г. Казань |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А12-1109/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабрь 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области - Черенковой В.В., доверенность от 11.01.2016 N 6, Воейковой Л.Н., доверенность от 16.12.2016 N52,
в отсутствие:
иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗПРОМ-КРАН",
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2016 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-1109/2016
по заявлению акционерного общества "ГАЗПРОМ-КРАН", г. Камышин Волгоградской области (ИНН: 3436010281, ОГРН: 1023404973679) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН: 3441027202, ОГРН: 1043400221149) о признании недействительным ненормативного правового акта в части, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области, г. Камышин Волгоградской области (ИНН: 3436014977, ОГРН: 1043400645012),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГАЗПРОМ-КРАН" (далее - заявитель, общество, АО "ГАЗПРОМ- КРАН", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 30.06.2015 N 209 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - Управление) от 20.10.2015 N 976) в части начисления штрафа, недоимки, пени по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), размера взыскиваемого штрафа за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и уменьшения его размера.
К участию в деле в качестве третье лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - МИФНС России N 3 по Волгоградской области).
Решением Арбитражный суд Волгоградской области от 19.05.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
АО "ГАЗПРОМ- КРАН", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Налоговый орган, в представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговым органом составлен акт, и с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение от 30.06.2015 N 209 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122, статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату НДС, налога на прибыль и НДФЛ в виде штрафа в общем размере 1 358 975 руб.
Кроме того, указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по НДС и налогу на прибыль в общей сумме 5 988 088 руб. и пени за несвоевременную уплату указанных налогов в общем размере 1 505 187 руб.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 20.10.2015 N 976 решение налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности отменено в части выводов о завышении расходов при исчислении налога на прибыль организаций за 2012, 2013 годы на сумму заработной платы и отчислений работников, занятых конструкторской доработкой кранов, в остальной части ненормативный правовой акт оставлен без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела основанием для вынесения обжалуемого решения в части доначисления налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафных санкций, послужили выводы налогового органа о неправомерном отражение налогоплательщиком в составе косвенных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в общей сумме 22 785 440 руб.
Согласно материалам дела, ООО "НИИКраностроения" в спорном периоде для заявителя выполняло опытно-конструкторские работы (разработка стреловых кранов, создание ряда унифицированных автомобильных кранов) и рабочие испытания.
В подтверждение исполнения оформленных договоров налогоплательщиком представлены регистры учета прочих расходов, приказы о списании расходов, протоколы заседаний комиссии, отчеты о проделанной работе, карточки счетов, акты выполненных работ.
Согласно представленным в инспекцию первичных документов в течение 2008-2011 годов ООО "НИИКраностроения" выполняло опытно- конструкторские работы по разработке технической документации, созданию, испытанию опытных образцов кранов, а также по проведению мероприятий по получению разрешительных документов в отношении опытных образцов.
Решениями технических совещаний результаты опытно-конструкторских работ признаны давшими положительные результат в 2012, 2013 годах, что отражено в соответствующих протоколах.
На основании указанных решений заявителем изданы приказы "О списании расходов", в соответствии с которыми затраты на проведение комплексов опытно-конструкторских работ и мероприятий отражены в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций за 2012, 2013 годы.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части, поскольку налоговым органом доказано, что опытно- конструкторские работы завершены в 2008-2011 годах и их результаты применены сразу же после их завершения при производстве кранов, что не опровергнуто налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства.
Следовательно, является обоснованным вывод налогового органа о неправомерном отражении стоимости работ, выполненных ООО "НИИКраностроения", связанных с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций за 2012, 2013 годы.
Пунктом 2 статьи 262 НК РФ предусмотрен единый порядок отнесения в состав расходов налогоплательщика затрат, связанных с производством НИОКР, в том числе и с научными исследованиями и (или) опытно-конструкторскими разработками, осуществленными в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, независимо от их результата (положительного или отрицательного).
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований) статья 262 НК РФ, в редакции, действавшей в 2008-2011 годах.
С 01.01.2012 указанные расходы на НИОКР признаются для целей налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, после завершения НИОКР и подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ независимо от полученного результата (положительного или отрицательного).
Таким образом, на основании пункта 4 статьи 262 НК РФ вправе включать расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено статьей 262 НК РФ.
Инспекцией в ходе контрольных мероприятий установлено, что опытно-конструкторские работы завершены в 2008-2011 годах и их результаты применены сразу же после их завершения при производстве кранов КС-7474, КС- 64747, КС - 65740, КС-55735, о чём свидетельствуют представленные акты выполненных работ.
Кроме того, допрошенный инспекцией технический директор налогоплательщика Старухин В.А. показал, что опытно-конструкторские работы, выполненные ООО "НИИКраностроения", стали использоваться обществом в производстве крана КС- 7474, КС-64747, КС-65740, КС - 55735 сразу после их завершения. Данные краны абсолютно новые машины, в их производстве около 70-90% деталей и сборочных единиц оригинальной конструкции, производство кранов КС-7474 и КС-64747 началось осенью 2008 года, осенью 2009 года краны изготовлены и были готовы к испытанию. В июне 2010 года опытные образцы кранов КС-7474, КС- 64747 представлены на выставке СТТ-2010 в г. Москве. Цель проведения опытно- 6 А12-1109/2016 конструкторских работ - получить новый образец крана большей грузоподъемностью, чем производило ЗАО "Газпром-Кран" ранее. Данные краны произведены для продажи, а не для научно-исследовательских работ, краны КС- 7474, КС- 64747 реализованы в 2012 году, краны КС -65740, КС - 55735 реализованы в 2013 году. После прохождения испытаний и до реализации кранов покупателю, краны не использовались, участвовали только в отработке конструкции изделия. В серийное производство краны указанных модификаций запущены не были, был сделан еще один образец крана КС-7474 в 2013 году, который также был продан, образцы кранов КС-64747, КС-65740, КС-55735 были единственными.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик предоставил документ об одобрении типа транспортного средства N ГОСТ Р N 0043070 выданное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, согласно которого тип транспортного средства КС-7474 с модификацией КС-7474, КС-64714, одобрен с 20.09.2010.
Судами отмечено, что доводы инспекции о том, что краны КС-7474, КС-64714 на дату 20.09.2010 прошли все необходимые испытания, о чем свидетельствует вышеназванный документ, не опровергнуты налогоплательщиком.
Паспорт транспортного средства (ПТС) на КС-64714 выдан обществу именно на основании документа - одобрение типа транспортного средства от 20.09.2010, о чем в ПТС внесена соответствующая запись.
Судами установлено, что в протоколе от 29.02.2012 заседания комиссии по определению результата от проведения научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ, повесткой дня являлось рассмотрение результатов по разработке конструкторской документации, изготовлению и испытанию опытного образца автомобильного крана КС-64714.
В протоколе отмечено, что работы принимались по актам выполненных работ по договору от 09.01.2008 N 79-К, от 04.04.2008. N 2 от 30.06.2008, от 30.09.2008 N 3. Иных актов в рамках НИОКР на заседании комиссии не рассматривалось. В соответствии с учетной политикой заявителя по бухгалтерскому учету "Затраты на НИОКР" пункт 8.5.3 предусматривает, что информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам отражается в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы по счету 08, субсчет 8 "Расходы на НИОКР"
Кроме того, учетной политикой заявителя определено, что расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой и усовершенствования производимой продукции признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами протокола заседания комиссии по определению результата от проведения научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ.
Судами правомерно отмечено, что законодательство о налогах и сборах не связывает момент списания расходов на НИОКР с подписанием сторонами протокола заседания комиссии по определению результата от проведения научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки инспекцией установлено занижение налогооблагаемой базы за 2012 год на 19 358 308 руб., в результате начислен налог на прибыль за 2012 год в сумме - 3 871 662 руб.
Занижение налогооблагаемой базы произошло в результате неправомерного включения расходов на НИОКР по крану КС - 7474 в сумме 16 080 897 руб. и по крану КС - 64714 в сумме 3 277 411 руб.
В отношении крана КС-7474 налогоплательщик самостоятельно сформировал (собрал) в учете на счете 08.8 расходы по НИОКР по крану КС-7474 в сумме 16 080 897 руб., в том числе:
- 5 500 000 руб. выполнены опытно-конструкторские работы ООО "НИИКраностроения" по договору от 09.01.2008 N 79-к, что подтверждено актами выполненных работ. Данные акты отражены у налогоплательщика в учете на счете 08.8 в 2008 -2009 годах;
- 7 300 000 руб. выполнены опытно-конструкторские работы ООО "НИИКраностроения" по договору от 01.02.2009 N 109-к, что подтверждено актами выполненных работ. Данные акты отражены у налогоплательщика в учете па счете 08.8 в 2009 году;
- 1 900 000 руб. проведение рабочих испытаний ООО "НИИКраностроения" по договору от 01,11.2009 N 127-к, что подтверждено актом выполненных работ от 30.11.2010 б/н. Данный акт отражен у налогоплательщика в учете на счете 08.8 в 2010 году;
- 1 156 838 руб. - прочие расходы, связанные с выполнением НИОКР, а именно, инструмент, оснастка, отпущенный на производство крана КС-7474 в 2008 году в сумме 9 746 руб., в 2009 году в сумме 1 147 092 руб.
- 224 059 руб. - заработная плата и социальные отчисления сотрудников, занятых доработкой конструкторских документов крана, в т.ч. начисленные в 2011 году в размере 220 643 руб., начисленные в 2012 году в размере 3415 руб.
Вся сумма расходов 16 080 897 руб. была исключена налоговой проверкой из расходов 2012 года.
Согласно материалам дела решением Управления от 20.10.2015 N 976 отменено решение налогового органа в части выводов о завышении расходов при исчислении налога на прибыль организаций за 2012, 2013 годы на сумму заработной платы и отчислений работников, занятых конструкторской доработкой кранов, поскольку Управлением установлено, что Инспекцией необоснованно исключены из состава расходов за 2012, 2013 годы суммы начисленной заработной платы и социальных отчислений работников, занятых конструкторской доработкой кранов, поскольку указанные расходы после завершения опытно-конструкторских работ являются текущими и отражены налогоплательщиком в составе косвенных расходов соответствующего налогового периода правомерно. и отменено решение налогового органа в части выводов о завышении расходов при исчислении налога на прибыль организаций за 2012, 2013 годы на сумму заработной платы и отчислений работников, занятых конструкторской доработкой кранов.
С учетом вынесенного решения Управления, инспекцией был произведен перерасчет по крану КС-7474, а именно, восстановлены расходы в сумме 3415,51 руб. (2593,56 руб. - начисленная в 2012 году заработная плата сотрудников, занятых доработкой конструкторских документов крана, 821,95 руб. - социальные отчисления от заработной платы), поскольку указанные расходы после завершения опытно-конструкторских работ являются текущими и должны быть отражены в составе косвенных расходов соответствующего налогового периода.
С учетом чего, определена заниженная налоговая база по крану КС-7474 в сумме 16 077 481,49 (16 080 897 - 3415,51), на которую начислен налог на прибыль в сумме 3 215 496,30 руб.
Судами правомерно отмечено, что представленный налогоплательщиком акт приемочных испытаний КС-64714 от 15.02.2012 не опровергает готовность крана в 2010 году, поскольку одобрение типа транспортного средства получено 20.09.2010 уполномоченным органом по сертификации специальных специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте - "САМТ-ФОНД".
В протоколе от 01.02.2012 заседания комиссии по определению результата от проведения НИОКР и технологических работ (данный протокол предусмотрен учетной политикой), работы принимались по актам выполненных работ датированных 2008-2010 годами.
При этом акт от 01.02.2012 N 1 о выполнении работ по крану КС-7474 на общую сумму 3 297 908,44 и акт от 01.02.2012 N 20 по возмещению затрат связанных с выполнением работ, на которые ссылается налогоплательщик, на заседании комиссии не рассматривались, и налогоплательщиком в налоговом регистре по списанию расходов на НИОКР не заявлялось.
В карточке 08 счета, где собраны все расходы на НИОКР по крану КС-7474, данные акты не проведены.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу, что в спорные расходы в сумме 16 080 897 руб. работы по данному акту не входят.
Довод налогоплательщика о том, что общество собственными силами, а именно, сотрудниками Бюро новой техники ОГК в период 2012 год выполнены в отношении крана определенные работы, был исследован судом и признан несостоятельным, поскольку ничем не подтвержден, в документе - отчете о проделанной работе бюро новой техники ОГК за январь и февраль 2012 года никаких работ, связанных с краном КС-7474, произведено не было.
На заседании комиссии по определению результата от проведения научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ в протоколе от 01.02.2012 оценку никаким иным актам и работам, кроме тех, что указаны выше, произведено не было.
В отношении крана КС-64714 налогоплательщик самостоятельно сформировал (собрал) в учете на счете 08.8 расходы по НИОКР в сумме 3 277 411 руб., в том числе: - 3 000 000 руб. - выполнены опытно-конструкторские работы ООО "НИИКраностроения" по договору от 09.01.2008 N 79-к, что подтверждено актами выполненных работ, которые отражены у налогоплательщика в учете на счете 08.8 в 2008 году; и 277 411 руб. - заработная плата и социальные отчисления сотрудников, занятых доработкой конструкторских документов крана.
Вся сумма расходов 3 277 411 руб. была исключена налоговой проверкой из расходов 2012 года.
С учетом вынесенного решения Управления по жалобе налогоплательщика, инспекцией был произведен перерасчет по крану КС-64714, а именно, восстановлены расходы в сумме 30 831,13 руб. (23 379,28 руб. - начисленная в 2012 году заработная плата работников, занятых доработкой конструкторских документов крана, 7451,85 руб. - социальные отчисления от заработной платы), определена заниженная налоговая база в сумме 3 246 579,87 (3 277 411-30831,13), на которую начислен налог на прибыль в сумме 649 15,97 руб.
Кроме этого, с учетом решения Управления инспекцией учтены расходы (восстановлены и перенесены из налогового периода 2013 года в налоговый период 2012 года в сумме 234 403 42 руб.) по заработной плате и социальным отчислениям, начисленной налогоплательщиком в 2012 году, но включенной в расходы на НИОКР в 2013 году, поскольку указанные расходы после завершения опытно-конструкторских работ являются текущими и должны быть отражены в составе косвенных расходов соответствующего налогового периода в 2012 году, в том числе:
- по крану КС-65740 в сумме 71 418,25 руб. (54 734,74 руб. - начисленная в 2012 году заработная штата, 16 683,51 руб. - социальные отчисления от заработной платы);
- по крану КС-55735 в сумме 162 985,17 руб. (124 722,09 руб. - начисленная в 2012 году заработная плата, 38 263,08 руб. - социальные отчисления от заработной платы).
Согласно произведенного инспекцией перерасчета (с учетом решения Управления) определена заниженная налоговая база в сумме 19 089 658 руб. за счет:
- завышения расходов, связанных с производством и реализацией продукции (товаров, услуг) по крану КС-7474 в сумме 16 077 481,49 руб. и по крану КС-64714 в сумме 3 246 579,9 руб.
- занижения расходов в сумме 234 403,42 руб. по заработной плате и социальным отчислениям, начисленных налогоплательщиком в 2012 году, но включенных в расходы 2013 года.
Налог на прибыль за 2012 год с учетом решения Управления доначислен оспариваемым решением в сумме 3 817 932 руб.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки инспекцией так же установлено занижение налогооблагаемой базы за 2013 год в результате неправомерного включения расходов на НИОКР в сумме 3 775 434 руб., в том числе по крану КС - 65740 в сумме 1 768 936 руб. и по крану КС - 55735 в сумме 2 006 498 руб.
Судами установлено, что в отношении крана КС-65740 налогоплательщик самостоятельно сформировал (собрал) в учете на счете 08.8 расходы по НИОКР в сумме 1 768 936 руб., в том числе:
- 1 525 423,73 руб. по договору от 01.07.2010 N 148-К, что подтверждено актом выполненных работ, который отражен у налогоплательщика в учете на счете 08.8 в 2010 году;
- 243 512,73 руб. - заработная плата и социальные отчисления сотрудников, занятых доработкой конструкторских документов крана КС - 65740, начисленные в период с 2009 по март 2013.
Вся сумма расходов 1 768 936 руб. была исключена налоговой проверкой из расходов 2013 года.
С учетом вынесенного решения Управления, инспекцией был произведен перерасчет по крану КС-65740, а именно, восстановлены расходы в 2013 году в сумме 65 294,52 руб. (49 463,33 руб. - начисленная в 2013 году заработная плата работников, занятых доработкой конструкторских документов крана, 15 831,19 руб. - социальные отчисления от заработной платы). Определена заниженная налоговая база за 2013 год в сумме 1703 641,48 (1768 936 - 65 294,52), на которую начислен налог в сумме 340 7283 руб.
Судами установлено, что в отношении крана КС - 55735 налогоплательщик самостоятельно сформировал (собрал) в учете на счете 08.8 расходы но НИОКР в сумме 2 006 498 руб., в том числе:
- 1 525 423,73 руб. по договору от 01.07.2010 N 147-К, что подтверждено актом выполненных работ, который отражен у налогоплательщика в учете на счете 08.8 в 2011 году;
- 481 074 руб. - заработная плата и социальные отчисления сотрудников, занятых доработкой конструкторских документов крана КС - 55735.
Вся сумма расходов 2 006 498 руб. была исключена налоговой проверкой из расходов 2013 года.
С учетом, вынесенного решения Управления, инспекцией был произведен перерасчет по крану КС - 55735, а именно, восстановлены расходы в 2013 году в сумме 47 741,72 руб. (36 162,93 руб. - начисленная в 2013 году заработная плата работников, занятых доработкой конструкторских документов крана, 11 578,79 руб. - социальные отчисления от заработной платы). Заниженная налоговая база за 2013 год определена в сумме 1 958 756,28 руб. (2 006 498 - 47 741,72), на которую доначислен налог в сумме 391 751,26 руб.
Кроме этого, инспекцией учтены расходы (восстановлены и перенесены из налогового периода 2013 года в налоговый период 2012 года) в сумме 234 403,42 руб. по заработной плате и социальным отчислениям, начисленной налогоплательщиком в 2012 году, но включенной в расходы на НИОКР в 2013 году, поскольку указанные расходы после завершения опытно-конструкторских работ являются текущими и должны быть отражены в составе косвенных расходов соответствующего налогового периода в 2012 году, в том числе:
- по крану КС-65740 в сумме 71 418,25 руб. (54 734,74 руб. - начисленная в 2012 году заработная плата, 16 683,51 руб. - социальные отчисления от заработной платы);
- по крану КС-55735 в сумме 162 985,17 руб. (124 722,09 руб. - начисленная в 2012 году заработная плата, 38 263,08 руб. - социальные отчисления от заработной платы).
Согласно произведенному инспекцией перерасчету (с учетом решения Управления) налог на прибыль доначислен заявителю за 2013 год в сумме 662 558,8 руб.
Таким образом, суды первой и апелляционной истанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу, что налоговым органом доказано, что опытно-конструкторские работы завершены в 2008-2011 годах и их результаты применены сразу же после их завершения при производстве вышеназванных кранов, что не опровергнуто налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства
Учитывая изложенное, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований по данному эпизоду.
Из материалов дела также следует, что по результатам проверки оспариваемым решением налоговым органом Обществу доначислен НДС в сумме 1 431 000 руб., пени по НДС в сумме 377 454 руб.
Основанием для начисления НДС и соответствующей суммы пени послужили выводы налогового органа о том, что Общество неправомерно отражены в книге покупок и, соответственно, отнесены на налоговые вычеты суммы НДС по контрагенту ООО "НИИКраностоения" в 1 квартале 2012 в сумме 1 431 000 руб.
Так, инспекцией в ходе проведённой проверки установлено, что налогоплательщиком отражены в книге покупок за 1 квартал 2012 года счета- фактуры от 31.12.2008 N 00000096; от 04.04.2008 N 30; от 30.06.2008 N 51; от 30.09.2008 N 75, выставленные ООО "НИИКраностроения" в 2008 году на общую сумму 9 381 000 руб., в том числе НДС -1 431 000 руб.
Суды, отказывая в удовлетворении требований в данной части, пришли к выводу, что в рассматриваемом случае пропущен срок, поскольку сумма налога может приниматься к вычету в последующих налоговых периодах, не превышающих трехлетний срок с момента окончания налогового периода, в котором возникло право налогоплательщика на вычет.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В пунктах 27, 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено следующее.
Правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
При применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Довод налогоплательщика о том, что результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (кран КС-7474) был принят на учет в 1 квартале 2012 года, в связи с чем общество правомерно именно в указанном периоде заявила налоговые вычеты по счетам-фактурам от 31.12.2008 N 00000096; от 04.04.2008 N 30; от 30.06.2008 N 51; от 30.09.2008 N 75, выставленным ООО "НИИКраностроения", был исследован судами и правомерно отклонен.
В соответствии с положениями статьи 720, части 4 статьи 753, 778 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) документом, подтверждающим факт выполнения работ, является акт сдачи- приемки.
Соответственно, днем отгрузки (передачи) работ является день подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.
При этом положения НК РФ не связывают применение налогового вычета с оприходованием товаров, работ, услуг на каком-либо определенном счете.
Судами установлено, что работы, выполненные ООО "НИИКраностроения", были приняты заявителем к учету в 2008 годы на основании актов выполненных работ N 4 от 31.12.2008, б/н от 04.04.2008, N 2 от 30.06.2008, N 3 от 30.09.2008, о чем свидетельствует отчет по проводкам 08.08,60 за 2008 год.
Таким образом, суды пришли к выводу, что право на налоговый вычет возникло у Общества в 2008 году, когда работы были оказаны, приняты на учет и выставлены соответствующие счета-фактуры.
Следовательно, трехлетний срок на заявление вычетов в данном случае истек, поскольку налоговые вычеты отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за 1 квартал 2012 года,.
Таким образом, суды правомерно признали законным решение налогового органа в указанной части.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для снижения штрафа по статье 123 НК РФ.
По результатам проверки оспариваемым решением налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 447 609 руб.
Оценив фактические обстоятельства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости наказания, а также с учетом отсутствия надлежащих доказательств тяжелого финансового положения Общества, не позволяющее оплатить штрафные санкции в сумме 447 609 руб., а также существа допущенного Обществом правонарушения, учитывая, что Общество систематически на протяжении двух лет (2012,2013) несвоевременно перечисляло в бюджет удержанный у работников НДФЛ, суды не установили наличие иных обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, в связи, с чем судами сделан правильный вывод об отсутствии оснований для применения статей 112, 114 Кодекса и снижении размера подлежащего взысканию с общества штрафа.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.05.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по делу N А12-1109/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что работы, выполненные ООО "НИИКраностроения", были приняты заявителем к учету в 2008 годы на основании актов выполненных работ N 4 от 31.12.2008, б/н от 04.04.2008, N 2 от 30.06.2008, N 3 от 30.09.2008, о чем свидетельствует отчет по проводкам 08.08,60 за 2008 год.
Таким образом, суды пришли к выводу, что право на налоговый вычет возникло у Общества в 2008 году, когда работы были оказаны, приняты на учет и выставлены соответствующие счета-фактуры.
Следовательно, трехлетний срок на заявление вычетов в данном случае истек, поскольку налоговые вычеты отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за 1 квартал 2012 года,.
Таким образом, суды правомерно признали законным решение налогового органа в указанной части.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для снижения штрафа по статье 123 НК РФ.
По результатам проверки оспариваемым решением налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 447 609 руб."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 декабря 2016 г. N Ф06-16405/16 по делу N А12-1109/2016