г. Казань |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А06-9075/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.02.2016 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-9075/2015
по исковому заявлению администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (ОГРН 1053001688178, ИНН 3009013828) к филиалу Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - администрация МО "Яксатовский сельсовет", администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, филиал, кадастровая палата) о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:943, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Кирова, д. 24, и об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу соответствующего судебного решения отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:943, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, село Яксатово, ул. Кирова, д. 24, а также исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Зикеев Дмитрий Анатольевич (далее - Зикеев Д.А.), Тажиев Дамир Ибрагимович, Сафаралиев Юсуп Хажмукминович.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.09.2016 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
При новом рассмотрении дела постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Разрешая спор, судебная инстанция установила, что при внесении изменений в кадастровый учет земельного участка органы кадастрового учета не учли отсутствие полномочий у лица, обратившегося с заявлением о внесении таких изменений, кроме того, межевой план был составлен с нарушением действующего законодательства, поскольку содержал недостоверные сведения.
В кассационной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Зикеев Д.А., обладая правом собственности на земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:943 на основании свидетельства от 22.10.1998, является надлежащим лицом по обращению в орган кадастрового учета с заявлением, кроме того, администрация выбрала ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, поскольку спор о праве на земельный участок или его часть не подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу администрация МО "Яксатовский сельсовет" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными истенциями, на основании постановлением администрации Яксатовского сельсовета Приволжского районного самоуправления Астраханской области от 21.10.1998 N 102 гражданину Зикееву Д.А. предоставлен в собственность земельный участок площадью 1070 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома в с. Яксатово, ул. Кирова, д. 20а, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 22.10.1998 за N 14056.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.09.2009 N 3009/202/09-4418 земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:943 общей площадью 1010 кв. м, расположенный по адресу: с. Яксатово, ул. Кирова, д. 24, имеет разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и строительства индивидуального жилого дома, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 22.10.1998, правообладателем земельного участка значится Зикеев Д.А.
Зикеев Д.А. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области с заявлением от 16.05.2014 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 30:09:140103:943 в части изменения описания местоположения границ земельного участка.
26.05.2014 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области принято решение N 3015/116/2014-24561 о проведении государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с 30:09:140103:943 в части адреса, уточнения местоположения границ, площади, кадастровой стоимости земельного участка.
В свою очередь, администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области с заявлением от 28.02.2014 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (здания), кадастровый номер 30:09:000000:599, расположенного по адресу Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25 "в".
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области принято решение от 11.04.2014 N 3015/116/2014-17140 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (здания), кадастровый номер 30:09:000000:599, расположенного по адресу Астраханская область, Приволжский район, с.Яксатово, ул.Кирова, 25 "в".
Одновременно муниципальное образование "Яксатовский сельсовет" в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйной недвижимой вещи - нежилого здания площадью 273,4 кв. с кадастровым номером 30:09:000000:599, которое принято управлением на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о чем 06.06.2014 в ЕГРП сделана соответствующая запись.
Впоследствии администрация МО "Яксатовский сельсовет" обратилось в муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Приволжский район" Приволжское БТИ" с заявлением от 15.09.2015 по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях предоставления земельного участка для эксплуатации нежилого здания площадью 273,4 кв. м, с кадастровым номером 30:09:000000:599, расположенного по адресу Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25"в".
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования "Приволжский район" Приволжское БТИ" письмом от 18.09.2015 N 212/1 сообщило администрации о том, что подготовить схему не представляется возможным связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:943.
Вместе с тем вступившим в законную силу определением Астраханского областного суда от 23.05.2016 по делу N 33-1976/2016, принятым по жалобе Зикеева Д.А., признано право муниципальной собственности на нежилое здание общей площадью 273,4 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, с. Яксатово, ул. Кирова, д. 25 "в".
В рамках указанного спора судом общей юрисдикции установлено, что по заявлению муниципального образования Управлением Росреестра принято на учет как бесхозяйственное здание с кадастровым номером 30:09:000000:599, о чем сделана запись, оценив представленные доказательства, сделан вывод об отсутствии у Зикеева Д.А. права собственности на земельный участок, на котором расположено здание, не является названный гражданин и собственником самого строения (нежилого здания), в связи с чем Зикеев Д.А. не является лицом, которое вправе заявлять свои права на спорные недвижимые объекты.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В пункте 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В этом случае установив, что заявитель избрал способ защиты не соответствующий характеру нарушенных прав, требования удовлетворению не подлежат.
Из имеющегося в кадастровом деле объекта недвижимости (здания) технического плана здания с его схемой расположения следует, что объект находится на земельном участке, который располагается в границах двух кварталов (30:09:140103 и 30:09:140104).
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу статей 22, 38 Закона о кадастре для учета изменений уникальных характеристик земельного участка требуется межевой план, а также сведения о согласовании местоположения границ земельного участка либо разрешение земельного спора.
С учетом положений части 14 статьи 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, в связи с чем в процессе государственного кадастрового учета допускается изменение, уточнение границ объекта учета - ранее учтенного земельного участка.
Требования администрации обусловлены тем, что здание и земельный участок принадлежат публичному образованию, Закиеев Д.А. не является лицом, которое вправе обращаться с заявлением об учете изменении земельного участка; межевой план, предоставленный последним для учета изменения границ, не отвечает требованиям законодательства о кадастровом учете; порядок согласования границ нарушен и содержит недостоверные сведения, в частности, не отражено наличие на земельном участке здания, которое было поставлено на кадастровый учет, в связи с чем заключения кадастрового инженера не могли быть приняты при совершении действий по кадастровому учету.
Данные обстоятельства, указанные в основании требования администрации, также были отмечены и в постановлении УМВОД России по г. Астрахани от 15.02.2016, принятом по результатам сообщения администрации по факту внесения заведомо ложных сведений в межевой план земельного участка.
По смыслу Закона о кадастре, действующего в спорный период, право на уточнение границ земельного участка предоставлено лицам, имеющим полномочия по распоряжению земельным участком.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кадастрового органа о наличии у Зикеева Д.А. права на уточнение границ, поскольку последний обладает титулом на земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:943 и, как следствие, правом на обращение с заявлением об учете изменений объекта недвижимости.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Поскольку вступившим в законную силу определением Астраханского областного суда от 23.05.2016 N 33-1976/2016 установлено, что Зикеев Д.А. не является собственником земельного участка и расположенном на нем здании, при этом дана оценка, в том числе и свидетельству от 22.09.1998 серии 30:09:14 N 588361, данное обстоятельство считается преюдициально установленным для тех же участников процесса.
В связи с чем все доводы органа кадастрового учета направлены на переоценку установленных в рамках другого дела обстоятельств в порядке, не предусмотренном нормами процессуального права.
Применительно к спорным отношениям, поскольку Зикеев Д.А. не является лицом, обладающим каким - либо титулом на спорный участок, при этом в данном конкретном деле вопрос не касался оспаривания правомерности установления границ либо кадастрового учета в целом между смежными пользователями, что могло свидетельствовать о споре права на объект, ссылки заявителя жалобы о недопустимости рассмотрения спора в порядке главы 24 АПК РФ несостоятельны.
Данное обстоятельство при правовой квалификации спора кадастровым органом не учтено.
С учетом этого, поскольку администрация оспаривает именно действия органа кадастрового учета, допустившего, по её мнению, нарушения при принятии решения об учете изменений в части установления границ, принятого на основании обращения неуполномоченного лица, предоставившего межевой план с недостоверными и неполными данными (отсутствие материалов, подтверждающих фактическое местоположение границ на местности), а также с нарушением порядка согласования местоположения границ, выводы судов об отсутствия спора о праве следует признать правильными.
По смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка, в этом случае суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик учета правообладателя, а приводит существующий объект прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
В связи с чем действия по установлению границ земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее муниципальному образованию, с нарушением процедуры и согласования границ правомерно рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ, при этом администрация, являясь собственником здания, вправе оспорить решение кадастрового органа, учитывая, что строение расположено на земельном участке, в отношении которого совершались действия по определению координат характерных точек границ указанного земельного объекта.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и положению подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации признание права муниципальной собственности на объект (здание) по общим правилам определяет отнесение земельного участка к той же публичной собственности.
Следует отметить, что в данном конкретном случае принадлежность здания также определяет статус земельного участка, на котором оно расположено, спора о праве собственности на здание (1954 года постройки) не имеется, указанное строение Зикеевым Д.А. не приобреталось.
Учитывая нахождение строения и земельного участка в составе муниципальной собственности, передача публичным собственником такого участка без здания не допускается, такие действия противоречат основным принципам земельного законодательства и публичному порядку предоставления земельного участка, собственность на который разграничена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что муниципальное образование является собственником здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:09:140103:943, и этот факт Зикеевым Д.А. не оспаривается, требования удовлетворены правомерно.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 7, 20, 45 Закона о кадастре, установив, что органом кадастрового учета при внесении изменений в кадастровый учет земельного участка не были соблюдены требования действующего законодательства, чем нарушены права публичного образования, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу N А06-9075/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу Закона о кадастре установление в судебном порядке описания границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка, в этом случае суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик учета правообладателя, а приводит существующий объект прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
...
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и положению подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации признание права муниципальной собственности на объект (здание) по общим правилам определяет отнесение земельного участка к той же публичной собственности.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 7, 20, 45 Закона о кадастре, установив, что органом кадастрового учета при внесении изменений в кадастровый учет земельного участка не были соблюдены требования действующего законодательства, чем нарушены права публичного образования, удовлетворили требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18169/17 по делу N А06-9075/2015
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-32632/18
17.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14762/17
02.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18169/17
01.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10825/16
07.09.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12020/16
12.05.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3536/16
26.02.2016 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9075/15