г. Казань |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А06-3683/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.09.2016 (судья Серикова Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А06-3683/2016
по исковому заявлению Федерального агентства морского и речного транспорта, г. Москва (ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988) к администрации муниципального образования "Город Астрахань", г. Астрахань (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178), третьи лица: Финансово - казначейское управление администрации муниципального образования "Город Астрахань", г. Астрахань (ОГРН 1023000869836, ИНН 3015009410), общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", г. Волгоград (ОГРН 1023402969699, ИНН 3444066707) о взыскании неосновательного обогащения.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании неосновательного обогащения в размере 18 677 237 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Муниципального образования "Город Астрахань" в лице Администрации за счет казны Муниципального образования "Город Астрахань" в доход Российской Федерации - получатель Федеральное агентство морского и речного транспорта сумму в размере 7 392 371 руб. 26 коп. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, мотивируя нарушением судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 26.03.2010 N 1918 "О предоставлении ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" земельного участка по пл. Заводской в Трусовском районе для эксплуатации нефтебазы", между Комитетом имущественных отношений г. Астрахани (арендодатель) и ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного на территории г. Астрахани от 14.05.2010 N 1260. По условиям пунктов 1.1., 2.1 договора арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок площадью 180 029 кв. м с кадастровым номером 30:12:04 1200:26, расположенный по адресу: г. Астрахань, Трусовский р-н, пл. Заводская, д. 82а, для эксплуатации нефтебазы на срок с 25.12.2007 по 24.12.2032 (т. 1, л.д. 92-95).
Постановлением администрации г. Астрахани от 14.06.2011 N 4892 постановлено прекратить право аренды ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" на земельный участок площадью 180 029 кв.м по пл. Заводской в Трусовском районе, ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" заключить соглашение о расторжении договора аренды, путем раздела земельного участка площадью 180 029 кв. м образовать земельные участки площадью 179 839 кв. м и площадью 190 кв. м (т. 1, л.д. 80-82).
15 января 2014 года Администрацией издано постановление N 56 "О предоставлении ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" земельного участка по пл. Заводской в Трусовском районе для эксплуатации нефтебазы" (т. 1, л.д. 84).
12 мая 2014 года между Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани (арендодатель) и ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного на территории г. Астрахани N 127, по условиям пунктов 1.1., 2.1. которого арендодатель передал арендатору земельный участок площадью 179 839 кв. м с кадастровым номером 30:12:04 1200:26, расположенный по адресу: г. Астрахань, Трусовский р-н, пл. Заводская, д. 82а, для эксплуатации нефтебазы на срок с 14.06.2011 по 13.06.2036 (т. 1, л.д. 85-88).
ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" во исполнение условий договора аренды вносило арендные платежи за пользование земельным участком на расчетный счет арендодателя, указанный в условиях пункта 3.3. договора.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 N 1977-р спорный земельный участок включен в границы морского порта Астрахань.
Письмом от 27.05.2015 N НК-1672 руководитель администрации морских портов Каспийского моря подтвердил нахождение спорного участка в границах морского порта Астрахань, направив ответчику перечень земельных участков, расположенных в границах морского порта Астрахань, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 N1977-р.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 23.11.2015 право собственности Российской Федерации на земельный участок, с кадастровым номером 30:12:041200:26, земель населенных пунктов - для эксплуатации нефтебазы, площадью 179 839 кв.м, расположенный по адресу: г. Астрахань, Трусовский р-н, ул. пл. Заводская, 82а зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (л.д.27).
Указывая, что спорный участок, находящийся на территории морского порта, отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, относится к землям, государственная собственность на который разграничена, в связи с чем, надлежащим арендодателем по договору аренды является Российская Федерация в лице уполномоченных органов, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что спорный земельный участок распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 N 1977-р включен в границы морского порта Астрахань, пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на праве собственности принадлежит Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (далее - ГК РФ), которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Удовлетворяя требования в части, суды исходили из того, что Администрация получала арендную плату за пользование спорным земельным участком с без установленных законом или договором оснований, на стороне муниципального образования "Город Астрахань" возникло неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию на основании статьи 1102 ГК РФ.
Проверив расчет, представленный истцом и признав его правильным, суды, руководствуясь статьями 125, 1102 ГК РФ, статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскали с муниципального образования "Город Астрахань" в лице администрации за счет казны муниципального образования "Город Астрахань" неосновательное обогащение в размере 7 392 371 руб. 26 коп.
При этом суды приняли во внимание, что Агентством пропущен срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, по требованиям о взыскании неосновательного обогащения за период с 16.12.2009 по 18.04.2013, о применении которого было заявлено ответчиком. Суды, руководствуясь пунктом 2 статьей 199 ГК РФ, правильно отказали в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Кроме того, установив, что после 23.11.2015 ответчик не получал арендную плату за пользование спорным земельным участком, суды пришли к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 1102 ГК РФ, для взыскания неосновательного обогащения за период с 23.11.2015 по 16.03.2016.
Довод кассационной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано только 23.11.2015 и до указанной даты земельный участок с кадастровым номером 30:12:041200:26 относился к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, в связи с чем у судов отсутствовали правовые основания для взыскания неосновательного обогащения, судебной коллегией отклоняется.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 32 Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Как указывалось выше, распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 N 1977-р спорный земельный участок включен в границы морского порта Астрахань.
Таким образом, право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 30:12:041200:26 возникло в силу закона с момента включения его в границы морского порта.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 по делу N А06-3683/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 32 Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Как указывалось выше, распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 N 1977-р спорный земельный участок включен в границы морского порта Астрахань."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2017 г. N Ф06-18272/17 по делу N А06-3683/2016