г. Казань |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А65-7258/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 09.09.2016 N 13669/кзио-исх,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Заляеву Д.Р., доверенность от 02.12.2016,
в отсутствие иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65- 7258/2016
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Биктимирова Артура Равильевича, г.Казань, общества с ограниченной ответственностью "Квинтэс-групп", г. Казань (ИНН: 1655341927, ОГРН: 1151690096711) общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональный инжиниринговый центр", г.Казань (ИНН 1655269075, ОГРН 1131690031098) об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 и его предписания от 04.03.2016 по этому делу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Биктимиров Артур Равильевич, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Квинтэс-групп", ООО "Многофункциональный инжиниринговый центр".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 по делу N А65- 7258/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016, решение суда первой инстанции отменено, заявление Комитета удовлетворено. Признано недействительными пункты 1 и 2 решения Управления от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 и предписание Управления от 04.03.2016 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Комитет, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 Управление признало необоснованной жалобу Биктимирова А.Р. на действия организатора торгов - Комитета при проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г.Казани: подземного перехода на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева, общей площадью 650 кв.м (извещение на сайте http://kzio.kzn.ru/auction/2587). В указанной части решение антимонопольного органа в судебном порядке не оспаривается с учетом заявления Комитета в судебном заседании суда первой инстанции от 29.06.2016.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что организатор торгов - Комитет признан нарушившим требования части 1 статьи 17 и части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном подземном переходе не было размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (пункт 1 решения).
На основании вышеуказанного решения Управление выдало Комитету предписание от 04.03.2016 по делу N Т04-79/2016 об устранении нарушений законодательства, согласно которому Комитету необходимо: отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани: подземного перехода на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева, общей площадью 650 кв.м (извещение на сайте http://kzio.kzn.ru/auction/2587); провести процедуру торгов в форме открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г.Казани: подземного перехода на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева, общей площадью 650 кв.м (извещение на сайте http://kzio.kzn.ru/auction/2587) заново - в соответствии с действующим законодательством (пункт 1); в течение 20 рабочих дней со дня получения этого предписания представить в Татарстанское УФАС России доказательства его исполнения (пункт 2).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу, что судом, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права, при этом исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 01.01.2011 информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, указанными в той же части статьи 17.1 данного закона.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговой деятельности, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В части 7 статьи 10 Закона о торговой деятельности указано, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
В городе Казани схема и порядок размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах утверждены постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 02.10.2015 N 3600 (в редакции постановления от 23.11.2015 N 4052).
Согласно Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 27.10.2015 N 3775, Комитет организует и проводит аукционы по продаже прав на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании приказа Комитета от 22.01.2016 N 71/КЗИО-ПК был объявлен аукцион по реализации прав на размещение нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах.
Извещение о проведении аукциона опубликовано 27.01.2016 на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru, а также в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 28.01.2016 N 2 (334).
Начальная стоимость права на размещение нестационарных торговых объектов в подземном пешеходном переходе на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева была определена на основании отчета об оценке от 21.01.2016 N 06-16, подготовленного ООО "Многофункциональный инжиниринговый центр", и составила 37 440 000 руб.
Из пункта 3.14 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов в подземных пешеходных переходах г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 27.10.2015 N 3775, следует, что по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее пяти рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи права на размещение нестационарного торгового объекта.
По сведениям, представленным Комитетом, подземный пешеходный переход на пересечении ул. Ф. Амирхана и пр. Ямашева является единым объектом и не может быть разделен, оценен и реализован отдельными частями. Данное обстоятельство антимонопольным органом не опровергается.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу от 10.02.2016 на участие в торгах по лоту по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в подземном пешеходном переходе на пересечении ул. Ф.Амирхана и пр. Ямашева поступило две заявки; оба претендента признаны участниками и допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом от 20.02.2016 о результатах аукциона победителем признано ООО "КВИНТЭС-ГРУПП" (генеральный директор Юсупова Н.Н.). Стоимость права в процессе торгов увеличилась и составила 37 814 400 руб.
На основании постановления Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 10.04.2007 N 647 "Об утверждении типовых проектов некапитальных объектов мелкорозничной сети на территории г. Казани" победитель аукциона обязан разместить конструкции нестационарных торговых объектов на территории в 650 кв.м в едином архитектурном стиле.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав статью 17.1 Закона о защите конкуренции, пришел к выводу, что к договору на право размещения нестационарного торгового объекта не могут быть применены положения части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку такой договор не является договором аренды, договором безвозмездного пользования, договором доверительного управления имуществом, либо договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
При этом судом указано, что правовая природа договора на право размещения нестационарного объекта в подземном пешеходном переходе совершенно иная, нежели договора аренды или другого договора, предполагающего переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Договор на право размещения нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат техническому учету в РГУП "Бюро технической инвентаризации", права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае Комитет не отчуждал места под торговлю, не передавал права владения и пользования на них.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru., в состав который такой вид торгов как продажа права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов не входит.
Минэкономразвития России в письме от 08.04.2016 N Д05и-398 указало, что требование о размещении на официальном сайте информации о проведении торгов по реализации прав на размещение сезонных нестационарных объектов нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено; функционал официального сайта не предусматривает публикацию организаторами торгов данной информации на официальном сайте.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном подземном переходе не должно было быть размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru., а следовательно правомерно удовлетворил заявленные Комитетом требования.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи, с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2016 по делу N А65-7258/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, проанализировав статью 17.1 Закона о защите конкуренции, пришел к выводу, что к договору на право размещения нестационарного торгового объекта не могут быть применены положения части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку такой договор не является договором аренды, договором безвозмездного пользования, договором доверительного управления имуществом, либо договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru., в состав который такой вид торгов как продажа права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов не входит."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2017 г. N Ф06-17492/17 по делу N А65-7258/2016