Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А65-1914/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Ташланова В.А., доверенность от 12.10.2015,
ответчика - Рахматуллиной А.М., доверенность от 09.08.2016 N 29-42/38,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2016 (судья Андриянова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-1914/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беркут-Е" (ОГРН 1076672042919, ИНН 6672253331), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482), Республика Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ИНН 1654009437), Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан (ИНН 1656007065, ОГРН 1041624014904), о признании незаконным решения N 42079А от 28.09.2015 об отказе в государственной регистрации, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Беркут-Е" (далее - ООО "Беркут-Е", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - МИФНС N 18 по РТ, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 28.09.2015 N 42079А об отказе в государственной регистрации, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016, заявление удовлетворено, признано недействительным решение МИФНС N 18 по РТ от 28.09.2015 N 42079А об отказе в государственной регистрации, регистрирующему органу вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
МИФНС N 18 по РТ обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
В отзыве ООО "Беркут-Е", полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей регистрирующего органа и общества, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 21.04.2014 единственным участником ООО "Беркут-Е" принято решение N 2/14 о ликвидации Общества в связи с достижением цели его создания, ликвидатором назначен Терехин П.Ю., и 08.05.2014 в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись ГРН 2141690373339 о нахождении общества в стадии ликвидации согласно решению N 2/14 от 21.04.2014.
Сведения о ликвидации ООО "Беркут-Е" 28.05.2014 опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 21 (482) часть -1.
Единственным участником общества 14.07.2015 принято решение N 3/15 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, и 21.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2151690746281 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Единственным участником ООО "Беркут-Е" 16.09.2015 принято решение N 5/15 об утверждении ликвидационного баланса общества.
Заявитель 21.09.2015 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) (в действующей редакции) у регистрирующих органов имеется обязанность по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, до включения их в реестр.
МИФНС N 18 по РТ направила в адрес МИФНС N 19 по РТ сообщение о поступлении заявления ООО "Беркут-Е" о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с копией ликвидационного баланса общества.
МИФНС N 19 по РТ сочла ликвидационный баланс ООО "Беркут-Е" недостоверным, сообщив, что в нём по сравнению с данными бухгалтерского баланса за 2013 год отражены недостоверные сведения по кредиторской задолженности, заёмным средствам, финансовым вложениям и нераспределённой прибыли, при этом отметив, что задолженности по платежам в бюджет общество не имеет.
Решением от 28.09.2015 N 42079А МИФНС N18 по РТ со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закон N 129-ФЗёё отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно, ликвидационного баланса, поскольку согласно сведениям, представленным налоговым органом по месту учета юридического лица, представленный баланс не является ликвидационным балансом.
Заявитель обратился с жалобой в вышестоящий орган на отказ в государственной регистрации юридического лица. Решением Управления Федеральной налоговой службы по РТ от 05.11.2015 N 2.11-0-30/026038@ в удовлетворении жалобы отказано.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, посчитав, что действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61, пунктом 2 статьи 62, пунктом 6 статьи 63 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами, при этом ликвидационный баланс юридического лица должен составляться и утверждаться после завершения всех расчетов его с кредиторами.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ лицо, обратившееся в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, должно подтвердить в заявлении соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, а также представить ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения о завершении расчетов с его кредиторами.
Представитель общества в суде первой инстанции пояснил, что выводы регистрирующего органа о недостоверности ликвидационного баланса основаны лишь на сопоставлении данных ликвидационного баланса от 16.09.2015 с бухгалтерским балансом по итогам 2013 года, при этом документально претензии регистрирующего органа не подтверждены, не мотивированы и противоречат материалам дела, поскольку в течение 2014 года обществом совершен ряд хозяйственных операций, в том числе, по кредиторской задолженности, заёмным средствам, финансовым вложениям и распределению прибыли, которые определили итоговую структуру ликвидационного баланса.
Документы, подтверждающие вышеуказанные доводы заявителя, были представлены обществом суду первой инстанции.
Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, пришёл к выводу, что представленные для государственной регистрации документы заявителя содержат все необходимые документы, в том числе, ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что следует рассматривать как представление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения. Суд отметил, что представленные заявителем доказательства регистрирующим органом не оспорены, содержащиеся в них сведения не опровергнуты, и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе МИФНС N 18 по РТ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Все доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по делу N А65-1914/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61, пунктом 2 статьи 62, пунктом 6 статьи 63 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами, при этом ликвидационный баланс юридического лица должен составляться и утверждаться после завершения всех расчетов его с кредиторами.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ лицо, обратившееся в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, должно подтвердить в заявлении соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, а также представить ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения о завершении расчетов с его кредиторами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2016 г. N Ф06-13611/16 по делу N А65-1914/2016