г. Казань |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А55-6138/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары - Васичкиной Н.В. (доверенность от 07.08.2015 N 04-19/10704),
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Васичкиной Н.В. (доверенность от 12.08.2015 N 12-22/0036),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даймонд"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Холодная С.Т.)
по делу N А55-6138/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даймонд", г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары о признании незаконным решения от 07.10.2014 N 5658, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Вердикт", г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Гермес", г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Даймонд" (далее заявитель, общество, ООО "Даймонд") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее ответчик, налоговый орган, ИФНС России по Советскому району г. Самары) в котором просит признать решение от 07.10.2014 N 5658 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее УФНС России по Самарской области), общество с ограниченной ответственностью "Вердикт", общество с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ООО "Даймонд" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
УФНС России по Самарской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалованные налогоплательщиком судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения ответчика и третьего лица, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Даймонд" является собственником земельных участков (далее - "спорные земельные участки") с кадастровыми номерами: 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, 63:01:0909004:538, 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:542, 63:01:0909004:517, что подтверждается имеющимися в данном деле свидетельствами о государственной регистрации права.
В содержании свидетельств прямо указано на то, что назначение спорных земельных участков с категорией - "земли населенных пунктов", соответственно: - "под проектирование и строительство", "центры обслуживания туристов" и "многоквартирные дома свыше 3ех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах".
Обладая на праве собственности спорными земельными участками ООО "Даймонд" в соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) является плательщиком земельного налога.
ООО "Даймонд" 13.03.2014 представило в ИФНС России по Советскому району г. Самары уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой были отражены следующие данные: в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, налогоплательщиком применена ставка налога 0,2 % от кадастровой стоимости (КБК 18210606012041000110), при этом налог исчислен в размере 1 310 905 руб.; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0909004:538, 63:01:0909004:570, 63:01:0909004:542, 63:01:0909004:517, налогоплательщиком применена ставка 1,5 % от кадастровой стоимости (КБК 18210606022041000110), при этом налог исчислен в размере 1 025 989 руб.
По результатам камеральной проверки оформлен акт проверки от 11.06.2014 на основании которого в отношении ООО "Даймонд" было принято решение от 07.10.2014 N 5658 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемым решением налогоплательщику доначислены суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом: по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ в сумме 9 115 217 руб.; пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 427 630 руб. 88 коп.; уменьшена сумма земельного налога на сумму 1 310 905 руб.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом ООО "Даймонд" в порядке, предусмотренном статьями 138, 139 НК РФ, обратилось в УФНС России по Самарской области с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган принял решение от 22.01.2015 N 03-15/01184. Согласно резолютивной части решения вышестоящего налогового органа решение ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07.10.2014 N 5658 отменено в части: 1."в пункте 1-ом резолютивной части решения: сумму земельного налога уменьшить на сумму - 594 334 руб. 00 коп.; 2.в пункте 2-ом резолютивной части решения: сумму штрафа уменьшить на сумму - 118 867 руб. 00 коп.; 3.ИФНС России по Советскому району г. Самары произвести перерасчет суммы пени по земельному налогу".
С учетом решения УФНС России по Самарской области от 22.01.2015 N 03-15/01184 доначисления по решению ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07.10.2014 года N 5658 по земельному налогу за 2013 год составили: налог в сумме 8 520 883 руб.; пени в сумме 414 134 руб. 18 коп.; штраф в размере 1 703 212 руб. 40 коп.
Апелляционная жалоба ООО "Даймонд"в части определения ставки налога подлежащей применению при расчете земельного налога была оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления налоговых обязательств послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 0,2% в отношении земельных участков 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530, имеющих вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома свыше трех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах. Инспекцией в отношении указанных участков исчислен земельный налог по ставке 1,5 процента.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, налогоплательщик оспорил их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом обоснованно исходили из следующего.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории Самарского округа таким нормативным правовым актом является постановление Самарской Губернской Думы от 24.11.2005 N 188 (в редакции от 7.09.2012 N 259) "Об установлении земельного налога".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 указанного постановления установлена налоговая ставка в размере 0,2 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В силу подпункта 7 пункта 5 данного нормативного правового акта установлена налоговая ставка в размере 1,5 % от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права вид разрешенного использования указанных земельных участков 63:01:0909004:23, 63:01:0909004:521, 63:01:0909004:534, 63:01:0909004:528, 63:01:0909004:527, 63:01:0909004:529, 63:01:0909004:533, 63:01:0909004:531, 63:01:0909004:668, 63:01:0909004:667, 63:01:0909004:666, 63:01:0909004:522, 63:01:0909004:664, 63:01:0909004:665, 63:01:0909004:663, 63:01:0909004:525, 63:01:0909004:530 - многоквартирные жилые дома свыше трех этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах.
По указанному виду разрешенного использования постановлением Самарской Губернской Думы от 24.11.2005 N 188 утверждена налоговая ставка в размере 0,2%.
Однако как установлено судами предыдущих инстанций и подтверждается материалами дела, на указанных земельных участках расположены автостоянки, автосервис, автодром, рынок автомобильных запчастей, сельскохозяйственный рынок, торговые павильоны, что свидетельствует об использовании земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования.
Данные обстоятельства также установлены при рассмотрении дел N А55-1057/2014, N А55-1058/2014, N А55-1059/2014, N А55-1060/2014, N А55-5651/2014, N А55-5653/2014, N А55-5852/2014, N А55-5856/2014, N А55-5866/2014, N А55-5867/2014, N А55-5868/2014, N А55-5870/2014, N А55-5871/2014, в рамках которых обществом оспаривались постановления о привлечении к его административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).
Документы, подтверждающие нахождение на земельных участках объектов жилищного строительства, заявителем не представлены.
Общество в установленном статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке не обращалось в уполномоченный орган по вопросу о получении разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих спорных земельных участках, что подтверждено ответом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28.08.2014 N Д-05-01-01/7404-0-1 на запрос ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07.08.2014.
Таким образом, принадлежащие ООО "Даймонд" на праве собственности спорные земельные участки не заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что свидетельствует об отсутствии у заявителя права на применение в проверяемый налоговый период льготной ставки земельного налога в размере 0,2 % от кадастровой стоимости.
Судами предыдущих инстанций правомерно отклонен довод общества о необходимости исчисления земельного налога применительно к спорным земельным участкам исходя из вида разрешенного использования, указанного в государственном кадастре недвижимости, независимо от фактического использования налогоплательщиком спорных земельных участков, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как верно указано судами со ссылкой на положения норм статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 387, 388, 394 НК РФ, действующим законодательством, устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Для применения пониженной ставки налога необходимо не только отнесение земельных участков к землям занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенным (предоставленных) для жилищного строительства, но и фактическое использование этих земельных участков по целевому назначению.
Исходя из анализа указанных норм при разрешении вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка надлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и принимая во внимание, что ООО "Даймонд" фактически использует спорные земельные участки не в соответствии с видом их разрешенного использования, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07.10.2014 N 5658 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы общества были предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу N А55-6138/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По указанному виду разрешенного использования постановлением Самарской Губернской Думы от 24.11.2005 N 188 утверждена налоговая ставка в размере 0,2%.
Однако как установлено судами предыдущих инстанций и подтверждается материалами дела, на указанных земельных участках расположены автостоянки, автосервис, автодром, рынок автомобильных запчастей, сельскохозяйственный рынок, торговые павильоны, что свидетельствует об использовании земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования.
Данные обстоятельства также установлены при рассмотрении дел N А55-1057/2014, N А55-1058/2014, N А55-1059/2014, N А55-1060/2014, N А55-5651/2014, N А55-5653/2014, N А55-5852/2014, N А55-5856/2014, N А55-5866/2014, N А55-5867/2014, N А55-5868/2014, N А55-5870/2014, N А55-5871/2014, в рамках которых обществом оспаривались постановления о привлечении к его административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием).
...
Общество в установленном статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке не обращалось в уполномоченный орган по вопросу о получении разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих спорных земельных участках, что подтверждено ответом Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28.08.2014 N Д-05-01-01/7404-0-1 на запрос ИФНС России по Советскому району г. Самары от 07.08.2014.
...
Как верно указано судами со ссылкой на положения норм статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 387, 388, 394 НК РФ, действующим законодательством, устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5805/16 по делу N А55-6138/2015