г. Казань |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А55-4416/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солли-Энерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 (судья Лихачев А.А.)
по делу N А55-4416/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солли-Энерго", Самарская область, г. Кинель, к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, о признании недействительными п. 33 приложения к приказу N 786 от 29.12.2015, п. 20 и п. 21 приложения к приказу N 787 от 29.12.2015, третьи лица: ПАО "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети", г. Самара, ООО "Авиаспецмонтаж", г. Самара, ПАО "Самараэнерго", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Солли-Энерго" (далее - ООО "Солли-Энерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Минэнерго и ЖКХ Самарской области), с учетом принятого судом уточнения предмета заявленных требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит:
- признать недействительным пункт N 33 Приложения к Приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N 786 "О внесении изменений в приказ Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 19.12.2014 N 523 "Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования" в части установления необходимой валовой выручки (далее - НВВ) для ООО "Солли-Энерго" на 2016 год;
- признать недействительными пункты N 20 и 21 Приложения к Приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N787 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО "Солли-Энерго" и смежными сетевыми организациями;
- обязать Минэнерго и ЖКХ Самарской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Солли-Энерго", допущенные пунктом N 33 Приложения к Приказу от 29.12.2015 N 786, и пунктами N 20 и 21 Приказа от 29.12.2015 N 787.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 апелляционная жалоба ООО "Солли-Энерго" возвращена на основании пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ в связи с не устранением заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без движения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, не обжалуя определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 о возврате апелляционной жалобы, просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 и принять новый судебный акт.
В отзыве Минэнерго и ЖКХ Самарской области, полагая обжалуемый судебный акт обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Одновременно Минэнерго и ЖКХ Самарской области ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом, ООО "Солли-Энерго" является сетевой организацией, арендатором электрических сетей, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Мехзавод - KBJI - 35кВ "АБЗ-1", "АБЗ-2".
Приказом Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N 787 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевым организациями Самарской области, в том числе, для взаиморасчетов между ООО "Соли-Энерго" и ПАО "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети" (пункт 20 Приложения), а также между ООО "Соли-Энерго" и ООО "Авиаспецмонтаж" (пункт 21 Приложения).
Пунктом 33 Приложения к Приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N 786 "О внесении изменений в Приказ Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 19.12.2014 N 523 "Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Самарской области на долгосрочный период регулирования" установлена НВВ ООО "Соли-Энерго" на 2016 год 10 160,26 тыс. рублей.
ООО "Солли-Энерго" 04.02.2016 обратилось в Департамент регулирования тарифов Минэнерго и ЖКХ Самарской области с просьбой о пересмотре тарифов на 2016 год, однако Минэнерго и ЖКХ Самарской области письмом от 04.03.2016 N 15/1207 сообщило, что отмена (пересмотр) ранее установленных тарифов по инициативе органа регулирования в течение года законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов N 20 и 21 Приложения к Приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N 787 и пункта 33 Приложения к Приказу Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N 786, общество ссылалось на занижение необходимой валовой выручки в части занижения расходов на оплату труда, на аренду имущества, страховых взносов, расходов по уплате налогов при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и установлении НВВ на 2016 год.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии, соответственно, подлежит государственному регулированию и контролю в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Суд первой инстанции, исходя из содержания статей 20, 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", отметил, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации с учетом ее необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 42 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 7 "Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев и могут пересматриваться в течение финансового года в соответствии с актом Правительства РФ либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что корректировка необходимой валовой выручки ООО "Солли-Энерго" на 2016 год проведена Минэнерго и ЖКХ Самарской области с учетом следующих факторов: величина затрат, принятая в расчет тарифов на 2015 год, индекс потребительских цен, определенный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, одобренный Правительством Российской Федерации, индекс изменения количества активов на 2016 год. Кроме того, в расчет тарифов приняты расходы на покупку технологического расхода (потерь) электрической энергии в размере 1708,91 тыс. руб.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Солли-Энерго" в адрес Минэнерго и ЖКХ Самарской области позицию по корректировке необходимой валовой выручки и установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями на 2016 год не представляло.
Отметив, что изменение или отмена индивидуального тарифа для расчетов в паре смежных организаций влечет за собой неизбежный пересмотр всей котловой модели расчетов на территории Самарской области, т.е. пересмотр приказов Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 29.12.2015 N 786, N 787 в полном объеме, а какого-либо правового или экономического обоснования с приложением подтверждающих документов и соответствующей расшифровки необоснованности оспариваемых тарифов заявителем в материалы дела не представлено, суд первой инстанции признал установленные Минэнерго и ЖКХ Самарской области индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Волги" и ООО "Солли-энерго", а также между ООО "Авиаспецмонтаж" и ООО "Солли-энерго" экономически обоснованными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что вопрос о включении выпадающих доходов может быть рассмотрен при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год в рамках действующего законодательства.
В кассационной жалобе ООО "Солли-Энерго" оспаривает выводы суда первой инстанции, указывая, что представленный обществом расчет экономически обоснованных тарифов судом первой инстанции не учитывался, чем, по мнению заявителя, нарушен пункт 42 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в суде первой инстанции и получили оценку в оспариваемом судебном акте.
Суд кассационной инстанции отмечает, что абзацем 14 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", определено, что в случае, если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.
С учетом этой нормы, как правильно указал суд первой инстанции, фактические выпадающие доходы за 2016 год могут быть учтены при тарифном регулировании на последующий период регулирования.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 по делу N А55-4416/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Соли-Энерго" 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе ООО "Солли-Энерго" оспаривает выводы суда первой инстанции, указывая, что представленный обществом расчет экономически обоснованных тарифов судом первой инстанции не учитывался, чем, по мнению заявителя, нарушен пункт 42 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
...
Суд кассационной инстанции отмечает, что абзацем 14 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", определено, что в случае, если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2017 г. N Ф06-16338/16 по делу N А55-4416/2016