г. Казань |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А49-5365/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Хасановой А.Р.
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Мордовия представителей:
открытого акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" - Давыдовой О.А., доверенность от 11.01.2017, Козлова А.Н., доверенность от 13.01.2017,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - Клак Н.В., распоряжение от 22.09.2015, Сагайдачного Д.И., доверенность от 09.01.2017,
в отсутствие представителя:
товарищества собственников жилья "Энергетик" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Семушкин В.С.)
по делу N А49-5365/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Т Плюс Теплосеть Пенза" (ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130) к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ОГРН 1095836002470, ИНН 5836013668), 440066, г. Пенза, 2-й Виноградный проезд, д. 30, об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 11.04.2016 N Ап 01-23-2-14.6 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.04.2016, с участием третьего лица: товарищества собственников жилья "Энергетик", 440039, г. Пенза, ул. Коммунистическая, д. 41А,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Т Плюс Теплосеть Пенза" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление, административный орган) от 11.04.2016 N АП 01-23-2-14.6 и представление от 11.04.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также о прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016, признано незаконным и изменено постановление административного органа о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 11.04.2016 N АП 01-23-2-14.6, в части назначения обществу наказания в виде административного штрафа в размере сто тысяч рублей, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей, в удовлетворении требований в части признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.04.2016 отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме. В своей кассационной жалобе ссылается на то, что действия общества по определению стоимости горячей воды без применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды не являются нарушением установленного порядка ценообразования, поэтому не образуют состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Также указывает на незаконность и необоснованность выводов судов, изложенных в судебных актах.
В своем отзыве на кассационную жалобу Управление, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Считает, что согласно формуле 23 Правил N 354 при расчете объема (количества тепловой энергии), используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению применяется утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Товарищество собственников жилья "Энергетик" в своем отзыве на кассационную жалобу просит оставить её без удовлетворения, ссылается на незаконность утверждений общества, приведенных в кассационной жалобе. Считает, что данными действиями общество пытается в одностороннем порядке повысить цены для товариществ собственников жилья, которые являются посредниками между ресурсоснабжающими организациями и потребителями.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи организованной при содействии Арбитражного суда Республики Мордовия.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывы на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил установленный административным органом факт нарушения обществом порядка ценообразования, выразившийся в определении стоимости горячей воды в декабре 2015 года без учета Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253, Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению".
А именно установлено, что при проведении расчетов с товариществом собственников жилья "Энергетик" за поставленную в расчетном периоде, декабрь 2015 года, горячую воду общество выставило счет- фактуру отдельно за каждый компонент горячей воды - тепловую энергию и холодную воду, не применяя норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, утвержденный приказом Управления от 02.12.2015 N 122.
По данному факту заместителем начальника управления 18.03.2016 в присутствии представителя общества Козлова А.Н., действующего по доверенности от 18.05.2015, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
11.04.2016 должностным лицом Управления в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества, рассмотрены материалы административного производства и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N АП 01-23-2-14.6, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., а также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым руководителю ОАО "ТПТ Пенза" предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сообщить в Управление об его исполнении в месячный срок со дня получения.
Посчитав указанные постановление и представление, нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением о признании их незаконными и отмене.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Постановление N 253), Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению" (далее - Приказ N 122), суды пришли к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с указанным выводом судов на основании следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Приказом Управления N 122 для общества установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для представления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в размере 0,067 Гкал.
Согласно пункту 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В силу пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 указанная формула 23 предполагает определение размера платы за горячее водоснабжение как суммы произведения объема потребленной горячей воды и компонента на холодную воду, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, рассчитанного с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, и компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 253 размер платежа исполнителя, который подлежит перечислению ресурсоснабжающей организации в общем размере платежей потребителей, определяется в размере, указанном в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленном потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Следовательно, является правомерным вывод судов о том, что размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Суды обеих инстанций, установив наличие вины общества в совершении вмененного административного правонарушения, соблюдение административным органом процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, не нашли оснований для удовлетворения требований общества.
Учитывая, характер совершенного административного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение общества, совершение обществом подобного нарушения впервые, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения по настоящему делу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменив оспариваемое в рамках настоящего дела постановление в части назначенного наказания, с учетом его уменьшения в половинном размере на 50 000 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и обоснованно отклонены, о чем мотивированно изложено в постановлении суда апелляционной инстанции. Судебная практика, на которую ссылается общество в своей кассационной жалобе, принята на основании исследования иных фактических обстоятельств дела и не применима при рассмотрении настоящего спора.
Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Переоценка исследованных арбитражными судами первой и апелляционной инстанции доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию арбитражного суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по делу N А49-5365/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 указанная формула 23 предполагает определение размера платы за горячее водоснабжение как суммы произведения объема потребленной горячей воды и компонента на холодную воду, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, рассчитанного с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, и компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 253 размер платежа исполнителя, который подлежит перечислению ресурсоснабжающей организации в общем размере платежей потребителей, определяется в размере, указанном в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленном потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
...
Учитывая, характер совершенного административного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение общества, совершение обществом подобного нарушения впервые, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения по настоящему делу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменив оспариваемое в рамках настоящего дела постановление в части назначенного наказания, с учетом его уменьшения в половинном размере на 50 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф06-17733/17 по делу N А49-5365/2016