г. Казань |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А12-31864/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Дмитриева С.С., доверенность от 28.05.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-31864/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича (ОГРН 304344311800025, ИНН 344300427147) к администрации Дзержинского района Волгограда, администрации Волгограда, заинтересованные лица: Департамент экономического развития администрации Волгограда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Джалалян Роман Рубенович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Дзержинского района Волгограда, администрации Волгограда, выразившегося в невключении места для размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке площадью 1678 кв. м по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. Маршала Г.К. Жукова, учетный номер 3-0-229, в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность Предпринимателя, имеющего заключенный договор аренды земельного участка, подавать какие-либо заявления о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов. Полномочным органом не предпринято действий по формированию или внесению изменений в действующую Схему объектов Предпринимателя, что не соответствует положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Волгограда от 09.10.2006 N 2604 между Предпринимателем (арендатор) и администрацией Волгограда (арендодатель) был заключен договор от 24.10.2006 N 6964 аренды земельного участка по пр. Маршала Г.К. Жукова в Дзержинском районе г. Волгограда, площадью 1678 кв. м для эксплуатации торгово-остановочного комплекса (мобильного временного сооружения некапитального характера), со сроком действия (с учетом дополнительного соглашения от 02.08.2013 N 1) - до 04.06.2016.
Письмом от 18.04.2016 N 7073 Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда уведомил Предпринимателя о том, что в соответствии с пунктом 8.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.08.2013 N 1) договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон, в связи с чем с 04.06.2016 договор прекращает свое действие и на новый срок заключаться не будет. Также в письме указано, что согласно пункту 8.4 договора аренды при прекращении действия договора арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок в надлежащем состоянии.
Факт направления указанного письма в адрес Предпринимателя подтверждается почтовой квитанцией от 21.04.2016 N 04779 и списком внутренних почтовых отправлений от 20.04.2016 N 66.
Согласно сведениям с сайта "Почта России" указанное почтовое отправление вручено адресату 23.04.2016.
Предприниматель, ссылаясь на то, что договор аренды от 24.10.2006 N 6964 на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является действующим, поскольку Предприниматель продолжает пользоваться земельным участком, вносить плату за него, однако в настоящее время нестационарный торговый объект отсутствует в схеме размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, что не соответствуют части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что Законом N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов, а Предприниматель не обращался с заявлением в установленном законом порядке о включении объекта в указанную схему, в связи с чем пришли к выводу о том, что администрацией Дзержинского района Волгограда и администрацией Волгограда не допущено незаконного бездействия по невключению спорного объекта в действующую Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются Законом N 381-ФЗ.
В соответствии с частями 1-3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Постановлением администрации Волгограда от 18.09.2012 N 2735 утверждено Положение о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, регламентирующее порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утверждения, процедуру корректировки схемы.
Ранее размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда регламентировалось решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" и решением Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1131 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда".
Пунктом 3.1 Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589, для граждан и юридических лиц закрепляется заявительный характер включения объекта в схему.
Как установлено судами, Предприниматель с таким заявлением в администрацию Волгограда не обращался, и ранее спорного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов не было.
При принятии постановления администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы" администрация Волгограда руководствовалась теми сведениями о размещении объектов, которые ранее были закреплены в схеме размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг.
Учитывая данные обстоятельства, довод Предпринимателя в кассационной жалобы об обязательном включении объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, является необоснованным.
Довод Предпринимателя о том, что невключение торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы не соответствует положениям части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонен им по следующим основаниям.
В соответствии с нормой части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом частью 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой, в случае размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Между тем, часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не предусматривает обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов, а Предпринимателем не представлено доказательств того, что он обращался в уполномоченный орган с предложением о включении используемого им объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов г. Волгограда.
Вопреки доводам жалобы названная норма Закона N 381-ФЗ направлена лишь на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы, но не регулирует порядок ее составления; не запрещает, но и не обязывает включать существующие торговые объекты в утверждаемые схемы. Таким образом, указанная норма гарантирует пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов до окончания сроков функционирования объекта и ведения торговли в указанном месте.
Поскольку обязанность уполномоченного органа включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему законом не предусмотрена, суды правомерно признали, что бездействие администрации не противоречит закону.
Данные выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 18.10.2016 по делу N А12-52324/2015, от 24.01.2017 по делу N А12-29044/2016, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2015 по делу N А66-12216/2014).
В настоящее время решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 N 44/1303 утвержден Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, в соответствии с которым размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и без оформления земельно-правовых отношений на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта по итогам аукциона.
В силу положений пункта 2.7 Приказа комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области" органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы, могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
К указанному заявлению прилагается копия инженерно-топографического плана в масштабе М 1:500 с нанесенными на нее границами места расположения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Предложения, указанные в названном пункте Порядка, могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы. Предложения, поданные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом Порядка, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 названного Порядка, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (пункт 2.8 указанного Порядка).
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" администрации районов Волгограда осуществляют разработку проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, а также согласовывают эти проекты схем, проекты изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области в порядке, установленном Приказом.
Апелляционным судом установлено, что Предприниматель обращался в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением от 19.08.2016 о включении в действующую Схему, а также в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места для размещения нестационарного торгового объекта заявителя, которые были оставлены без рассмотрения в связи с их несоответствием необходимым требованиям.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу N А12-31864/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам жалобы названная норма Закона N 381-ФЗ направлена лишь на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы, но не регулирует порядок ее составления; не запрещает, но и не обязывает включать существующие торговые объекты в утверждаемые схемы. Таким образом, указанная норма гарантирует пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов до окончания сроков функционирования объекта и ведения торговли в указанном месте.
Поскольку обязанность уполномоченного органа включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему законом не предусмотрена, суды правомерно признали, что бездействие администрации не противоречит закону.
Данные выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 18.10.2016 по делу N А12-52324/2015, от 24.01.2017 по делу N А12-29044/2016, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2015 по делу N А66-12216/2014)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2017 г. N Ф06-19216/17 по делу N А12-31864/2016