Свод правил по проектированию и строительству
СП 12-104-2002
"Механизация строительства. Эксплуатация строительных машин в зимний период"
(одобрен постановлением Госстроя РФ от 27 февраля 2003 г. N 25)
Mechanisation of construction. Winter operation of construction machines
Введение
Настоящий нормативный документ разработан с целью установления рекомендуемых требований и положений (в развитие и дополнение к обязательным требованиям нормативных документов в области механизации строительства), способствующих снижению издержек при эксплуатации строительных машин в зимний период.
Настоящий нормативный документ разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург (канд. техн. наук доцент Шаволов А.С. - отв. исполнитель, канд. техн. наук ст. науч. сотр. Шульгин В.В. (научный руководитель), канд. техн. наук проф. Алексеенко П.Д., д-р. техн. наук проф. Ложкин В.Н., канд. техн. наук доцент Смирнов Л.М., канд. техн. наук доцент Никифоров Г.И., д-р. техн. наук проф. Федоров В.К., инж. Иванов В.А. под методическим руководством Управления государственной строительной политики Госстроя России (Голушкин А.А., Молоткова Л.Н., Симонов С.Н., Городилов А.А.).
1 Область применения
Настоящий Свод правил распространяется на строительные машины в исполнении У для макроклиматических районов с умеренным климатом по ГОСТ 15150, смонтированные на базе тракторов, самоходных шасси и автомобилей, имеющих дизельный двигатель.
Документ устанавливает основные положения, регламентирующие особенности эксплуатации строительных машин в зимний период при температуре окружающего воздуха до минус 40°С.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.033-84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации
ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия
Постановлением Госстандарта РФ от 29 июля 1999 г. N 226-ст ГОСТ 2084-77 в части части марок автомобильных бензинов А-76 неэтилированный, АИ-91, АИ-95 отменен на территории РФ с 1 января 2003 г.
См. ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", принятый постановлением Госстандарта РФ от 9 декабря 1997 г. N 404
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение
ГОСТ 17479.3-85 Масла гидравлические. Классификация и обозначение
ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности
ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений
ОСТ 37.001.052-67 Требования к пусковым качествам автомобильных двигателей
МДС 12-8.2000 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин
МДС 12-10.2000 Типовые нормы периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов
3 Определения
3.1 Обогрев дизеля (агрегата, системы) строительной машины - процесс передачи ему тепловой энергии от теплоносителя для достижения (разогрев) или поддержания (подогрев) его заданного теплового состояния в условиях низких температур окружающего воздуха. При этом разогрев непосредственно предшествует пуску, а подогрев начинается после окончания очередной смены работы строительной машины и продолжается до начала следующей смены.
3.2 Средства облегчения пуска дизеля - устройства, облегчающие воспламенение и сгорание топлива в дизеле при пуске при температуре окружающего воздуха до минус 25°С.
3.3 Средства тепловой подготовки дизеля к пуску - устройства, обеспечивающие разогрев дизеля перед пуском; при этом продолжительность разогрева и пуска должна составлять не более 30 мин при температуре окружающего воздуха минус 40°С (ГОСТ 20000).
3.4 Средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период - устройства, поддерживающие в межсменный период заданное тепловое состояние (обеспечивающие подогрев) неработающего дизеля, необходимое для его пуска в течение не более 5 мин при температуре окружающего воздуха минус 40°С.
3.5 Тепловой аккумулятор - теплообменный аппарат, накапливающий отходящую теплоту отработавших газов или (и) охлаждающей жидкости дизеля во время его работы, сохраняющий ее в межсменный период и отдающий эту теплоту потребителю (двигателю, агрегату трансмиссии и др.).
4 Особености# эксплуатации строительных машин в зимний период
4.1 Основными факторами, усложняющими эксплуатацию строительных машин (далее - машин) в зимний период, являются:
низкая температура окружающего воздуха и ее резкие колебания;
наличие снежного покрова;
сильные ветры и метели.
4.2 Факторы, указанные в п.4.1, приводят к снижению производительности, увеличению расхода энергоносителей и общей стоимости эксплуатации машин в результате действия следующих особенностей зимней эксплуатации:
повышения сопротивлений разрушению и копанию мерзлых грунтов и смерзшихся сыпучих материалов, отрыва примерзших к грунту грузов, строительных изделий и конструкций;
снижения прочности металлоконструкций, канатов, а также пневматических шин и других деталей из неметаллических материалов;
ухудшения дорожных условий передвижения машин;
затруднения пуска дизелей и поддержания их нормального теплового режима;
увеличения внутренних сопротивлений в гидроприводах и механических трансмиссиях, снижения в связи с этим тяговых усилий и рабочих скоростей;
накопления и замерзания конденсата воды в гидравлических и пневматических системах, снижающих надежность систем управления машинами;
ухудшения физического состояния и работоспособности людей, обслуживающих машины;
увеличения выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Более подробно некоторые механизмы влияния зимней эксплуатации на техническое состояние строительных машин и физиологическое состояние персонала, занятого обслуживанием и управлением машинами, приведены в приложении А.
5 Общие требования к зимней эксплуатации машин
5.1 Эксплуатация машин в зимний период осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25646, настоящего Свода правил, нормативных документов и конструкторской (эксплуатационной) документации на машины конкретных моделей.
5.2 Эксплуатацию машин при температуре окружающего воздуха от минус 20 до минус 30°С рекомендуется осуществлять со снижением рабочих нагрузок (транспортных скоростей, степени заполнения ковшей экскаваторов и погрузчиков, грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования и т.п.) на 25% по отношению к паспортным, а при температуре от минус 30 до минус 40°С - на 50%.
5.3 В зимний период на скользкой дороге трогаться с места следует плавно, на малых частотах вращения коленчатого вала дизеля. Сцепление и механизмы поворота следует включать тоже плавно, без рывков.
Для повышения проходимости машин они могут быть оборудованы специальными приспособлениями: цепями противоскольжения, съемными грунтозацепами, противобуксаторами, самовытаскивателями и другими устройствами.
5.4 Для достижения высокого технического уровня эксплуатации машин в зимний период рекомендуется проводить их подготовку, учитывающую особенности зимней эксплуатации.
6 Подготовка машин к зимней эксплуатации
6.1 Организационно-технические мероприятия по подготовке строительных машин к зимней эксплуатации направлены на достижение высокого уровня надежности машин, снижение стоимости эксплуатации, обеспечение безопасных условий труда персонала, занятого их управлением и обслуживанием, выполнение нормативных экологических требований.
6.2 Объем работ по подготовке машин к зимней эксплуатации определяется двумя факторами: температурой окружающего воздуха и приспособленностью конструкций машин к работе в данных температурных условиях.
6.3 Подготовка машин и эксплуатационной базы к зимней эксплуатации должна осуществляться в плановом порядке.
В плане подготовки рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
обеспечение необходимыми для выполнения плана финансовыми и материальными средствами;
проведение инструктажей с инженерно-техническими работниками и персоналом, занятым обслуживанием и управлением строительными машинами об особенностях их зимней эксплуатации. При необходимости организуются занятия по подготовке персонала к зимней эксплуатации машин;
распределение персонала, занятого обслуживанием машин, по объектам выполнения подготовительных работ;
проведение сезонных технических обслуживании машин;
укомплектование машин дополнительными инструментами, приспособлениями и материалами, предназначенными для их обслуживания зимой;
оборудование машин средствами обеспечения работоспособности в зимний период;
приведение в работоспособное состояние групповых средств тепловой подготовки дизеля к пуску и групповых средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период.
6.4 План подготовки машин и эксплуатационной базы должен быть составлен, утвержден и реализован с таким расчетом, чтобы проведение указанных в п.6.3 мероприятий было закончено своевременно, до начала зимнего периода. Контроль за соблюдением выполнения данного плана возлагается на руководителя организации (предприятия).
6.5 Рекомендуется производственные подразделения (участки) базы механизации оборудовать средствами наглядной информации, иллюстрирующими положительный производственный опыт и перспективные научные разработки в области зимней эксплуатации машин.
6.6 Подготовительные работы проводятся при выполнении сезонного технического обслуживания, которое может быть совмещено с очередным периодическим техническим обслуживанием или плановым ремонтом.
Особенности выполнения операций сезонного обслуживания агрегатов, систем и механизмов машин при подготовке их к зимней эксплуатации представлены в приложении Б.
6.7 Сезонное обслуживание машин рекомендуется выполнять централизованно в условиях стационарной эксплуатационной базы силами персонала, занятого обслуживанием и управлением машин.
Допускается в порядке исключения выполнение сезонного обслуживания машин в полевых условиях, если по производственным, организационным, погодно-климатическим и другим причинам перебазировать машины на базу механизации невозможно.
6.8 Для зимнего периода действующие нормативы периодичности и состава работ периодических технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2, ТО-3), установленные МДС 12-8 и МДС 12-10, при необходимости могут быть скорректированы с учетом конкретных условий эксплуатации машин.
7 Средства обеспечения работоспособности машин в зимний период
7.1 Общие положения
Средствами обеспечения работоспособности строительных машин в зимний период являются:
зимние эксплуатационные материалы;
средства облегчения пуска машин;
средства утепления;
специальное сменное рабочее оборудование.
7.2 Зимние эксплуатационные материалы
7.2.1 К зимним эксплуатационным материалам относятся топлива; моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, пластичные смазочные материалы и специальные жидкости определенных марок (сортов), которые обеспечивают эксплуатацию машин в зимний период в соответствии с требованиями ГОСТ 25646.
7.2.2 Зимние эксплуатационные материалы, характеристики которых приведены в приложении В, применяют в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на машины конкретных моделей.
7.3 Средства облегчения пуска машин в зимний период
7.3.1 К средствам облегчения пуска машин в зимний период относятся системы и устройства:
обеспечения пуска дизелей;
подготовки к работе трансмиссий;
отопления кабин.
Классификация средств облегчения пуска машин в зимний период приведена в таблице 1.
Средства должны обеспечивать пуск машины в работу при использовании зимних эксплуатационных материалов. Кроме того, они не должны вызывать больших износов деталей дизеля и агрегатов трансмиссии при пуске, соответствовать действующим нормативным документам в области экологии и безопасности.
При выборе той или иной системы или устройства необходимо учитывать состав и величину парка строительных машин, особенности его использования, климатические условия района, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, выполнение нормативных требований по охране окружающей среды и технико-экономическую эффективность их применения.
7.3.2 К системам и устройствам обеспечения пуска дизелей относятся средства облегчения пуска, средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период.
Они должны обеспечивать высокую эффективность пуска дизеля, которая характеризуется:
предельным значением температуры, при которой возможно осуществление пуска дизеля;
минимальным временем, затрачиваемым на пуск дизеля;
небольшой величиной минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала дизеля, необходимой для обеспечения его пуска.
7.3.2.1 Средства облегчения пуска дизеля обеспечивают пуск холодного дизеля.
Данными средствами являются:
средства подогрева воздуха на впуске (свечи подогрева впускного воздуха, электрофакельные подогреватели);
Таблица 1. - Классификация средств облегчения пуска машин в зимний период
1 Средства обеспечения пуска дизелей | 2 Средства подготовки к работе трансмиссий |
3 Средства отопления кабин | |||||||
1.1 Средства облегчения пуска | 1.2 Средства тепловой подготовки дизеля к пуску |
1.3 Средства поддержания заданного теплового сос- тояния в межсменный период |
2.1 Индиви- дуальные |
2.2 Групповые | 3.1 Зависимые от работы дизеля |
3.2 Автономные | |||
1.1.1 Средства, позволяющие снизить минимальную пусковую частоту вращения коленчатого вала дизеля |
1.1.2 Пусковые устройства повышенной мощности |
1.2.1 Индивидуальные |
1.2.2 Групповые |
1.3.1 Индиви- дуальные |
1.3.2 Групповые |
||||
средства подогрева воздуха на впуске (свечи подогрева впускного воздуха, электрофакельные подогреватели); средства калоризаторного воспламенения топлива (свечи накаливания); пусковые приспособления для впрыскивания легковоспламеня- ющихся пусковых жидкостей; средства улучшения пусковых качеств дизеля (декомпрессион- ный механизм; устройства, изменяющие степень сжатия, фазы газораспределе- ния и угол опережения подачи топлива при пуске) |
пусковые двигатели; устройства для подачи сжатого воздуха в цилиндры; пиропатроны; молекулярные накопители энергии; электростар- теры повышенной мощности; внешние источники электроэнер- гии |
средства, источником тепловой энергии которых является подогреватель, работающий за счет сжигания жидкого топлива; средства, источником тепловой энергии которых является тепловой аккумулятор |
средства водообогрева; средства парообогрева; средства воздухо-обог- рева; средства электрообог- рева; средства обогрева газовоздушной смесью; средства инфракрасного газового обогрева |
средства, источником тепловой энергии которых является подогрева- тель, работающий за счет сжигания жидкого топлива; средства, источником тепловой энергии которых является тепловой аккумулятор |
средства водо-обогрева; средства паро-обогрева; средства воздухо-обог- рева; средства электрообогре- ва; средства обогрева газовоздушной смесью; средства инфракрасного газового обогрева |
системы с жидкостными подогревате- лями; системы с воздушными подогревате- лями; системы с отопительной установкой, совмещенной или аналогичной применяемым в системах отопления кабин; факельные подогрева- тели; системы с тепловым аккумуля- тором |
средства водообогрева; средства парообогрева; средства воздухообог- рева; средства электрообог- рева; средства обогрева газовоздушной смесью; средства инфракрасного газового обогрева |
радиаторы-ото- пители и трубные теплообменники, устанавливаемые в кабине и подключаемые соответственно к системам охлаждения и выпуска отработавших газов дизеля; штатные радиаторы системы охлаждения дизеля, расположенные в моторном отсеке, с устройствами подвода теплого воздуха в кабину; различные по конструкции электрические нагреватели (электрокалори- феры, электропечи и панельно-лучис- тые обогреватели), устанавливаемые преимущественно в кабинах машин с электрическим или дизель-электри- ческим приводом |
системы, источником тепловой энергии которых является отопительная или вентиляционно- отопительная установка; системы, источником тепловой энергии которых является жидкостной подогреватель; системы, источником тепловой энергии которых является воздушный подогреватель; системы, источником тепловой энергии которых является тепловой аккумулятор |
средства калоризаторного воспламенения топлива (свечи накаливания);
пусковые приспособления для впрыскивания легковоспламеняющихся пусковых жидкостей;
средства улучшения пусковых качеств дизеля (декомпрессионный механизм; устройства, изменяющие степень сжатия, фазы газораспределения и угол опережения подачи топлива при пуске);
пусковые устройства повышенной мощности (пусковые двигатели, устройства для подачи сжатого воздуха в цилиндры, пиропатроны, молекулярные накопители энергии, электростартеры повышенной мощности и внешние источники электроэнергии).
Основные сведения по наиболее распространенным средствам облегчения пуска приведены в приложении Г.
7.3.2.2 Средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период следует применять при температуре окружающего воздуха до минус 40°С. Они должны обеспечивать обогрев (или сохранение теплового состояния) наиболее важных с точки зрения пуска деталей, их сопряжении и сред дизеля, а именно:
деталей, образующих камеру сгорания;
подшипников коленчатого вала;
сопряжении цилиндр-поршень;
топливного и масляного фильтров;
впускного коллектора;
охлаждающей жидкости, находящейся в зарубашечном пространстве (для дизеля с жидкостной системой охлаждения);
моторного масла, дизельного топлива и воздуха, потребляемых в период пуска дизеля.
7.3.2.3 В случае оборудования дизеля карбюраторным пусковым двигателем одновременно с обогревом (или сохранением теплового состояния) основного дизеля должен осуществляться и обогрев (или сохранение теплового состояния) пускового двигателя.
7.3.2.4 Средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период могут быть индивидуальными и групповыми.
7.3.2.5 К индивидуальным средствам тепловой подготовки дизеля к пуску относятся устанавливаемые на машине системы и устройства, обеспечивающие автономный разогрев дизеля от индивидуального источника тепловой энергии.
К индивидуальным средствам поддержания заданного теплового состояния неработающего дизеля в межсменный период, а также в период внутрисменного простоя машин относятся устанавливаемые на машине системы и устройства, обеспечивающие автономный подогрев дизеля от индивидуального источника тепловой энергии, и средства утепления.
Наиболее распространенным индивидуальным источником тепловой энергии является подогреватель, работающий за счет сжигания жидкого топлива. Перспективным индивидуальным источником тепловой энергии следует признать тепловой аккумулятор.
Краткая характеристика систем обогрева дизелей с подогревателями приведена в приложении Д.
7.3.2.6 К групповым средствам тепловой подготовки дизеля к пуску и групповым средствам поддержания заданного теплового состояния в межсменный период относятся стационарные или передвижные системы и устройства, обеспечивающие обогрев дизелей группы машин. Такие системы и устройства имеют разнообразную конструкцию и реализуют следующие способы обогрева дизеля: водо-, паро-, воздухо- и электрообогрев, обогрев газовоздушной смесью и инфракрасный газовый обогрев.
Краткая характеристика групповых средств обогрева дизелей представлена в приложении Е.
7.3.2.7 Индивидуальные средства тепловой подготовки дизеля к пуску и индивидуальные средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период позволяют эксплуатировать машины в отрыве от постоянных баз механизации и при отсутствии внешних источников энергии. Групповые средства необходимо применять только в условиях постоянных баз механизации или при большой численности одновременно работающих на объекте машин, расположенных на небольших расстояниях одна от другой; при этом предполагается наличие внешних источников энергии, обеспечивающих работу этих средств.
7.3.3 Системы и устройства подготовки к работе трансмиссий машин должны обеспечивать быструю подготовку к работе трансмиссии машины с целью возможности принятия нагрузки в минимально короткие промежутки времени.
Они должны осуществлять обогрев (или сохранение теплового состояния) агрегатов механической и гидравлической трансмиссий, заправленных соответственно трансмиссионными и гидравлическими маслами.
В механических трансмиссиях такими агрегатами являются коробки передач и отбора мощности, раздаточные коробки, главная и конечная передачи; редукторы механизмов, осуществляющих функционирование рабочего оборудования, а в гидравлических трансмиссиях - гидробаки, гидронасосы, гидродвигатели, гидрораспределители, клапаны различного назначения.
7.3.3.1 Системы и устройства подготовки к работе трансмиссий машин могут быть индивидуальными и групповыми.
7.3.3.2 В качестве индивидуальных систем и устройств, предназначенных для обогрева агрегатов механической и гидравлической трансмиссий, рекомендуется применять системы с жидкостными и воздушными подогревателями (приложение Д), отопительной установкой, совмещенной или аналогичной применяемым в системах отопления кабин, и факельные подогреватели.
После пуска дизеля разогрев рабочей жидкости гидравлической трансмиссии может быть осуществлен прокачиванием ее гидронасосом на слив через дроссель или другое гидравлическое сопротивление.
Перспективным индивидуальным источником тепловой энергии для обогрева агрегатов механической и гидравлической трансмиссий является тепловой аккумулятор.
Сохранение теплового состояния агрегатов достигается широким применением различных средств утепления.
7.3.3.3 Для группового обогрева агрегатов механической и гидравлической трансмиссий возможно использование тех же систем и устройств, которые применяются для группового обогрева дизелей строительных машин (приложение Е). При этом групповой обогрев агрегатов должен осуществляться одновременно с групповым обогревом дизелей.
7.3.4 Системы и устройства отопления кабин машин (далее - СУОК) должны обеспечивать необходимое тепловое состояние в кабине строительной машины как при работающем, так и при неработающем дизеле с целью создания комфортных условий для машиниста.
В соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.011 они должны поддерживать температуру воздуха внутри кабин не ниже плюс 14°С. Они могут быть зависимыми от работы дизеля, если их функционирование осуществляется только при работающем дизеле, и независимыми от его работы (автономными), если их функционирование осуществляется как при работающем, так и при неработающем дизеле.
7.3.4.1 В качестве зависимых СУОК рекомендуется применять:
радиаторы-отопители и трубные теплообменники, устанавливаемые в кабине и подключаемые соответственно к системам охлаждения и выпуска отработавших газов дизеля;
штатные радиаторы системы охлаждения дизеля, расположенные в моторном отсеке, с устройствами подвода теплого воздуха в кабину;
различные по конструкции электрические нагреватели (электрокалориферы, электропечи и панельно-лучистые обогреватели), устанавливаемые преимущественно в кабинах машин с электрическим или дизель-электрическим приводом.
7.3.4.2 В качестве независимых (автономных) СУОК следует применять такие системы, источником тепловой энергии в которых является отопительная или вентиляционно-отопительная установка, а также жидкостные и воздушные подогреватели, используемые в системах обогрева дизелей (приложение Д).
Перспективным источником тепловой энергии автономной системы отопления является тепловой аккумулятор.
Краткая характеристика СУОК приведена в приложении Ж.
7.4 Средства утепления
7.4.1 Средства утепления предназначены для сохранения теплового состояния дизеля, агрегатов механической и гидравлической трансмиссий и кабины.
7.4.2 Эффективность средств утепления зависит от:
температуры окружающего воздуха;
времени, в течение которого осуществляется процесс сохранения теплового состояния агрегатов и узлов;
величины термического сопротивления, которое они оказывают рассеиваемому тепловому потоку.
Краткая характеристика индивидуальных средств утепления приведена в приложении И.
7.5 Специальное сменное рабочее оборудование
7.5.1 Специальное сменное рабочее оборудование машин предназначено для разработки мерзлых грунтов. Данное оборудование включает рабочий орган (или несколько рабочих органов), оснащенный рабочими инструментами (зубьями, резцами и т.п.) и снабженный специальной подвеской (стрелой, рамой и т.п.) для крепления к базовой машине. При этом рабочий процесс может осуществляться при перемещении базовой машины (непрерывный процесс) или без этого (циклический процесс).
Основные сведения по сменному рабочему оборудованию представлены в приложении К.
8 Основные требования по пуску двигателей машин в условиях низких температур и подготовка их к работе
8.1 Основные требования по пуску дизельных двигателей машин на базе тракторов и самоходных шасси - по ГОСТ 20000.
8.2 Основные требования по пуску двигателей машин на базе автомобилей - по ОСТ 37.001.052.
8.3 Пуск карбюраторного пускового двигателя и основного дизельного двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха следует производить в соответствии с Инструкцией по эксплуатации машины. При использовании средств облегчения пуска, средств тепловой подготовки дизеля к пуску и средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период следует соблюдать требования к пуску дизеля, изложенные в соответствующих инструкциях по применению данных средств.
8.4 Пуск двигателей машин без применения средств тепловой подготовки дизеля к пуску или средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период в соответствии с требованиями ГОСТ 20000, рекомендуется осуществлять:
при температуре окружающего воздуха до минус 10°С - с использованием в системе смазки дизеля зимнего масла класса вязкости 8 по ГОСТ 17479.1;
при температуре окружающего воздуха до минус 20°С - с использованием в системе смазки дизеля загущенного масла класса вязкости 4з/8 по ГОСТ 17479.1.
8.5 Средства облегчения пуска дизеля следует применять при температуре окружающего воздуха до минус 25°С.
В случае применении# этих средств при температурах окружающего воздуха от минус 15 до плюс 25°С дизель рекомендуется заправлять загущенными или синтетическими моторными маслами (приложение В).
8.6 Средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период следует применять при температуре окружающего воздуха до минус 40°С.
Не рекомендуется поддерживать заданное тепловое состояние дизеля в межсменный период в режиме холостого хода, так как это приводит к ускоренному отложению смолистых и окисляющих веществ, появлению нагара на поршнях, кольцах и головке цилиндров; непроизводительному расходованию его моторесурса, дизельного топлива и моторного масла, а также увеличению выбросов токсичных веществ с отработавшими газами в атмосферу.
8.7 Оптимальным уровнем комплексной тепловой подготовки дизеля к пуску является температура всех его систем и узлов, равная плюс 10°С. При этом тепловое воздействие должно обеспечивать равномерность прогрева систем дизеля при отклонении от установленной температуры не более 5°С.
8.8 После пуска дизеля перед его загрузкой необходимо в течение 3-5 мин обеспечить работу дизеля на холостом ходу с целью поступления моторного масла к рабочим поверхностям трения.
9 Эксплуатация систем управления машин в зимний период
9.1 Системы управления машин по типу энергоносителя подразделяются на пневматические, гидравлические, электрические и комбинированные, причем каждая из них может включать в свою конструкцию элементы автоматики, рычажно-шарнирных и других механических связей.
9.2 Наилучшей адаптацией к зимним условиям эксплуатации обладает электрическая система управления. Входящие в нее электрические аппараты значительно менее чувствительны к воздействию низких температур окружающего воздуха по сравнению с элементами пневматической, гидравлической и комбинированной систем управления.
9.2.1 При электрической системе управления необходимо, чтобы кислотные аккумуляторы сохраняли плотность электролита, поэтому в зимний период эту плотность следует повышать; в противном случае срок службы аккумуляторов будет существенно сокращаться.
9.3 При зимней эксплуатации пневматической системы управления рекомендуется ежедневно спускать конденсат из ресиверов, а при температуре окружающего воздуха ниже минус 25°С эту операцию следует проводить 2 - 3 раза в смену.
9.4 Гидравлическая система в зимний период должна заправляться рабочей жидкостью с низкой температурой замерзания, обладать повышенной герметичностью, эластичностью и морозоустойчивостью резинотканевых трубопроводов и их соединений.
10 Требования безопасности при зимней эксплуатации машин
10.1 Общие требования безопасности при эксплуатации машин - по ГОСТ 12.2.011. ГОСТ 12.3.033.
10.2 Основные специфические требования безопасности при зимней эксплуатации машин:
запрещается эксплуатировать машины с неисправными системами и устройствами отопления кабин;
правильный выбор рабочей одежды, которая должна быть просторной, сшитой из натуральной ткани и обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха в пространстве между ней и телом человека;
калорийность пищи, употребляемой человеком, занятым обслуживанием и управлением машиной, должна составлять не менее 15 - 21 кДж в сутки;
все трудоемкие работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом машин, рекомендуется проводить в условиях постоянной эксплуатационной базы;
запрещается трогать влажными руками металлические поверхности, охлажденные до температуры минус 20°С и ниже;
прогрев дизеля машины в закрытом помещении не должен превышать 5 мин;
на стоянках в местах производства работ строительные машины следует располагать таким образом, чтобы отработавшие газы их двигателей не задувались ветром в кабины машин;
при использовании средств облегчения пуска машин иметь наготове исправный огнетушитель, сухой песок и другие средства пожаротушения;
категорически запрещается пользоваться открытым пламенем паяльных ламп и факелов для разогрева агрегатов и узлов машин, а также неисправными средствами облегчения пуска машин.
10.3 В случаях отравления человека эксплуатационными материалами и отработавшими газами, обморожения, поражения электрическим током, паром и получения им ожогов следует немедленно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и отправить его в ближайшее медицинское учреждение.
11 Требования обеспечения экологической безопасности при зимней эксплуатации машин
11.1 Общие требования экологической безопасности - по ГОСТ 21393, ГОСТ 17.2.1.02, ГОСТ 27436, ГОСТ 12.1.003.
11.2 Основные специфические требования экологической безопасности при зимней эксплуатации машин:
расчет концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых с отработавшими и картерными газами дизелей, следует производить с учетом общего количества одновременно работающих в условиях низких температур окружающего воздуха и в пределах одного объекта машин, количество которых по сравнению с летним периодом эксплуатации, как правило, уменьшается;
при расчете концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в суммарных выбросах постоянных баз механизации, необходимо учитывать наличие дополнительных источников загрязнений, указанных в п.9.2 приложения А;
с целью уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими и картерными газами дизелей машин необходимо обеспечивать оптимальный тепловой режим при работе их под нагрузкой и на холостом ходу за счет применения различных индивидуальных средств утепления дизеля (приложение И), а также сокращение общей продолжительности работы дизелей на холостом ходу и осуществление их пуска после тепловой подготовки;
в качестве дополнительных технических средств, уменьшающих выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими и картерными газами, целесообразно применять каталитические нейтрализаторы, сажевые регенерируемые фильтры и системы регенерации топливных испарений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил по проектированию и строительству СП 12-104-2002 "Механизация строительства. Эксплуатация строительных машин в зимний период" (одобрен постановлением Госстроя РФ от 27 февраля 2003 г. N 25)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России, ГУП ЦПП, 2003 г.
1. Разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург, при участии Управления государственной строительной политики Госстроя России
Внесен Управлением государственной строительной политики Госстроя России
2. Одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. N 25
3. Согласован с Госстроем Украины в соответствии с Соглашением между Госстроем России и Госстроем Украины о согласовании и участии в совместной разработке нормативных документов в области эксплуатации и ремонта строительных машин