г. Казань |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А57-16948/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
региональной общественной организации "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" - Пакиной Е.В., доверенность от 06.07.2016 N 3/98,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-16948/2016
по заявлению региональной общественной организации "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области о признании незаконным решения, выраженного в письме Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области от 10.06.2016 N 03-12/1261 об отказе в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
региональная общественная организация "Саратовское областное общество охотников и рыболовов" (далее - общество охотников и рыболовов) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в письме Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее - Комитет) от 10.06.2016 N 03-12/1261 об отказе в рассмотрении предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, об обязании Комитета рассмотреть заявку от 22.03.2016 N 3/44 с приложением на 30 листах на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в сезон с 01.08.2016 - 01.08.2017 и определить объемы добычи охотничьих ресурсов.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2016 производство по делу прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Комитет не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 отменить, производство по делу прекратить. Считает, что рассматриваемый спор не свидетельствует о нарушении прав общества охотников и рыболовов в сфере экономической деятельности, поскольку не является спором экономического характера, а вытекает из порядка определения квоты добычи охотничьих ресурсов.
В своем отзыве на кассационную жалобу общество охотников и рыболовов, ссылаясь на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу Комитете - без удовлетворения. Указывает, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ одними из видов экономической деятельности общества охотников и рыболовов является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, оказание услуг в сфере спортивно-любительской охоты. Для оказания услуг в сфере спортивно-любительской охоты, общество охотников и рыболовов и подает заявки для получения квот и лимитов на добычу охотничьих ресурсов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества охотников и рыболовов, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
22.03.2016 правлением общества охотников и рыболовов в адрес Комитета направлена заявка N 3/44 (с приложением на 30 листах) на добычу охотничьих ресурсов (Лось, Олень Бл, Олень Пт, Косуля) в период с 1.08.2016 по 01.08.2017 на территории охотничьих хозяйств общества охотников и рыболовов.
16.06.2016 в адрес общества охотников и рыболовов поступило письмо об отказе в рассмотрении предоставленной заявки от 22.03.2016 N 3/44 с приложением на 30 листах на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в сезон с 01.08.2016-01.08.2017, мотивированное правовой позицией, указанной в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015 N 7-АПГ 15-5, которым установлено, что в части 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в п. 5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 29.06.2010 N228 содержатся императивные требования об определении квот добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с вышеуказанным федеральным законом. При этом указал, что заявки общества охотников и рыболовов на установление квот добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленных за организацией угодий на период с 01.08.2016 по 01.08.2017 рассматриваться не будут, в связи с отсутствием заключенных охотхозяйственных соглашений.
Общество охотников и рыболовов, посчитав вышеназванное решение Комитета нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции посчитал, что спор по настоящему делу не относится к категории экономических и неподведомствен арбитражному суду, указав что оспариваемое решение государственного органа вытекает из порядка определения квоты добычи охотничьих ресурсов, что спор возник в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в связи с чем, спор по настоящему делу не свидетельствует о его экономическом характере.
Отменяя определение суда первой инстанции и отправляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции установил, что наличие квоты добычи охотничьих ресурсов позволяет организации осуществлять определенную в уставе экономическую деятельность.
Суд апелляционной инстанции указал, что отказ организации, целью деятельности которой является экономическая деятельность в сфере ведения охотоведческих хозяйств и добыча объектов животного мира, в предоставлении квот на добычу охотничьих ресурсов с учетом доказанности данных обстоятельств заявителем при рассмотрении дела по существу, будет свидетельствовать о нарушении прав общества охотников и рыболовов в сфере экономической деятельности. Оспариваемый отказ в полной мере соответствует критериям ненормативного правового акта, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, считает их сделанными на основе исследования фактических обстоятельств настоящего дела.
Согласно Уставу общество охотников и рыболовов осуществляет деятельность и оказывает услуги в сфере спортивно-любительской охоты и спортивно-любительского рыболовства, также осуществляет деятельность и оказывает услуги в сфере ведения охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях на основании долгосрочных лицензий.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ одними из видов экономической деятельности общества охотников и рыболовов является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (ОКВЭД 01.70), охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (ОКВЭД 01.50), оказание услуг в сфере спортивно-любительской охоты (ОКВЭД 92.62).
Общество охотников и рыболовов является пользователем объектами животного мира на основании действующих долгосрочных лицензий.
В силу пункта 1.12 Устава общество охотников и рыболовов в интересах достижения уставных целей вправе от своего имени заключать договоры, соглашения и совершать сделки, соответствующие уставным целям Общества и законодательству Российской Федерации
Общество охотников и рыболовов предоставляет физическим лицам услугу по отстрелу диких животных в сезон охоты на основании выдаваемой именной разовой лицензии и путевки на предоставление услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства, утвержденной постановлением ЦП Ассоциации "Росохотрыболовсоюз" от 18.09.2008 N 74 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 и письмом Минфина России от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239.
В статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
В соответствии с частью 9 статьи 24 названного закона квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Материалами дела подтверждается, что общество охотников и рыболовов является организацией одними из видов экономической деятельности которой является охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, оказание услуг в сфере спортивно-любительской охоты. При этом рассмотрение Комитетом предоставленной заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов необходимо обществу для осуществления вышеназванной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что оспариваемый отказ Комитета в полной мере соответствует критериям ненормативного правового акта, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Таким образом, являются правомерными и обоснованными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у суда первой инстанции оснований для прекращения производства по настоящему делу.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 по делу N А57-16948/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество охотников и рыболовов предоставляет физическим лицам услугу по отстрелу диких животных в сезон охоты на основании выдаваемой именной разовой лицензии и путевки на предоставление услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства, утвержденной постановлением ЦП Ассоциации "Росохотрыболовсоюз" от 18.09.2008 N 74 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 и письмом Минфина России от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239.
В статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2017 г. N Ф06-18052/17 по делу N А57-16948/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14984/17
15.11.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-16948/16
28.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18052/17
14.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13339/16