г. Казань |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А65-765/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мубаракшиной О.Е., доверенность от 10.01.2017,
ответчика - Камалутдинова А.Р., доверенность от 09.01.2017 N АГ-02/15,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-765/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стан" (ОГРН 1021603139865, ИНН 1657014347), г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о признании незаконным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стан" (далее - ООО "Стан", общество), Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, комитет) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения по делу от 23.12.2015 N 06-188/2015 и предписания от 14.12.2015 N 06-188/2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган), с участием третьего лица - Управления Росреестра по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по РТ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании 12.01.2017 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объявлялся перерыв до 11 часов 45 минут 17.01.2017, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Представитель Комитета земельных и имущественных отношений, Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФАС по РТ по жалобе от 07.04.2015 N 799/ж, в которой содержалось указание на факты нарушения антимонопольного законодательства вследствие взимания платы за проезд на территорию авторынка по ул. Гаврилова, возбудило в отношении Комитета земельных и имущественных отношений дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам анализа представленных документов УФАС по РТ установлено, что авторынок по ул. Гаврилова расположен на земельных участках в районе улиц Ф.Амирхана, Воровского, в коммунальной зоне района "Восточное Заречье", предоставленных ООО "Стан" в аренду сроком на 49 лет постановлением главы администрации г. Казань от 17.08.2004 N 1378.
В дальнейшем право аренды земельных участков, предоставленных ООО "Стан" постановлением главы администрации г. Казани от 17.08.2004 N 1378, прекращено.
Исполнительным Комитетом г. Казани принято решение от 07.04.2008 N 1310 о предварительном согласовании ООО "Стан" земельного участка площадью 6763 кв.м. для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Воровского.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 16:50:110908:95.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 11.09.2008 N 5447 данный земельный участок предоставлен ООО "Стан" в аренду сроком на три года, заключен договор аренды земельного участка от 18.09.2008 N 13119. По условиям договора дата возврата земельного участка -10.09.2011.
Постановлением главы администрации г. Казани от 14.09.2000 N 1817 ООО "Стан" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:50:110908:9 площадью 2230 кв.м. в аренду сроком на 10 лет для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Воровского.
На основании Постановления Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 07.04.2008 N 1310 заключен договор аренды земельного участка от 18.09.2008 N 13128. По условиям договора дата возврата земельного участка 14.09.2010.
Заявления о продлении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:110908:95 и 16:50:110908:9 от ООО "Стан" не поступали. Дополнительные соглашения к договорам от 18.09.2008 N N 13128, 13119 не заключались.
При этом, факт использования данных земельных участков подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела N 06-1:88/2015 в отношении Комитета земельных и имущественных отношений по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части продления аренды земельных участков без заключения дополнительных соглашений, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Также УФАС по РТ в ходе рассмотрения дела N 06-188/2015 установлено, что для организации авторынка по ул. Гаврилова ООО "Стан" помимо собственных и арендуемых земельных участков использует муниципальные земельные участки, в отсутствие правоустанавливающих документов.
Так, Комитетом земельных и имущественных отношений установлено (акт обследования земельного участка от 21.04.2015 N 192), что обществом огражден забором и самовольно используется земельный участок площадью 30217 кв.м. из муниципальных земель города Казани, частично расположенный на участках с кадастровыми номерами: 16:50:110908:4, 16:50:000000:18164, 16:50:110908:6, 16:50:110908:8. На нем установлены торговые павильоны по продаже автозапчастей, а также торговая площадка по продаже автомашин; въезд ограничен шлагбаумами, контролируется охраной рынка, взимается плата за въезд на территорию рынка в размере 300 руб.
По факту использования ООО "СТАН" территории, относящейся к землям муниципальной собственности, материалы были направлены в Управление Росреестра по РТ для принятия мер административного. Управлением Росреестра по РТ вынесено постановление о назначении административного наказания от 26.05.2015 N 50-2015-0478 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.05.2015 N 50-2015-0478.
Решением от 23.12.2015 по делу N 06-188/2015 УФАС по РТ ответчик признал Комитет земельных и имущественных отношений нарушившим пункты 7 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части продления договоров аренды земельных участков ООО "Стан" без заключения дополнительных соглашений, а также неосуществления муниципального земельного контроля за использованием ООО "Стан" муниципальных земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Также данным ненормативным правовым актом антимонопольный орган решил направить материалы дела N 06-188/2015 в Управление Росреестра по РТ с целью принятия мер административного реагирования и устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по факту самовольного использования муниципальных земель ООО "СТАН" в рамках предоставленных полномочий, а также передать имеющиеся материалы должностному лицу УФАС по РТ для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании указанного решения антимонопольным органом 14.12.2015 вынесено предписание N 06-188/2015 Комитету земельных и имущественных отношений:
- не позднее 30 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: освободить от фактического использования ООО "СТАН" муниципальные земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:110908:95, 16:50:110908:9, либо предоставить муниципальные земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:110908:95, 16:50:110908:9 ООО "СТАН" для завершения строительства объекта, при наличии возможности в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Несогласие с вышеназванными решением и предписанием послужило основанием для обращения ООО "Стан", Комитета земельных и имущественных отношений в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды признали недействительными решения и предписания антимонопольного органа в части признания Комитета земельных и имущественных отношений нарушившим пункты 7 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части продления договоров аренды земельных участков ООО "Стан" без заключения дополнительных соглашений, при этом правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 3 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии с частью 1 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статьей 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, возложена на органы местного самоуправления.
Как установлено судами, по обращению ООО "Стан" о переоформлении прав на земельные участки, занимаемые автостоянками, рынком по продаже автозапчастей и сопутствующих товаров, отведенные ранее постановлениями главы Администрации г. Казани от 24.12.1992 N 1367, от 07.09.1995 N 1145, от 20.05.1997 N 905, от 12.12.1998 N 2534, от 24.12.1998 N 2580 предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки по ул. Воровского в коммунальной зоне района "Восточное Заречье" постановлением главы Администрации г. Казани от 17.08.2004 N 1378.
В дальнейшем право ООО "Стан" аренды земельных участков, предоставленных пунктом 1.3 постановления главы Администрации г. Казани от 17.08.2004 N 1378, прекращено.
Принято решение о предварительном согласовании ООО "Стан" земельного участка площадью 6763 кв.м для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Воровского (постановление Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 07.04.2008 N 1310 "О предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Воровского").
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 16:50:110908:95.
Данный земельный участок предоставлен ООО "Стан" в аренду сроком на три года постановлением Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 11.09.2008 N 5447, заключен договор аренды земельного участка от 18.09.2008 N 13119.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:110908:9 площадью 2230 кв.м предоставлен ООО "Стан" в аренду сроком на 10 лет для строительства торгово-сервисного комплекса по ул. Воровского постановлением главы Администрации г. Казани от 14.09.2000 N 1817 (с учетом изменения, внесенного в него постановлением Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 07.04.2008 N 1310); заключен договор аренды земельного участка от 18.09.2008 N 13128 (зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 26.09.2008 за N 16-16-01/329/2008-079).
По результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля Комитета земельных и имущественных отношений выявлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:110908:95 и 16:50:110908:9 расположен незавершенный строительством объект.
Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани по заявлению ООО "Стан" подготовлены и выданы градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:110908:95 и 16:50:110908:9 по ул. Воровского N RU 16301000-716-717, утвержденные Исполнительным комитетом г. Казани от 13.10.2008 N 6513; застройщику - ООО "Стан" - выдано разрешение на строительство торгово-сервисного комплекса "Car-CITY" по ул. Воровского от 30.10.2008 N RU16301000-286-гp с продлением срока действия до 30.10.2016.
Данные обстоятельства, как обоснованно признали суды, свидетельствуют о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:110908:95 и 16:50:110908:9 расположен незавершенный строительством объект, возводимый на основании разрешительной документации, в соответствии с федеральным законодательством.
При этом, как верно отмечено судами, доказательств того, что цель, в соответствии с которой обществу были предоставлены в аренду земельные участки, достигнута, материалы дела не содержат. Также отсутствуют основания полагать, что общество не намерено продолжать строительство. Кроме того, отсутствуют доказательства наличия воли арендодателя на прекращение арендных отношений по спорным договорам аренды земельных участков.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В частности, запрещается предоставление государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) и создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона).
Государственные преференции - предоставление, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона).
Учитывая положения статьи 15 Закона о защите конкуренции, суды пришли к правильному выводу, что установленные антимонопольным органом обстоятельства в части аренды земельных участков ООО "Стан" без заключения дополнительных соглашений сами по себе не свидетельствует о наличии признаков вмененного управлению нарушений антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом в оспариваемом решении не отражено, каким образом пользование обществом земельными участками с кадастровыми номерами 16:50:110908:95 и 16:50:110908:9, на которых расположен незавершенный строительством объект, без заключения дополнительных соглашений, ограничивает конкуренцию или может привести к этому, какие дискриминационные условия и в отношении каких лиц созданы.
В этой связи является верным признание недействительными оспариваемого решения антимонопольного органа в части пунктов 2 и 3, а также выданного им предписания.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы в данной части сводятся к изложению правовых позиций, которые были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, в связи с чем подлежат отклонению в полном объеме.
Рассматривая спор в части выводов антимонопольного органа о самовольном использовании ООО "Стан" земельного участка площадью 30217 кв.м. из муниципальных земель города Казани, расположенного на участках с кадастровыми номерами: 16:50:110908:4, 16:50:000000:18164, 16:50:110908:6, 16:50:110908:8, и неосуществления муниципального земельного контроля за его использованием, суды указали на отсутствие доказательств данным обстоятельствам.
Между тем, эти выводы судов сделаны по неполно выясненным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно частям 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 АПК РФ).
В мотивировочной части решения и постановления должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (п. 2 ч. 4 ст. 170, п. 12 ч. 2 ст. 271 АПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что вывод антимонопольного органа о самовольном использовании ООО "Стан" вышеназванных земельных участков основан на результатах обследования, проведенного Комитетом земельных и имущественных отношений г.Казани (акт обследования земельного участка от 21.04.2015 N 192).
Кроме того, по факту использования ООО "СТАН" территории, относящейся к землям муниципальной собственности, Управлением Росреестра по РТ вынесено постановление о назначении административного наказания от 26.05.2015 N 50-2015-0478 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.05.2015 N 50-2015-0478.
Между тем, в нарушение вышеприведенных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не дана оценка этим доказательствам, не указано на их отклонение.
Постановления Управления Росреестра по РТ о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, на которые имеются ссылки в судебных актах и отзыве общества "Стан" на кассационную жалобу, вынесены в отношении земельных участков с иными кадастровыми номерами.
При таких обстоятельствах судебные акты в части признания незаконными выводов антимонопольного органа о неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:110908:4, 16:50:000000:18164, 16:50:110908:6, 16:50:110908:8 приняты по неполно выясненным обстоятельствам, что в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, дать им надлежащую оценку, исследовать доказательства, правильно применить нормы материального права
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2016 по делу N А65-765/2016 отменить в части признания недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23.12.2015 N 06-188/2015.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В частности, запрещается предоставление государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) и создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона).
Государственные преференции - предоставление, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
...
Учитывая положения статьи 15 Закона о защите конкуренции, суды пришли к правильному выводу, что установленные антимонопольным органом обстоятельства в части аренды земельных участков ООО "Стан" без заключения дополнительных соглашений сами по себе не свидетельствует о наличии признаков вмененного управлению нарушений антимонопольного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 января 2017 г. N Ф06-16262/16 по делу N А65-765/2016
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25233/17
26.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8567/17
02.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-765/16
20.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16262/16
12.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12741/16
19.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-765/16
20.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-1127/16