г. Казань |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А49-6004/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" - Бургановой Н.С., доверенность от 14.02.2017 N 01-23/441,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.09.2016 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу N А49-6004/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (ОГРН 1026300956505, ИНН 6315000291) к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235) об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - ответчик, Министерство) в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, выраженного в письмах от 15.02.2016 N 2-3-7/663, от 11.03.2016 N 2-3-19/1140.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель, в целях проведения планового капитального ремонта линейного объекта "КЛС вдоль г/п - отвода к ГРС-96 г. Кузнецк" (на участке НУП 1к-НУП 2к - ГРС-96 г. Кузнецк) в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) направил в Минлесхоз Пензенской области заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 26,1 га из земель лесного фонда Кузнецкого лесничества в соответствии с прилагаемой схемой на срок с 01.02.2016 по 31.12.2016.
Указанное обращение оставлено Министерством без удовлетворения по основаниям, приведенным в письмах от 15.02.2016 N 2-3-7/663 и от 11.03.2016 N 2-3-19/1140.
При этом ответчик указал, что нормы земельного законодательства об использовании земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков не распространяются на земли лесного фонда, в связи с чем лесной участок может быть предоставлен обществу в соответствии с нормами лесного законодательства, на правах аренды.
Заявитель, полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ противоречит нормам ЗК РФ и Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку является препятствием в реализации одного из видов деятельности в области промышленной безопасности, направленного на обеспечение безопасной эксплуатации опасного производственного объекта.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на владельца объекта газоснабжения возложена обязанность осуществления непрерывного функционирования Единой системы газоснабжения Российской Федерации.
Объект недвижимости - магистральный газопровод - отвод и газораспределительная станция - 96 (г. Кузнецк) введен в эксплуатацию в 1986 году, право собственности на который 07.06.2005 зарегистрировано за открытым акционерным обществом "Газпром".
Согласно техническому паспорту сооружение "Газопровод - отвод и ГРС-96 г. Кузнецк" представляет собой единый производственный имущественный комплекс, состоящий из подземно расположенного газопровода диаметром 1020 мм и многочисленных подземных и наземных элементов. Объект "КЛС вдоль газопровода - отвода к ГРС-96 г. Кузнецк" является составляющим элементом имущественного комплекса.
Общество использует данный объект недвижимого имущества на основании договора аренды от 30.11.2015 N 01/1600-Д-18/16 (N ГтС 16-15-02174).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (пункт 6 статьи 101 ЗК РФ).
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Исходя из пункта 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.
В соответствии с пунктом 7 названных правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 9 правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пользовании иных лиц ответчиком в материалы дела не представлено.
Разрешение на использование земельного участка испрашивается обладателем прав на линейный объект в целях его капитального ремонта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ. Заявление адресовано уполномоченному органу.
В соответствии с нормами статьи 82 ЛК РФ владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно Положению о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП Минлесхоз Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим государственное управление в области лесных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области (пункт 1.1). Министерство владеет государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом в установленном действующим законодательством порядке (пункт 1.8), к его полномочиям отнесены владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пензенской области (пункт 2.2.1).
Таким образом, у Министерства отсутствовали предусмотренные пунктом 9 правил основания для отказа в выдаче разрешение на использование лесного участка.
Суд правомерно отметил, что указание ответчиком в качестве основания для отказа на то, что выдача разрешения на использование лесного участка для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством, является неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из изложенного следует, что земельным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 установлено, что использование земель и земельных участков муниципальной или государственной собственности осуществляется без предоставления земельных участков и без установления сервитутов, в том числе, для подземных линейных сооружений и их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Таким образом, нормы ЛК РФ в совокупности с нормами земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельный участок.
Суды сделали правомерный вывод о том, что при таких обстоятельствах у Министерства отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на использование лесных участков в целях проведения капитального ремонта объекта.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по делу N А49-6004/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из изложенного следует, что земельным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 установлено, что использование земель и земельных участков муниципальной или государственной собственности осуществляется без предоставления земельных участков и без установления сервитутов, в том числе, для подземных линейных сооружений и их наземных частей и сооружений, технологически необходимых для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Таким образом, нормы ЛК РФ в совокупности с нормами земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельный участок."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 марта 2017 г. N Ф06-18315/17 по делу N А49-6004/2016