г. Казань |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А49-6199/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
ответчика - Пимуковой А.Ю., доверенность от 09.01.2017 б/н,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГКС Энерго"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Сергеева Н.В.)
по делу N А49-6199/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГКС Энерго" о признании незаконным постановления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 04.05.2016 N Ап 01-23-10-14.6; о признании незаконным представления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 04.05.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГКС Энерго" (далее - заявитель, общество, ООО "ГКС Энерго") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление по тарифам, госорган) о признании незаконным постановление от 04.05.2016 N Ап 01-23- 10-14.6; о признании незаконным представления от 04.05.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - открытое акционерное общество "Северный" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Северный" по ОЖФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Суд назначил ООО "ГКС Энерго" административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. В удовлетворении требований в части признания незаконным оспариваемого представления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу госорган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, выслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия установила следующее.
В ходе административного расследования в отношении общества должностными лицами госоргана установлено, что ООО "ГКС Энерго" в нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования к осуществлению расчетов за ресурсы), приказа Управления по регулированию тарифов от 02.12.2015 N 122 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению" (далее - Норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды), при проведении расчетов с ОАО "Северный" по ОЖФ за поставленную в расчетном периоде, с декабря 2015 года по январь 2016 года (включительно), горячую воду выставило счета-фактуры отдельно за каждый компонент горячей воды - тепловую энергию и холодную воду, не применяя норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды; общество в выставленных счетах-фактурах определило объем тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, исходя из показаний приборов учета, в связи с чем размер платежа за поставленный в период с декабря 2015 года по январь 2016 года (включительно) коммунальный ресурс при расчетах с ОАО "Северный" по ОЖФ завышена сумма в размере 86 447,73 руб.
По факту выявленных нарушений госорганом составлен протокол об административном правонарушении от 21.04.2016.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 04.05.2016 Управлением по тарифам вынесено постановление N Ап 01-23-10-14.6 о привлечении ООО "ГКС Энерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, а также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым руководителю общества предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сообщить в госорган об его исполнении в месячный срок со дня получения.
Посчитав указанные постановление и представление, нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 354, Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, Норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "ГКС Энерго" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая, характер совершенного административного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение заявителя, совершение ООО "ГКС Энерго" подобного нарушения впервые, пришел к выводу о возможности применения по настоящему делу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменив оспариваемое в рамках настоящего дела постановление в части назначенного наказания, с учетом его уменьшения до 50 000 рублей.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
В силу пункта 38 данных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Указанная формула предполагает определение размера платы за горячее водоснабжение как суммы произведения объема потребленной горячей воды и компонента на холодную воду, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, рассчитанного с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, и компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду (пункт 26 приложения N 2 к Правилам N 354).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (далее - договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы.
В соответствии с пунктом 5 данных Требований размер платежа исполнителя, который подлежит перечислению ресурсоснабжающей организации в общем размере платежей потребителей, определяется в размере, указанном в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленном потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Таким образом, размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
За занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.6 КоАП.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Во исполнение данного постановления Управлением по тарифам установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "ГКС Энерго" и ОАО "Северный" по ОЖФ (исполнитель) заключен договор от 12.01.2015 N 14-2/15, в соответствии с которым ООО "ГКС Энерго" обязалось подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде надлежащего качества для нужд отопления и горячую воду для нужд горячего водоснабжения многоквартирных домов, а абонент - оплачивать за счет средств собственников принятую тепловую энергию и горячую воду.
Пунктом 5.3 данного договора предусмотрено, что оплата за потребленную тепловую энергию производится по тарифу, утвержденному Управлением по тарифам, который считается измененным с момента утверждения нового тарифа.
Судами установлено, что Управлением по тарифам для общества установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для представления коммунальных услуг по горячему водоснабжению для неизолированных стояков и полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 в размере - 0,06700 Гкал, для неизолированных стояков и при отсутствии полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 в размере - 0,06200 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Как следует из счетов-фактур от 31.12.2015 N 71 и от 31.01.2016 N 1, ООО "ГКС Энерго", исходя из стоимости холодной воды на горячее водоснабжение, измеряемой в кубических метрах, и тепловой энергии на горячее водоснабжение, измеряемой в Гкал, выставило к оплате ОАО "Северный" по ОЖФ за декабрь 2015 года - 212 673,69 руб. (с НДС), в январе 2016 года - 227 323,81 руб. (с НДС).
Установив данные обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что ООО "ГКС Энерго" не использовало при образовании цены на коммунальный ресурс - горячую воду установленный госорганом норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, признав действия Управления по тарифам о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ правомерными, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого им постановления.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Поскольку материалами дела установлено, а также подтверждено судами, что обжалуемое представление вынесено в связи с нарушением заявителем вышеуказанных правовых норм, оснований для признания незаконным представления Управления по тарифам от 04.05.2016, у суда кассационной инстанции также не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что Правила N 354 и Требования к осуществлению расчетов за ресурсы на него не распространяются, в связи с чем общество при определении стоимости ресурса исходило из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказов Управления по тарифам от 19.12.2014 N 147 (на 2015 год) и от 18.12.2015 N 160 (на 2016 год), судами рассмотрен и ему дана надлежащая оценка с учетом нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на конкретные судебные акты не подтверждают отсутствия единообразной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными по настоящему спору.
Не принимается во внимание судебной коллегией кассационной инстанции также довод общества о неприменении судами нижестоящих инстанций Федерального закона от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", изложенного в дополнении к кассационной жалобе, поскольку он не был заявлен ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, в нарушение пункта 3 части 4 статьи 277 АПК РФ обществом не представлены суду кассационной инстанции доказательства направления дополнения к кассационной жалобе лицам, участвующим в деле.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, поэтому суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2016 по делу N А49-6199/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что Правила N 354 и Требования к осуществлению расчетов за ресурсы на него не распространяются, в связи с чем общество при определении стоимости ресурса исходило из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказов Управления по тарифам от 19.12.2014 N 147 (на 2015 год) и от 18.12.2015 N 160 (на 2016 год), судами рассмотрен и ему дана надлежащая оценка с учетом нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.
...
Не принимается во внимание судебной коллегией кассационной инстанции также довод общества о неприменении судами нижестоящих инстанций Федерального закона от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", изложенного в дополнении к кассационной жалобе, поскольку он не был заявлен ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2017 г. N Ф06-18981/17 по делу N А49-6199/2016