Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Техническая часть
1. Общие указания
1.1. Настоящие государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих-строителей, строительные машины, материалы) при выполнении работ по строительству верхнего строения пути железных дорог колеи 1520 мм, контактной сети и открытых распределительных устройств тяговых подстанций, устройств сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах, составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом, и являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок).
1.2. ГЭСН отражают среднегосударственные затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ. ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими проектирование и капитальное строительство (реконструкцию и капитальный ремонт) объектов железнодорожного транспорта общей сети железных дорог с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
1.3. В ГЭСН учтены затраты на выполнение полного комплекса строительных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на их выполнение, в том числе затраты на сопутствующие работы, связанные с монтажом железобетонных и металлических конструкций (разделы 02 и 03):
- установку, перестановку подмостей, люлек, монтажных приспособлений;
- транспортирование бетона, раствора и других материалов к месту укладки;
- срезку и загибание петель после монтажа железобетонных конструкций;
- очистку устанавливаемых конструкций и мест их сопряжений;
- устройство ограждений и других средств защиты, предусматриваемых правилами техники безопасности и производства работ;
- другие вспомогательные операции, необходимые при производстве работ.
1.4. Нормы составлены с учетом усредненных характеристик применяемых машин и механизмов. Корректировка норм в зависимости от выбора машин с фактически необходимой по проекту организации строительства грузоподъемностью, не производится.
1.5. Масса конструкций, изделий и материалов принята как масса "нетто".
1.6. Указанный в сборнике размер "до" включает в себя этот размер.
1.7. Поправочные коэффициенты к элементным сметным нормам сборника приведены в табл. 2 технической части.
1.8. Сборник состоит из разделов:
Раздел 01. Верхнее строение пути железных дорог колеи 1520 мм;
Раздел 02. Электрификация железных дорос;
Раздел 03. Сигнализация, централизация и блокировка железных дорог.
Раздел 01. Верхнее строение пути железных дорог колеи 1520 мм.
1.9. Раздел содержит нормы затрат труда рабочих-строителей и рабочих, обслуживающих машины (машинистов), времени эксплуатации строительных машин, а также расход материальных ресурсов на устройство верхнего строения пути колеи 1520 мм при строительстве новых железных дорог, вторых путей, подъездных путей, развитии узлов, станций, раздельных пунктов и т.д.
1.10. Нормами не учтены дополнительные затраты, связанные с движением поездов. При производстве работ в условиях движения поездов по пути, на котором ведутся работы, или путям смежными с ним с нормальными междупутьями, а также на междупутьях и в пределах до 4 м от оси крайнего пути, для учета перерывов в работе, вызванных пропуском поездов, к нормам затрат труда рабочих-строителей и рабочих, обслуживающих машины (машинистов), времени использования строительных машин и механизмов следует применять коэффициенты, приведенные в п.2.1 табл. 2 технической части.
1.11. Нормами не учтены и дополнительно следует учитывать затраты на транспортирование следующих материалов верхнего строения пути от звеносборочной или приобъектной материальной базы к месту укладки или от места их разборки на базу:
- звеньев пути, блоков стрелочных переводов и рельсовых плетей при перевозке:
- по эксплуатируемым путям МПС России - по отраслевому сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.;
- по строящимся путям - по тарифам временной эксплуатации;
- укладочных материалов для поэлементной укладки и от разборки пути, стрелочных переводов и глухих пересечений - по нормам табл. 28-01-065, при этом звеносборочная или приобъектная материальная база должны располагаться не далее ближайшей к объекту станции, открытой для коммерческих операций.
Дальность транспортирования материальных ресурсов определяется:
- при укладке или разборке пути и стрелочных переводов на строительстве новых линий, вторых и подъездных путей - расстоянием от оси звеносборочной или приобъектной материальной базы до середины укладываемого участка пути;
- при укладке или разборке пути и стрелочных переводов при развитии узлов на эксплуатируемой сети железных дорог, включающих две и более станции - по проекту организации строительства;
- при укладке пути рельсами, сваренными в плети на рельсосварочных базах - от места сварки до места укладки.
Затраты на транспортирование материалов верхнего строения пути для выполнения работ в пределах станции, на которой размещена звеносборочная или материальная база, учтены в сметных нормах и дополнительно не учитываются.
1.13. В нормах учтены отходы рельсов, возникающие при изготовлении рубок из рельсов стандартной длины, для укладки в границах стрелочных переводов и глухих пересечений. Отходы рельсов, получаемые при изготовлении рельсовых рубок, укладываемых на станционных путях за границами стрелочных переводов и глухих пересечений для соблюдения проектных расстояний между смежными стрелочными переводами (глухими пересечениями), следует учитывать дополнительно из расчета 7 м рельсов (3,5 м пути) на 1 стрелочный перевод (глухое пересечение).
1.14. В нормах на укладку бесстыкового пути учтено снятие первоначальных напряжений в плетях перед их закреплением. Для определения затрат на работы по сезонному снятию напряжений следует руководствоваться данными табл. 28-01-068.
1.15. Объем работ по укладке, разборке, передвижке и послеосадочному ремонту путей следует исчислять по их длине за вычетом длины:
- обыкновенных стрелочных переводов - между передним стыком рамного рельса и задним стыком крестовины;
- двойных перекрестных стрелочных переводов и глухих пересечений - между крайними стыками рубок, укладываемых за хвостом крестовины.
При этом, нормирование материальных ресурсов при укладке стрелочных переводов должно производиться за вычетом количества шпал на участке за хвостом крестовины, занятом переводными брусьями. По нормам 01-05 табл. 28-01-023, 01-07 табл. 28-01-024, 01-07 табл. 28-01-025 следует исключить расход шпал, приведенных в таблице 1
Таблица 1
Марка стрелочного перевода |
Количество шпал (шт.) за хвостом крестовины, подлежащее исключению из общего их количества в укладываемом переводе, при типе рельсов |
|
Р65 | Р50 | |
Обыкновенные стрелочные переводы | | 1/22 | 82 | - | | 1/18 | 64 | 64 | | 1/11 | 40 | 40 | | 1/9 | 24 | 26 | | 1/7 | 26 | 26 | | 1/6 | 18 | 20 | | 1/5 | 18 | 18 | | Симметричные стрелочные переводы | | 1/9 | - | - | | 1/6 | - | 20 |
При врезке стрелочных переводов в существующий путь с укладкой одного дополнительного пути количество шпал за хвостом крестовины, приведенное в табл. 1, учитывается в размере 50%. При врезке стрелочных переводов в существующие пути без укладки дополнительного пути количество шпал, укладываемых за хвостом крестовины, не исключается.
1.16. При определении затрат по укладке стрелочных переводов и глухих пересечений на действующих раздельных пунктах "в окно" к нормам затрат труда рабочих-строителей и рабочих, обслуживающих машины (машинистов), времени использования строительных машин и механизмов по нормам табл. с 28-01-023 по 28-01-025, 28-01-029 следует применять коэффициенты п.2.2 табл. 2 технической части.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящих ГЭСН таблица 28-01-029 отсутствует
1.17. Нормы на работы по перекладке путей и стрелочных переводов следует принимать как сумму норм на разборку и укладку пути или стрелочных переводов.
1.18. Нормы затрат на работы по замене участка пути стрелочным переводом или, наоборот, стрелочного перевода участком пути, следует принимать как сумму затрат на разборку и укладку пути или стрелочного перевода.
1.19. Нормы табл. 28-01-009 и 28-01-010 предусматривают работы по укладке пути рельсами типа Р65 и легче.
В нормах на укладку пути не предусмотрены дополнительные затраты, возникающие при работе на кривых участках пути малых радиусов (до 250 м), которые следует учитывать дополнительно.
Нормами на сборку звеньев, на базе и поэлементную укладку пути учтены затраты по укладке пути на прямых и кривых участках радиусом 800 м и более.
При укладке удлиненных подкладок на кривых участках (радиусом менее 800 м) следует добавлять затраты по нормам 01-10 табл. 28-01-067.
1.20. Нормы на сборку звеньев на базе и поэлементную укладку пути учитывают прикрепление рельсов десятью костылями на стыковых и восемью костылями на промежуточных шпалах. В случае прикрепления рельсов на всех шпалах десятью костылями следует добавлять затраты по нормам 01-03 табл. 28-01-066.
1.21. Объем работ по укладке пути на мостах следует исчислять по длине безбалластной проезжей части моста под один путь, а количество уравнительных приборов - по числу комплектов, предусмотренных проектом.
1.22. В нормах на балластировку пути предусмотрено применение щебеночного балласта. В нормах на балластировку стрелочных переводов - гравийного и щебеночного балласта. Объем балластировки следует определять по проектным профилям балластного слоя за вычетом объема шпал или переводных брусьев ниже уровня верха балласта. Расход путевого балласта в нормах на балластировку пути и стрелочных переводов приведен с учетом полной его потребности, включая выправку пути перед сдачей пути в постоянную эксплуатацию.
Балластировка стрелочных переводов учитывается по нормам табл. 28-01-032.
Затраты по окончательной отделке балластной призмы не входят в нормы на балластировку пути. Эти затраты учитываются нормами на выправку пути и стрелочных переводов.
1.23. В нормах 01-12 табл. 28-01-051 и 28-01-052 учтены работы по приведению пути на участке переезда в соответствие с техническими требованиями - постановка пути на щебеночный балласт, если путь лежит на другом виде балласта, или вырезка и замена загрязненного щебеночного балласта, если путь лежит на щебеночном балласте. Необходимость учета затрат на эти работы определяется проектом.
1.24. Нормы на устройство переездов предусматривают установку ограждения по обочинам автодороги длиной 16 м от крайних рельсов с обеих сторон переезда. Ограждение автодороги на большем протяжении должно учитываться дополнительно. Затраты по устройству покрытия на подходах к переезду, а также на участках между настилами переезда через два железнодорожных пути при междупутье шириной более 4,1 м, определяются по нормам сборника ГЭСН-2001-27 "Автомобильные дороги".
1.25. При определении площади древесно-кустарниковых насаждений ширину насаждений следует принимать между крайними рядами, включая разрывы между полосами.
Раздел 02. Электрификация железных дорог.
1.26. Нормами предусмотрено выполнение работ двумя способами:
"с пути" (в "окно") - машинами на железнодорожном ходу с доставкой конструкций и материалов от базы к месту работ установочными поездами;
"с поля" - кранами на автомобильном и гусеничном ходу с доставкой конструкций и материалов от базы к месту работ автомашинами и тракторами.
Нормы на установку конструкций "с поля" следует применять при обеспечении возможности передвижения кранов вдоль железнодорожного полотна и доставки конструкций и материалов непосредственно к месту установки автомобилями или тракторами.
1.27. Нормами учтены затраты на выполнение комплекса работ, включая погрузку конструкций на базе и возвращение установочного поезда на базу после окончания работ. Нормами, кроме затрат на производство работ по основным строительным процессам, учтены затраты, связанные с пробегом установочных поездов при работе на несмежных с базой перегонах и станциях; ограждением мест работ сигналистами; затраты на переходы рабочих и перемещение машин в процессе работ; технологические перерывы в работе установочных поездов (ожидание разрешения на выезд для работы в "окно" и ожидание выезда с конечной станции на базу после окончания работ); доработка вручную и зачистка котлованов под опоры контактной сети и фундаменты и т.д.
1.28. Нормами не учтены затраты, связанные с производством работ в условиях движения поездов.
Для учета этих затрат при установке опор и конструкций контактной сети на расстоянии до 4 м от оси пути следует применять коэффициенты п.2.1 табл. 2 технической части. Указанные коэффициенты применяются при производстве работ "с пути" - при движении поездов по соседнему пути; "с поля" - при движении поездов по крайнему пути.
Для учета затрат по выполнению вышеперечисленных работ на расстоянии более 4 м от оси пути при тех же условиях движения поездов, к нормам следует применять коэффициент п.2.3 табл. 2 технической части. Необходимость его применения при составлении сметной документации следует обосновывать проектом.
Для определения величины коэффициента при работах на гибких и жестких поперечинах следует использовать данные табл. 2 п.2.1 технической части.
1.29. В нормах на работы, выполняемые в "окно", учтена продолжительность "окна", равная двум часам. При предоставлении "окон" другой продолжительности к нормам следует применять коэффициенты п.2.4 табл. 2 технической части.
В случае предоставления в сутки двух и более "окон" разной продолжительности, в расчет должно приниматься одно "окно" наибольшей продолжительности.
В нормах на работы, выполняемые в "окно", предусмотрена средняя длина перегона до 10 км; при средней длине перегона более 10 км дополнительные затраты следует определять в соответствии с п.2.5 табл. 2 технической части.
При выполнении работ по электрификации железных дорог одновременно со строительством новых линий, до сдачи их во временную эксплуатацию, а так же при электрификации вновь строящихся вторых путей до сдачи их в постоянную эксплуатацию, при первом пути электрифицированном на постоянном токе, к нормам, учитывающим работы в "окно", следует применять коэффициент п.2.6 табл. 2.
1.30. Нормами на установку опор и анкеров учтена разработка котлованов механизированным способом. В случае разработки котлованов вручную или по индивидуальному проекту для исключения затрат на земляные работы к нормам следует применять коэффициенты п.2.7 табл. 2 технической части и дополнительно учитывать затраты ресурсов, предусмотренных в нормах табл. 28-02-031:
- при разработке котлованов в нескальных и разборно-скальных грунтах - по нормам 01 и 02;
- при разработке котлованов в скальных грунтах - по нормам 03 и 04 (дополнительно к нормам ГЭСН-2001-3 "Буровзрывные работы").
Нормами на разработку котлованов под опоры контактной сети вручную учтено производство работ в грунтах естественной влажности. При разработке котлованов в мокрых грунтах следует применять коэффициенты п.2.8 табл.2 технической части.
1.31. При установке на станциях сдвоенных железобетонных опор к нормам затрат труда и эксплуатации машин следует применять коэффициенты п.2.9 табл. 2 технической части. Расход материальных ресурсов в этом случае принимается с К = 2.
1.32. Затраты по разборке строительных конструкций определяются по нормам таблиц с 28-02-051 по 28-02-054, а затраты по разборке конструкций, которые не предусмотрены этими таблицами, следует определять по нормам на сооружение этих конструкций с учетом коэффициентов п.2.10 табл. 2 технической части.
1.33. Нормами не учтены затраты на выполнение следующих работ:
- буровзрывные работы при разработке котлованов в скальных грунтах;
- устройство крепления котлованов (кроме норм табл. 28-02-011), рельсовых пакетов и водоотлива;
- восстановление одерновки откосов земляного полотна после установки конструкций.
1.34. Затраты при работе в охранной зоне действующих устройств находящихся под напряжением, в том числе контактной сети и ВЛ соседнего действующего пути без снятия на нем напряжения, и при снятом напряжении с контактной сети и ВЛ по тому пути, где производятся работы в "окно", следует определять с учетом коэффициентов п.2.11 табл. 2 технической части.
1.35. При необходимости окраски металлоконструкций к нормам следует применять коэффициенты п.2.12 табл. 2 технической части.
Раздел 03. Сигнализация, централизация и блокировка железных дорог.
1.36. В нормах учтены транспортные расходы по перевозке материалов, деталей и конструкций в пределах перегона и раздельных пунктов до места производства строительных работ, включая погрузочные и разгрузочные работы, а также переходы рабочих и перемещение машин в процессе работ.
1.37. В нормах не учтены затраты:
- на устройство колодцев под водоотделители при сооружении сетей воздухопроводов для автоматической очистки стрелок;
- на устройство сложных переходов линий электропередач (ЛЭП) 6-10 кв;
- на земляные работы в грунтах V-XI групп;
- на водоотлив из котлованов;
- на строительство высоковольтно-сигнальных линий (ВСЛ) в районах с активным загрязнением изоляторов, вблизи морей и в местах с повышенной грозовой активностью.
1.38. Нормами на установку опор и подвеску проводов линий автоблокировки (табл. 28-03-001, 28-03-003, с 28-03-011 по 28-03-013) учтено производство работ в обычных условиях. Увеличение затрат на установку опор и подвеску проводов в усложненных условиях следует учитывать дополнительно коэффициентами п.2.13 табл. 2 технической части.
1.39. При поступлении неоснащенных траверс, оснастка их подкосами и штырями учитывается коэффициентами п.2.14 табл. 2 технической части.
1.40. При строительстве участков ВСЛ, где наблюдается вибрация и требуется сплошное крепление проводов рессорной вязкой, к нормам следует применять коэффициенты п.2.15 табл. 2 технической части.
1.41. Нормы предусматривают работы на незакрытых для движения поездов перегонах и путях станций при ограждении места работ сигналами, и учитывают затраты, связанные с движением поездов. При отсутствии движения поездов в условиях новостроящихся линий к нормам следует применять коэффициенты п.2.16 табл. 2 технической части.
1.42. Затраты ресурсов по разборке устройств СЦБ следует определять по нормам на сооружение этих устройств с учетом коэффициентов п.2.17 табл. 2 технической части.
1.43. Окраска металлоконструкций учитывается коэффициентами п.2.18 табл. 2 технической части.
2. Коэффициенты к сметным нормам
Таблица 2
N п/п |
Условия применения | NN пунктов технической части, таблиц, (норм) |
Коэффициент к | |
нормам затрат труда |
нормам затрат эксплуатации машин |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 |
Раздел 01. Выполнение работ в условиях движения поездов. Число поездов, проходящих по путям в сутки: 14-36 37-72 73-112 113-140 свыше 140 Работа в "окно" по укладке стрелочных переводов и глухих пересечений Раздел 02. Установка опор и конструкций контактной сети на расстояние более 4 м от оси пути в условиях движения поездов. Число поездов, проходящих по путям в сутки: 14-36 37-72 73-112 113-140 свыше 140 Продолжительность "окна", час: от 2 до 4 свыше 4 На каждый километр средней длины перегона сверх 10 км. Электрификация новостроящихся линий до сдачи их во временную эксплуатацию, а также вторых путей до сдачи их в постоянную эксплуатацию, при первом пути, электрифицированном на постоянном токе. Установка в подготовленные котлованы: - железобетонных опор: - фундаментов под стальные опоры; - анкеров. Разработка котлованов вручную в мокрых грунтах, групп: I II-IV Установка сдвоенных железобетонных опор: Разборка строительных конструкций контактной сети с доставкой на склад Работа в охранной зоне действующих устройств, находящихся под высоким напряжением, в том числе при снятом напряжении в "окно" Окраска металлоконструкций Раздел 03. Производство работ: - в болотистой местности - в горных условиях и на крутых склонах, имеющих средний уклон более 1 : 5 - по просеке и кустарнику - вдоль действующих ЛЭП при расстоянии между осями менее двойной высоты опор - на действующих станциях и перегонах вблизи (в охранной зоне) оборудования, находящегося под высоким напряжением Оснастка траверс штырями и подкосами Сплошное крепление высоковольтных и сигнальных проводов рессорной вязкой При отсутствии движения поездов в условиях новостроящихся линий: Разборка устройств СЦБ: - с доставкой на склад - без доставки на склад Окраска металлоконструкции |
п.1.10 техническая часть п.1.16 техническая часть с 28-02-001 по 28-02-003 с 28-02-011 по 28-02-013 Все нормы, где предусмотрена работа в "окно" то же то же 28-02-001 (06, 07, 09, 10) 28-02-002 (06, 12, 15, 18) 28-02-001 (08, 11) 28-02-002 (03) 28-02-002 (07, 08, 10, 11, 16, 17) 28-02-003 28-02-011 28-02-023 (03, 04) 28-02-001 (07, 08, 10, 11) 28-02-002 (02, 03, 05, 06, 08, 09, 11, 12, 14, 15, 17, 18) 28-02-004 п.1.33 техническая часть п.1.35 техническая часть 28-02-013 28-02-021 28-02-023 28-03-001 28-03-011 28-03-001 28-03-011 28-03-001 28-03-011 28-03-001, 28-03-011 28-03-001, 28-03-011 28-03-001 (01, 02, 05) 28-03-001 (03, 04) 28-03-001 (06) 28-03-011 (03) 28-03-011 с 28-03-001 по 28-03-004 с 28-03-015 по 28-03-045 с 28-03-001 по 28-03-027, 28-03-035, 28-03-045 с 28-03-001 по 28-03-027, 28-03-035, 28-03-045 28-03-015 (01-07) |
1,15 1,4 1,7 2,0 2,3 2,0 1,1 1,3 1,5 1,8 2 0,9 0,8 0,03 0,77 0,82 0,82 0,82 0,75 0,27 0,9 1,12 1,3 1,9 1,25 2 0,5 1,2 1,28 1,27 1,1 1,25 1,35 1,57 1,5 1,04 1,09 1,2 1,2 1,04 1,08 1,09 1,2 1,2 0,95 0,71 0,5 0,2 1,1 |
1,15 1,4 1,7 2,0 2,3 2,0 1,1 1,3 1,5 1,8 2 0,9 0,8 0,03 0,77 0,6 0,7 0,3 0,6 0,8 0,71 - - 1,9 1,25 - 0,5 1,2 - - - 1,25 1,2 1,5 1,45 1,04 1,09 1,2 1,2 - - - - - 0,85 0,71 0,5 0,2 - |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.