"Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин"
МДС 12-13.2003
Введение
Эффективность использования машин определяется временем, в течение которого машина выполняет работу при номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше используется машина и выше качество ее эксплуатации.
Оценка качества использования машины производится сравнением фактического времени, отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно, проведя расчет годового режима работы машины.
Важно не только установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового режима работы машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования.
В настоящем документе дана методика определения годовых режимов работы строительных машин и приводятся исходные данные для анализа режимов их работы.
Определенные расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМПТ (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Управлением государственной строительной политики Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).
1. Область применения
Настоящий документ распространяется на эксплуатацию строительных машин в части определения годовых режимов их работы.
Документ устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин, содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы строительных машин.
Документ предназначен для использования во всех организациях, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин.
2. Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы.
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ 25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения.
СП 12-134-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин.
Согласно сообщению Управления технормирования Госстроя РФ от 24 ноября 2003 г. номер СП 12-134-2001 изменен на номер СП 12-102-2001
МДС 12-8.2000. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
3. Термины и определения
Годовой режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение года.
Суточный режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение суток.
Коэффициент внутрисменного использования строительной машины - отношение времени использования машины по назначению к продолжительности сменного рабочего времени.
Эксплуатация строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866.
4. Общие положения
4.1. Режим работы строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени.
Рабочее время машин включает продолжительность выполнения операций технологического процесса работ (передвижения машины по фронту работ в пределах одного строительного объекта), технологических перерывов в работе машин, подготовки машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены, технического обслуживания машин в течение смены (ЕО).
4.2. В основном режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут разрабатываться и на другие периоды календарного времени года.
4.3. Определение годового режима работы машин предусматривает получение данных по распределению календарного времени на рабочее время и время, когда машина по тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за исключением ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в работе машин.
Годовой режим работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную машину по каждой группе.
4.4. Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток. Количество смен работы при этом определяется как средняя величина.
5. Расчет годового режима работы строительных машин
5.1. Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к конкретным условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ 25646.
5.2. Годовой режим работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах рабочего времени.
Расчет годового режима работы машин заключается в определении количества суток, смен, часов;
времени работы машины в году;
перерывов в работе машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий, ремонта и др.
5.3. Количество рабочих суток машины в году Д определяется путем исключения из календарного времени года числа суток перерывов в работе машины по всем причинам, т.е.
, (1)
где - праздничные и выходные дни;
- время, затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж машин на новом месте работы);
- перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины не могут работать;
- непредвиденные перерывы в работе машин;
- время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта;
- время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.
Количество смен работы машины в году определяется исходя из количества смен работы машины в сутки, с учетом требований технологии производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые режимы работы
, (2)
где - количество смен работы машины в сутки.
Для группы (вида) машин рассчитывается исходя из данных о количестве машин, работавших с различной сменностью в сутки соответствующего календарного периода времени по следующей формуле
, (3)
где - количество смен работы отдельных машин в сутки;
- среднесписочное количество машин, работавших со сменностью, равной соответствующей величине ;
- количество суток работы данной группы машин с одинаковой сменностью;
- общее среднесписочное количество работавших машин;
Т - количество суток, отработанных машинами в соответствующем периоде.
Количество часов рабочего времени машины в течение года при продолжительности смены в часах согласно режиму, установленному для данной организации и в соответствии с действующим законодательством, определяется как
, (4)
где - продолжительность рабочей смены, ч.
5.4. Количество праздничных и выходных дней принимается по календарю, а при работе машинистов по скользящему графику - на основании графиков, принятых в данной организации.
5.5. Количество суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года , определяется на основании данных о количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности их строительства. При этом учитываются намечаемые на планируемый период изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прил.1 (табл.1 - 5).
При расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25 - 30 км), учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на перебазировку не включают.
5.6. Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, определяются на основании данных соответствующих районных управлений гидрометеослужбы с учетом типа машины.
Данные гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин, приведены в прил.1 (табл.6).
5.7. При расчете годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе машин по непредвиденным причинам и резерва времени машин , продолжительность которых принимается 3% календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней.
5.8. Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о фактических затратах времени (прил. 2).
5.9. Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте (в сутках) определяется по формуле
Нумерация формул приводится в соответствии с источником
, (2)
где - перерывы в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта;
- количество смен работы в сутки;
- продолжительность смены, ч;
- количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины.
5.10. При наличии счетчика моточасов время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте (в сутках) можно определить из выражения
, (6)
где - наработка машины в моточасах.
5.11. Величина принимается на основании показателей, содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601, заводов-изготовителей и фактических сведений по аналогичным машинам.
Если эти данные отсутствуют, то определяется по формуле
, (7)
где - количество технических обслуживаний и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл;
- продолжительность одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в рабочих сутках;
- продолжительность ремонтного цикла в моточасах;
- коэффициент отношения наработки машины в моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена.
Значения величины принимаются по данным МДС 12-8.2000.
Коэффициент определяется по каждой организации, для которой рассчитывают режимы работы машин.
5.12. Для упрощения расчетов при отсутствии фактических данных о наработке машин можно пользоваться усредненными значениями коэффициента , приведенными в табл.7 прил.1. При определении режимов работы для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты рекомендуется определять для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов.
5.13. При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения перерывов во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации проведения его в выходные дни или в нерабочие смены.
6. Расчет годовой эксплуатационной производительности строительных машин
6.1. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины П определяется на основании данных годового режима работы машины и ее эксплуатационной производительности
, (8)
где - количество часов рабочего времени в году;
- эксплуатационная производительность машины.
6.2. Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за расчетный период.
Эксплуатационная производительность может быть подсчитана по формулам технической производительности с учетом коэффициента внутрисменного использования рабочего времени , т.е.
. (9)
6.3. Коэффициент использования внутрисменного времени определяется на основании данных систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего времени.
Если эти данные отсутствуют, можно использовать значения , приведенные в СП 12-134-2001.
7. Расчет показателей использования строительных машин
7.1. Для оценки использования строительных машин по времени и производительности следует применять следующие показатели:
коэффициент использования машины по времени в году;
коэффициент использования внутрисменного времени;
показатель использования машины по производительности в году.
7.2. Коэффициент использования машины по времени в году определяется
, (10)
где - фактическое количество суток, отработанное машиной в течение года.
7.3. Коэффициент использования внутрисменного времени определяется
, (11)
где - фактическое время работы машины в смену.
7.4. Показатель использования машины по производительности в году Р определяется
, (12)
где - фактическая годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины.
7.5. Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах работы.
Эти данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период и разработке мероприятий по улучшению использования машин.
8. Применение расчетов годовых режимов работы строительных машин
8.1. Типовые годовые режимы работы строительных машин приведены в табл.1 - 9 и могут быть использованы:
для практических целей планирования и анализа фактического использования машин, если исходные данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям работы организаций, использующих эти режимы;
в качестве методического пособия для разработки режимов при различии исходных данных соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах.
8.2. За основу расчета режимов работы машин приняты:
двухсменная работа машин при пятидневной рабочей неделе;
продолжительность смены 8,2 ч;
количество выходных и праздничных дней - по календарю;
затраты времени на перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных организаций.
При расчете режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 , скреперов, автогрейдеров: I зона - Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань, V зона - Иркутск; для кранов башенных: I зона - Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово.
Продолжительность пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе данных, приведенных в МДС 12-8.2000.
Техническое обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время, необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5 - 10%.
Для землеройных машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь продолжительность технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание ремонта. Среднесуточное время работы принято 16,4 ч.
Таблица 1
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Экскаваторы одноковшовые 1-4-размерных групп | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
163 | 166 | 166 | 168 | 173 | 189 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
метеорологические причины | 6 | 9 | 11 | 14 | 20 | 38 |
непредвиденные причины | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
техническое обслуживание и ремонт |
27 | 27 | 27 | 26 | 26 | 24 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Количество суток работы в году | 202 | 199 | 199 | 197 | 194 | 176 |
Количество часов рабочего времени в году |
3313 | 3264 | 3264 | 3234 | 3182 | 2886 |
Таблица 2
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Бульдозеры | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
160 | 162 | 163 | 165 | 170 | 186 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 |
метеорологические причины | 6 | 9 | 11 | 14 | 20 | 38 |
непредвиденные причины | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
техническое обслуживание и ремонт |
20 | 19 | 19 | 19 | 19 | 17 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Количество суток работы в году | 205 | 203 | 202 | 201 | 195 | 179 |
Количество часов рабочего времени в году |
3362 | 3329 | 3313 | 3296 | 3198 | 2936 |
Таблица 3
Элементы режима работы | Температурные зоны | ||||
I | II | III | IV | V | |
Скреперы | |||||
Количество нерабочих суток в году | 192 | 237 | 242 | 254 | 264 |
В том числе по причинам: | |||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 6 | 6 | 5 | 4 | 4 |
метеорологические причины | 47 | 96 | 103 | 117 | 129 |
непредвиденные причины | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
техническое обслуживание и ремонт | 16 | 12 | 11 | 10 | 8 |
Количество суток работы в году | 173 | 127 | 126 | 111 | 101 |
Количество часов рабочего времени в году | 2837 | 2083 | 2017 | 1820 | 1656 |
Таблица 4
Элементы режима работы | Температурные зоны | ||||
I | II | III | IV | V | |
Автогрейдеры | |||||
Количество нерабочих суток в году | 183 | 230 | 236 | 249 | 261 |
В том числе по причинам: | |||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
метеорологические причины | 47 | 96 | 103 | 117 | 129 |
непредвиденные причины | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
техническое обслуживание и ремонт | 8 | 6 | 6 | 5 | 5 |
Количество суток работы в году | 182 | 135 | 129 | 116 | 104 |
Количество часов рабочего времени в году | 2985 | 2214 | 2116 | 1902 | 1706 |
Примечание. Годовой режим работы автогрейдеров рассчитан применительно к использованию их на земляных работах. При использовании автогрейдеров в зимнее время на расчистке дорог и других работах рабочее время соответственно увеличивается. |
Таблица 5
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Автомобильные краны | ||||||
Количество нерабочих суток в году | 152 | 157 | 158 | 161 | 164 | 181 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 |
метеорологические причины | 5 | 8 | 10 | 13 | 19 | 37 |
непредвиденные причины | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
техническое обслуживание и ремонт | 16 | 16 | 16 | 16 | 15 | 14 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Количество суток работы в году | 210 | 208 | 207 | 204 | 201 | 184 |
Количество часов рабочего времени в году | 3444 | 3411 | 3395 | 3346 | 3296 | 3018 |
Таблица 6
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Краны на пневмоколесном ходу | ||||||
Количество нерабочих суток в году | 163 | 165 | 168 | 169 | 172 | 188 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 |
метеорологические причины | 6 | 9 | 11 | 14 | 20 | 38 |
непредвиденные причины | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
техническое обслуживание и ремонт | 22 | 22 | 22 | 22 | 21 | 19 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Количество суток работы в году | 202 | 200 | 199 | 196 | 193 | 177 |
Количество часов рабочего времени в году | 3313 | 3280 | 3264 | 3214 | 3165 | 2902 |
Таблица 7
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Гусеничные краны | ||||||
Количество нерабочих суток в году | 164 | 166 | 166 | 169 | 172 | 189 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
метеорологические причины | 6 | 9 | 11 | 14 | 20 | 38 |
непредвиденные причины | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
техническое обслуживание и ремонт | 24 | 23 | 23 | 23 | 22 | 21 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Количество суток работы в году | 201 | 199 | 199 | 196 | 193 | 176 |
Количество часов рабочего времени в году | 3296 | 3264 | 3264 | 3214 | 3165 | 2886 |
Таблица 8
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Башенные краны | ||||||
Количество нерабочих суток в году | 169 | 173 | 179 | 180 | 194 | 232 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
метеорологические причины | 8 | 12 | 19 | 21 | 36 | 78 |
непредвиденные причины | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
техническое обслуживание и ремонт | 13 | 13 | 12 | 12 | 12 | 9 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Количество суток работы в году | 196 | 192 | 186 | 185 | 171 | 133 |
Количество часов рабочего времени в году | 3214 | 3149 | 3050 | 3034 | 2804 | 2181 |
Таблица 9
Элементы режима работы | Температурные зоны | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Одноковшовые погрузчики | ||||||
Количество нерабочих суток в году | 152 | 155 | 156 | 158 | 164 | 181 |
В том числе по причинам: | ||||||
праздничные и выходные дни | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 |
перебазировка машин | 10 | 10 | 9 | 9 | 8 | 8 |
метеорологические причины | 5 | 8 | 10 | 13 | 20 | 38 |
непредвиденные причины | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
техническое обслуживание и ремонт | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Количество суток работы в году | 213 | 210 | 209 | 207 | 201 | 184 |
Количество часов рабочего времени в году | 3493 | 3444 | 3428 | 3395 | 3296 | 3018 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин" МДС 12-13.2003
Текст документа опубликован в официальном издании Госстроя России, ГУП ЦПП, 2003 г.
1. Разработан Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП)
Внесен Управлением государственной строительной политики Госстроя России и Техническим комитетом по стандартизации (ТК-376) "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования"
2. Взамен "Рекомендаций по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин" (ЦНИИОМТП, М., 1982)