Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
(справочное)
Краткая характеристика систем обогрева дизелей с подогревателями
Система обогрева дизеля с подогревателем должна обеспечивать обогрев деталей, их сопряжений и сред дизеля, указанных в п.7.3.2.2, а также возможность одновременной работы подогревателя и дизеля.
Конструктивно системы обогрева дизелей жидкостного охлаждения состоят из жидкостного подогревателя в комплекте; "ложного" поддона, смонтированного под поддоном дизеля; соединительных трубопроводов и элекронасоса для циркуляции жидкого теплоносителя в системе, топливопроводов, пульта и аппаратуры управления.
Жидкостный подогреватель конструктивно состоит из двух основных частей: теплообменника и горелки. Теплообменник представляет собой сварную конструкцию, выполненную в виде "рубашки", внутри которой циркулирует жидкий теплоноситель. Горелка служит для создания факела и состоит из следующих основных узлов: вентилятора, топливного насоса, форсунки, электронагревателя топлива, электромагнита, индикатора пламени и запальных электродов. Возможны и другие варианты конструктивного исполнения подогревателя.
Конструкция вспомогательных элементов систем различна и определяется возможностью размещения подогревателя в машинном отделении и конструкцией строительной машины. По принципу транспортировки теплоты от подогревателя к дизелю системы могут быть термосифонными и с принудительной циркуляцией теплоносителя, по роду применяемого топлива - с подогревателями, работающими на бензине и дизельном топливе, по типу управления - с программируемыми и непрограммируемыми подогревателями. Все системы должны работать с применением как низкозамерзающих жидкостей, так и воды.
Основными параметрами системы обогрева дизеля с подогревателем являются теплопроизводительность последнего, а также расход топлива и потребляемая мощность.
Ориентировочно необходимую теплопроизводительность жидкостного подогревателя системы обогрева дизеля жидкостного охлаждения Q_ж следует определять по формуле
Q = K Дельта /тау , кВт,
ж подш подш р
где К - экспериментальное значение условной теплоемкости коренных
подш подшипников коленчатого вала дизеля, кДж/К;
Дельта Т - необходимая величина нагрева подшипников коленчатого
подш вала, К;
тау - время работы подогревателя до пуска дизеля, с.
р
После определения теплопроизоводительности подогревателя по параметрам коренных подшипников проверяют температуру головки блока цилиндров по формуле
Т = (Q тау /К ) + Т , К
г Ж р гол 0
где Т - температура головки блока цилиндров, которая должна быть не
г ниже 313 К;
Т - начальная температура дизеля, К;
0
К - условная теплоемкость головки цилиндров, кДж/К.
гол
Опытные величины К_подш и К_гол представлены в таблице Д.1.
Таблица Д.1. Экспериментальные значения условных теплоемкостей подшипников коленчатого вала и головок цилиндров дизелей
Дизель | К_подш, кДж/К | К_гол, кДж/К |
Д-50 | 1884/ - | 314/ - |
А-41 | 2638/ - | 494/ - |
А-01М | 3036/ - | 544/ - |
СМД-14 | 2236/ - | 410/ - |
Д-12А | - /5359 | - /997 |
Примечание - В числителе приведены данные при термосифонной циркуляции теплоносителя, в знаменателе - при принудительной циркуляции. |
При отсутствии опытных данных К_подш и К_гол для дизеля, не указанного в таблице Д.1, их следует принимать исходя из возможного подобия дизелей.
Эффективность и надежность системы обогрева дизеля с жидкостным подогревателем зависят от сечения отверстий в его блоке для подвода горячей и отвода холодной жидкости, правильности установки подогревателя, наличия положительного уклона трубопроводов, возможности полного слива воды для исключения образования ледяных пробок.
Котел подогревателя во всех случаях следует устанавливать в непосредственной близости от дизеля, ниже блока. Соединительные трубопроводы для циркуляции жидкого теплоносителя должны быть минимальной длины и возможно большего диаметра без перегибов.
Труба отвода отработавших газов подогревателя под поддон дизеля должна быть короткой и без перегибов.
Эффективность обогрева подшипников коленчатого вала зависит от интенсивности и равномерности обогрева нижней части блока цилиндров. Как при термосифонной, так и при принудительной циркуляции жидкости горячую жидкость следует подводить в нижнюю часть рубашки блока дизеля со стороны маховика и отводить также из нижней части рубашки блока, но с противоположной его стороны. При V-образном расположении цилиндров горячую жидкость следует подводить в нижнюю часть рубашки одного из блоков, а отводить из нижней части рубашки другого блока.
Для обеспечения одновременной работы дизеля и подогревателя подключение последнего необходимо выполнять таким образом, чтобы направления циркуляции жидкости в системе обогрева дизеля и системе охлаждения дизеля совпадали.
Основным конструктивным элементом систем обогрева дизелей воздушного охлаждения является серийный воздушный или газовоздушный подогреватель в комплекте. Его конструкция в основном совпадает с конструкцией жидкостного подогревателя; принципиальным отличием является то, что подогреваемой средой является воздух.
Такие системы могут быть внешнего и внутреннего обогрева. При внешнем обогреве горячий воздух или газовоздушную смесь подают с наружной стороны к цилиндрам, головкам и поддону дизеля; при внутреннем обогреве горячий воздух подают во внутрикартерное пространство, частично воздух можно подавать через впускной трубопровод в цилиндры, а отработавшие газы - к поддону дизеля.
При внутренней системе обогрева дизеля используют воздушные подогреватели, а при внешней - воздушные и газовоздушные.
Теплопроизводительность газовоздушного подогревателя системы обогрева дизеля воздушного охлаждения О_п следует определять по формуле
Q = Q + Q , кВт,
п д м
где Q - Теплопроизводительность, необходимая для разогрева металла
д дизеля, кВт;
Q - Теплопроизводительность, необходимая для разогрева моторного
м масла в поддоне дизеля, кВт.
Величины Q_д и Q_м рассчитываются по формулам:
Q = С m (T - T ) /тау , кBт;
д цил д цил.к цил.н р
Q = C m (T - T )/тау , кВт,
м м д м.к. м.н. р
где С - условная удельная теплоемкость дизеля, вычисляемая по
цил параметрам цилиндров, кДж/ (кг х К);
С - условная удельная теплоемкость моторного масла, кДж/(кг х К);
м
m - масса двигателя, кг;
д
Т - начальная температура цилиндров до разогрева, К;
цил.н
Т - конечная температура цилиндров после разогрева, К;
цил.к
Т - начальная температура моторного масла до разогрева, К;
м.н
Т - конечная температура моторного масла после разогрева, К;
м.к
тау - время работы нагревателя до пуска дизеля, с.
р
Для отечественных дизелей воздушного охлаждения (8ДВТ-330, Д-37Е и др.) по экспериментальным данным С_цил, = 0,320 кДж /(кг х К), С_м = 0,219 кДж /(кг х К). При расчете следует ориентироваться на нагрев цилиндров до 373 К, а моторного масла в поддоне - до 353 К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.