Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения
1.1. Геодезическая служба при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений
1.1.1. Разбивочные работы выполняют в строгом соответствии с требованиями настоящей инструкции.
1.1.2. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений разбивочные работы выполняются геодезической службой строительных организаций в едином комплексе, определенном "Положением о геодезической службе в строительных и мостостроительных организациях Министерства автомобильных дорог РСФСР".
1.1.3. Геодезическая служба в дорожно-строительных и мостостроительных организациях Минавтодора РСФСР имеет установленную численность, входит в основной штат строительных управлений и подчиняется главному инженеру строительного подразделения.
1.1.4. При больших объемах и сложности работ по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, мостов и тоннелей геодезическая служба может быть создана и в ремонтно-строительных организациях.
1.1.5. Создание геодезической службы в строительных и ремонтно-строительных подразделениях не снимает с линейного инженерно-технического персонала ответственности за своевременное и качественное выполнение разбивочных работ в соответствии с настоящей инструкцией, проектом, СНиП и техническими условиями в дорожно-мостовом строительстве.
1.1.6. На несложных объектах по решению главного инженера обязанности геодезиста могут возлагаться и на линейный инженерно-технический персонал строительства.
1.1.7. На геодезическую службу возлагают все виды геодезических разбивочных работ, обеспечивающих соответствие строящихся сооружений проекту, СНиП и настоящей инструкции.
1.1.8. Геодезические разбивочные работы должны обеспечивать высокое качество, повышать производительность труда, способствовать снижению сроков и стоимости механизированных работ, повышению эффективности всего строительного производства.
1.1.9. Геодезическая служба несет ответственность за точное соблюдение проектных размеров, форм и расположения возводимых сооружений, за своевременное обеспечение строительных работ геодезическими данными.
1.1.10. Геодезическая служба обязана письменно извещать главного инженера строительства о необходимости прекратить строительные работы, исправить или перестроить элементы сооружения, выполненные не в соответствии с проектом, если были допущены серьезные отступления от проектных данных.
1.1.11. Производители работ и мастера не должны приступать к строительно-монтажным работам до окончания основных разбивочных работ и оформления их актом. Акт о производстве геодезических разбивочных работ, утвержденный главным инженером строительной организации, является основным документом, разрешающим производство строительно-монтажных работ.
1.1.12. Геодезическая служба необходимой численности инженерно-технических работников может быть организована и в подрядных дорожно-строительных и мостостроительных организациях.
1.1.13. Руководители строительных и мостостроительных организаций не должны возлагать работы и обязанности, не входящие в перечень, установленный положением о геодезической службе Минавтодора РСФСР, на работников геодезической службы.
1.2. Виды, состав, содержание и технология разбивочных работ
1.2.1. В основу организации разбивочных работ должен быть положен принцип "от общего к частному", при котором эти работы выполняются с точек трассы или опорной сети при постоянном их контроле.
1.2.2. Целью разбивочных работ является перенос на местность всех элементов строящейся автомобильной дороги, мостового перехода и их сооружений в полном соответствии с проектными данными.
1.2.3. Технология разбивочных работ должна обеспечивать заданную точность, надежность, простоту исполнения и максимальную производительность труда.
1.2.4. Работники геодезической службы перед началом разбивочных работ обязаны детально ознакомиться с проектными материалами и документами, содержащими исходные данные для разбивки, а также с проектом организации строительства и на их основе составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план работ.
1.2.5. Восстановление трассы, перенесение на местность основных осей сооружения, а также развитие опорных сетей на строительстве возложено на заказчика с последующей сдачей всех точек и линий таких сетей геодезической службе строительства со знаками и всей необходимой проектной документацией.
1.2.6. Разбивочные работы состоят из восстановления трассы, развития опорной сети изысканий дороги, перенесения проектов сооружений на местность, детальной разбивки сооружений, геодезического управления работой строительных механизмов, геодезического контроля за производством строительных работ и исполнительных съемок законченных сооружений или их элементов.
1.2.7. Разбивочные работы при строительстве и реконструкции дорог и искусственных сооружений проводят в такой последовательности: подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений; создание опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей запроектированных инженерных сооружений; детальные разбивочные работы; геодезическое управление работой строительных машин; геодезический контроль за работами; исполнительные съемки и приемка инженерных сооружений в эксплуатацию.
1.2.8. Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений (мостов, виадуков, путепроводов, тоннелей) и их подмостей, временных эстакад и аванбеков, регуляционных и берегоукрепительных сооружений, водоотводных сооружений (нагорных канав, перепадов быстротоков, водобойных колодцев, спрямляемых русел и пр.); оснований и покрытий дорожной одежды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пересечений, автобусных остановок, площадок под автопавильоны, здания эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ и ЦБЗ (вынос на местность их проектов вертикальной планировки и проектов зданий, сооружений и служб), специальных инженерных сооружений (подпорных стен, банкетов, барражей, сооружений противоселевой и противолавинной защиты, балконов, галерей и полутоннелей), трасс подключаемых линий электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, газификации, телефона, водосточной сети.
1.2.9. В качестве исходной документации для разбивочных работ используют: ведомости прямых, круговых и переходных кривых, закрепления трассы и реперов; план трассы, продольный профиль с проектными данными, график распределения земляных масс и полос отвода, поперечные профили земляного полотна индивидуального проектирования и привязку типовых профилей к пикетажу; ведомости и чертежи переустраиваемых коммуникаций; план вертикальной планировки улиц и площадей при прохождении дороги через города и поселки; ведомость проектируемых сложных мест с проектными решениями; чертежи подмостей, временных эстакад и аванбеков; чертежи регуляционных и берегоукрепительных сооружений; планы размещения нагорных канав и их поперечных профилей, привязки к трассе перепадов, быстротоков и водобойных колодцев; чертежи поперечных сечений быстротоков, конструкций перепадов и водобойных колодцев; ведомости и типовые поперечные профили проектируемой дорожной одежды, ведомости уширений на горизонтальных и вертикальных кривых, ведомости и чертежи разбивки виражей; чертежи привязки автобусных остановок и автопавильонов; ведомости и чертежи привязки съездов и переездов; проекты вертикальной планировки площадок под комплексы эксплуатационной и автотранспортной службы, полигонов, АБЗ и ЦБЗ, чертежи привязки типовых комплексов к местным условиям; ведомости и планы привязки к трассе специальных инженерных сооружений и чертежи их конструкций в высотных отметках трассы; ведомости и паспорта сосредоточенных грунтовых резервов и карьеров, планы подключаемых коммуникаций с привязкой к трассе, комплексам и сооружениям подключения, продольные профили и чертежи коммуникаций и их деталей; материалы и чертежи согласования изыскательских и проектных материалов с заинтересованными организациями.
1.2.10. При выносе проекта автомобильной дороги на местность осуществляют: восстановление трассы и утраченных знаков ее закрепления; выделение точек нулевых работ, прямых и кривых участков трассы, мест размещения насыпей, выемок, труб, мостов, путепроводов, специальных сооружений, тоннелей, быстротоков, подпорных стенок; определение положения всех основных элементов пересечений с подземными и воздушными коммуникациями, подлежащими переустройству.
1.2.11. Вынос на местность проектов горизонтальной и вертикальной планировки улиц, площадей, а также площадок под комплексы дорожной и автотранспортной служб, автозаправочных станций, АБЗ и ЦБЗ, заводов железобетонных конструкций осуществляется в соответствии с привязкой этих участков к местности.
1.2.12. Подготовительные работы содержат: выбор способа производства работ, изучение проекта, выбор методики измерений, составление схем, чертежей, журналов разбивки, календарного плана геодезических работ на объекте.
1.2.13. Исполнительные съемки и нивелировки производят с составлением продольных и поперечных профилей, планов и схем размещения элементов сооружений, с выполнением контрольных промеров уклонов, рабочих отметок, параметров сооружений и элементов дорожного полотна.
1.2.14. Разбивочные работы разделяются на несколько этапов.
На первом этапе, на основе привязки и закрепления трассы и осей сооружений к опорной сети, восстанавливают и закрепляют знаками положение главных осей сооружения и сгущают опорную сеть строительства.
На втором этапе производят детальную разбивку сооружения с размещением плоскостей, линий и точек отдельных элементов сооружения, устанавливают и контролируют взаимосвязь между отдельными элементами сооружения.
На третьем этапе осуществляют геодезическое управление работой механизмов в процессе монтажа или строительства элемента сооружения.
На четвертом этапе производят окончательную разбивку элементов сооружения для отделочных работ и завершения монтажных работ с установкой и закреплением технологического оборудования, предусмотренного проектом.
На пятом этапе, завершающем, осуществляют исполнительную съемку выстроенного сооружения.
1.2.15. В пределах каждого этапа постоянно контролируют как геодезический разбивочный процесс, так и результаты выполненных строительно-монтажных работ. Контроль ведут с точек геодезической опорной сети строительства или с исходных точек геодезического управления работой механизмов.
1.2.16. В период геодезической подготовки к разбивочным работам составляют разбивочные чертежи (рис. 1.1), указывая на них главные оси и опорные точки, их координаты, готовят журналы разбивки, определяют аналитическими или графоаналитическими методами дополнительную исходную информацию для разбивки, разрабатывают проект производства геодезических работ. Все результаты заносят в разбивочные чертежи.
1.2.17. В процессе подготовки проекта разбивочных работ устанавливают: расположение точек опорной сети, методы ее развития и точность геодезических работ; типы центров и знаков, способы контроля за устойчивостью точек опорной сети; методы перенесения на местность осей сооружения и его элементов; точность и контроль измерительных работ; технологию установки геодезических знаков; способы детальной разбивки сооружений и геодезического управления работой механизмами, геодезического обслуживания монтажно-строительных работ, их точность и методы контроля; способы наблюдения за деформацией отдельных элементов в процессе строительства и их точность; методику организации контроля и исполнительных съемок при строительстве и монтаже сооружения.
1.2.18. На восстановленной трассе выделяют главные точки, определяющие однородные участки (прямых и кривых в плане и профиле). Положение главных точек трассы закрепляют выносками вблизи границ полосы отчуждения.
1.2.19. Детальная разбивка каждого однородного участка ведется раздельно вдоль поперечников, размещенных на концах каждого проектного участка и в основных переломах продольного профиля. Последовательность разбивки должна обеспечивать выполнение строительства в соответствии с принятой в проекте технологией, организацией и механизацией строительных работ.
1.2.20. При разбивке земляного полотна отмечают его границы, производят их запашку или зачистку для удаления и складирования растительного слоя; в пределах строительства земляного полотна и на его границах устанавливают откосники и вехи-визирки с указанием на них высотного положения заданных поверхностей и откосов земляного полотна, притрассовых резервов и кавальеров. Вначале устанавливают вехи-визирки на первом исходном уровне, положение которого выше или ниже проектного на некоторую величину.
После работ на данном уровне в соответствии с послойностью работ на вехах-визирках перемещают створные планки и продлевают откосники для работ на последующих исходных уровнях. Только на последнем уровне, соответствующем проектному положению участка, ведут окончательную детальную разбивку всех элементов земляного полотна.
1.2.21. Для каждого однородного проектного участка (в зависимости от характера участка и его поперечного профиля, типа работающих на нем машин и технологии работ) назначают методику детальной разбивки и геодезического управления работой строительных машин, размещают и закрепляют знаки разбивочных работ.
1.2.22. При разбивке сооружений используют способы: прямоугольных или полярных координат, прямой или обратной угловой засечки, линейной или створной засечки и др.
1.2.23. Выбор способов разбивки осуществляется на основании тщательного изучения проекта, ознакомления с опорной сетью строительства и местностью расположения строящегося сооружения.
1.3. Основные методы разбивки сооружений
1.3.1. Основными элементами разбивочных работ являются вынесение на местность: проектного направления линии или проектного угла, проектной линии заданной длины, планово-высотного положения проектной точки, линии заданного уклона и проектной плоскости. Работы выполняются с контролем.
1.3.2. Разбивочные работы выполняются тщательно проверенными и отюстированными приборами и специальными устройствами.
1.3.3. Проектные углы выносятся на местность теодолитом одним полным приемом (двумя полуприемами) (рис. 1.2).
1.3.4. Перенесение на местность длины проектной линии производят в зависимости от требуемой точности светодальномером, оптическим дальномером, нитяным дальномером, стальной лентой или рулеткой.
1.3.5. Определение на местности планового положения точки производится способами прямоугольных, полярных, биполярных координат и створов.
1.3.6. Способ прямоугольных координат (перпендикуляров) применяется для определения планового положения проектной точки, расположенной вблизи опорной линии.
Последовательность работ (рис. 1.3): от исходной точки А вдоль опорной линии АВ (принимаемой за ось абсцисс) откладывают проектное расстояние b и получают основание перпендикуляра - точку С; в полученной точке восстанавливают перпендикуляр. По перпендикуляру, принимаемому за ось ординат, откладывают проектное расстояние l и получают положение проектной точки М.
1.3.7. Способ полярных координат применяют для определения планового положения точек, удаленных на значительное расстояние от опорных линий.
Последовательность работ (рис. 1.4): в точке А откладывают проектный угол , а на полученном направлении AM откидывают проектное расстояние d и получают плановое положение проектной точки М.
1.3.8. Способ биполярных координат (случай угловой засечки) выгодно применять для определения планового положения проектных точек, удаленных на значительное расстояние от опорных точек или расположенных за естественными препятствиями. Последовательность работ (рис. 1.5): в опорных точках В и С одновременно двумя теодолитами строят проектные утлы и ; в пересечении направлений линий визирования - в точке М - ставят веху. Это и будет плановое положение проектной точки М.
Засечка считается надежной, если .
1.3.9. Способом биполярных координат (случай линейной засечки) (рис. 1.6) от опорных точек С и D одновременно откладывают (с помощью стальных лент, мерного троса, рулеток) проектные расстояния (радиусы) а и b. Пересечение радиусов определяет плановое положение проектной точки М. Работа производится дважды. Среднее положение точки М считается наиболее надежным.
1.3.10. Способ створов. Последовательность работ (рис. 1.7): от опорной точки А, откладывая проектное расстояние a, получают начальную точку D створа DC. От нее откладывают расстояние b и получают плановое положение проектной точки M.
1.3.11. Определение на местности высотного положения проектной точки производится методом нивелирования из середины (рис. 1.8). Для этого устанавливают нивелир в рабочее положение между репером (связующей точкой) и проектной точкой М, плановое положение которой известно. Производят отсчет а по рейке, установленной на репере, и вычисляют горизонт прибора . Определяют отсчет на проектную точку (разность между горизонтом прибора и высотой проектной точки) . В проектной точке М забивают кол так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному отсчету .
1.3.12. Допускается на крутых склонах высотное положение проектных точек определять при помощи тригонометрического нивелирования или методом ватерпасовки склона надлежащей точности.
1.3.13. В необходимых случаях разрешается обозначить высотное положение проектной точки горизонтальной чертой на стенах существующих зданий, сооружений, на деревьях и пр.
1.3.14. Перенесение на местность линии заданного уклона производится наклонным лучом геодезического прибора (нивелира, теодолита и т.п.). При работе нивелиром (рис. 1.9) его устанавливают примерно в середине переносимой линии. По высоте исходной точки А, расстоянию d и заданному уклону вычисляют высоту точки В () и переносят ее на местность по методу, изложенному в п. 1.3.11. Наклоняют визирную ось зрительной трубы нивелира подъемными винтами а и в так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В, были одинаковы (). В точках 1, 2, 3 забивают колья так, чтобы отсчеты по установленным на них рейкам получились равными .
1.3.15. Для сгущения точек линии заданного уклона допускается использование визирок. В этом случае для разбивки положения этой линии по высоте между ее конечными точками А и В (рис. 1.10) ставят ряд промежуточных 1, 2 и т.д. В соответствии с этим в точках А и В устанавливают визирки, а в точках 1, 2 забивают колья так, чтобы визирки, поставленные на них, оказались на уровне взгляда между визирками в точках А и В.
1.3.16. Перенесение на местность проектной плоскости производят наклонным лучом нивелира (рис. 1.11). Четыре точки плоскости (А, В, С, D) выносят на местность методами, изложенными в пп. 1.3.11 и 1.3.12. Устанавливают нивелир между точками А и В так, чтобы подъемные винты a, b были параллельны линии АВ. Действуя винтами а, b, наклоняют визирную ось нивелира так, чтобы отсчеты по рейкам, поставленным в точках А и В, были одинаковыми. Действуя винтом с, наклоняют визирную ось до получения такого же отсчета по рейке, установленной в точке С. Производят контрольный отсчет по рейке, установленной в точке D, который должен быть одинаковым с отсчетами по рейкам в точках А, В, С. В случае расхождения работу повторяют. По всей поверхности в необходимых точках , ... забивают колышки так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным на них, были равны отсчету в основных точках А, В, С, D.
1.4. Планово-высотное обоснование разбивочных работ
1.4.1. Все геодезические работы при разбивке искусственных сооружений производятся с исходных опорных точек и линий планово-высотного обоснования.
1.4.2. Исходной основой создания планово-высотного обоснования строительства являются точки государственной и ведомственной геодезических опорных сетей, а также опорные точки магистрального хода, выполненного при изысканиях и проектировании дороги и ее искусственных сооружений.
1.4.3. Проект опорной сети строительства с подетальной разбивкой каждого сооружения составляется проектной организацией и согласовывается с главным инженером строительства. При этом должны быть рассмотрены разные варианты планово-высотного обоснования строительства и методы детальной разбивки сооружения. Выбранный вариант должен отвечать условиям экономичности и качества строительных работ с учетом технических возможностей геодезической службы.
1.4.4. В качестве вариантов опорной сети наиболее приемлемы: для мостов, виадуков, путепроводов и плотин - сеть осевых линий, геодезические четырехугольники, триангуляция, трилатерация; для тоннелей - триангуляция, трилатерация и полигонометрия; для сооружений в городах в зависимости от размеров и вида сооружения - сеть осевых линий, трилатерация, триангуляция, полигонометрия, строительная сетка, четырехугольники без диагоналей; для комплексов обслуживания дорог - сеть осевых линий и строительная сетка.
1.4.5. При выборе вариантов создания геодезической основы оценивают рациональность использования намеченных способов разбивки и обеспеченность необходимой точности геодезических разбивочных работ во всех звеньях их производства на каждом сооружении.
1.4.6. Необходимость привязки к пунктам геодезической опорной сети определяется выбранными способами разбивки и методикой производства строительных работ.
1.4.7. Плановым обоснованием могут служить пункты разбивки существующей и проектируемой сети триангуляции, полигонометрии и трилатерации, а высотным обоснованием - марки и реперы государственной и ведомственной нивелирных сетей. В процессе строительства указанные сети сгущаются до требуемых пределов пунктами сетей съемочного обоснования.
1.4.8. Проект планово-высотного обоснования разбивочных работ разрабатывают до начала их производства.
1.4.9. В качестве опорной сети для разбивочных работ на автомобильной дороге может использоваться восстановленная трасса с закрепленными на местности постоянными и временными реперами, начальными, угловыми, створными и конечными точками.
1.4.10. Сети планового и высотного обоснования для разбивки искусственных инженерных сооружений, комплексов эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ, ЦБЗ, полигонов ЖБК строят в каждом случае индивидуально в зависимости от вида работ.
1.4.11. При приемке геодезических опорных сетей, строительства сооружений и разбивки осей сооружения организуется комиссия под председательством главного инженера строительства и составляется соответствующий акт. Специальные комиссии создаются и для приемки геодезических разбивочных работ в период строительства.
1.4.12. Разбивка сооружений ведется с точек опорной сети строительства в соответствии с рекомендациями, указанными в проекте.
1.4.13. Выбор геодезических приборов и приспособлений для производства разбивочных работ осуществляется на основании требуемых норм точности в соответствии с рекомендациями настоящей инструкции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.