г. Казань |
|
05 апреля 2017 г. |
Дело N А12-38034/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Вильданова Р.А., Гильмановой Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Макаровым А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей, присутствовавших в Арбитражном суде Волгоградской области:
администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области -Спиридоновой К.С., доверенность от 09.01.2017 N 15-Д,
Комитет финансов Волгоградской области - Кошелевой И.И., доверенность от 30.01.2017 N 11,
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области - Табунщиковой А.И., доверенность от 30.11.2015,
Комитет строительства Волгоградской области - Петрова В.В., доверенность от 06.12.2016 N 19,
в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2016 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 (председательствующий судья Макаров И.А., судьи Агибалова Г.И., Грабко О.В.)
по делу N А12-38034/2015
по исковому заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085663), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН 1023403452555) о возмещении убытков в размере 6 782 500 руб.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Управления финансов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский, Комитета строительства Волгоградской области, Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2015 принят отказ администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Производство по делу в отношении указанного ответчика прекращено.
С Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице администрации городского округа - город Волжский взысканы убытки в общей сумме 6 782 500 руб., возникшие в связи с предоставлением в 2013-2014 годах во внеочередном порядке жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, поставленным на учет после 01.01.2005.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2016 названные судебные акты отменены, дело направлено в Арбитражный суд Волгоградской области на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции исходил из того, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 64, 67 - 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, аналогичные требования содержаться также в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2016 дело принято к производству для нового рассмотрения, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2016 отказано в удовлетворении исковых требований администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2016 оставлено без изменения.
Истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушения в применении судами норм материального и процессуального права, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в связи с чем выводы судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска являются неправомерными.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что вступившими в законную силу судебными актами Волжского городского суда от 28.11.2007 по делу N 2-3144/2007, от 08.10.2010 по делу N 2-3636/2010, от 13.06.2013 по делу N 2-2584/2013, от 23.12.2013 по делу N 2-320/2014, от 25.12.2013 по делу N 2-337/2014 на администрацию городского круга - город Волжский возложена обязанность по предоставлению гражданам во внеочередном порядке жилой площади: с учетом права на дополнительную жилую площадь (по делу N 2-3144/2007, N 2-3636/2010, N 2-337/2014); не ниже установленных социальных норм (по делу N 2-2584/2013, N 2-320/2014).
Во исполнение указанных судебных актов постановлениями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области были предоставлены жилые помещения:
- по делу N 2-3144/2007 - Сутчеву А.П. на состав семьи 2 человека предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Машиностроителей, д. 3, кв. 16 жилой площадью 27,2 кв.м., общей площадью 44,7 кв.м. Рыночная стоимость квартиры составила 1 460 000 руб., расходы по оценке стоимости данной квартиры - 10 500 руб.;
- по делу N 2-3636/2010 - Колесникову О.С. на состав семьи 1 человек предоставлена комната N 2 в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Волжский, ул. Мира, д. 152, кв. 119, жилой площадью 17,9 кв.м., общей площадью 28,75 кв.м. Рыночная стоимость квартиры составила 810 000 руб., расходы по оценке стоимости данной квартиры - 10 500 руб.;
- по делу N 2-337/2014 - Табакову В.И. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Мира, д. 93, кв. 1, жилой площадью 18,0 кв.м., общей площадью 34,7 кв.м. Рыночная стоимость квартиры составила 1 440 000 руб., расходы по оценке стоимости данной квартиры - 10 500 руб.;
- по делу N 2-2584/2013 - Павлову Ю.С. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Оломоуцкая, д. 42, кв. 3, жилой площадью 14,9 кв.м., общей площадью 32,3 кв.м. Рыночная стоимость квартиры составила 1 180 000 руб., расходы по оценке стоимости данной квартиры - 10 500 руб.;
- по делу N 2-320/2014 - Воробьевой И.Ю. на состав семьи 3 человека предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Волжский, ул. Волжской военной флотилии, д. 64, кв. 114, жилой площадью 30,1 кв.м., общей площадью 53,2 кв.м. Рыночная стоимость квартиры составила 1 840 000 руб., расходы по оценке стоимости данной квартиры - 10 500 руб.
Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) и мотивированы тем, что администрация городского округа во исполнение судебных решений Волжского городского суда выполнила обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам-инвалидам, не получив компенсацию в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса).
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что Сутчев А.П. и Павлов Ю.С. были поставлены на учет до 01.01.2015, а Колесников О.С., Воробьева И.Ю. и Табаков В.И. первоначально поставлены на учет как малоимущие граждане.
Суд, отказывая в иске, исходил из недоказанности недостаточности межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета Волгоградской области, для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также из отсутствия доказательств по делу об обращении в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области со списками граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального использования.
Судом также сделан вывод о том, что обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, сделанными при неправильном применении норм материального права.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, является Конституция Российской Федерации, из положений которой вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статьи 7, подпунктов "в" и "з" статьи 71, части 3 статьи 75, пункта "а" части 1 статьи 114, статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий, прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности, частью 1 статьи 39, частью 3 статьи 40.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов. В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В преамбуле вышеназванного закона определено, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании заключений врачебной комиссии, выданных после 01.01.2005, Сутчев А.П., Павлов Ю.С., Колесников О.С., Воробьева И.Ю. и Табаков В.И. были включены в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. 22, 27, 30, 31, 34 том 1). Решениями Волжского городского суда данное право установлено, на истца возложена была обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку и дата постановки на учет граждан как нуждающихся в предоставлении жилых помещений (до или после 01.01.2005) не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку помещения были предоставлены на основании норм, содержащихся в названном постановлении.
Содержащиеся в пункте 4 части 1 статьи 51, пункте 3 части 2 статьи 57, части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условия о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляют только особенность реализации жилищных прав и не возлагают какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Межбюджетные трансферты в форме дотаций предоставляются с целевым назначением на основании нормативных правовых актов.
Истцу межбюджетные трансферты предоставлялись также в форме дотаций путем замены дополнительными нормативами отчислений от доходов от налога на доходы физических лиц.
По делу не представлены доказательства принятия нормативных правовых актов органами субъекта Российской Федерации о выделении дотаций, с указанием целевой направленности на возмещение расходов по предоставлению жилья вышеуказанным лицам во исполнение судебных актов суда общей юрисдикции, а также расходования дополнительного норматива отчислений, полученных муниципальным образованием, на финансирование названных расходов.
По смыслу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение истцом решений суда о предоставлении жилых помещений не может быть отнесено к категории реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней.
Поскольку материалами дела подтверждено, что истец исполнил обязанность, возложенную на него судом, по предоставлению жилых помещений в заявленном размере нуждающимся гражданам, имеющим инвалида, страдающего тяжелой формой заболевания, внесенного в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, не компенсировав соответствующие расходы.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области не могла отказать в предоставлении жилых помещений, предназначенных для исполнения собственных обязательств.
Предоставление жилого помещения в бессрочное владение и пользование лишает муниципальное образование права свободного распоряжения указанным объектом и свидетельствует о наличии у него убытков.
В этой связи вынесенные судами двух инстанций решение и постановление нельзя признать верными.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применена норма права.
При расчете предполагаемых убытков городского округа город Волжский истец руководствовался отчетами ООО "Атон" от 19.06.2015 N ОН-096-03/15, N ОН-096-04/15, N ОН-096-05/15, N ОН-096-06/15, N ОН-096-07/15 о рыночной стоимости квартир по состоянию на 21.05.2015.
Ответчиками при рассмотрении спора по существу, как при первоначальном рассмотрении, так и при новом, контррасчет суммы иска не приводился, не оспорена заявленная стоимость квартир, не представлены доказательств, опровергающие расчеты истца.
В этой связи заявленные по иску убытки в сумме 6 782 500 руб. судебная коллегия признает обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств казны Волгоградской области в лице соответствующего финансового органа - Комитета финансов Волгоградской области, в соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 по делу N А12-38034/2015 отменить.
Исковые требования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области удовлетворить.
Взыскать с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области 6 782 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку материалами дела подтверждено, что истец исполнил обязанность, возложенную на него судом, по предоставлению жилых помещений в заявленном размере нуждающимся гражданам, имеющим инвалида, страдающего тяжелой формой заболевания, внесенного в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, не компенсировав соответствующие расходы.
...
Ответчиками при рассмотрении спора по существу, как при первоначальном рассмотрении, так и при новом, контррасчет суммы иска не приводился, не оспорена заявленная стоимость квартир, не представлены доказательств, опровергающие расчеты истца.
В этой связи заявленные по иску убытки в сумме 6 782 500 руб. судебная коллегия признает обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств казны Волгоградской области в лице соответствующего финансового органа - Комитета финансов Волгоградской области, в соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф06-17701/17 по делу N А12-38034/2015
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17701/17
08.11.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9692/16
25.07.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38034/15
29.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7622/16
12.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5/16
09.12.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38034/15