Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Перенесение на местность трасс автомобильных дорог и основных осей искусственных сооружений
3.1. Восстановление трассы дороги, осей мостовых переходов, опорных съемочных сетей инженерных сооружений
3.1.1. Восстановлению трассы дороги и осей искусственных сооружений предшествуют работы по очистке полосы отвода от леса, кустарника, пней, корней и т.д.
3.1.2. В состав работ по восстановлению трассы входят:
1) восстановление и закрепление полосы отвода дороги;
2) восстановление осей мостовых переходов и других искусственных сооружений;
3) восстановление углов поворота трассы, знаков закрепления начальных, угловых, створных и конечных точек трассы;
4) восстановление вдоль трассы пикетажа и знаков закрепления главных точек переходных и круговых кривых.
3.1.3. Работы по восстановлению опорных сетей дорожных сооружений предусматривают:
1) отыскание постоянных нивелирных марок и реперов;
2) отыскание сохранившихся и восстановление уничтоженных временных реперов;
3) восстановление углов съемочной основы на строительных площадках и площадях, отводимых под резервы и карьеры, для их временного использования.
3.1.4. Отыскание знаков закрепления начальных, угловых, створных и конечных точек трассы производится на основе исходных проектных материалов.
3.1.5. Восстановление трассы начинают с определения положения оси дороги на прямых участках и установления положения вершин углов поворота.
3.1.6. Геодезические работы по определению положения оси дороги включают прокладку (вешение и измерение) линий с разбивкой пикетажа, закрепление трассы в плановом и высотном отношении, определение координат и высот точек разбивочной основы.
3.1.7. Для восстановления трассы применимы теодолиты и нивелиры любых конструкций.
3.1.8. Вершины углов поворота трассы восстанавливают по промерам от постоянных предметов местности, к которым они были привязаны, по створным точкам, оставшимся на линиях углов по трассе, а также угловой засечкой из смежных углов поворота трассы (рис. 3.1).
3.1.9. При отсутствии знаков закрепления на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.
3.1.10. Восстановленную трассу промеряют с разбивкой пикетажа и установкой на ней всех основных проектных точек плана и профиля. На трассе каждой автомобильной дороги выделяют ее основные точки (углы поворота трассы, точки начала и конца каждого закругления в плане и профиле), точки пересечения трассой осей водопропускных сооружений, осей различных транспортных путей и крупных коммуникаций.
3.1.11. Прокладка на местности прямых линий трассы и осей инженерных сооружений начинается с вешения и линейных измерений.
3.1.12. Вешение выполняется на глаз при помощи бинокля или теодолита. Вешение ведется способом на себя.
3.1.13. Для вешения линии АВ (рис. 3.2) способом на себя наблюдатель встает в точке А. По его указанию рабочий устанавливает веху 1 на линии АВ в створе с вехой в точке В, затем веху 2 в створе с вехами в точках 1 и В и т.д. После установки всех вех производится проверка: наблюдатель встает за вехой А приблизительно в 5 м на продолжении линии АВ и смотрит, закрывают ли вехи одна другую, при отклонении их положение исправляют.
3.1.14. Вешение через холм (рис. 3.3) производится последовательными перемещениями наблюдателя и его помощника: наблюдатель встает в точку и устанавливает помощника в точку в створ линии . Затем помощник перемещает наблюдателя из точки в точку в створ линии . После этого наблюдатель перемещает помощника в точку в створ линии и так до тех пор, пока точки D и С не окажутся в створе линии АВ.
3.1.15. Вешение линий АВ через овраг (рис. 3.4) целесообразно выполнять при помощи теодолита. Устанавливают теодолит в рабочее положение в точке А и наводят зрительную трубу на веху в точке В. Наклоняя зрительную трубу, последовательно устанавливают вехи в точках 1; 2; 3; 4; 5; 6. В случае отсутствия видимости некоторых точек при положении теодолита в точке А его переносят в точку В и, повторяя те же действия, устанавливают вехи в точках, не просматриваемых из первоначального положения.
3.1.16. Восстановление пикетажа ведется от начала трассы или от последнего пикета ранее восстановленного участка. При этом закрепляются все пикеты и плюсы запроектированного продольного профиля.
3.1.17. При смыкании и встрече противоположных ходов допускаются "рубленые" пикеты длиной 50-150 м. На их фиксацию должно быть уделено особое внимание.
3.1.18. При прокладке линий на большие расстояния производят "продление створа" при помощи теодолита (рис. 3.5). Для этого в точке С, положение которой было ранее определено, устанавливают теодолит и визируют на точку А при круге право (КП), затем, переведя трубу через зенит, выставляют по направлению визирной оси веху в точке на большом, но хорошо просматриваемом расстоянии. Для устранения влияния коллимационной ошибки работу повторяют при наведении зрительной трубы на точку А при круге лево (КЛ). В результате выставляют вторую веху в точке . Разделив расстояние пополам, получают окончательное положение точки D на линии АВ.
При необходимости продления створа работы выполняются из точки D относительно линии DC.
3.1.19. При встрече с препятствиями продление створа линии производится способом построения на линии створа прямоугольника или треугольника.
В первом случае в точках C, D, К, О (рис. 3.6) при помощи теодолита (или эккера) строят прямые углы и откладывают отрезки CD, DK, КО. Отрезок КО при этом откладывают равным отрезку CD. Прямая ОВ будет продолжением линии АС, и вся длина прямой линии АВ будет равна сумме отрезков AC + DK + ОВ.
Для продления створа способом построения на нем равностороннего треугольника (рис. 3.7) в точке С строят угол = 120° и по направлению визирной оси зрительной трубы теодолита откладывают отрезок CD. В точке D строят угол = 60° и по направлению визирной оси откладывают отрезок DЕ = CD. В точке Е строят угол = 120°. Прямая ЕВ является продолжением линии АС, а длина АВ равна сумме отрезков АС + СЕ + ЕВ. При построении на створе произвольного треугольника (см. рис. 3.7) его углы и измеряют, сторону CD откладывают, значение угла вычисляют по формуле , а стороны треугольника DE и СЕ вычисляют, используя теорему синусов:
.
Отложив вдоль луча длину DE, находят точку Е, а отложив угол , находят продолжение створа ЕВ.
3.1.20. Положение вершин углов поворота трассы устанавливают одновременно с восстановлением оси дороги на прямых участках. Вершины углов восстанавливают промером углов и линий от постоянных местных предметов, к которым они были привязаны, по створным знакам, сохранившимся на продолжениях линий в углах трассы, или проведением угловых засечек из точек смежных углов поворота трассы. Все восстановленные углы проверяют. Например, восстановив угловой столб в вершине угла поворота В (рис. 3.8), измеряют величину угла поворота трассы при восстановленной точке В. Для этого, установив над ней теодолит и направив трубу на точки А и С, берут отсчеты по горизонтальному кругу. Из отсчета по микроскопу на точку А вычитают отсчет на точку С. Полученную величину угла сравнивают с проектной. Если углы равны или имеют допустимую разницу, то вершина угла В считается восстановленной.
3.1.21. Для восстановления в точке С угла поворота , когда угловой столб в точке D уничтожен (см. рис.3.8), устанавливают теодолит в рабочее положение над точкой С. При положении КП в микроскопе ставят отсчет, равный значению проектного угла , закрепляют алидаду и вращением лимба наводят трубу на основание задней вехи В. Затем при закрепленном лимбе поворачивают алидаду до получения в микроскопе отсчета, равного 0°, и по направлению визирной оси ставят веху . При положении КЛ действие повторяют и ставят веху . Расстояние делят пополам и полученную точку обозначают вехой D. Угол BCD будет являться проектным углом . Для контроля построенный угол измеряют полным приемом, полученную величину сравнивают с проектной. Если разность в углах не превышает допустимой погрешности, то вершина угла С считается восстановленной.
Одновременно с восстановлением вершины угла С определяют положение вершины угла D, откладывая для этого от точки С вдоль полученного направления на веху D проектную длину линии CD.
3.1.22. При восстановлении пикетажа на круговых и переходных кривых вдоль трассы находят на кривой положение всех пикетов, переломных точек и точек начала, середины и конца кривой. Начало кривой (НК) и конец кривой (КК) устанавливают по их проектным пикетажным значениям, а середину кривой (СК) - отложением длины (Б) биссектрисы от вершины угла. Пикеты и переломные точки на прямой переносят с касательной на кривую способом прямоугольных координат (рис. 3.9).
3.1.23. Одновременно с восстановлением всех точек трассы производится восстановление границ полосы отвода, выноска всех переломных точек проектной линии за пределы земляных работ и установка дополнительных реперов.
3.1.24. Определение границы полосы отвода производится отложением расстояний, указанных в проекте, от соответствующих точек восстановленной трассы перпендикулярно ее направлению.
3.1.25. На участках трассы, проходящих по существующей дороге, пикетаж разбивают по бровке земляного полотна. В пикетажном журнале и на сторожках пикетов и плюсовых точек при этом указывают расстояние от данной точки до оси трассы.
3.1.26. Восстановление трассы реконструируемой дороги начинают с определения вершин углов поворота и положения точек трассы на прямолинейных участках.
3.1.27. На дорогах с твердым покрытием промер линии, как и при изысканиях, производится в соответствии с правилами техники безопасности по бровке земляного полотна.
3.1.28. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязываются с существующими километровыми знаками.
3.2. Восстановление опорных сетей строящейся автомобильной дороги и ее искусственных сооружений
3.2.1. Восстановление опорных сетей дороги, мостовых переходов, строительных площадок комплексов эксплуатационной и автотранспортной служб производится по проектным данным и оставшимся в натуре знакам их закрепления, заложенным еще при подробных изысканиях дороги.
3.2.2. Дополнительные реперы в обязательном порядке устанавливают в местах расположения искусственных сооружений, транспортных развязок в разных уровнях и сложных узлах пересечений в одном уровне, а также в местах проектируемых насыпей, превышающих 5 м, и выемок глубиной более 5 м.
3.2.3. Реперы устанавливают за пределами земляных работ в местах, не подверженных затоплению, размыву, оползням и другим изменениям, обеспечивая их сохранность до окончания всех строительных работ.
3.2.4. При восстановлении уничтоженных реперов и установке дополнительных между ними производится двойное нивелирование с составлением ведомости увязки высот.
При восстановлении реперов ведут ведомость по форме 3 (приложение 4).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "форма 2 (приложение 5)"
3.3. Нивелирование восстановленной трассы и дополнительных реперов
3.3.1. После восстановления пикетажа и установки дополнительных реперов производится нивелирование трассы по всем пикетным и плюсовым точкам. Нивелирование всегда начинается от сохранившегося или восстановленного репера. Высоты точек вновь разбитых или восстановленных участков трассы являются исходными для последующих работ.
3.3.2. Разница в отметках точек вновь разбитого участка и его точек, указанных в проекте до восстановления, вносится в рабочие отметки проекта. Они используются в последующей работе при перенесении в натуру точек с заданной проектной высотой.
3.3.3. При нивелировании отсчеты по рейкам записывают в журнал нивелирования принятой формы, в которой вычисляют абсолютные или относительные высоты точек.
3.3.4. При нивелировании трассы реконструируемой дороги в качестве связующих принимают точки, вынесенные на бровку земляного полотна. Точки на оси трассы, по которым составляется продольный профиль, нивелируются как промежуточные (из-за возможного нарушения положения этих точек при интенсивном движении).
Полученные отметки точек на оси проверяют по данным нивелирования поперечных профилей.
3.3.5. Одновременно с нивелированием трассы производят проверку уклонов существующих водоотводных сооружений: кюветов, резервов, нагорных и водоотводных канав, а также проверку отметок настила существующих мостов (в начале, середине и конце моста), входного и выходного отверстий труб, крышек смотровых колодцев подземных сооружений, осей и лотков покрытия в местах против съездов с существующей дороги, на переездах и т.д.
3.4. Закрепление трасс, осей и опорных сетей инженерных сооружений
3.4.1. Плановое положение точек и линий восстановленных трасс, осей мостовых переходов, подходов к ним и точек опорных сетей всех искусственных сооружений надежно закрепляется на местности столбами или деревянными кольями с соответствующей маркировкой всех закрепительных знаков.
3.4.2. Углы поворота трассы закрепляют четырьмя знаками: в вершине угла (на месте установки теодолита) забивают потайной колышек вровень с поверхностью земли и вокруг него выкапывают канавку глубиной 10 - 15 см, радиусом 0,7 м (рис. 3.10). На расстоянии 2 м по направлению наружной биссектрисы угла закапывают угловой опознавательный столб. На продолжении сторон угла, за пределами предстоящих земляных работ, закапывают еще два опознавательных столба (рис. 3.11). Вершину угла поворота привязывают к двум-трем постоянным предметам местности.
3.4.3. Разрешается закреплять углы поворота с помощью четырех створных столбов (рис. 3.12). При этом каждые два столба ставят на продолжении сторон угла за пределами земляных работ.
3.4.4. Если вершина угла поворота трассы размещается за пределами строительных работ, то ее закрепляют насыпным конусом земли высотой 0,5 м (рис. 3.13) диаметром 1,3 м. Кол в вершине угла забивают вровень с землей, вокруг него выкапывают канавку глубиной 10-15 см радиусом 0,7 - 0,8 м. На расстоянии 15-20 см от кола ставят сторожок с обозначением номера угла поворота и его пикетажного положения.
3.4.5. Для закрепления на местности отдельных проектных участков трассы в концах каждого из них устанавливают осевые створные столбы (рис. 3.14). На длинных прямолинейных участках одного уклона их сгущают, устанавливая в пределах визуальной видимости дополнительные створные столбы, но не ближе чем через 1 км на трассах дорог в равнинной и слабопересеченной местности и 0,5 км в сильно пересеченной, горной и таежной местностях. Точки трассы, отделяющие каждый проектный участок от другого, считаются основными.
3.4.6. Точки опорных сетей искусственных сооружений, оси мостовых переходов и подходы к ним закрепляют осевыми и угловыми (опознавательными) столбами.
3.4.7. Пикеты и плюсовые точки трассы, начало и конец каждой кривой закрепляют колышками со сторожками (рис. 3.15). Сторожки забивают впереди колышков по ходу трассы.
3.4.8. Положение точек трассы реконструируемых дорог фиксируется следующим образом:
краской на дорогах с усовершенствованным покрытием;
штырями, железнодорожными костылями или заостренными трубками, забитыми вровень с поверхностью покрытия на дорогах с переходными покрытиями;
деревянными колышками на грунтовых дорогах;
краской на обнаженных, отдельно расположенных крупных камнях в горной местности.
Все восстановленные точки надежно закрепляют выносными столбами и кольями. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к трассе за бровкой кювета существующей дороги.
3.4.9. Границы полосы отвода закрепляют столбами и кольями (рис. 3.16). На прямолинейных участках их сгущают створными столбами.
3.4.10. Все основные точки трассы закрепляют за зоной работ по поперечникам выносными кольями. В горной, холмистой и таежной местностях такие выносные столбы (колья) устанавливают вблизи границ отвода по створу поперечников не реже чем через 100 м. При установке выносных столбов и кольев в одну сторону расстояние между створными столбами каждого поперечника должно быть не менее 20 м (рис. 3.17) между кольями 10 м. На криволинейных участках трассы выносные столбы и колья устанавливают вдоль нормалей к круговой или клотоидной кривой (рис. 3.18).
3.4.11. По высоте выносные точки как на прямолинейных, так и на криволинейных участках увязываются нивелировкой с соответствующими им точками, расположенными на оси сооружения.
3.4.12. На виражах, их отгонах, переходных кривых и уширениях ось дороги закрепляют в соответствии с местоположением таких точек на трассе и в поперечном профиле.
3.4.13. На выносных и закрепительных знаках делается пояснительная надпись печатным шрифтом черной масляной краской. В надписи указывается сокращенное наименование организации, производящей восстановление трассы дороги, номер или положение закрепительного знака относительно точки трассы.
3.4.14. В скальных грунтах положение точек как на трассе, так и на выносках отмечают пересечением двух высеченных в скале прямых канавок с соответствующими надписями масляной краской рядом - на скале или крупных камнях.
3.4.15. Для закрепления восстановленной трассы дороги рекомендуется заранее подготовить:
стандартные переносные дорожные знаки, красные фонари, ограждения для охраны рабочих мест;
штыри, закаленные гвозди, железнодорожные костыли или трубы с одним заостренным концом для забивки их в дорожное покрытие;
металлические держатели для вех и др.
3.4.16. В ходе работ по восстановлению трассы ведут ведомость закрепления трассы и журнал выносок (см. приложение 4), в которые заносят отметки и расстояния до соответствующего знака на трассе, направление оси выноски, схемы расположения вынесенных знаков.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Текст "(см. приложение 4)" следует читать как "(см. приложение 5)"
3.4.17. Реперы при закреплении трасс автомобильных дорог устанавливают двух типов: постоянные и временные. В качестве постоянных реперов используют незыблемые по времени точки, вделанные в цоколи каменных зданий капитального типа, в устои мостов или выступы слабовыветривающихся скал. Для установки временных реперов используют точки, расположенные на выступах различных зданий и сооружений, а также точки в виде металлических труб, рельсов или деревянных столбов, устанавливаемых в грунте.
3.4.18. При восстановлении трасс автомобильных дорог чаще применяют грунтовые реперы (рис. 3.19) в виде деревянных столбов, отрезков рельсов или пней деревьев. Грунтовые реперы должны быть закопаны на глубину ниже наибольшего промерзания грунта.
Расстояние между реперами должно быть не более 3 км в равнинной и 1 км в пересеченной и горной местностях.
3.4.19. Временные дополнительные реперы разрешается совмещать с выносными столбами закрепления трассы в плане. В таких случаях они выделяются особым знаком.
3.4.20. Для высотной привязки трасс, мостов и дорожных сооружений используют постоянные стенные реперы а и марки б (рис. 3.20). Положение знаков закрепления таких нивелирных точек подробно описывают в проекте с приложением эскизного чертежа здания и указанием планового и высотного местоположения знака относительно цоколя и углов здания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.