г. Казань |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А55-16547/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.
при участии:
заявителя - Абрамова Д.И., доверенность от 06.03.2017 N 55,
ответчика - Шарановой Т.Я., доверенность от 05.08.2016,
третьего лица - Франк О.А., доверенность от 15.02.2017 N 10/88, Фарзалиевой Л.Е., доверенность от 15.02.2017 N 10/88,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 (председательствующий судья Сергеева Н.В., судьи Корнилов А.Б., Филиппов Е.Г.)
по делу N А55-16547/2016
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГК "Континенталь" к административной ответственности по части 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГК Континенталь" (далее - ООО "ГК Континенталь", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу общество и Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - Департамент) просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
В ходе проверки, проведенной Управлением по информации, поступившей из прокуратуры Самарской области, установлено, что ООО "ГК Континенталь" во 2, 3, 4 кварталах 2015 года и 1, 2 кварталах 2016 года осуществляло оборот алкогольной продукции - поставку алкогольной продукции в адрес Департамента, не имеющего лицензию на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что квалифицировано административным органом как грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 24.06.2016 N 06-12/151 и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из фактических обстоятельств дела, применив к данным правоотношениям Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о государственном регулировании производства алкогольной продукции), устанавливающий правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного Закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под оборотом указанной продукции согласно пункту 16 статьи 2 Закона о государственном регулировании производства алкогольной продукции подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
Запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий (пункт 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства алкогольной продукции).
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет административную ответственность юридических лиц в соответствии с частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В примечании данной статьи указано, что под грубым нарушением лицензионных требований, понимается поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, на основании действующей лицензии от 26.06.2013 N 633АП0001910 ООО "ГК Континенталь" осуществляет деятельность по закупкам, хранению и поставкам алкогольной продукции.
В период с 10.05.2015 по 10.05.2016 по результатам открытого аукциона в электронной форме между Департаментом и ООО "ГК Континенталь" заключено два государственных контракта на поставку подарочных наборов: от 01.09.2015 N 8915 и от 28.12.2015 N 3883, в соответствии с которыми общество обязуется поставить Департаменту подарочные наборы к мероприятиям, посвященным праздничным дням, памятным датам, профессиональным праздникам и иным значимым событиям.
Поскольку в состав подарочных наборов входила, в том числе алкогольная продукция, административный орган посчитал, что Департамент в силу положений Закона о государственном регулировании производства алкогольной продукции обязан был иметь лицензию, связанную с лицензированием алкогольной продукцией.
Не соглашаясь с позицией административного органа, суды исходили из того, что алкогольная продукция, входящая в состав подарка, не использовалась Департаментом для предпринимательской цели с целью дальнейшей ее реализации, а применялась в качестве подарков.
Давая оценку представленным доказательствам, суды нижестоящих инстанций признали, что, отгружая продукцию в рамках государственных контрактов поставки подарочных наборов от 01.09.2015 N 8915, от 28.12.2015 N 3883 в адрес Департамента, ООО "ГК Континенталь" не нарушало действующего законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, поскольку в силу положения пункта 1 статьи 18 Закона о государственном регулировании производства алкогольной продукции лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в иных не связанных с производством указанной продукции целях.
В данном конкретном деле судами установлено, что алкогольная продукция была в составе подарочных наборов для мероприятий с участием Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области, посвященным праздничным дням, памятным датам, профессиональным праздникам и иным значимым событиям.
Таким образом, суды пришли к выводу, что алкогольная продукция, входящая в состав подарка не использовалась для предпринимательской деятельности с целью дальнейшей ее реализации, а применялась в качестве подарков, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Заявителем в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства, опровергающие указанные обстоятельства и свидетельствующие о наличии в действиях общества состава и события вмененного административного нарушения.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном заполнении обществом декларации об обороте алкогольной продукции в части поставки продукции в адрес Департамента является несостоятельным и не относящимся к составу административного правонарушения по части 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
Кроме того, как указало общество в своем отзыве, заявитель, осуществляя отгрузку продукции в адрес Департамента в рамках государственных контрактов в установленные законные сроки в полном объеме, представлял в административный орган декларации об объемах закупок и поставок алкогольной продукции. Претензий со стороны Управления о некорректно оформленных декларациях в части отгрузки продукции в адрес Департамента в общество не поступало, что также подтверждается результатами проверки, проведенной административным органом и отраженный в акте от 16.12.2016 N У4-А1114/06-14.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на ответ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12.10.2016 N 23399/03-04, отклоняется, поскольку данное письмо было предметом исследования, как первой, так и апелляционной инстанцией и ему дана надлежащая оценка с учетом нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А55-16547/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Давая оценку представленным доказательствам, суды нижестоящих инстанций признали, что, отгружая продукцию в рамках государственных контрактов поставки подарочных наборов от 01.09.2015 N 8915, от 28.12.2015 N 3883 в адрес Департамента, ООО "ГК Континенталь" не нарушало действующего законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, поскольку в силу положения пункта 1 статьи 18 Закона о государственном регулировании производства алкогольной продукции лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в иных не связанных с производством указанной продукции целях.
В данном конкретном деле судами установлено, что алкогольная продукция была в составе подарочных наборов для мероприятий с участием Губернатора Самарской области, первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области, посвященным праздничным дням, памятным датам, профессиональным праздникам и иным значимым событиям.
Таким образом, суды пришли к выводу, что алкогольная продукция, входящая в состав подарка не использовалась для предпринимательской деятельности с целью дальнейшей ее реализации, а применялась в качестве подарков, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном заполнении обществом декларации об обороте алкогольной продукции в части поставки продукции в адрес Департамента является несостоятельным и не относящимся к составу административного правонарушения по части 2 статьи 14.17 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-19141/17 по делу N А55-16547/2016