г. Казань |
|
06 марта 2017 г. |
Дело N А65-30645/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллиной А.К. (доверенность от 09.01.2017), Груздевой Е.И. (доверенность от 09.01.2017),
заинтересованного лица - Шайхразиева Р.Р. (доверенность от 12.10.2015),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-30645/2015
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Мохтаровой Лейсан Фаридовны, г. Набережные Челны (ОГРНИП 313167710200020, ИНН 165035821696), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Казань, третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Исполнительный комитет Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ, о признании недействительным решения от 12.12.2015 N 1600/501/15-155655,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство Мохтаровой Лейсан Фаридовны (далее- заявитель, крестьянское (фермерское) хозяйство, КФХ Мохтаровой Л.Ф.) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Тукаевскому Отделу кадастрового учета N 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") с заявлением о признании недействительным решения от 12.12.2015 N 1600/501/15-155655 об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, согласно утвержденному генеральному плану территории Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района, об обязании внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель: "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: "зона жилой застройки", земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, расположенного по адресу: Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Арбитражным судом вынесено протокольное определение об удовлетворении ходатайства заявителя об уточнении ответчика по делу, в связи с чем ответчиком является ФГБУ "ФКП Росреестра".
В судебном заседании 22.06.2016 арбитражным судом было вынесено протокольное определение об удовлетворении заявления КФХ Мохтаровой Л.Ф. об уточнении требований в части разрешенного земельного участка, с учетом уточнения заявитель просил: - признать недействительным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.12.2015 N 1600/201/15155655 об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесение изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, согласно утвержденному Генеральному плану территории Малошельниского сельского поселения Тукаевского муниципального района; - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: "основной вид разрешенного использования" "зона Ж1 -зона жилой застройки", земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, расположенного по адресу: Малошельнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2016 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Заявленные главой КФХ Мохтаровой Л.Ф. требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.12.2015 N 1600/501/15-155655 об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесения изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, согласно утвержденного Генерального плана территории Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости в категорию земель с "Земли сельскохозяйственного назначения" на "Земли населенных пунктов" и разрешенный вид использования: "основной вид разрешенного использования" "зона Ж1 - зона жилой застройки", земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, расположенного по адресу: Малошильнинское сельское поселение Тукаевского муниципального района РТ.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя нарушением судами норм материального и процессуального права, указав в жалобе, что 29.08.2014 на основании письма Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ и карты (плана) в виде ХМL - документа в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о границах населенного пункта Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ. Согласно указанным сведениям земельный участок с кадастровым номером 16:39:103701:17 расположен за пределами населенного пункта Большая Шильна Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ. В представленной Выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7 отсутствуют сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования, отсутствуют сведения об условно разрешенных видах использования земельного участка, предусмотренных зонированием территории.
В отзыве на кассационную жалобу КФХ Мохтаровой Л.Ф. указано на необоснованность доводов изложенных в кассационной жалобе, поскольку Генеральный план Малошильнинского СП последний раз утверждался 16.12.2014, соответственно сведения, содержащиеся в Выписке из Генерального плана от указанной даты более точны и соответствуют действительности. 17.02.2017 Вр.И.О. нотариуса Е.В. Шилова произвела осмотр доказательств в виде интернет-сайта адрес: htt://fgis.economy.gov.ru/fgis/, где размещен Генеральный план Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ. Осмотр произведен графической части (карты) Генерального плана, а именно: территориальных зон; Правил Землепользования и застройки Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ. Осмотр доказательств оформлен протоколом на 49 листах. При осмотре доказательств: карты Малошильнинского сельского поселения в части интересующего нас земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, с использованием функции приближающей изображение -(+), видны территориальные зоны и границы населенных пунктов, видно что рассматриваемый земельный участок входит в жилую зону и в границы н.п. Большая Шильна.
Согласно полученной выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.02.2017 N 16-0-1-228/4002/2017-204, земельный участок с кадастровым номером: 16:39:103701:17, принадлежащий Мохтаровой Л.Ф., имеет категорию земли: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "зона Ж-1-зона жилой застройки".
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 38 400 кв. м, адрес: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, тер.ДНП УК "Усадьба", кадастровый (условный) номер 16:39:103701:17.
Крестьянское (фермерское) хозяйство 17.11.2015 обратилось в адрес ответчика с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок; изменением вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренных зонированием территории.
Ответчиком 12.12.2015 было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 1600/201/15-155655. В решении ответчик указал, что ответ на межведомственный запрос Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района, свидетельствует об отсутствии документов (и информации) об изменении категории земель земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, необходимого для проведения кадастрового учета. Не представлены необходимые для кадастрового учета документы: отсутствует документ, подтверждающий изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17.
Не согласившись с отказом в осуществлении государственного кадастрового учета, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истца, исходил из того, что суду не представлены доказательства, подтверждающие перевод органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации спорного земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) в другую категорию земель. Суд указал, что ссылки ответчика на генеральный план Малошельнинского сельского поселения Тукаевского муниципального район, заключение от 16.12.2015 на проект генерального плана Малошельнинского сельского поселения Тукаевского муниципального район необоснованны, поскольку данные документы не подтверждают факт перевод категории земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17 (земли сельскохозяйственного назначения) в иную категорию земель в порядке, определенном пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отменяя решение и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у кадастрового органа не было необходимости для обращения в органы муниципальной власти для истребования документов, так как необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведениях о категории земли и разрешенного вида использования земли были предоставлены при подаче заявления о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости, а именно: выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7.
К заявлению о внесении изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, в связи с изменением категории земли и изменении разрешенного вида использования земельного участка были приложены выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7 (приложение выкопировка из генерального плана) и другие документы.
В рассматриваемом случае перевод завершен в момент утверждения Генерального плана, которым установлены границы населенного пункта, а также включения спорного земельного участка в границы этого населенного пункта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии у ответчика основания для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязанности по внесению изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, согласно утвержденному Генеральному плану территории Малошельниского сельского поселения Тукаевского муниципального района;
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 16 Закона о кадастре недвижимости основанием для осуществления кадастрового учета является изменение уникальных характеристик объекта недвижимости, в том числе вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре недвижимости при поступлении заявления о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка и отсутствии необходимых документов об этом орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает соответствующие документы из уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления.
По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в статье 7 ЗК РФ. К числу самостоятельных категорий, перечисленных в указанной статье, относятся "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли населенных пунктов".
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границ населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен, в частности, статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе).
В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичные правила установлены статьей 8 ЗК РФ, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу статьи 9 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о переводе установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Процедура утверждения генерального плана городского округа состоялась, то акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков.
При этом, исходя из положений части 3 статьи 8 Закона о переводе, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости по заявительному принципу.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.06.2011 N 78-ФЗ "О землеустройстве" характеристики объекта землеустройства отображаются в карте (плане) объекта землеустройства.
Указанный документ служит основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и в части разрешенного использования земельного участка.
В силу требований статьи 15 Закона о кадастре недвижимости карта (план) объекта землеустройства направляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Пунктом 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, то есть документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно пункту 12 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, запись о границах муниципальных образований в реестре объектов недвижимости должна содержать описание местоположения границы муниципального образования в виде текстового описания местоположения границы муниципального образования и списка координат характерных точек границы муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании представленных в материалы дела документов, спорный земельный участок находится в черте сельского поселения и относится к категории "земли населенных пунктов".
Из положений статьи 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Применяя по аналогии пункт 1 статьи 84 ЗК РФ, раскрывающий понятие "установление или изменение границ населенных пунктов", поскольку территории населенных пунктов также являются объектами землеустройства, следует сделать вывод, что установлением или изменением границ территориальных зон является:
- утверждение или изменение Карты (карт) градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования, отображающей границы территориальных зон.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе территориальных зон) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно статье 20 Федерального закона "О землеустройстве" подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.
Поскольку границы территориальных зон должны отображаться на Карте градостроительного зонирования, а определить (описать) их местоположение в установленной системе координат и соответственно отобразить их графически возможно только путем проведения работ по землеустройству и составления карты (плана) объекта землеустройства. Соответственно представительный орган местного самоуправления утверждает собственно карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, а не рисунок, воспроизводящий содержание указанной карты и размещенный на официальном сайте htt://fgis.economy.gov.ru/fgis/ администрации муниципального образования. Данные обстоятельства подтверждаются как в отзывах на кассационную жалобу, так и в выступлениях представителей КФХ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что согласно выписке из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7, выданной главным архитектором Тукаевского муниципального района Писаревым В.Д., земельный участок с кадастровым номером 16:39:103701:17 площадью 3.8400 га, расположенный по адресу: Малошильнинское сельское поселение, западнее Боровецкого моста, согласно Генерального плана Малошильнинского сельского поселения и решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселения" РТ от 16.12.2014 N 12/7 территория усадебной жилой застройки, вид разрешенного использования земельного участка: зона Ж1-зона жилой застройки. Запрашиваемое использование земельного участка относится к основному виду разрешенного использования.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
В части 7 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости определено, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
С учетом того, что Совет Малошильнинского сельского поселения, утвердивший Генеральный план сельского поселения в установленные сроки не направил сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемого земельного участка, 17.11.2015 было подано заявление за регистрационным N 16-0-1-116/3001/2015-1469 в Тукаевский отдел отдела кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан о внесении изменений объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17 в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением категории земли и изменении разрешенного вида использования земельного участка. К данному заявлению были приложены следующие документы: 1) выписка из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения, решения Совета муниципального образования "Малошильнинское сельское поселение" от 16.12.2014 N 12/7 (приложение выкопировка из генерального плана); дополнительно было предоставлено; 2) газета "Светлый путь" от 15.12.2010 N 145 (5308), в которой опубликовано заключение по результатам публичных слушаний по изменению категории земли и разрешенного вида использования земельных участков; 3) решение исполкома Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 18.06.2010 N 211 "О согласовании вида разрешенного использования земельного участка"; 4) протокол заседания Совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ от 04.09.2009 N 11; 5) протокол публичных слушаний по включению земельных участков в границы населенного пункта и изменению разрешенного вида использования земельных участков от 25.09.2009 6) согласование руководителем исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 25.01.2010 N 103.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Законом о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов, на основании которой орган, принявший решение об утверждении генерального плана или схемы территориального планирования, направил в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, направляемые в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о переводе в орган кадастрового учета, являются основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков".
С учетом изложенного у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали основания для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесение изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 16:39:103701:17, согласно утвержденному Генеральному плану территории Малошельниского сельского поселения Тукаевского муниципального района и представленной из исполнительного комитета Тукаевского муниципального района выписки из Генерального плана Малошельниского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Малошельниского сельского поселения от 16.12.2014 N 12/7, на земельный участок с кадастровым номером 16:39:103701:17, расположенный по адресу Малошельниское сельское поселение, Западнее Боровецкого моста: территория усадебной жилой застройки - вид разрешенного использования земельного участка- зона Ж1-зона жилой застройки.
Руководствуясь нормами Закона о кадастре недвижимости, принимая во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" (действовавшего в спорный период), Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", на основании установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для признания незаконным оспариваемого решения ФГБУ "ФКП Росреестра", правомерно удовлетворив заявленные требования предпринимателя.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права, не опровергают правильность выводов суда, не подтверждают нарушение норм права при принятии обжалуемого судебного акта, а фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, на что у кассационной инстанции отсутствуют полномочия в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 по делу N А65-30645/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.04.2010 N Д23-546 даны разъяснения по вопросу об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением категории земель земельного участка, включенного в установленные границы населенного пункта. В частности, в письме поясняется: "В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет изменений земельного участка в связи с изменением категории земель может быть осуществлен на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, либо на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Законом о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов, на основании которой орган, принявший решение об утверждении генерального плана или схемы территориального планирования, направил в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2017 г. N Ф06-17273/16 по делу N А65-30645/2015