантам I - VI согласно табл.4.1 и 4.2 |
Типы механизмов, которые могут быть использованы |
|||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Зачистка поверхности обочин путем снятия слоя грунта толщиной 3 - 5 см с перемещением его на откосную часть Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления): со срезкой и перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна со срезкой и удалением на откосы Выравнивание кромки проезжей части Смазка торца дорожной одежды одним из видов органического вяжущего материала Рыхление грунта Уплотнение дна корыта за три-пять проходов Размельчение и перемешивание грунта на обочине за два-три прохода Завоз на обочину (в грунтосмесительную машину) вяжущего материала Распределение вяжущих материалов на обочине Приготовление смеси в установке Приготовление смеси непосредственно на обочине Завоз на обочину: материала или смешанного с вяжущим грунта грунта Увлажнение материала или смешанного с вяжущим грунта Разравнивание и профилирование слоя Уплотнение слоя на обочине: верхнего из связных материалов или укрепленного вяжущим грунта слоя из несвязных материалов |
1 - - - - 2 - 4 5 6 - 8 - 3 7 9 10 - |
- 1 - 2 5 - 3 - - - 4 - 6 - 7 8 9 - |
- 1 1 2 5 - 3 - - - 4 - 6 - - 7 8 - |
- 1 1 2 4 - 3 - - - - - 5 - 6 7 - 8 |
- 1 - 2 4 - 3 - - - 9 - 5,10 - 7 6,11 12 8 |
- 1 1 2 4 - 3 - - - 9 - 5,10 - 7 6,11 12 8 |
Автогрейдеры ДЗ-31-1, ДЗ-99-1-4 и др. Для срезки: автогрейдеры ДЗ-31-1, ДЗ-99-1-4 и другие: экскаваторы (для сооружения ровиков укрепительной смеси) Д-1514, Э-2114 Для вывоза: автомобили всех типов. Для погрузки: экскаваторы Д-1514, Э-2514; погрузчики Д-456, Д-451А, Д-602, Д-443А, Д-442, Д-5615 Автогрейдеры ДЗ-31-1, ДЗ-99-1-4 и др. Бетоноломы ИП-4602 - Кирковщики автогрейдеров, рыхлители МТЗ-5Л Катки ДУ-88, ДУ-49А, ДУ-50, ДУ-29, ДУ-31А, ДУ-9В, ДУ-48А Фрезы ДС-18А, ДС-73 Автогудронатор Д-251А, ДС-53А, Д-640, ДС-89А; цементовозы С-386А, С-956, С-571 Фрезы ДС-18А, ДС-73; распределители ДС-9, ДС-49 Смесители Д-709, Д-370, ДС-65, различные бетономешалки Фрезы ДС-18А, ДС-73 Автосамосвалы всех типов То же Поливомоечные машины всех типов Автогрейдеры ДЗ-31-1, ДЗ-99-1-4 и другие, асфальтоукладчик Д-63; машина для устройства укрепительных полос Катки ДУ-88, ДУ-50, ДУ-9, ДУ-31А, ДУ-49А, ДУ-9В, ДУ-48А То же |
Примечание. Цифры в вертикальных графах показывают порядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно таблиц 4.1 и 4.2 варианта конструкций укрепления.
4.5. Технологические карты для производства работ по укреплению обочин эксплуатируемых дорог составляются на месте дорожными организациями, выполняющими эти работы в зависимости от дорожной обстановки, плана и профиля дороги, конструкции укрепления, парка машин и применяемых дорожно-строительных материалов.
4.6. Работы по укреплению обочин следует выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности. Примерная схема расположения дорожных знаков и ограждений при производстве работ согласно ВСН 179-73 показана на рис.4.1.
4.7. Режимы работы катков при уплотнении дна корыта и слоев укрепления должны назначаться в соответствии с требованиями приложения 1 СНиП III-40-78.
4.8. Для приготовления грунтов в смеси с вяжущим или других связных материалов (тощий бетон, обработанные вяжущими щебеночные или гравийные смеси и т.д.) могут быть использованы установки, отличные от указанных в табл.4.3, если качество получаемого материала и производительность установок будут соответствовать требованиям.
4.9. При выполнении работ по усилению проезжей части дороги путем укладки слоев из асфальтобетона или других материалов эти работы одновременно выполняют и на краевой укрепительной полосе для исключения образования неровностей на контакте кромки проезжей части и укрепленной обочины.
5. Выбор экономически рациональной конструкции укрепления обочин
5.1. Общие положения
5.1.1. Экономическая эффективность укрепления обочин определяется разницей приведенных затрат по базовому варианту и каждому из n возможных к внедрению вариантов с учетом эффекта от улучшения транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. При этом за базовый вариант принимается автомобильная дорога с неукрепленными обочинами. За возможные к внедрению варианты принимаются конструкции укрепления обочин автомобильной дороги, выбираемые согласно положениям настоящего документа.
5.1.2. Суммарный экономический эффект от улучшения транспортно-эксплуатационный качеств автомобильной дороги за счет внедрения n-й конструкции укрепления обочин:
, (5.1.1)
где - эффект от снижения величины ежегодных транспортных затрат; - эффект от уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий; - эффект от высвобождения подвижного состава.
5.1.3. Критерием выбора наиболее рациональной конструкции укрепления обочин из сравниваемых вариантов является коэффициент сравнительной экономической эффективности. Наиболее рациональна конструкция, имеющая максимальное значение Е. Для каждого из n возможных вариантов укрепления обочин коэффициент экономической эффективности рассчитывается по формуле
, (5.1.2)
где - суммарный экономический эффект, получаемый от внедрения n-го варианта укрепления обочин; - полные приведенные затраты по внедряемому варианту; - полные приведенные затраты по базовому варианту.
Конструкция укрепления обочин считается экономически целесообразной, если коэффициент эффективности Е имеет значение не ниже нормативного .
5.1.4. При определении полных приведенных затрат для базового и каждого из n возможных к внедрению вариантов ( и ), а также составляющих величины экономического эффекта от улучшения транспортно-эксплуатационных качеств дороги () следует использовать исходные данные, позволяющие обеспечить сопоставимость рассматриваемых вариантов.
5.2. Выбор конструкции укрепления обочин на стадии разработки проекта строительства дороги
5.2.1. Полные приведенные затраты по базовому варианту слагаются из первоначальных капитальных вложений в устройство дорожной одежды проезжей части, затрат на средние ремонты неукрепленных обочин и ежегодных дорожно-эксплуатационных расходов за период суммирования. Они определяются по формуле
, (5.2.1)
где - первоначальные капитальные вложения в сооружение дорожной одежды по базовому варианту, тыс.руб; - затраты на средний ремонт неукрепленной обочины, тыс.руб.; 1, 2..., р - количество средних ремонтов обочины за период суммирования ; - годовые дорожно-транспортные расходы, включающие затраты на текущий ремонт и содержание неукрепленных обочин, тыс.руб.; - период суммирования затрат, т.е. срок службы дороги до первого капитального ремонта с момента рассматриваемого укрепления обочин; - межремонтный срок среднего ремонта обочины (см. табл.1 приложения 4), лет; - нормативный коэффициент для приведения разновременных затрат (): t - период приведения, соответствующий году осуществления затрат, лет; i - порядковый номер рассматриваемого среднего ремонта.
Значения коэффициентов [см.формулу (5.2.1)] в зависимости от периода приведения даны в табл.5 приложения 4.
5.2.2. Полные приведенные затраты по n-му возможному варианту включают первоначальные капитальные вложения в сооружение дорожной одежды проезжей части к укрепленных обочин, затраты на средние ремонты обочин, а также ежегодные дорожно-эксплуатационные расходы на проезжую часть и укрепленные обочины за период суммирования. Полные приведенные затраты определяются по формуле
, (5.2.2)
где - первоначальные капитальные вложения в сооружение дорожной одежды и укрепление обочин по n-му возможному варианту, тыс.руб.; - затраты на средний ремонт обочин, тыс.руб.; 1, 2..., r - количество средних ремонтов обочин за период суммирования ; - межремонтный срок среднего ремонта обочин (см. табл.1 приложения 4), лет; - затраты на текущий ремонт и содержание укрепленных обочин, тыс.руб.; k - порядковый номер рассматриваемого среднего ремонта. Показатели , , принимаются равными аналогичным показателям формулы (5.2.1).
5.2.3. Период суммирования затрат при расчетах по формулам (5.2.1), (5.2.2) принимают одинаковым для сравниваемых вариантов и считают равным продолжительности межремонтного срока капитального ремонта автомобильной дороги с укрепленными обочинами (см. табл.1 приложения 4).
5.2.4. Первоначальные капитальные вложения ( и ) по вариантам следует определять на основе проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию автомобильной дороги.
5.2.5. Затраты на средние ремонты обочин (, ) а, также годовые дорожно-эксплуатационные расходы (, ,) определяются в соответствии с действующими нормами затрат на средний и текущий ремонты автомобильных дорог для соответствующих типов покрытий по формулам:
; (5.2.3)
; (5.2.4)
; (5.2.5)
, (5.2.6)
где , - нормы затрат на средний ремонт 1 обочин соответственно для базового и возможного к внедрению вариантов, руб., определяются по данным табл.2 приложения 4; , - то же, на текущий ремонт и сооружение, руб., определяются по данным табл.2 приложения 4; , - ширина обочины соответственно для базового и возможного к внедрению вариантов, м; , - длина рассматриваемого участка, м.
5.2.6. Экономический эффект от снижения транспортных затрат (снижение себестоимости перевозок) за счет увеличения скорости движения автотранспорта за расчетный период при внедрении n-го варианта конструкции укрепления обочин может быть определен по формуле
, (5.2.7)
где D - число рабочих дней перевозок в году, дней (принимается 300 дней); - среднегодовая суточная перспективная интенсивность движения, авт/сут; L - длина рассматриваемого участка с укрепленными обочинами, км; - постоянная часть автотранспортной составляющей себестоимости перевозок для j-го типа автомобиля (см. табл.4 приложения 4), коп.; - доля автомобилей j-го типа в транспортном потоке, в долях единицы; j = 1, 2,... ,K - число типов автомобилей в потоке; - средняя скорость движения автомобилей j-го типа на участке дороги с неукрепленными обочинами, принимаемая равной 50 км/ч (базовый вариант), - средняя скорость движения j-го типа автомобиля на участке дороги с укрепленными обочинами (возможный к внедрению вариант), км/ч,
; (5.2.8)
- коэффициент увеличения скорости движения, зависящий от типа покрытия на обочине и его ширины, который определяется по данным табл.3 приложения 4;
, - соответственно коэффициенты использования пробега и грузоподъемности для j-й модели автомобилей (принимаются средние значения ; ); выражение средневзвешенная по транспортному потоку величина изменения постоянной части автотранспортной составляющей себестоимости перевозок.
5.2.7. Величина экономического эффекта от уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий Р для n возможного к внедрению варианта укрепления может быть определена по формуле
, (5.2.9)
где р - средние народнохозяйственные потери от одного дорожно-транспортного происшествия на участке с однородными дорожными условиями (принимается р = 3,42 тыс.руб); , - число дорожно-транспортных происшествий на 1 млн. автомобиле-километров для условий движения по дороге с обочинами, выполненными соответственно по базовому и возможному к внедрению вариантам.
Число дорожно-транспортных происшествий вычисляется по формулам:
; (5.2.10)
, (5.2.11)
где , - итоговые коэффициенты аварийности соответственно для базового и n-возможного к внедрению вариантов;
; (5.2.12)
, (5.2.13)
, , , - частные коэффициенты аварийности, определяемые по табл.6 приложения 4.
Значения степенных функций определяются по табл.7 приложения 4.
5.2.8. Эффект от высвобождения подвижного состава для n-го возможного к внедрению варианта определяется по формуле
, (5.2.14)
где - объем перевозок в исходном году, т; - удельный вес каждого из j моделей автомобилей в общем количестве грузовых автомобилей, проходящих по дороге, в долях единицы; - размеры капиталовложений в один списочный автомобиль (см. табл.4 приложения 4), тыс.руб.; - среднее время пребывания в пути одного автомобиля (может быть принято ч), - количество смен работы автомобиля в году (в среднем может быть принято смен); - номинальная грузоподъемность j-й модели автомобиля; , - коэффициенты использования соответственно пробега и грузоподъемности для соответствующих моделей автомобилей [принимаются по формуле (5.2.7)]; , - скорость движения автомобиля j-й марки при движении по автомобильной дороге с обочинами соответственно по базовому и возможному к внедрению вариантам [см. формулу (5.2.8)], км/ч.
5.3. Выбор конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог
5.3.1. Полные приведенные затраты для базового варианта складываются из затрат на средние ремонты обочин, ежегодных дорожно-эксплуатационных расходов за период суммирования и определяются по формуле
, (5.2.15)
где 1, 2, ..., n - количество средних ремонтов неукрепленных обочин за период суммирования; i - порядковый номер рассматриваемого среднего ремонта.
Показатели , , , аналогичны показателям формулы (5.2.1).
5.3.2. При определении полных приведенных затрат по n-му возможному к внедрению варианту необходимо учесть капитальные затраты на устройство данного типа конструкций укрепления обочин, затраты на средине#, текущие ремонты и содержание обочин за период суммирования. Формула полных приведенных затрат в этом случае примет вид:
; (5.2.16)
где - первоначальные капитальные вложения в устройство укрепленных обочин, тыс. руб.; 1, 2, ....m - количество средних ремонтов укрепленных обочин n-го типа за период ; к - порядковый номер рассматриваемого среднего ремонта; - период суммирования затрат, лет.
Показатели , , , t аналогичны показателям формулы (5.2.2.).
5.3.3. Период суммирования затрат t'_р при расчетах полных приведенных затрат по формулам (5.2.15), (5.2.16) принимается одинаковым для сравниваемых вариантов и считается равным сроку службы укрепленной обочины от года осуществления мероприятия по укреплению до года проведения капитального ремонта автомобильной дороги.
5.3.4. Размер капитальных вложений в устройство укрепленных обочин () устанавливают в соответствии с величиной сметной стоимости возведения конструкции укрепления.
5.3.5. Определение составляющих суммарного экономического эффекта от улучшения транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог (, , ) при укреплении обочин эксплуатируемых дорог производится в соответствии с пп.5.2.6 - 5.2.8. При этом необходимо учесть, что срок суммирования затрат должен быть принят равным . За принимается среднее значение скорости грузовых автомобилей по дороге с неукрепленными обочинами, равное 50 км/ч, т.е. км/ч.
6. Определение годового экономического эффекта
6.1. Годовой экономический эффект, создаваемый за счет укрепления обочин, определяется для наиболее эффективного из n возможных к внедрению вариантов укрепления как среднегодовая величина дополнительного эффекта , получаемого народным хозяйством за период (или ). Эта величина определяется как суммарный экономический эффект от улучшения транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги в первом году эксплуатации и выражается формулой
,
где - суммарная величина эффекта, получаемого в первом году эксплуатации по формуле (5.1.1), тыс. руб.
При этом суммарная величина эффекта , получаемого в первом году эксплуатации, определяется суммированием составляющих эффекта , , , рассчитанных по формулам (5.2.7), (5.2.9) и (5.2.14) при коэффициенте приведения .
Список нормативной литературы
1. Временные указания по применению грунтов, укрепленных сырой маловязкой нефтью при строительстве нефтепромысловых дорог в условиях Западной Сибири, Миннефтепром, Тюмень, 1971. 31 с.
2. Инструкция по устройству покрытий и оснований из щебня (гравия), обработанного органическими вяжущими, ВСН 123-77/Минтрансстрой СССР, М., Транспорт, 1978. 48 с.
3. Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, СН 25-74/Госстрой СССР, М.,1975, 127 с.
4. Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа, ВСН 46-72/Минтрансстрой СССР, М., Транспорт, 1973. 108 с.
5. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий/Минтрансстрой СССР, М., Транспорт, 1978. 192 с.
6. Рекомендации по устройству дорожных оснований из тощего бетона/Минавтодор РСФСР, М., 1975. 44 с.
7. Рекомендации по использованию шлаков тепловых электростанций РСФСР при строительстве автомобильных дорог/Минавтодор РСФСР, 1974. 38 с.
8. Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог, ВСН 103-74/Минтрансстрой СССР, М., Транспорт, 1975. 64 с.
9. Технические указания по проектированию и устройству дорожных асфальтобетонных покрытий на основаниях из битумоминеральных смесей, ВСН 5-68/Главмосстрой, М., 1968. 58 с.
10. Технические указания по строительству дорог с применением отходов промышленности при укреплении цементом песчаных грунтов и песчано-гравийных смесей/Гушосдор при Совете Министров БССР, Минск, 1971. 30 с.
11. Технические указания по использованию зол уноса от сжигания различных видов топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований автомобильных дорог/Минтрансстрой СССР, М., 1972. 38 с.
12. Технические указания по применению битумных шламов для устройства защитных слоев на автомобильных дорогах, ВСН 27-76/Минавтодор РСФСР, Транспорт, М., 1977. 80 с.
13. Технические указания по применению нефтяных гудронов (остаточных битумов) в дорожном строительстве/Минавтодор РСФСР, М., 1976. 24 с.
14. Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог, ВСН 29-76/Минавтодор РСФСР, М., Транспорт, 1977. 104 с.
15. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог, ВСН 24-75/Минавтодор РСФСР, М., Транспорт, 1976. 264 с.
16. Указания по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, ВСН 25-76/Минавтодор РСФСР, М., 1977. 176 с.
Взамен ВСН 25-76 Минавтодором РСФСР 29 января 1986 г. утверждены ВСН 25-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 39-79 "Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР 20 марта 1979 г.)
Текст ВСН приводится по изданию Минавтодора РСФСР, ГУП ЦПП, 2000 г.
Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог. Они составлены на основе проверенных в производственных условиях "Типовых решений укрепления обочин автомобильных дорог" и "Рекомендаций по укреплению обочин автомобильных дорог" с учетом положений действующих нормативных документов по проектированию, строительству, ремонту автомобильных дорог, а также организации и обеспечению безопасности движения на них. При разработке Указаний использованы результаты исследований МАДИ, Союздорнии, Гипродорнии и Госдорнии.
Предназначены для инженерно-технических работников, занимающихся строительством и содержанием автомобильных дорог.
Указания разработаны в Гипродорнии кандидатами техн. наук Ю.Р.Перковым, А.П.Васильевым, канд. эконом. наук В.А.Ногаем, инж. Е.Н.Ивановой совместно с сотрудниками МАДИ д-ром техн. наук проф. А.Я.Тулаевым, ассистентом В.И.Кукановым и сотрудником Союздорнии канд. техн. наук А.И.Рувинским.
Срок введения 1 июля 1980 г.
Взамен настоящих ВСН распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N OC-461-p утверждены ОДН 218.3.039-2003 "Укрепление обочин автомобильных дорог", введеные в действие с 1 июня 2003 г.