Методические рекомендации
по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог
(утв. распоряжением Минтранса РФ от 19 ноября 2003 г. N ОС-1018-р)
Дата введения 1 января 2004 г.
См. также ВСН 23-75 "Указания по разметке автомобильных дорог", утвержденные Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 8 апреля 1975 г.
Предисловие
Для устройства покрытий жестких дорожных одежд используются два вида материалов: асфальтобетон и цементобетон. Опыт проведения контрольно-полевых испытаний материалов для разметки дорог одновременно на асфальтобетонном и цементобетонном покрытиях и эксплуатация разметки показали, что долговечность красок на цементобетонном покрытии на 25 - 30% меньше, чем на асфальтобетонном.
Однако имеющаяся научно-техническая документация в области разметки не учитывает влияние типа покрытия на долговечность разметки. В ней отсутствуют также технологические требования к материалам, в зависимости от условий эксплуатации, и методы их оценки.
Работа Союздорнии с производителями и контрольно-полевые испытания, проводимые Росавтодором, позволили создать банк данных новых отечественных материалов для разметки дорог, в том числе пригодных для разметки на цементобетонных покрытиях. К ним относятся высококачественные краски, содержащие в качестве связующих акриловые и кремнийорганические полимеры, холодные пластики и спрейпластики.
Объемы работ по разметке с каждым годом увеличиваются, поэтому правильный выбор материала позволит увеличить срок службы разметки и уменьшить расходы на ее выполнение.
1. Общие положения
1.1. Разметка автомобильных дорог устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств и пешеходов, является средством визуального ориентирования водителей и применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами с целью повышения безопасности дорожного движения, увеличения скорости движения автомобилей и пропускной способности дороги.
1.2. Нанесение разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог и элементы дорожных сооружений осуществляют на основе проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 [1] и ГОСТ Р 51256-99 [2], и согласованной с органами ГИБДД.
Качество разметки и применяемых материалов должно отвечать требованиям ГОСТ Р 51256-99.
1.3. Разметка эффективна, если она обладает следующими свойствами:
а) хорошей видимостью в светлое и темное время суток, в различных погодных условиях;
б) устойчивостью к изменениям температуры, химическим и метеорологическим воздействиям;
в) обеспечивает необходимое для безопасного движения сцепление колеса с дорогой;
г) быстро формируется после нанесения, не задерживая движение автотранспорта;
д) обладает функциональной долговечностью, т.е. имеет необходимый срок эксплуатации.
1.4. Функциональная долговечность разметки зависит от качества разметочного материала, типа дорожного покрытия и уровня эксплуатационной нагрузки. Уровень эксплуатационной нагрузки на линии горизонтальной разметки зависит от интенсивности движения на автодороге (категории дороги), ширины проезжей части, назначения линий разметки (т.е. положения линий и других элементов разметки по ширине дороги), наличия кривых в плане и разворотов на дороге, качества дорожного покрытия, а также от климатических условий.
Однако не в меньшей степени долговечность разметки зависит от соблюдения рекомендуемой технологии ее нанесения.
1.5. Разметку автомобильных дорог с цементобетонным покрытием рекомендуется выполнять специальными высококачественными красками (эмалями), холодным пластиком и спрейпластиком, световозвращателями.
Настоящие Рекомендации определяют требования к материалам и технологии нанесения разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог для красок (эмалей), холодных пластиков и спрейпластиков.
1.6. На неосвещенных автомобильных дорогах разметка должна быть световозвращающей. Для придания разметке световозвращающих свойств, а также повышения ее видимости в светлое и темное время суток, в различных погодных условиях используют специальные рефлектирующие материалы - стеклянные микрошарики (СМШ).
Настоящие Рекомендации определяют требования и условия применения для разметки СМШ.
2. Выбор материала и срок службы разметки
2.1. Выбор разметочного материала определяется уровнем эксплуатационной нагрузки на участке, предназначенном для нанесения разметки.
2.2. Расчет уровня эксплуатационной нагрузки производится с использованием системы баллов по следующей схеме:
2.2.1. Интенсивность движения
Интенсивность движения, общее количество автомобилей в сутки |
Количество баллов |
Менее 6000 | 1 |
От 6000 до 10000 | 2 |
От 10000 до 20000 | 4 |
Более 20000 | 6 |
2.2.2. Ширина проезжей части
Ширина проезжей части, м |
Ширина полосы движения, м |
Количество баллов |
До 6 | До 3 | 3 |
От 6 до 7,5 | От 3 до 3,75 | 1 |
Более 7,5 | Более 3,75 | 0 |
2.2.3. Назначение разметки и место ее нанесения
Вид наносимой разметки | Количество баллов |
Краевые линии | 0 |
Разметка мест парковки | 2 |
Разметка в местах спуска или подъема | 2 |
Все осевые линии, обозначение островков безопасности (линии 1.16 по ГОСТ Р 51256-99), въезд на которые запрещается |
4 |
Разделительные линии полос вне городской черты, линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется не постоянно |
5 |
Линии поперечной разметки, проезд по которым осуществляется постоянно |
10 |
2.2.4. Тип и качество дорожного покрытия
Характеристика дорожного покрытия | Количество баллов |
Ровное цементобетонное дорожное покрытие без видимых разрушений с естественной шероховатостью |
2 |
Ровное цементобетонное дорожное покрытие без видимых разрушений с искусственной шероховатостью |
3 |
2.2.5. Сезонные факторы эксплуатации
Сезонные факторы эксплуатации | Количество баллов |
Использование противогололедных смесей | 1 |
Использование механических средств для уборки дорог | 2 |
Переход температуры воздуха через 0°С | 3 |
2.2.6. Дополнительные факторы, баллы по которым прибавляются к баллам п. 2.2.3
Вид наносимой разметки | Количество баллов |
Разметка на пересечениях дорог в одном уровне | 3 |
Разметка на кривых в плане и разворотах радиусом до 70 м |
4 |
Разделительные линии полос в черте населенного пункта, проезд по которым осуществляется постоянно |
10 |
2.2.7. Уровень эксплуатационной нагрузки на участке определяется путем нахождения суммы баллов, соответствующих условиям эксплуатации данного участка, по п.п. 2.2.1 - 2.2.6 из следующей таблицы.
Уровень эксплуатационной нагрузки | Сумма баллов |
1 | 1-5 |
2 | 6-10 |
3 | 11-15 |
4 | 15-20 |
5 | Более 20 |
Используемый для разметки материал должен соответствовать уровню эксплуатационной нагрузки размечаемого участка, обладать оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение необходимого срока.
2.3. Срок службы временной разметки ограничивается продолжительностью событий, потребовавших ее введения.
2.4. Срок службы (функциональная долговечность) постоянной разметки красками (эмалями) на цементобетонных покрытиях автомобильных дорог до ее износа на 50% на любом участке протяженностью 50 м должен быть не менее 6 месяцев; холодными пластиками до ее износа (разрушения) на 25% на любом участке протяженностью 50 м - не менее 12 месяцев.
2.5. Выбор оптимального маркировочного материала в зависимости от условий его эксплуатации осуществляется в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Выбор оптимального разметочного материала в зависимости от условий его эксплуатации
Маркировочный материал | Уровень эксплуатационной нагрузки участка автодороги |
Функциональная долговечность разметки, мес., не менее |
Краска | Временная разметка | Не нормируется |
1 2 3 |
18 12 6 |
|
Холодный спрейпластик (толщина слоя 0,8 мм) |
2 3 4 |
18 12 6 |
Холодный пластик (толщина слоя 2-3 мм) |
3 4 5 |
24 18 12 |
3. Маркировочные материалы. Общие технические требования
3.1. Для нанесения разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог используют краски (эмали), холодные пластики и спрейпластики.
Краска представляет собой суспензию пигментов, минеральных наполнителей, технологических и функциональных добавок в растворе полимерного связующего.
Холодные пластики поставляются в виде двух компонентов А и Б.
В состав компонента А входят: раствор смолы в мономере, пигмент, наполнитель, технологические и функциональные добавки.
Компонент Б является отвердителем.
3.2. Технические требования к краскам (эмалям) приведены в табл. 2.
Таблица 2
Требования к показателям качества красок (эмалей) для разметки дорог
Наименование показателей | Технические требования |
Цвет | Белый, желтый, оранжевый |
Коэффициент яркости, не менее: | |
белой краски | 0,8 |
желтой краски | 0,5 |
оранжевой краски | 0,4 |
Плотность, г/см3 | Не менее 1,5 |
Содержание нелетучих веществ, % | Не менее 70 |
Вязкость при применении, по ВЗ-246(4) при 20°С, с | 60-140 |
Степень перетира, мкм, не более | 70 |
Адгезия к стеклу или цементобетону, усл.балл | 1-2 |
Устойчивость пленки краски на цементобетоне к действию воды, насыщенного раствора NaCl и 10%-ного раствора NaOH, ч |
48 |
Время высыхания до ст. 3 при температуре (20+-2)°С и влажности не более 75% при толщине жидкой пленки не менее 0,3 мм, мин, не более |
30 |
Гарантийный срок хранения, мес., не менее | 3 |
Срок эксплуатации, мес., не менее | 6 |
Рекомендуемые краски (эмали) приведены в табл. 1 приложения 1. Методы их испытаний даны в приложении 2.
3.3. Дополнительно к параметрам, приведенным в табл. 2, на стендовом оборудовании, описанном в приложении 5, может быть испытана износостойкость разметочных красок (эмалей), связанная с их долговечностью.
Повышенный блеск разметки является фактором, который ослепляет водителей и ухудшает видимость разметки.
Поэтому в табл. 3 приведены дополнительные требования по износостойкости и блеску красок (эмалей), не отраженные в имеющейся нормативно-технической документации, но позволяющие более полно оценивать их качество. Нормы по этим параметрам являются факультативными и могут быть изменены по мере набора статистических данных.
Таблица 3
Дополнительные требования к качеству красок (эмалей) для разметки дорог
Наименование показателей | Технические требования |
Износостойкость, %, не менее | 75 |
Износостойкость на цементобетонном покрытии, число проходов колеса до износа лакокрасочного покрытия 50%, не менее |
20 000 |
Блеск, ед. блеска, не более | 10 |
3.4. Технические требования к холодным пластикам и спрейпластикам для разметки дорог приведены в табл. 4.
Холодные пластики и спрейпластики приведены в табл. 2 приложения 1. Методы их испытаний даны в приложении 3.
Таблица 4
Технические требования к показателям качества холодных пластиков и спрейпластиков для разметки дорог
Наименование показателей | Технические требования |
Цвет | Белый, желтый |
Остаток сухого вещества, % | Не менее 97 |
Плотность неотвержденной суспензии компонента А, г/см3 | Не менее 1,5 |
Толщина слоя при нанесении разметки, мм, | |
холодным пластиком | 2,0-3,0 |
спрейпластиком | 0,8-1,2 |
Время отверждения при 20°С, мин, не более | 20 |
Водопоглощение, %, не более | 0,01 |
Коэффициент яркости, не менее | 0,8 |
Коэффициент сцепления | В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256, но не менее 0,3 |
Срок эксплуатации, мес., не менее | 12 |
Дополнительные технические требования | |
Блеск, ед. блеска, не более | 10 |
4. Рефлектирующие материалы. Общие технические требования
4.1. Стеклянные микрошарики (СМШ) применяются с целью обеспечения видимости дорожной разметки в темное время суток в отраженном свете фар транспортных средств.
Стеклошарики представляют собой гранулы из прозрачного стекла (не полые) сферической формы.
4.2. Технические требования к СМШ для разметки дорог приведены в табл. 5. СМШ приведены в табл. 3 приложения 1. Методы их испытаний даны в приложении 4.
Таблица 5
Технические требования к СМШ для разметки дорог
Наименование показателей | Технические требования |
1. Внешний вид | Прозрачные шаровидные частицы, содержащие не более 5% газовых включений и не слипшиеся друг с другом |
2. Гранулометрия: - содержание технологических остатков в виде осколков, %, не более - содержание несферических частиц, %, не более - содержание основных фракций, %, не менее - минимальный размер, мкм - максимальный размер, мкм |
5 20 75 40 1500 |
3. Коэффициент преломления | Не менее 1,5 |
4. Плотность, г/см3 | Не менее 2,4 |
5. Обработка поверхности | Необходима обработка поверхности СМШ для придания им гидрофобных свойств |
5. Горизонтальная дорожная разметка. Общие технические требования
5.1. Горизонтальная дорожная разметка цементобетонных покрытий должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256-99.
5.2. Для повышения контрастности и видимости разметки белого цвета на цементобетонном покрытии для автодорог I категории и магистральных улиц непрерывного движения рекомендуемый коэффициент яркости разметки не менее 0,8.
5.3. Коэффициент яркости разметки при диффузном освещении (Qd), определяющий дневную видимость разметки, соответствует значениям, указанным в табл. 6.
5.4. Для автомобильных дорог I категории (магистральных улиц непрерывного движения) с цементобетонным покрытием рекомендуется использовать материалы, обеспечивающие следующие классы горизонтальной дорожной разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении:
Q4 - для белого цвета;
Q3 - для желтого цвета;
Q2 - для оранжевого цвета.
Таблица 6
Коэффициент яркости разметки при диффузном освещении
Цвет разметки |
Класс разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении |
Коэффициент яркости при диффузном освещении для дорожной разметки (Qd) в сухом состоянии, не менее, мкд/лк.м2 |
Белый | Q0 Q3 Q4 |
Не нормируется 130 160 |
Желтый | Q1 Q2 Q3 |
Не нормируется 80 100 |
Оранжевый | Q0 Q1 Q2 |
Не нормируется 80 100 |
Для автомобильных дорог II и III категорий (магистральных улиц и улиц местного движения) с цементобетонным покрытием рекомендуется использовать материалы, обеспечивающие следующие классы горизонтальной дорожной разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении:
Q3 - для белого цвета;
Q2 - для желтого цвета;
Q1 - для оранжевого цвета.
Для автомобильных дорог IV категории (местных проездов) с цементобетонным покрытием рекомендуется использовать материалы, обеспечивающие следующие классы горизонтальной дорожной разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении:
Q0 - для белого, желтого и оранжевого цвета.
Указанные в п.п. 5.2 - 5.4 требования должны сохраняться:
- для разметки, выполненной красками (эмалями) - в течение первых трех месяцев эксплуатации;
- для разметки, выполненной холодным пластиком - в течение первых шести месяцев эксплуатации.
При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки допускается снижение значений коэффициентов яркости, приведенных в п.п. 5.2 - 5.4, не более чем на 25 . При дальнейшем снижении коэффициента яркости разметку необходимо возобновить.
5.5. Коэффициент сцепления горизонтальной дорожной разметки, выполненной холодным пластиком, соответствует требованиям ГОСТ Р 51256, но не менее 0,3.
6. Упаковка, маркировка, хранение маркировочных материалов
6.1. Краска (эмаль), компоненты холодного пластика должны быть герметично упакованы в соответствии с требованиями ГОСТ 9980.3 в металлические или пластмассовые бочки, ведра или другую тару по согласованию с потребителем.
6.2. Маркировка транспортной тары производится в соответствии с требованиями ГОСТ 9980.4 и ГОСТ 19433-88.
На каждой единице транспортной тары должны быть нанесены следующие сведения:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- наименование продукции;
- обозначение нормативно-технической документации на продукцию;
- номер партии;
- масса нетто, кг;
- дата изготовления;
- гарантийный срок хранения;
- знак опасности: класс 3;
- серийный номер ООН;
- классификационный шифр,
а также манипуляционные знаки по ГОСТ 14192 "Легковоспламеняющаяся жидкость", "Герметичная упаковка", "Верх".
6.3. Маркировочные материалы (за исключением водно-дисперсионных красок) хранят в неотапливаемом закрытом складском помещении, предохраняя от прямого солнечного света и влаги, при температуре от -40°С до +40°С.
Водно-дисперсионные краски хранят при температуре выше 0°С, но не более 40°С.
7. Подготовка и нанесение разметки
7.1. Маркировочный материал, предназначенный для нанесения разметки, должен сопровождаться техническим паспортом предприятия-изготовителя, техническими условиями, санитарно-гигиеническим заключением и инструкцией по применению. Перед использованием он также может быть испытан на соответствие требованиям табл. 2 - 4 и технических условий в специализированной исследовательской лаборатории.
7.2. Климатические условия нанесения материала и необходимые мероприятия подготовки его к нанесению должны быть указаны в инструкции по применению,
Рекомендуемые климатические условия для нанесения разметки:
температура воздуха и покрытия 5 - 35°С, влажность - не более 85%.
7.3. Перед использованием
- краска (эмаль) должна быть тщательно перемешана до однородного состояния, если вязкость краски превышает требуемую норму, она может быть разбавлена растворителем, рекомендованным в инструкции по применению в количестве, указанном там же.
- холодный (двухкомпонентный) пластик и спрейпластик должен сопровождаться инструкцией по применению, содержащей сведения о нормируемых соотношениях компонентов. Перед нанесением холодного пластика на поверхность покрытия автодороги два компонента его должны быть смешаны до однородного состояния смеси в соответствии с прилагаемой инструкцией.
7.4. Технологический процесс нанесения дорожной разметки включает следующие виды работ:
- подготовка поверхности дорожного покрытия;
- нанесение предварительной разметки;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение разметочных материалов, в том числе и микрошариков.
7.5. Перед выполнением работ по разметке автодорога должна быть подготовлена к ее нанесению. При необходимости должны быть проведены демаркировка старой разметки, текущий ремонт покрытия, заливка трещин, покрытие должно быть очищено, отмыто и высушено.
При строительстве или реконструкции бетонных покрытий с целью повышения долговечности можно рекомендовать наносить разметку в возрасте бетона 7 сут и менее.
Демаркировку линий старой разметки проводят в соответствии с требованиями раздела 8 настоящих Рекомендаций.
7.6. Нанесение предварительной разметки производят вручную или с помощью специального кронштейна-маркера, установленного на маркировочной машине.
Технология работ по нанесению предварительной разметки включает определение контрольных точек, натяжение шнура и нанесение точек, фиксирующих проектное положение линий и символов дорожной разметки.
Нанесение предварительной разметки необходимо начинать с осевых линий, а затем наносить параллельные им линии, разделяющие полосы движения.
7.7. Подгрунтовка, включая выбор материала и технологии, осуществляется в соответствии с рекомендациями производителя разметочного материала.
7.8. Разметку красками (эмалями) наносят с помощью специальных маркировочных машин путем пневматического (аэрозольного) или гидравлического (безвоздушного) распыления (приложение 6) в соответствии с регламентом и инструкцией по эксплуатации машины или вручную (по трафарету) краскораспылителем, кистью или валиком. При нанесении краски валиком микрошарики не применяются.
Перед началом работ по нанесению разметки и после их окончания емкости и другое оборудование, в котором находится краска, должны быть освобождены от использовавшейся ранее краски и тщательно промыты растворителем, рекомендованным в качестве разбавителя краски.
Технологический процесс механизированного способа нанесения разметки красками состоит из следующих стадий:
- подготовки краски;
- загрузки краски в емкость разметочной машины;
- подготовки машины к работе;
- нанесения подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесения разметки (краски и микрошариков) на покрытие автодороги;
- технологического перерыва для высыхания краски.
Технологический процесс ручного способа нанесения разметки красками включает стадии:
- подготовку краски;
- наложение трафарета или окантовку линий и символов разметки липкой лентой (скотчем);
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение разметки (не позднее чем через 10 с - микрошариков) на покрытие автодороги;
- технологический перерыв для высыхания краски.
7.9. Разметку холодным пластиком наносят с помощью специальных маркировочных машин в соответствии с регламентом и инструкцией по эксплуатации машины, волочильным ящиком - пластомаркером в соответствии с прилагаемой инструкцией или вручную по трафарету мастерком или шпателем. При нанесении холодного пластика пластомаркером или вручную микрошарики также наносятся вручную не позднее 30 с после нанесения разметки.
При механизированном способе нанесения холодного пластика производят:
- подготовку и загрузку компонентов А и Б в разные специальные емкости разметочной машины;
- подготовку машины к нанесению разметки;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение холодного пластика и микрошариков на покрытие автодороги;
- технологический перерыв для формирования холодного пластика.
При нанесении разметки холодным пластиком с помощью пластомаркера производят:
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- смешивание компонентов А и Б в определенном соотношении;
- загрузку смеси в пластомаркер;
- нанесение холодного пластика;
- нанесение стеклошариков не позднее 30 с после нанесения пластика;
- технологический перерыв для формирования холодного пластика.
Технология ручного способа нанесения разметки холодным пластиком включает:
- наложение трафарета или окантовку линий и символов липкой лентой;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- смешивание компонентов А и Б в определенном соотношении;
- розлив смеси внутри трафарета или окантовки и распределение, выравнивание ее мастерком или шпателем;
- нанесение стеклошариков не позднее 30 с после нанесения пластика;
- снятие трафарета или ленты;
- технологический перерыв для формирования холодного пластика.
Категорически запрещается оставлять холодный пластик, смешанный с отвердителем, в емкостях оборудования, используемого для нанесения разметки. Все оборудование, в котором находился холодный пластик с отвердителем, сразу после окончания работ необходимо освободить от остатков материала, тщательно отмыть растворителем, указанным в инструкции, во избежание потерь оборудования из-за загрязнения отвердевшим пластиком.
Утилизация растворителей промывки и остатков материалов производится по п. 9.5.
7.10. Для достижения наибольшего эффекта световозвращения и наилучшего удерживания в слое разметки подбор СМШ осуществляется исходя из следующих условий:
- поверхность стеклошариков должна быть свободна от маркировочного материала;
- стеклошарик должен быть утоплен в слой разметки наполовину. Для достижения этого размер микрошариков должен быть соизмерим с толщиной слоя разметки, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два-три слоя;
- наилучшими в отношении долговечности и световозвращения разметки краской являются стеклошарики размером 100-600 мкм, так как они должны выступать из сырой пленки, толщина которой составляет 400-600 мкм, наполовину;
- для холодных пластиков, толщина слоя разметки которых составляет 2-3 мм, используют микрошарики размером 600-1500 мкм;
- при наличии пленки воды на поверхности разметки применение крупных СМШ обеспечивает лучшие условия для эффективного световозвращения;
- для лучшего удерживания СМШ в слое разметочного материала и устранения слеживаемости поверхность СМШ обрабатывают (аппретируют) специальными составами для придания им гидрофобных свойств. В качестве аппрета используют кремнийорганические соединения: силаны или силоксаны.
7.11. Стеклошарики наносят тремя способами:
- введением в объем разметочного материала в количестве, необходимом для достижения требуемых значений коэффициента световозвращения, но не более 30%;
- нанесением на поверхность разметки в количестве, необходимом для достижения требуемых значений коэффициента световозвращения, но не более 300 г/м2;
- использованием этих двух способов одновременно для получения требуемых значений коэффициента световозвращения на разных этапах эксплуатации разметки.
Нанесение стеклошариков на поверхность дорожной разметки производят в автоматизированном режиме специальным пневматическим распределителем, входящим в комплект разметочных машин. Перед началом работ стеклошарики загружают в специальную емкость разметочной машины, откуда под давлением через специальную форсунку они подаются на поверхность свеженанесенной, несформировавшейся разметки.
При ручном нанесении дорожной разметки стеклошарики также наносят вручную.
8. Демаркировка линий дорожной разметки
8.1. Решение о проведении демаркировки линий дорожной разметки принимает заказчик на основании результатов обследования состояния линий старой разметки на участке, предназначенном для нанесения разметки, совместно со специализированной компетентной организацией. Обследование заключается в оценке степени износа линий, устанавливаемой ГОСТ Р 51256-99.
8.2. Комплекс работ по демаркировке включает следующие операции:
- определение зоны производства работ в соответствии со схемой демаркировки;
- подготовку необходимых машин, механизмов, приведение их в рабочее состояние;
- демаркировку линий разметки;
- очистку поверхности дорожного покрытия с использованием уборочных и поливомоечных машин.
8.3. Демаркировку линий разметки производят следующими способами:
- механическим удалением линий дорожной разметки специальными машинами-демаркировщиками или дорожными фрезами, обеспечивающими требуемое качество работ;
- удалением линий доро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог (утв. распоряжением Минтранса РФ от 19 ноября 2003 г. N ОС-1018-р)
Текст документа приводится по официальному изданию Минтранса России (Москва, 2004 г.)
Дата введения 1 января 2004 г.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании результатов исследований и эксплуатационных испытаний, проведенных ФГУП "Союздорнии", МАДИ (ГТУ) и РОСДОРКОНТРОЛЕМ Росавтодора. В Рекомендациях использованы данные зарубежных и отечественных разработок
Рекомендации подготовили сотрудники ФГУП "Союздорнии": зав. лаб., канд. хим. наук Костова Н.З., зав. лаб., канд. техн. наук Коршунов В.И., вед. науч. сотр., канд. техн. наук Ланге Ю.Г., вед. науч. сотр. Панфилов Ф.В.; сотрудники МАДИ (ГТУ): ст. науч. сотр. Свежинский В.Н., ст. науч. сотр. Гаврищук С.В