Методические рекомендации
по проектированию жестких дорожных одежд
(введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 3 декабря 2003 г. N ОС-1066-р)
Дата введения 1 января 2004 г.
Взамен ВСН 197-91
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации (далее по тексту Рекомендации) распространяются на проектирование жестких дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, подъездных дорог к промышленным предприятиям, внутрихозяйственных сельских дорог различных категорий с покрытиями:
цементобетонными монолитными на различных видах основания;
асфальтобетонными на основаниях из цементобетона;
сборными из предварительно напряженного железобетона, железобетона, армобетона на различных видах основания.
1.2. В дорожных одеждах различают следующие конструктивные слои (рис. 1.1):
покрытие - верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов;
основание - часть одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на нижележащие дополнительные слои или грунт земляного полотна;
дополнительные слои основания - слои между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительные слои основания выполняют морозозащитную, дренирующую и теплоизолирующую функции.
Между покрытием и основанием при необходимости укладывают выравнивающий слой из обработанных вяжущими зернистых материалов, который в качестве конструктивного слоя одежды не рассматривается и в расчетах не учитывается.
Дорожные одежды сооружают на земляном полотне, верхняя часть которого носит название рабочего слоя.
1.3. Проектирование дорожных одежд с учетом свойств земляного полотна представляет собой единый процесс конструирования и расчета их на прочность, деформативность, морозоустойчивость и дренирующую способность, а также технико-экономического обоснования вариантов. Конструированию и расчету посвящены соответствующие разделы Рекомендаций.
1.4. Основными положениями раздела конструирования надлежит пользоваться при назначении вида покрытия и его минимально необходимой толщины, швов сжатия и расширения в покрытии, их конструкции, предельных расстояний между швами; при выборе материалов для устройства слоев основания и назначении их минимальной толщины; при выборе материалов для устройства дополнительных слоев основания.
1.5. В расчетной части Рекомендаций определяют расчетные и нормативные нагрузки, размеры основных конструктивных элементов (толщину и длину плит, толщину слоев основания, армирование плит и швов, необходимость устройства швов расширения и расстояние между ними) для различных видов покрытия, категорий дорог, для различных величин транспортных нагрузок, грунтовых и природно-климатических условий.
Расчетом определяют рациональные варианты конструкции по ряду показателей технико-экономического сравнения, а также конструкцию дренирующих и морозозащитных слоев.
1.6. Для определения приведенной стоимости при вариантном проектировании руководствуются сроками службы, вытекающими из долговечности материала верхнего слоя покрытия, которые для дорожных одежд капитального типа с цементобетонным покрытием составляют не менее 25 лет, а для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием на бетонном основании - не менее 20 лет.
В условиях непрерывного роста стоимости строительных материалов, непредсказуемого во времени нарастания интенсивности движения и увеличения нагрузки, наиболее эффективной мерой в проектировании дорожной одежды является создание "базовой" конструкции с учетом последующего наращивания поверхностных слоев при реконструкции и рассчитанной на перспективную долговечность за счет повышения ресурса несущей способности цементобетонного покрытия.
Расчетный срок службы при определении конструкции дорожной одежды и расчетных параметров конструктивных слоев устанавливают не менее 25 лет или менее 25 лет, но с учетом работы в раннем возрасте на воздействие построечного транспорта.
Допускается проектировать конструкции на длительную перспективу по технико-экономическим соображениям со сроком службы 35 ... 40 ... 45 ... 50 лет.
Существенное увеличение долговечности может быть осуществлено за счет применения высокопрочных бетонов с повышением классов бетона до В_tb 5,2-6,4 и расширения применяемого диапазона толщин конструкций до 28-30 см. Причем любое увеличение основных параметров должно быть направлено в сторону увеличения сроков службы покрытия.
2. Конструирование жестких дорожных одежд
2.1. Цель конструирования дорожной одежды - выбрать материалы, определить количество слоев и их размещение по глубине. При этом необходимо:
предусматривать при необходимости максимальное использование местных строительных материалов;
стремиться к уменьшению количества слоев;
предусматривать проезд построечного транспорта по основанию;
обеспечивать соответствие конструкции дорожной одежды технологии ее строительства и наибольшую механизацию работ;
учитывать категорию дороги, состав транспортного потока, интенсивность движения, напряженное состояние и механизм деформирования отдельных слоев и конструктивных элементов;
устанавливать срок службы покрытия и всей дорожной одежды до капитального ремонта;
учитывать природно-климатические и гидрогеологические условия местности (включая возведение высоких насыпей);
предусматривать условия и возможность дальнейшего поэтапного усиления, уширения и повышения капитальности автомобильной дороги.
2.2. Выравнивающий слой предназначен для устранения неровностей основания и обеспечения ровности слоев покрытия и возможности перемещения плит покрытия при изменении температуры. Если неровности основания не превышают 1 см, то допускается не устраивать выравнивающий слой, а применять только слой, прерывающий сцепление плит с основанием и служащий изолятором против высыхания бетона в раннем возрасте и появления в покрытии усадочных трещин.
Выравнивающие слои устраивают из укрепленного вяжущим песка. Если этот слой впитывает воду из бетонной смеси, то его закрывают изолирующим слоем или увлажняют непосредственно перед укладкой бетонной смеси в покрытие.
2.3. В зависимости от категории дороги, вида бетоноукладочного оборудования, устойчивости верхней части земляного полотна и способности его накапливать пластические или неравномерные деформации основание устраивают из бетона низких марок по прочности (В_tb 0,8 - В_tb 1,2); из нерудных материалов и грунтов, укрепленных неорганическим вяжущим, из щебня, шлака или гравия либо из песка.
Толщину и вид основания определяют расчетом.
При низкой интенсивности автомобильного движения и при строительстве покрытий легкими бетоноукладочными машинами с боковой или центральной загрузкой допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании устройство покрытия на песчаном основании, выполняющем одновременно роль дренажного и морозозащитного слоя.
Для исключения образования в слое песчаного основания колей от автомобилей-самосвалов основание должно быть укреплено путем устройства слоя из щебня, шлака или гравия толщиной 10-12 см, причем только в местах пропуска автомобилей-самосвалов, подвозящих цементобетонную смесь.
Минимальная толщина основания из бетона низкой прочности - 14 см; из нерудных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, 16 см; из щебня, шлака или гравия - 15 см.
Толщина укрепленного вяжущими основания, по которому уже в раннем возрасте начинается движение гусеничных бетоноукладчиков, должна быть не менее 18 см, марка - R_с 7,5.
В ряде случаев возможен вариант устройства основания из щебня, укрепленного слоем цементопесчаного раствора толщиной 4-5 см, выполняющим одновременно роль выравнивающего слоя.
При бетонировании покрытия гусеничными бетоноукладчиками со скользящими формами ширина укрепленного основания должна быть шире покрытия на 1,05 м с каждой стороны (см. рис. 1.1).
Ширина укрепленного технологического слоя для подвоза бетонной смеси - 3,0-3,5 м.
В слое укрепленного вяжущими основания рекомендуется устраивать поперечные швы через каждые 20-30 м, смещенные относительно швов в покрытии не менее чем на 1 м, путем закладки в нижнюю часть основания деревянных брусков высотой 4-7 см.
Во избежание появления трещин в основании под поперечными швами покрытия основание не должно сращиваться с плитами покрытия, что достигается укладкой прерывающих сцепление материалов.
2.4. Дополнительный слой основания устраивают из дренирующих, не подверженных пучению материалов (песка, шлака, высевок, ракушечника и пр.).
Дополнительный слой основания должен иметь водослив - сплошные или прерывистые выходы дренирующего материала на откосы земляного полотна и нижнюю плоскость (поверхность земляного полотна) с поперечным уклоном.
Для улучшения водоотвода можно применять геотекстиль в виде сплошного или прерывистого слоя. Для уменьшения подтока влаги снизу можно предусматривать прерывающие прослойки из синтетических пленок.
При небольшой интенсивности движения дополнительный слой основания может одновременно выполнять роль основания и выравнивающего слоя.
Толщина дополнительного слоя основания определяется расчетом.
Дополнительный слой, выполняющий морозозащитную функцию, может быть заменен грунтом, обработанным (в смесителе) гидрофобизирующими материалами. При небольшой интенсивности движения он может работать и в качестве основания.
2.5. Краевые укрепленные полосы устраивают из цементо- или асфальтобетона на бетонном основании, как правило, по типу основной дорожной одежды без устройства продольных швов. Для дорог низких категорий (V-III-c) допускается краевые полосы устраивать из щебня.
Ширина краевых полос на дорогах I-III категорий не менее 75 см, более низких категорий - не менее 50 см. Толщина краевых полос должна быть равна толщине покрытия.
Бетонные полосы разделяют поперечными швами, которые должны быть продолжением швов в покрытии. При устройстве бетонных покрытий со шпунтами на боковых гранях и при отсутствии штырей в поперечных швах бетонных покрытий в швах краевых полос ставят штыри - по одному-два стержня длиной 50 см и диаметром 16-18 мм по типу штырей в швах сжатия и расширения в покрытии (с обмазкой и с колпачками в швах расширения).
Бетонные краевые полосы швами от покрытия не отделяются. При устройстве вместо краевых полос уширения шириной более 3 м последние отделяются от бетонного покрытия пазами с заполнением их по типу шва сжатия. Поперечные швы полос уширения по конструкции и по месту расположения должны совпадать с поперечными швами покрытия.
Конструкция монолитных цементобетонных покрытий
2.6. Толщина бетонных покрытий должна быть, как правило, одинаковой по всей ширине проезжей части. На шестиполосных покрытиях толщину крайних внешних полос допускается увеличивать на 2 см для обеспечения проезда тяжелых автомобилей. Бетонные покрытия могут быть однослойными или при наличии соответствующего технологического оборудования - двухслойными, устраиваемыми методом сращивания слоев с одновременным уплотнением верхнего и нижнего слоев, с толщиной верхнего слоя не менее 6 см.
Толщину бетонных покрытий h определяют расчетом. При использовании для покрытия бетонов, указанных в обязательном приложении 1, классов для нормативной нагрузки 50 кН на колесо минимальную толщину покрытия принимают по табл. 2.1
Таблица 2.1
Основание | Минимальная толщина, см, покрытия при интенсивности движения расчетной нагрузки, ед/сут на полосу |
||||
более 2000 |
1000- 2000 |
500-1000 | 100-500 | менее 100** |
|
Бетонное (мелкозернистый бетон, шлакобетон) |
22 | 20 | 18(16) | 18*(16) | 15* |
Из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими |
22 | 20 | 18(16) | 18*(16) | 15* |
Из щебня, гравия, шлака | - | 22 | 20(18) | 18*(16) | 16* |
Из песка, песчано-гравийной смеси |
- | - | 20(18) | 18(16) | 16 |
______________________________
* Толщина основания в этих случаях может быть на 2 см меньше указанной в п. 2.3.
** Сооружаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Примечания:
1. В скобках приведена толщина покрытия для облегченных условий движения.
2. Если в поперечных швах штыри не применяются, толщину покрытия увеличивают на 2 см.
2.7. В покрытии устраивают продольные и поперечные швы (сжатия и расширения), делящие покрытие на плиты определенной длины и ширины. В конце рабочей смены или при длительных перерывах в бетонировании (более 2-4 ч) устраивают рабочие швы по типу швов сжатия и при необходимости швы расширения. Для предохранения покрытия от трещинообразования в раннем возрасте часть швов сжатия устраивают как контрольные и в первую очередь в свежеуложенном бетоне.
В швах предусматривают штыревые соединения. Пазы швов заполняют герметизирующим материалом.
Длину плит l_сж (расстояние между поперечными швами сжатия) на укрепленном основании и на устойчивом земляном полотне принимают по расчету, но не более 25h, на земляном полотне с ожидаемыми неравномерными осадками (включая насыпи высотой более 3 м) - 22h, а в местах перехода из выемок в высокие насыпи, в местах примыкания к искусственным сооружениям и в покрытиях шириной 6 м и менее - 20h.
2.8. Продольные швы предусматривают при ширине покрытия более 23h.
Контрольные швы, по конструкции аналогичные швам сжатия, обеспечивающие температурно-усадочную трещиностойкость в раннем возрасте, устраивают через каждые 2-3 плиты.
2.9. При устройстве швов расширения руководствуются данными табл. 2.2. Ширину швов расширения (толщину прокладки) принимают равной 3 см.
Таблица 2.2
Ожидаемая для данного района температура нагрева покрытия в летнее время, °С |
Толщина покрытия, см |
Расстояние между швами расширения, число плит, при температуре воздуха во время бетонирования, °С |
||||
менее 5 | 5-10 | 10-15 | 15-20 | более 20 |
||
Менее 40 | 20 и более | 10 | 10 | * | - | - |
Менее 20 | 10 | 10 | 10 | -* | - | |
Более 40 | 20 и более | 10 | 10 | 10 | -* | - |
Менее 20 | 10 | 10 | 10 | 10 | - |
______________________________
* См. п. 2.11.
2.10. Для повышения продольной устойчивости, лучшей совместной работы плит, увеличения динамической устойчивости основания и повышения транспортно-эксплуатационных качеств рекомендуется поперечные швы устраивать наклонными в плане или в виде "елочки" с уклоном к перпендикуляру 1:10 (рис. 2.1). Количество штырей в продольном шве рассчитывают с учетом массы соседних плит без штырей в продольном шве.
2.11. Штыри в продольных и поперечных швах располагают в соответствии с рис. 2.2. Конструкции швов расширения и сжатия принимают по рис. 2.2 и 2.3.
При устройстве покрытий на цементогрунтовом основании толщиной не менее 18 см бетоноукладчиками со скользящими формами и допущении проектной организацией уступов между плитами в поперечных швах высотой до 3 мм (см. расчет основания) допускается в поперечных швах штыри не применять. Толщину покрытия в этом случае увеличивают на 2 см, а швы расширения при температуре бетонирования более 10 °С можно не устраивать.
Для повышения продольной устойчивости рекомендуется в примыкающих к шву расширения швах сжатия, а также в швах сжатия для случаев, отмеченных в табл. 2 звездочкой, применять в нижней части деревянные прокладки треугольного сечения высотой 5-6 см.
2.12. При устройстве швов сжатия и расширения не допускается отклонение перекосов и наклонов штырей и прокладок от проектного положения более чем на 1 см. При устройстве пазов швов сжатия и расширения в свежеуложенном бетоне радиус закругления кромок швов не должен превышать 8 мм. Длина зоны обмазки штырей в поперечных швах разжиженным битумом составляет 2/3 длины штырей, толщина обмазки не должна превышать 0,2 мм.
Температурные колпачки, надеваемые на штыри швов расширения, должны обеспечивать свободное смещение штыря в бетоне не менее чем на 2 см.
Штыри в продольных швах устанавливают без битумной обмазки с допущением перекосов не более чем на 5 см.
2.13. Паз швов сжатия может быть в сечении прямоугольным, ступенчатым или с наклонными стенками. Ширина паза швов сжатия может быть от 4 до 15 мм, глубина паза - не менее 0,25h.
Ширина паза над швом расширения принимается равной 33-35 мм, глубина до верха доски - 40-60 мм.
Расстояние между верхней частью доски шва расширения, снимаемой после бетонирования, и поверхностью сооружаемого покрытия должно быть не менее 10 мм.
Перед мостами и путепроводами устраивают не менее трех швов расширения без штырей и прокладок, шириной по 6 см каждый, через 15-30 м друг от друга. Швы заполняют сильно сжимаемым материалом, например песком, обработанным битумом; вверху шва устанавливают готовую резиновую пустотелую или пористую прокладку высотой 6 см.
2.14. Армирование плит по индивидуальным проектам применяется как вариант при тяжелых нагрузках, при слабых основаниях. Для армирования следует применять арматуру периодического профиля диаметром 8-16 мм класса A-II в виде отдельных продольных стержней, длина которых меньше длины плиты на 100-200 см, или в виде плоских сеток той же длины с продольной арматурой, со средним расходом ее 2,3-3,4 кг на 1 м2 покрытия.
При армировании краев покрытия в нижней зоне (на высоте 40 мм от нижней плоскости) двумя стержнями (диаметром 10-12 мм, A-II) стержни должны быть короче длины плит на 100 см.
Конструкция асфальтобетонных покрытий с цементобетонным основанием
2.15. Асфальтобетонные покрытия на цементобетонном основании могут быть одно-, двух- и трехслойными. Толщина слоя асфальто- и цементобетона определяется расчетом, но не должна быть менее значений, указанных в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе В_tb |
Средняя прочность бетона на растяжение при изгибе, МПа |
Толщина, см, асфальтобетона h_а / цементобетона h_b при интенсивности действия расчетной нагрузки, авт./сут |
|||
более 2000 | 1000-2000 | 500-1000 | 100-500 | ||
0,8 | 1,0 | 18,0 ----- 26 |
18,0 ----- 24 |
17,0 ----- 23 |
17,0 ----- 22 |
1,2 | 1,5 | 18,0 ----- 24 |
18,0 ----- 23 |
17,0 ----- 22 |
16,0 ----- 21 |
1,6 | 2,0 | 18,0 ----- 22 |
17,0 ----- 21 |
17,0 ----- 20 |
16,0 ----- 19 |
2,0 | 2,5 | 18,0 ----- 19 |
18,0 ----- 18 |
18,0 ------ 17 |
16,0 ----- 17 |
2,4 | 3,0 | 17,0 ----- 19 |
16,5 ----- 17 |
16,5 ----- 16 |
16,0 ----- 16 |
2,8 | 3,5 | 16,5 ----- 17 |
16,0 ----- 17 |
16,0 ----- 16 |
14,0 ----- 16 |
Примечания:
1. Значения толщины приведены для суточных колебаний температуры на поверхности асфальтобетона (цементобетона) Ап = 15 °С.
2. При других суточных колебаниях температуры толщина слоя асфальтобетона определяется по формуле h`_а = h_а Aп / 15, цементобетона - по формуле h`_b = h_b кв. корень (15 / Ап).
3. Значения ожидаемого суточного перепада Ап приведены в обязательном приложении 4.
4. В случае, когда основание в течение длительного времени (но не более одного года с момента укладки) используется для движения транспорта, его устраивают из бетона класса не менее В15 (В_tb 2, 4) толщиной не менее 20 см.
Допускается применять в основании бетон, уплотняемый укаткой с использованием рационально допустимого срока службы основания в качестве покрытия.
2.16. В цементобетонном основании устраивают швы сжатия через 15 м. Допускается устройство основания без поперечных швов. Перед мостами и у пересечения дорог устраивают не менее трех швов расширения через 10-20 м, так же, как и при сооружении монолитных цементобетонных покрытий.
2.17. Для повышения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия над поперечными швами в основании рекомендуется армировать асфальтобетон над швами сетками, располагая их симметрично вдоль шва; ширина сеток 80-160 см.
Сетки из стекловолокна или стеклопластика размещают в слое асфальтобетона не ближе 8 см от поверхности покрытия или между слоями. Сетки из стали располагают под нижним слоем двух- и трехслойного асфальтобетонного покрытия.
2.18. Продольные швы в основании устраивают при ширине покрытия более 9 м и на участках с ожидаемыми неравномерными осадками земляного полотна. Продольные швы не армируются.
Ширина слоя основания из цементобетона принимается такой же, как и при строительстве цементобетонных покрытий.
2.19. Кроме асфальтобетона, в качестве верхнего слоя могут применяться сборные плиты и слои поверхностной обработки. Для повышения сцепления верхнего слоя с цементобетонным слоем поверхность последнего должна быть повышенной шероховатости и обработана грунтовкой. Грунтовку наносят на чистую и сухую поверхность цементобетона.
Конструкция колейных покрытий
2.20. Для дорог с интенсивностью движения расчетной нагрузки менее 100 ед./сут могут применяться колейные покрытия в виде полос бетона, в том числе имеющие слои износа. Толщина колейного покрытия определяется расчетом. Рекомендуемые минимальные толщины приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Основание | Толщина колейного покрытия, см, при проектном классе бетона |
|||
В15 | В20 | В25 | В30 | |
Песчаное | 20 | 19 | 18 | 17 |
Цементогрунтовое, шлаковое, щебеночное толщиной 14 см |
18 | 17 | 16 | 16 |
Примечание. При классе бетона В15-В20 поперечные швы не устраивают, при классе бетона В25-В30 длина плит составляет 22h.
Поперечные швы в колейных покрытиях устраивают со смещением не менее 30-50 см. На песчаном основании в швах ставят штыри - по два стержня диаметром 16 мм длиной 40 см на колею.
Конструкция дорожных одежд со сборными покрытиями
2.21. Дорожные одежды со сборными покрытиями целесообразны на дорогах в северных и труднодоступных районах, в том числе на дорогах нефтяных и газовых промыслов, а также на дорогах промышленных предприятий и сельскохозяйственного назначения I-II дорожно-климатической зоны.
2.22. Проектирование дорожных одежд со сборным покрытием следует производить, как правило, исходя из применения выпускаемых типовых плит, учитывая особенности работы покрытия путем расчета и конструирования основания и стыковых соединений.
Типовые плиты проектируют с учетом возможности их изготовления на одном и том же оборудовании для возможно большего количества сходных расчетных случаев, а в некоторых вариантах и с обеспечением возможности успешной работы при отклонениях от расчетной жесткости основания в меньшую сторону. Типовые плиты проектируют после их опытно-производственной проверки, элементы типовых плит (стыки, надрезы) - после экспериментально-опытной проверки с учетом особенностей технологии изготовления плит и их элементов.
Разработку и применение новых конструкций плит производят с учетом опыта эксплуатации аналогичных конструкций при соответствующем технико-экономическом обосновании.
2.23. Минимальные размеры плит в плане определяют из условия обеспечения устойчивости работы основания под торцами плит, с учетом или без учета работы стыковых соединений, максимальные размеры - из условия работы плит на монтажные нагрузки.
Плиты могут работать в покрытии, в основании, под защитным слоем какого-либо вида или выполнять функции защитного слоя основания повышенной жесткости и прочности, но недостаточной износо- или морозостойкости.
2.24. При строительстве нефтепромысловых и промышленных дорог с интенсивностью движения более 1000 авт./сут целесообразно применять предварительно напряженные плиты длиной 5-6 м и шириной 1,75-2,30 м; при меньшей интенсивности движения - ненапряженные сочлененные плиты длиной 4,5-5,5 м и шириной 1,75-2,30 м.
Для внутрихозяйственных и вспомогательных дорог применимы как предварительно напряженные, так и ненапряженные сочлененные плиты. При этом учитывается, что напряженные плиты могут изготовляться без пропаривания, снижающего морозостойкость бетона, и без металлоемкого оборудования. При работе плит на слабом основании сочлененные плиты армируют двухслойной арматурой. Плиты могут быть ребристыми, ячеистыми, двухслойными или многослойными.
2.25. На боковых поперечных гранях плит предусматривают стыковые соединения, конструкция которых зависит от величины колесной нагрузки, вида основания и конструкции формы или опалубки. Некоторые из конструкций стыковых соединений для предварительно напряженных плит показаны на рис. 2.4, для ненапряженных плит - на рис. 2.5.
На боковых продольных гранях плит предусматривают монтажно-стыковые устройства в виде горизонтальных или вертикальных скоб.
2.26. Для повышения долговечности сборного покрытия на поворотах, в местах примыкания или уширения целесообразно применять "доборные" плиты или плиты-вставки. Эти плиты изготавливают в тех же формах, что и плиты основного размера. Часть монтажных скоб может быть установлена на поверхности этих плит или на их боковых гранях, примыкающих к бортам формы. Монтажные и стыковые устройства при этом сохраняются.
2.27. Основания под сборные покрытия могут устраиваться различных типов (рис. 2.6). Конструкция основания определяется по расчету.
Швы в покрытии можно заполнять в нижней части или на всю высоту раствором, в верхней части - мастикой. Для большей сохранности кромок и для удобства демонтажа плит, работающих на первой стадии при двухстадийном строительстве, швы на первой стадии должны быть заполнены песком.
3. Расчет жестких дорожных одежд
3.1. Дорожные одежды рассчитывают с учетом состава транспортного потока, перспективной интенсивности движения к концу срока службы, грунтовых и природно-климатических условий.
Расчет производят в следующих случаях:
при проектировании дорожных одежд;
при определении возможности разового пропуска тяжелых нагрузок по существующему покрытию;
при определении рациональности новых конструктивных или технологических решений.
Расчет выполняют по предельным состояниям, определяющим пределы работоспособности того или иного элемента конструкции, на основании расчетных схем, используя нормируемые расчетные параметры.
3.2. Расчет ведется путем проверок предварительно назначенной конструкции дорожной одежды:
по прочности верхних слоев дорожной одежды;
по прочности и устойчивости земляного полотна и слоев основания на сдвиг и по накоплению уступов в поперечных швах покрытия;
по устойчивости в продольном направлении покрытия в жаркое время года, по прочности стыковых и монтажных соединений;
по устойчивости дорожной одежды к воздействию морозного пучения;
по способности дренирующего слоя основания отводить влагу в весенний период.
Расчетом определяются толщины покрытия и слоев основания, расстояние между поперечными швами, количество штырей в швах расширения и сжатия.
3.3. Исходные данные для расчета дорожной одежды включают:
параметры дороги (категория, ширина проезжей части, срок службы дорожной одежды до капитального ремонта);
параметры движения (интенсивность, нагрузка);
параметры земляного полотна и условия его работы (тип местности, разновидности грунтов, уровень грунтовых вод);
дорожно-климатическую зону расположения участков дороги.
3.4. Жесткие дорожные одежды рассчитывают с учетом уровня надежности (вероятности безотказной работы конструкции в течение намеченного срока эксплуатации), принимаемой в соответствии с табл. 3.1.
Таблица 3.1
Интенсивность расчетной нагрузки, ед./сут |
Уровень надежности | Коэффициент прочности К_пр |
Более 1000 | 0,95 | 1,00 |
500-1000 | 0,90 | 0,94 |
Менее 500 | 0,80 | 0,87 |
Расчетные параметры подвижной нагрузки
3.5. В качестве расчетной схемы нагружения конструкции колесом автомобиля принимается гибкий круговой штамп диаметром D, передающий равномерно распределенную нагрузку величиной р.
Величины расчетного удельного давления колеса покрытия р и расчетного диаметра D, приведенного к кругу отпечатка расчетного колеса на поверхности покрытия, назначают с учетом параметров расчетных типов автомобилей.
В качестве расчетного типа используют наиболее тяжелый автомобиль из систематически обращающихся по дороге, доля которых составляет не менее 10 % (с учетом перспективы изменения состава движения к концу межремонтного срока).
Приведение различных типов автомобилей к расчетному типу и приведение расчетного типа к расчетной схеме нагружения осуществляется в соответствии с указаниями приложения 1.
Величину р принимают равной давлению воздуха в шинах. Диаметр расчетного отпечатка шины D определяют из зависимости:
40 х Q
расч
D = кв. корень (------------------), см (3.1)
пи х р
где Q - расчетная величина нагрузки, передаваемой колесом на
расч поверхность покрытия, кН;
р - давление, МПа.
(Значения D и р для расчетной нагрузки типа А см. приложение 2).
3.6. Учет характера действующей нагрузки (кратковременное многократное нагружение, статическое нагружение) осуществляется через принятие соответствующих расчетных значений расчетных характеристик конструктивных слоев, а также через введение коэффициента динамичности при назначении величины нагрузки.
3.7. В зависимости от вида расчета конструкции используют различные характеристики, отражающие интенсивность воздействия на нее подвижной нагрузки:
N - перспективную (на конец срока службы) общую среднесуточную интенсивность движения;
N_р - приведенное к расчетной нагрузке среднесуточное (на конец срока службы) число проездов всех колес, расположенных по одному борту расчетного автомобиля, в пределах одной полосы проезжей части (приведенная интенсивность воздействия нагрузки);
Сумма N_р - суммарное расчетное число приложения приведенной расчетной нагрузки к расчетной точке на поверхности конструкции за срок службы.
3.8. Перспективную общую среднесуточную интенсивность устанавливают по данным анализа закономерностей изменения объема перевозок и интенсивности движения при проведении титульных экономических обследований.
3.9. Величину N_р приведенной интенсивности на последний год срока службы определяют по формуле
n
N = f Сумма N S , ед./сут, (3.2)
р пол m=1 m m сум
где f - коэффициент, учитывающий число полос движения и распределение
пол движения по ним, определяемый по табл. 3.2;
n - общее число различных марок транспортных средств в составе
транспортного потока;
N - число проездов в сутки в обоих направлениях транспортных
m средств m-й марки;
S - суммарный коэффициент приведения воздействия на дорожную
m сумм одежду транспортного средства m-й марки к расчетной нагрузке
Q_расч, определяемый в соответствии с приложением 2.
3.10. Суммарное расчетное число приложений расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за срок службы определяют по формуле
n
Сумма N = f Сумма (N K T 0,7) S k (3.3)
р пол m=1 1m c рдг m сум n
или по формуле
К
с
Сумма N = 0,7 N --------------- Т k , (3.4)
р р Т - 1) рдг n
сл
q
где n - число марок автомобилей;
N - суточная интенсивность движения автомобилей m-й марки в первый
1m год службы (в обоих направлениях), авт./сут;
N - приведенная интенсивность на последний год срока службы,
p авт./сут;
Т - расчетное число расчетных дней в году, соответствующих
рдг определенному состоянию деформируемости конструкции
(определяемое в соответствии с приложением 6);
k - коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного
n движения от среднего ожидаемого (табл. 3.3):
К - коэффициент суммирования (см. приложение 6, табл. П.6.2)
с определяют по формуле
Т
сл
q - 1
К = -----------, (3.5)
с q - 1
где Т - расчетный срок службы;
сл
q - показатель изменения интенсивности движения данного типа
автомобиля по годам.
Таблица 3.2
Число полос движения | Значение коэффициента f_пол для полосы с номером от обочины |
||
1 | 2 | 3 | |
1 | 1,00 | - | - |
2 | 0,55 | - | - |
3 | 0,50 | 0,50 | - |
4 | 0,35 | 0,20 | - |
6 | 0,30 | 0,20 | 0,05 |
Примечания:
1. На многополосных дорогах допускается проектировать одежду переменной толщины по ширине проезжей части, рассчитав дорожную одежду в пределах различных полос в соответствии со значениями N_р, найденными по формуле (3.3).
2. На перекрестках и подходах к ним (в местах перестройки потока автомобилей для выполнения левых поворотов и др.) при расчете одежды в пределах всех полос движения следует принимать f_пол = 0,50, если общее число полос проезжей части проектируемой дороги более трех.
Таблица 3.3
Тип дорожной одежды |
Значение коэффициента k_n при различных категориях дорог | ||||
I | II | III | IV | V | |
Капитальный | 1,49 | 1,49 | 1,38 | 1,31 | - |
Расчет монолитных цементобетонных покрытий
3.11. Расчет проводят путем проверки прочности покрытия по формуле
расч
R
ри
К <= ---------, (3.6)
пр сигма
pt
где К - коэффициент прочности, определяемой в зависимости от категории
пр дороги по табл. 3.1;
расч
R - расчетная прочность бетона на растяжение при изгибе,
ри определяемая по обязательному приложению 1;
сигма - напряжения растяжения при изгибе, возникающие в бетонном
pt покрытии от действия нагрузки, с учетом перепада температуры
по толщине плиты.
Расчетное сопротивление бетона на растяжение при изгибе определяют по формуле
расч
R = В х К х К х К , (3.7)
ри tb н.п. у F
где В - класс бетона на растяжение при изгибе;
tb
К - коэффициент набора прочности со временем; для бетона
н.п. естественного твердения для районов с умеренным климатом
К_н.п. = 1,2; для условий сухого и жаркого климата
К_н.п. = 1,0; для пропаренного - К_н.п. = 1;
К - коэффициент усталости бетона при повторном нагружении;
у
-0,063
K = 1,08 х (Сумма N ) , (3.8)
у р
где Сумма N - суммарное расчетное число приложения приведенной
р расчетной нагрузки за расчетный срок службы;
К - коэффициент, учитывающий воздействие попеременного
F замораживания-оттаивания, равный 0,95.
Напряжения растяжения при изгибе определяют по одной из двух расчетных схем, учитывающих условия контакта плиты с основанием и место расположения нагрузки.
Первая расчетная схема применяется для определения толщины покрытия при условии гарантированной устойчивости земляного полотна и отсутствия неравномерных осадок или выпучивания; характеризуется наличием полного контакта плит с основанием под всей площадью плиты. Расчетное место приложения нагрузки в дорожном покрытии - продольный внешний край в центре по длине плиты.
Вторая расчетная схема применяется для определения расстояния между поперечными швами, а также толщины плит в особых условиях для дорог низких категорий при заданной их длине на участках с ожидаемыми неравномерными осадками или неравномерным пучением земляного полотна.
3.12. По первой расчетной схеме напряжения сигма_pt (МПа) определяются, исходя из решений теории упругости, по следующей аппроксимирующей зависимости, отражающей наличие контакта плиты с основанием
Q х K х 60 х К х К
м у шт R
сигма = -----------------------(0,0592 - 0,2137 lg ----), (3.9)
pt 2 l
h х К у
t
где Q - расчетная нагрузка, кН;
К - коэффициент, учитывающий влияние места расположения нагрузки;
м для неармированных покрытий К_м = 1,5; для покрытий с краевым
армированием или площадок с расположением полос наката не
ближе чем 0,8 м от внешнего продольного края покрытия -
К_м = 1,0 для продольного направления и К_м = 1,5 для
поперечного;
К - коэффициент, учитывающий условия работы; К_усл = 0,66;
усл
К - коэффициент, учитывающий влияние штыревых соединений на
шт условия контактирования плит с основанием; при наличии в
поперечных швах штырей К_шт = 1, при отсутствии штырей
К_шт = 1,05;
h - толщина плиты;
К - коэффициент, учитывающий влияние температурного коробления
t плит, определяемый по табл. 3.4.
Таблица 3.4
Дорожно- климатиче- ская зона |
Значения К_t при толщине плиты, см | ||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
II | 0,95 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,85 | 0,83 | 0,80 | 0,77 | 0,73 | 0,70 | 0,67 |
III | 0,95 | 0,93 | 0,90 | 0,87 | 0,84 | 0,92 | 0,79 | 0,76 | 0,72 | 0,69 | 0,66 |
IV | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,86 | 0,84 | 0,82 | 0,78 | 0,75 | 0,71 | 0,68 | 0,65 |
V | 0,94 | 0,92 | 0,89 | 0,85 | 0,83 | 0,81 | 0,77 | 0,74 | 0,70 | 0,66 | 0,63 |
R - радиус отпечатка колеса;
R = кв. корень (Q/0,1 х пи х р ), см; (3.10)
ш
р - давление в шинах, принимаемое равным 0,6 МПа;
ш
l - упругая характеристика плиты, см;
у
2 э 2
l = k х корень 3-й степени (Е(1 - мю )/6Е (1 - мю ); (3.11)
у о о
Е и мю - модуль упругости и коэффициент Пуассона бетона,
определяемые по обязательному приложению 1;
мю_о - коэффициент Пуассона основания;
э
Е - эквивалентный модуль упругости основания.
о
Эквивалентный модуль упругости основания Е(э)_о, как многослойной конструкции, определяется путем последовательного приведения слоистой системы к двухслойной по формуле
Е
э i
Е = -------------------------------------------------------------, (3.12)
о i+1
Е 1,35 х h Е
общ э i 2 D
0,71 кв.корень(------ х arctg(---------) + ----- х -- х arctg --
Е D i+1 пи h
i Е
общ
где
E
i
h = 2 х h корень 3-й степени(-----), (3.13)
э i i+1
6Е
общ
i - номер рассматриваемого слоя дорожной одежды, считая сверху
вниз;
h - толщина i-го слоя, см;
i
i+1
Е - общий модуль полупространства, подстилающего i-ый слой, МПа;
общ
Е - модуль упругости материала i-го слоя, МПа;
i
D - диаметр отпечатка колеса или площадки силового контактирования
верхнего слоя с нижележащим; принимается D = 50 см; для
сборного покрытия D = 2а + h или D = 2b + h.
Модули упругости грунтов и материалов слоев, слагающих основание, определяются по обязательным приложениям 3 и 4.
Для нескольких значений толщин цементобетонного покрытия строим график зависимости К_у = f(h), т.е.
сигма х К
pt пр
К = ----------------. (3.14)
у В х К х К
tb н.п. F
С помощью этого графика определяют толщину покрытия, соответствующую требуемому К_у = f (Сумма (N_р)).
3.13. При второй расчетной схеме при опирании на основание в ее центральной части по длине полудлина плиты А (см) определяется по формуле
расч 2
А = 4 (R + R х Bh / 60 К Q), (3.15)
ри с
а толщина плиты h (см) на основе формул (3.6) и (3.15)
60 К Q
с
h = кв.корень(--------- (А/4 - R)), (3.16)
расч
В х R
ри
где Q - в кН, h, А и В - в см; В - полуширина плиты, cм; А >= В; К_с - коэффициент скорости потери ровности основания, при ожидаемой общей просадке основания (земляного полотна) более 15 см, К_с = 1,2, в остальных случаях К_с = 1.
Расчет параметров конструкций и элементов деформационных швов
3.14. Необходимость устройства швов расширения определяется исходя из допустимых температурных напряжений сжатия сигма(доп)_t (МПа), которые для оценочных расчетов можно принять равными
доп
сигма = 0,031 кв.корень (Е гамма h) (3.17)
t
или
доп
сигма ~ А h, (3.18)
t t
где гамма - плотность материала плиты, т/м3;
h - толщина плиты, м;
А = 19 МПа/м.
t
Из условия сохранения прочности бетона в зоне швов сигма(доп)_t не должно превышать 2 B_tb.
3.15. Из условия прочности швы расширения устраивают, если допустимые напряжения сигма(доп)_t будут меньше фактических сигма(ф)_t (МПа), определяемых по формуле
ф
сигма = альфа Е х (Т - Т ), (3.19)
t макс исх
где альфа - коэффициент линейной температурной деформации бетона, 1/°С;
альфа = 0,00001 1/°С;
Т , Т - максимальная и исходная температура бетона в
макс исх середине по толщине плиты, °С (см. табл. 4.12
обязательного приложения 4).
3.16. Расстояние L_расш (м) между швами расширения определяется по формуле
,
Е х дельта
пр
L = ----------------------, (3.20)
расш h
ф , пр
сигма - сигма -----
t пр h
где дельта' - деформация сжатия прокладки шва расширения, м;
пр
, ,
дельта = В х сигма /Е , (3.21)
пр пр пр пр
В - ширина прокладки, м;
пр
Е - модуль упругости прокладки, МПа; для деревянных прокладок
пр Е_пр = 8 МПа;
сигма' - обжатие шва расширения (напряжение при сжатии), МПа; для
пр деревянных прокладок мягких пород сигма'_пр = 2 МПа;
h - высота прокладки, м;
пр
h = h - 0,04 (м). (3.22)
пр
3.17. Диаметр d_шт (см) штырей в швах вычисляют по формуле
10 х Р
шт
d = кв.корень (----------------), (3.23)
шт А х R х n х К
d и d
где Р - часть расчетной нагрузки на колесо, воспринимаемой штыревым
шт соединением;
омега
шт
Р = 0,9 Q (1 - -------); (3.24)
шт омега
пл
омега - податливость штырей при нагружении, мм; для швов сжатия
шт омега_шт = 1,5 мм, для швов расширения омега_шт = 2 мм;
омега - расчетный прогиб края плиты от действия нагрузки, мм; для
пл песчаного и щебеночного основания омега_пл = 5 мм, для
цементогрунтового основания - омега_пл. 3 мм;
А - коэффициент длины зоны обжатия бетона в месте входа в него
d штыря; для швов сжатия А_d = 3, для швов расширения
А_d = 1,5;
R - средняя прочность бетона на сжатие, МПа: допускается
и принимать R_и ~ 8В_tb;
n - количество штырей на полосе наката или на длине 1_y;
К - коэффициент запаса, равный 0,75.
d
3.18. Длина штырей составляет 20d плюс допуск, равный 5 см, плюс прибавка на установку температурного колпачка (5 cм) и на ширину шва (3 см для швов расширения).
Диаметр штырей в продольных швах определяется из требуемой площади поперечного сечения F_а (см2/м) арматуры:
0,2 х В х h х гамма х (f + i)
F = -----------------------------, (3.25)
а R
s
где f - коэффициент трения-сцепления плиты с основанием; принимается
f = 1,5;
i - поперечный уклон, доли единицы; i = 0,05;
R_s - расчетное сопротивление арматуры по СНиП 2.03.01-84; кгс/см2;
В, h - в см;
гамма - в т/м3.
Длина гладких штырей в продольных швах равна 40d_шт + 5 см, из стержней периодического профиля - 35d_шт + 5 см, при диаметре шпилек для крепления штырей 8-10 мм и при надежной приварке их к штырям - 22 d_шт + 5 см.
Обеспечение герметизации швов бетонных покрытий
3.19. Расчетную величину деформативности эпсилон_т.г. (%) в конструкции без армирования швов, при которой материал герметика деформируется без разрыва, определяют по формуле
2 2
[кв.корень((бета + n х l х альфа х дельта T) + омега ) - бета ] х 100
п п
эпсилон = ----------------------------------------------------------------------, (3.26)
т.г. бета
п
где эпсилон - относительное удлинение или деформативность герметика
т.г. заполнителя паза шва) при максимальном растягивающем
напряжении, %;
бета - ширина паза шва;
п
n - коэффициент, учитывающий несрабатывание швов сжатия и
объединение плит в плиту большего размера; n = 2 пл.;
n = 3; n = 4; n = 5 и т.д., определяется на момент
производства герметизации швов;
альфа - коэффициент линейной температурной деформации бетона,
(°С(-1));
дельта Т - температурные изменения серединного слоя плиты в
расчетный период времени, °С;
омега - прогиб (вертикальные смещения) плиты покрытия при
расположении расчетной колесной нагрузки в расчетном
месте по длине поперечного шва; определяется любым из
методов расчета плит на упругом основании; величина
прогиба также может быть определена непосредственно
перед герметизацией с помощью пробного зондирования,
контрольной прокаткой автомобиля.
Полученную (требуемую) величину деформативности эпсилон_т.г. сравнивают с предельной величиной деформативности материала, герметизирующего шов эпсилон_п.г., по условию
эпсилон <= эпсилон , (3.27)
т.г. п.г.
где эпсилон_п.г. должна соответствовать предельной относительной деформации растяжения в условиях расчетной температуры окружающей среды в районе расположения дороги в период наиболее холодных суток наиболее холодного периода года, назначаемых по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология".
При армированных швах сжатия
n х l х альфа х дельта Т х 100
эпсилон = ------------------------------. (3.28)
т.г. бета
п
Расчет асфальтобетонных покрытий с цементобетонным основанием
3.20. Толщину слоя покрытия с цементобетонным основанием рассчитывают из условия прочности
расч
R
ри
К <= ---------------, (3.29)
пр сигма + сигма
p t
где сигма - вычисляется по формуле (3.9) при К_t = 1, при К_м,
р определяемом исходя из условий эксплуатации и пояснений к
этому коэффициенту (см. п. 3.12).
Толщина слоя при этом определяется в зависимости от величины сцепления между слоями асфальто- и цементобетона.
При гарантированном надежном во времени сцеплении учитывается совместная работа слоев на изгиб, при которой расчетная или эквивалентная толщина слоя
Е
а
Н = h + h корень 3-й степени (----), (3.30)
э а Е
где h - толщина нижнего слоя из цементобетона;
h - толщина верхнего слоя из асфальтобетона;
а
Е - расчетный эквивалентный модуль упругости асфальтобетона (см.
а обязательное приложение 4).
Если сцепление верхнего слоя с нижним или работа верхнего слоя на изгиб не гарантируется, то расчетную толщину принимают равной толщине нижнего слоя из цементобетона h, но при этом радиус отпечатка колеса увеличивается на толщину верхнего слоя.
При работе нижнего слоя без верхнего в течение более 2 месяцев расчет ведут как для однослойного покрытия с учетом повторности нагружения в течение срока службы без верхнего слоя.
При устройстве бетонного основания, технология которого предусматривает уплотнение способом укатки, длину плит назначают равной 15 м, продольный шов предусматривают при ширине покрытия 9 м и более. Все швы устраивают без штырей.
3.21. Напряжение сигма_t от перепада температур по толщине нижнего цементобетонного слоя определяют по формуле
альфа х Е х Дельта t
б
сигма = ----------------------, (3.31)
t 2
где
омега омега
-h кв.корень(-----) -h кв.корень(-----)
а 2а 2а
ta tб
Дельта t = А х е (1 - е ); (3.32)
б п
А - перепад температуры в течение суток на поверхности
п асфальтобетонного покрытия, °С, определяемый, в
зависимости от района строительства, по обязательному
приложению 4;
омега - угловая частота суточных колебаний температуры, рад./ч;
омега = 0,26 рад./ч;
а , а - коэффициенты температуропроводности соответственно
ta tб асфальтобетона и цементобетона; а_ta = 0,002 м2/ч;
а_tб = 0,004 м2/ч.
Расчет толщины конструктивных слоев целесообразно проводить по периодам, увязанным с изменением интенсивности движения и межремонтными сроками службы покрытия. В течение каждого периода дорожная одежда работает с принятой надежностью. Задав толщину слоя основания и класс прочности бетона путем подбора толщины слоя асфальтобетона, строят график, показывающий изменение коэффициента прочности дорожной одежды в процессе эксплуатации. По оси абсцисс откладывают срок эксплуатации и соответствующую ему интенсивность расчетной нагрузки. По оси ординат - коэффициент прочности. Принимая различные толщины слоев основания и различные классы бетона, можно получить с учетом наращивания слоя покрытия в пределах заданного срока службы набор равнопрочных конструкций и затем путем технико-экономического анализа выбрать конструкцию с минимальной стоимостью.
3.22. Толщину верхнего слоя покрытия проверяют из условия работы на прочность при действии расчетной нагрузки по формуле, отражающей растяжение асфальтобетона в поперечном направлении в призме шириной поверху 2R, понизу (2R + 2h_а) и высотой h_а:
2
мю [Q - (R + h ) пи С ]
а а а
R х К >= ----------------------, (3.33)
d уа h (2R + h )
а а
где R - сопротивление асфальтобетона на растяжение при изгибе (см.
d обязательное приложение 4);
К - коэффициент усталости (учитывающий многократное приложение
уа нагрузки в течение суток) (см. обязательное приложение 4);
мю - коэффициент Пуассона для асфальтобетона;
а
С - сцепление между слоем асфальтобетона и цементобетона, не
а превышающее сцепление внутри слоя асфальтобетона (допускаемое
напряжение по сдвигу). При отсутствии гарантированного
сцепления принимается С_а = 0.
Мероприятия по замедлению развития трещин в асфальтобетонном покрытии
3.23. Для повышения трещиностойкости асфальтобетонных слоев покрытия на цементобетонном основании, особенно в зоне швов или случайных трещин, необходимо предусматривать меры, замедляющие процесс возникновения и развития трещин или обеспечивающие регулирование против бессистемного образования трещин. Эти мероприятия предусматривают:
- повышение трещиностойкости асфальтобетона при низкой (отрицательной) температуре;
- увеличение толщины слоя асфальтобетона (увеличение соотношения толщин слоев покрытие-основание);
- армирование асфальтобетона и зоны жесткого основания или между слоями с применением специальных сеток или композитных материалов;
- снижение концентрации растягивающих напряжений за счет обеспечения участка растяжения определенной длины, обусловленной применением специальных сеток или трещинопрерывающих прослоек;
- применение материалов слоев с уменьшенными модулями упругости и коэффициентами линейной температурной деформации;
- нарезку деформационных швов над швами бетонного основания.
Комплексное использование перечисленных мероприятий позволяет повысить трещиностойкость покрытия.
3.24. Для повышения трещиностойкости и уменьшения общего количества случайных трещин на покрытии в бетонных основаниях допускается применять чередование швов сжатия с армированными швами.
При устройстве бетонного основания производится размещение штырей: гладкого профиля в швах сжатия и периодического профиля в каждых трех последующих швах (после шва сжатия). Затем чередование повторяется. Далее осуществляют нарезку всех швов бетонного основания; устраивают асфальтобетонное покрытие. Осуществляют нарезку швов в покрытии, причем поперечные швы нарезают только над швами сжатия.
По другой технологической схеме может предусматриваться такое же распределение швов и армирования, но при этом допускается предварительная установка в зонах швов (в нижней части по высоте слоя) деревянных прокладок треугольного сечения (высотой 5-6 см) с целью направленного трещинообразования. В этом случае нарезку швов производят только в швах сжатия. После устройства покрытия нарезку швов осуществляют также только над швами сжатия.
Подобное мероприятие позволит замедлить возникновение трещин на покрытии между швами (на участках до 20 метров).
Количество арматуры в армированных швах устанавливается из условия
F R
а(ш.с.) bt,ser
-------- <= мю < -----------------, (3.34)
F s R - mR
b s,ser bt,ser
где F - площадь сечения штырей в швах сжатия;
а(ш.с.)
F - площадь поперечного сечения бетонного слоя; F_b = B х h;
b
мю - степень армирования сечения;
s
R - расчетное сопротивление бетона осевому растяжению на
bt,ser момент твердения бетона и разделения бетонного основания
на плиты (срабатывание швов);
R - расчетное сопротивление арматуры (класса А-II);
s,ser
m - отношение соответствующих модулей упругости арматуры Е_s
и бетона Е_b.
Расчет колейных покрытий
3.25. Расчет колейных покрытий ведется так же, как и цементобетонных. Изгибающий момент в колейных покрытиях определяют с учетом ширины колей, используя существующие методы расчета балок на упругом и упругопластическом основании, учитывая перераспределение реакций отпора основания за счет его пластических деформаций под торцами плит и приложение нагрузки через штамп (см. ниже расчет сборных покрытий из плит).
Расчет сборных покрытий из плит
3.26. Расчет сборных покрытий из плит ведется на действие колесных и монтажных нагрузок. Неравномерное опирание плит на основание при укладке их на неровное и слабое основание, при температурном короблении плит или при неравномерном морозном выпучивании основания учитывают путем умножения нагрузки Q на коэффициент К, который принимается для предварительно напряженных несочлененных плит длиной до 6 м или для элементов сочлененных плит длиной не более 2 м равным 1,1, для железобетонных плит длиной более 2 м - по расчету при неполном опирании плит на основание.
3.27. Расчет толщины плит и количества арматуры выполняют исходя из следующих условий:
а) для бетонных плит и элементов сочлененных плит - из условия прочности бетона на изгиб краевых участков плит:
расч
R х W
ри
К <= ---------, (3.35)
пр кр
М
х(у)
где W - момент сопротивления плиты;
кр
М - изгибающий момент по краю плит от действия расчетной
х(у) или монтажной нагрузки;
б) для бетонных плит и элементов с краевым армированием, выдерживающих до появления трещин усилие 0,25 М(кр)_х(у) за счет арматуры на краевых участках плит шириной 2h - из условия прочности бетона в центре плит или элементов:
расч
R х W
ри
К <= ---------, (3.36)
пр ц
М
х(у)
ц
где М - изгибающий момент в центре плиты;
х(у)
в) для слабоармированных плит или плит с вероятностью образования одиночных трещин и для мест надрезов в сочлененных плитах - дополнительно из условия прочности сечения с узкой трещиной на действие изгибающего момента от монтажных нагрузок:
q
2BM
x
R >= -----, (3.37)
s F Z
a
где 2В - ширина плиты;
F - поперечное сечение арматуры в нижней зоне на ширине 2В;
а
q
М - изгибающий момент от действия монтажной нагрузки;
х
Z - плечо внутренней пары сил, определяется по СНиП 2.03.01-84.
При работе плит на ровных основаниях, не дающих неравномерных осадок, расчет проводят из условия ограничения раскрытия трещин сверх пределов, указанных в СНиП 2.03.01-84, но не более 0,3 мм, а при работе на неустойчивых или неравных основаниях из условия работы арматуры в трещине или надрезе в качестве штыревого соединения;
г) для железобетонных плит с вероятным частым расположением узких трещин - из условия прочности армированных сечений без учета работы бетона на растяжение при действии изгибающего момента от колесной или монтажной нагрузки. При действии колесной нагрузки учитывается снижение жесткости плиты в продольном и поперечном направлениях за счет раскрытия трещин (по СНиП 2.03.01-84) или уменьшения расчетного модуля упругости сечения до уровня Е", определяемого по формуле
" Е
Е = -----------------------------------------, (3.38)
2 ,
Еh (h - x)(R - сигма + сигма )
s.ser пр пт
1 + -------------------------------------
,
Е х 7 х f R (h - x - a ) Z
а а s.ser o
где Е и Е - модули упругости соответственно бетона и арматуры;
а
R - напряжения в арматуре после раскрытия трещин (табл. 20,
s.ser СНиП 2.03.01-84);
сигма - предварительное напряжение в арматуре;
пр
сигма - потери предварительного напряжения в арматуре;
пт
f - площадь поперечного сечения арматуры;
а
х' - высота сжатой зоны бетона;
а - толщина защитного слоя растянутой арматуры (до оси
о арматуры);
д) для предварительно напряженных плит или сечений на действие монтажных нагрузок:
по прочности напряженного бетона на растяжение при изгибе с одновременной работой на изгиб напряженной арматуры (1-я стадия) и по прочности на изгиб с появлением узких трещин (2-я стадия) по СНиП 2.03.01-84.
При действии колесных нагрузок дополнительно расчет ведут исходя из условия работы арматуры в узких трещинах в качестве штырей (3-я стадия).
3.28. Изгибающие моменты определяют при приложении нагрузки в центре, на краю, на углу и на торце, в продольном и поперечном направлениях.
Расчетную длину (L(ц)_х) и ширину (L(ц)_у) эпюр отпора основания определяют по формулам в случае приложения нагрузки:
в центральной части плиты
ц х
L = 2,5 l + а, (3.39)
х у
ц у
L = 2,5 l + в, (3.40)
у у
на торце и на углу с обратным выгибом
т ц т ц
L = 0,7 L ; L = 0,7 L , (3.41)
х х у у
где а и в - полудлина и полуширина отпечатка колеса, отнесенных к нейтральной линии плиты.
Для двухколесной опоры с расстоянием между отпечатками колес в'
а = 0,87R + 0,5h; (3.42)
а = 1,15R + 0,5h + 0,5в'.
Величины L(ц)_х, L(ц)_у, L_(т)х и L(т)_у ограничиваются размерами плит, причем L(ц)_х, L(ц)_у <= А; L(т)_х <= В; L(т)_у >= 2В (рис.3.1).
При определении l(х)_у принимается во внимание модуль упругости Е(э)_о (см. формулу (3.11)) бетона или плиты в продольном направлении, при определении l_у(e) - в поперечном направлении. Значение Е_0(э) определяется при Д = 50 см.
На первой стадии при двухстадийном строительстве модуль упругости Е(э)_0 земляного полотна принимается равным 0,37 табличного значения модуля упругости (песка или супеси) или численно равен табличному значению модуля деформации.
Изгибающий момент определяют по формулам:
а) в центре плиты:
в продольном направлении
ц ц
L L
ц x у
М = 0,159Q (--- G + мю --- G ), (3.43)
х ц а ц в
L L
у х
в поперечном (для плит шириной не более 2,2 м)
ц
L
ц у
М = 0,159Q ---- G , (3.44)
у ц в
L
х
где G и G - коэффициенты влияния размеров штампа;
а в
а в
G = 1 - 1,136 --- и G = 1 - 1,136 ---; (3.45)
а ц в ц
L L
х у
б) на краю плиты:
в продольном направлении
ц
0,318QL х G
кр х а
М = -------------; (3.46)
х т
L + в
у
в поперечном направлении
ц
0,318QL х G
кр у в
М = -------------; (3.47)
у т
L + а
х
в) на поперечном торце плиты в продольном направлении:
т
0,318QL
т х 1
М = -------- (1 - 2,78 ---); (3.48)
х ц т
L L
у х
г) на углу плиты в продольном направлении:
т
0,295QL
х 1
М = -------- (1 - 2,78 ---). (3.49)
ц т
L + в L
у х
Коэффициент, учитывающий влияние соседней оси К_а, удаленной от первой оси на расстояние а(l), для центральных частей плит в продольном направлении определяется по формуле
l
а
К = корень 4-й степени (----). (3.50)
а ц
L
х
За счет того, что при центральном нагружении краевые участки плит при пластических деформациях основания недогружены, продольный изгибающий момент в центре плиты уменьшается до величины, определяемой по формуле
ц
, М х 0,8В
ц х
М = -----------------, (3.51)
х ц пи 0,8В
L х sin --------
у ц
2L
у
а поперечный изгибающий момент - до величины
ц
, М х 0,8А
ц у
М = -----------------. (3.52)
у ц пи 0,8А
L х sin --------
х ц
2L
х
При расчете ненапряженных плит длиной более 2 м, укладываемых на неровное основание, изгибающий момент при нагружении на торце и углу плиты определяется по формулам (3.48) и (3.49), а в центре плиты - по формулам (3.43) и (3.44), причем, при В > 100 см, вместо Q принимается 2Q.
3.29. Изгибающий момент М(q)_х от монтажных нагрузок определяется по формуле
2
2 a
q l l
М = 1,1 К гамма h(--- - ----), (3.53)
х q 8 2
где l - расстояние между монтажными скобами на длинной стороне
плиты;
а - расстояние от монтажных скоб до торцов плиты;
l
гамма - плотность бетона;
К - коэффициент динамичности (коэффициент прихватывания плиты к
q форме);
для плит длиной 3,5 м и менее К_q = 1,5;
для плит длиной более 3,5 м К_q = 2,0.
3.30. Количество арматуры в железобетонных и предварительно напряженных плитах определяется исходя из внутренних изгибающих моментов, вычисленных по СНиП 2.03.01-84.
При пропаривании плит для повышения их трещиностойкости необходимо на краях располагать дополнительную арматуру диаметром 8-10 мм по одному стержню в верхней и нижней зонах, а в зонах заанкерования предварительно напряженных стержней - дополнительно к расчету по два стержня диаметром 8-10 мм.
При интенсивности движения до 1000 авт./сут количество арматуры определяется исходя из того, что на расстоянии L(т)_х от поперечных краев возможно появление поперечных трещин, которые существенно снижают изгибающий момент в плите в зоне трещин, а арматура должна работать в качестве штыревого соединения.
В данном случае площадь поперечного сечения арматуры F_а (см2 на длину трещины l_тр):
Q
F = 0,07 ----, (3.54)
а R
и
где R - марочная прочность бетона (средняя прочность) на сжатие;
u
l - длина трещины, принимаемая равной для края плиты 0,4 L(ц)_у,
тр
для центра - 0,8 L(ц)_у.
Толщину плиты при этом устанавливают исходя из выбранного заранее расстояния между трещинами лямбда_тр (при 2А = 2 лямбда_тр). Толщина может колебаться от 8 до 16 см. Общий расход арматуры определяют также из условия работы плиты на монтажные нагрузки.
Расход арматуры в сочлененных плитах рассчитывают по колесной нагрузке с помощью формулы (3.54), а из действия монтажной нагрузки - исходя из формулы (3.53). Арматуру, рассчитанную на монтажные нагрузки, располагают в верхней и в нижней зонах.
3.31. Толщину бетонных плит определяют из формулы (3.35), плит с краевым армированием - (3.36).
3.32. Шпунтовые соединения типа "выступ-паз", которые целесообразно устраивать на поперечных гранях плит, должны быть шириной 0,25h и иметь плавные очертания. Высота гребня или глубина паза 1,9-2,5 см.
На продольных гранях можно устраивать сдвоенные или строенные пазы общей шириной 0,3h и глубиной 5-8 мм.
Прочность стыковых соединений должна быть не менее Р_тр и определяться по формуле (3.24).
Фактическую прочность горизонтальной скобы Р(ф)_ск (МПа), при длине в зоне заделки не менее 10d, вычисляют по формуле
ф 2
P = R (4d + F ), (3.55)
ск и n
где d - диаметр арматуры скобы;
F - площадь опирания полки скобы на бетон.
n
Прочность сварки скоб определяют по нормам расчета стальных конструкций на повторную нагрузку исходя из площади поперечного сечения сварного шва.
Допустимое усилие на вертикальную скобу рассчитывают по прочности анкерной заделки скобы в бетон:
ф 2
Р = 6R d . (3.56)
ск и
Допустимое усилие на горизонтальную монтажную скобу при подъеме плит определяют по формуле
ф 2
P = 1,86R d . (3.57)
ск и
Это усилие должно составлять не менее половины веса плиты.
Расчет основания
3.33. Критерием устойчивости основания является устойчивость его по сдвигу и отсутствие недопустимых деформаций под торцами плит к концу расчетного срока службы. Для дорог I-III категорий величину предельно допустимых деформаций или высоту уступов между плитами в поперечных швах устанавливают равной 0,3 см.
Толщину дорожной одежды в целом определяют также из условия обеспечения отвода влаги из основания и из расчета на морозное пучение.
3.34. Устойчивость основания по сдвигу допускается оценивать двумя вариантами.
При расчете на формирование в результате накопления остаточных деформаций в основании к концу срока службы дорожной одежды уступов между плитами высотой не более 0,3 см устойчивость считают обеспеченной при условии q_расч. <= q_доп.
3.34.1. Расчетное давление q_расч (МПа) на основание при нагружении обоих углов плиты у поперечного шва (длина плиты более 15h) можно определить по формуле
27,4 х Q х m
ст т
q = --------------; Q - в кН; L - в см, (3.58)
расч т т х(у)
L х L
х у
где m - коэффициент, учитывающий влияние стыкового соединения;
ст если стык работает, то m_ст =0,7, если нет, то m_ст = 1,0.
Значения L(т)_х и L(т)_у, не должны превышать, соответственно, 2А и 2В. Если под плитой основание толщиной h_о укрепленное, то проверку на сдвиг проводят на глубине h_о, a L(т)_х и L(т)_у увеличивают на 3h_о; при этом L(т)_у <=2В + 4h_о и L(т)_х <= 2А + 2h_о.
На подошве слоя песка толщиной h_п значения L(т)_х и L(т)_у увеличивают на 0,7h_п.
При применении подшовных подкладок - L(т)_х <= 2А + 0,5 l_п,
где l_п - размер подшовной подкладки вдоль покрытия для поперечных швов и поперек покрытия для продольных швов и краев.
Расчетное давление q_расч (МПа) на основание составляет:
для плит длиной 8-15h
,
Q + Q 3Q(А + а) 3Q(В - в)
q = 10 (----- + -------- + ---------), (3.59)
расч 4АВ 2 2
4А В 4АВ
для плит длиной менее 8h
,
10(Q + Q )
q = ------------, (3.60)
расч ,
3В(Q + Q А)
а
где Q' - вес плиты, кН; Q - в кН; А, В, а, в - в см.
3.34.2. Допустимое давление q_доп (МПа) на основание
m т
q = ----- [n A L гамма + n А (h + h + h ) гамма + n A C], (3.61)
доп 100К j 1 у гр q 2 o в.с гр c 3
н
где m - коэффициент, учитывающий условия работы; m = 1,3;
К - коэффициент надежности; K_н = 1,1;
н
А , А и А - безразмерные коэффициенты, зависящие от угла
1 2 3 внутреннего трения грунта, принимаемые по табл. 3.5;
гамма - удельный вес грунта, тс/м3;
гр
h - толщина выравнивающего слоя;
в.с.
С - удельное сцепление грунта основания (см. обязательное
приложение 3), МПа;
n , n и n - коэффициенты, учитывающие размеры площадки
j q c нагружения:
т т т
0,25L 1,5L 0,3L
у у у
n = 1 - ------; n = 1 + -----; n = 1 + -----, (3.62)
j т q т c т
L L L
х х х
L_х(y), h, h_о, и h_в.с. принимаются в м; L(у)_х (т) = 0,7L(у)_х.
Таблица 3.5
Угол внутреннего трения грунта фи, град |
Безразмерные коэффициенты | ||
А_1 | А_2 | А_3 | |
4 | 0,06 | 1,25 | 3,51 |
8 | 0,10 | 1,39 | 3,71 |
10 | 0,18 | 1,73 | 4,17 |
24 | 0,72 | 3,87 | 6,45 |
26 | 0,84 | 4,37 | 6,90 |
28 | 0,98 | 4,93 | 7,40 |
30 | 1,15 | 5,59 | 7,95 |
32 | 1,34 | 6,35 | 8,55 |
34 | 1,55 | 7,21 | 9,21 |
36 | 1,81 | 8,25 | 9,98 |
38 | 2,11 | 9,44 | 10,80 |
40 | 2,46 | 10,84 | 11,74 |
3.34.3. Высота накапливаемых уступов омега_уст (см) между плитами:
8,5QK х m
д ст
омега = ------------ (1 + К х lgN ), (3.63)
уст т q pt
E L
o у
т
где Q - в кН; L - в см; Е - в МПа;
у о
К - коэффициент, учитывающий влияние виброползучести при
д динамическом нагружении подвижной колесной нагрузкой:
о о о
(К - К )(h - h )
о песок д о о
К = К + --------------------; (3.64)
д д о
h
о
о
К - то же, для основания толщиной по табл. 3.6;
д
h - проектная, т.е. предварительно назначенная толщина слоя
о укрепленного основания;
К - коэффициент, учитывающий влияние нагруженности основания по
q сдвигу;
Таблица 3.6
Основание | Толщина основания h(о)_о, см |
Материал выравнивающего слоя | Значение К(о)_д, когда стыки | |
не работают | работают | |||
Песчаное | Песок | 5,7** | 1,6** | |
СНМ | 2-3*/** | 1,3** | ||
Подшовные подкладки | 2-3* | 1,2-1,5* | ||
Песчано-гравийное | 20 | Песок | 2,0 | 1,2 |
20 | Цементопесчаная смесь | 1,2 | 1,0 | |
Цементогрунтовое | 16 | Песок | 1,5 | 1,1 |
16 | Цементопесчаная смесь | 1,1 | 1,0 | |
Нефтегрунтовое | 20 | Нефтегрунт | 2,2 | 1,3 |
20 | СНМ | 1,8 | 1,2 | |
Нефтецементогрунтовое | 20 | Нефтегрунт | 1,2 | 1,1 |
Грунтовое с добавкой отработанных буровых растворов |
20 | СНМ | 1,1 | 1,0 |
______________________________
* Меньшее значение - для более сухого грунта земляного полотна, уплотненного в летнее время.
** Для песчаных оснований из однозернистых (барханных) песков значение при отсутствии стыков увеличивают в 1,3 раза, а при наличии - в 2 раза.
q - 0,15 х q
расч доп
К = ------------------. (3.65)
q q
доп
Из формулы (3.63) получаем
8,5QК х m
тр д ст
Е = ------------- (1 + К х lgN ), (3.66)
о т q р
L х омега
у доп
где омега - в см.
доп
Величину h_о назначают предварительно, а затем для определения L_у(т) уточняют исходя из условия Е(тр)_о <= Е_о х Е_о для назначенной толщины основания определяют как эквивалентный модуль упругости по обязательным приложениям 3 и 4.
Подшовные подкладки, применяемые для укрепления песчаных оснований, должны выдерживать на песчаном основании на изгиб (при приложении нагрузки через полосу шириной 10 см, размещенную в центре подкладки) нагрузку, равную 0,5Q.
Подшовные подкладки следует располагать на такой высоте, чтобы после прикатки покрытая несколькими проходами крана по сборному покрытию подкладки находились заподлицо с поверхностью основания.
При использовании в основании некондиционных сборных плит вначале определяют их конструктивные и прочностные характеристики по тем группам, на которые они были предварительно рассортированы. Расчет этих плит проводится с учетом увеличения размеров (а и в) площадки нагружения на половину толщины верхнего асфальтобетонного слоя. При необходимости под плитами можно применять укрепленный нижний слой основания, толщина которого определяется расчетом.
Расчет по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев
3.35. Дорожную одежду проектируют из расчета, чтобы под действием кратковременных или длительных нагрузок в подстилающем грунте или малосвязных (песчаных) слоях за весь срок службы не накапливались недопустимые остаточные деформации формоизменения. Недопустимые деформации сдвига в конструкции не будут накапливаться, если в грунте земляного полотна и в малосвязных (песчаных) слоях обеспечено условие
Т
пр
Т <= -----, (3.67)
тр
К
пр
тр
где К - требуемое минимальное значение коэффициента прочности,
пр определяемое с учетом заданного уровня надежности,
согласно табл. 3.1;
Т - расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего
напряжения непогашенная внутренним трением) в расчетной
(наиболее опасной) точке конструкции от действующей
временной нагрузки;
Т - предельная величина активного напряжения сдвига (в той же
пр точке), превышение которой вызывает нарушения прочности на
сдвиг, определяемые ОДН 218.046-01 по проектированию
нежестких дорожных одежд с учетом того, что в зоне швов
покрытия расчетный модуль упругости бетонного покрытия
назначают согласно табл. 3.7.
Таблица 3.7
Класс бетона на растяжение при изгибе |
В_tb 4,4 | В_tb 4,0 | В_tb 3,6 | В_tb 3,2 | В_tb 2,8 | В_tb 2,4 | В_tb 2,0 | В_tb 1,6 | В_tb 1,2 | В_tb 0,8 | |
Е_расч, МПа |
Тяжелый бетон | 1770 | 1650 | 1600 | 1520 | 1420 | 1310 | 1150 | 930 | 780 | 650 |
Мелкозернистый бетон |
1400 | 1300 | 1250 | 1150 | 1100 | 1000 | 850 | 700 | 600 | 500 |
Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость и дренирующую способность
3.36. Расчет морозозащитных слоев основания проводят в соответствии с положениями ОДН 218.046-01 по проектированию нежестких дорожных одежд исходя из следующих допустимых величин общего приподнятия от выпучивания:
для цементобетонных покрытий при эксплуатации по первой расчетной схеме, для сборных покрытий из железобетонных ненапряженных плит длиной более 25h - 3 см;
для цементобетонных покрытий при эксплуатации по второй расчетной схеме, для сборных покрытий из железобетонных ненапряженных плит длиной менее 25h, из сочлененных и предварительно напряженных плит:
при отсутствии в поперечных швах стыков - 4 см;
при их наличии - 6 см.
3.37. Проектирование устройств по осушению дорожных одежд и земляного полотна, включая расчет дренирующего слоя, проводят также согласно ОДН 218.046-01. Ориентировочно толщину дренирующего слоя h_ф (м) определяют в общем случае по формуле
L
ф
h = 0,1(1 + ----), (3.68)
ф К
ф
где L - длина участка фильтрации, равная половине ширины насыпи, м;
ф
К - коэффициент фильтрации дренирующего материала, м/сут.
ф
При применении в основании нетканых синтетических материалов (геотекстиля) с К_ф >= 50 м/сут толщину дренирующего слоя из песка уменьшают на 10-15 см, из песчано-гравийной смеси (ПГС) - на 7-10 см.
Меньшие значения уменьшения толщины дренирующего слоя принимают при использовании средне- и крупнозернистых песков и при содержании гравия в ПГС более 50%, большие - при использовании мелкозернистых песков и при содержании гравия в ПГС менее 50%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 3 декабря 2003 г. N ОС-1066-р)
Текст документа приводится по официальному изданию Минтранса России (Москва, 2004 г.)
Настоящие методические рекомендации введены в действие с 1 января 2004 г.
Взамен ВСН 197-91
Руководители работ: канд. техн. наук В.М. Юмашев и д-р техн. наук В.Д. Казарновский (Союздорнии)
В подготовке текста Рекомендаций участвовали сотрудники Союздорнии: инж. В.А. Зельманович (ответственный исполнитель), канд. техн. наук А.М. Шейнин, канд. техн. наук С.В. Эккель, канд. техн. наук. В.И. Коршунов, инж. И.В. Басурманова (вопросы конструирования, расчета жестких дорожных одежд и расчетных характеристик цементобетона)
Кроме материалов Союздорнии, использованы материалы, полученные от организаций-соисполнителей:
Санкт-Петербургского филиала Союздорнии: д-р техн. наук Ю.М. Васильев, кандидаты технических наук П.И. Теляев, А.О. Салль, М.А. Железников, инж. В.Н. Лукантьева (вопросы расчета прочности и устойчивости дорожной одежды);
Смоленского филиала Союздорнии: д-р техн. наук А.В. Линцер, канд. техн. наук Ю.Н. Высоцкий (вопросы конструирования жестких дорожных одежд);
МАДИ (ТУ): д-р техн. наук В.П. Носов, кандидаты технических наук М.С. Коганзон, В.К. Апестин (вопросы расчета и конструирования жестких дорожных одежд);
ГП "Росдорнии": канд. техн. наук Л.Б. Каменецкий, инж. О.Н. Нагаевская (вопросы конструирования и расчета цементо-бетонных покрытий и асфальтобетонных покрытий на цементо-бетонном основании)
Учитывались также опубликованные материалы исследований, выполненных в период 1983-1999 гг. под руководством канд. техн. наук В.А. Чернигова и канд. техн. наук B.C. Орловского
Использованы также результаты разработок, выполненных в различных организациях, отраженные в Инструкции по проектированию жестких дорожных одежд Минтрансстроя СССР (ВСН 197-91)