г. Казань |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А72-11114/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2016 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А72-11114/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилстройсервис" (ОГРН 1077328004346, ИНН 7328509560, г. Вологда), к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ульяновской области, г. Ульяновск, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368), г. Ульяновск, о признании недействительными решений и требования,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска (далее - Управление Пенсионного фонда, Пенсионный фонд) о признании незаконными решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.06.2016 N 083V12160000159 и требования об уплате недоимки по страховым взносам от 14.07.2016 N 083S01160087466, к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ульяновской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) о признании незаконным решения от 12.07.2016 N 16.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017, заявление общества удовлетворено, оспариваемые решение от 02.06.2016 и требование от 14.07.2016 Управления Пенсионного фонда, а также решение Отделения Пенсионного фонда от 12.07.2016 признаны недействительными.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по делу N А72-11114/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки ООО "УК Жилстройсервис" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхование и территориальные фонды обязательного медицинского страхования органами пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2013-2015 годов Управлением Пенсионного фонда был составлен акт выездной проверки от 01.04.2016 N 5723.
02.06.2016 на основании акта проверки Управлением Пенсионного фонда было принято решение N 083V12160000159 о привлечении ООО "УК Жилстройсервис" к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 305 402 руб. 78 коп. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Данным решением обществу было также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в общей сумме 1 527 013 руб. 88 коп., а также пени в общей сумме 168 724 руб. 23 коп.
Решением Отделения Пенсионного фонда от 12.07.2016 N 16 жалоба на решение Управления Пенсионного фонда от 02.06.2016 N 083V12160000159 оставлена без удовлетворения.
14.07.2016 Управлением Пенсионного фонда ООО "УК Жилстройсервис" выставлено требование N 083S01160087466 об уплате в срок до 08.08.2016 недоимки по страховым взносам в общей сумме 1 527 013 руб. 88 коп., а также пеней в сумме 168 724 руб. 23 коп. и штрафа в сумме 305 402 руб. 78 коп.
Из содержания оспариваемых решений следует, что проверкой было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму выплат вознаграждений председателям советов многоквартирных домов.
По мнению Управления Пенсионного фонда и Отделения Пенсионного фонда, принятое общим собранием собственников дома решение о выплате председателю совета многоквартирного дома ежемесячного вознаграждения обязывает управляющую организацию, на счет которой поступают денежные средства от собственников помещений данного дома, производить выплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома. Следовательно, данная организация на основании положений статей 7 - 9 Закона N 212-ФЗ управляющая организация является плательщиком страховых взносов с сумм начисляемого ежемесячного вознаграждения, производимого им в пользу председателя совета многоквартирного дома.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что управляющая компания в данном случае не начисляет вознаграждение и не является источником выплаты вознаграждения указанным лицам, в связи с чем не может исчислять на данные выплаты страховые взносы и являться плательщиком данных взносов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
На основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Как установлено судами, общество на основании договоров управления многоквартирным домом, заключенных с собственниками помещений в них, по расходно-кассовым ордерам производило выплаты физическим лицам (председателям совета многоквартирного дома) денежных средств, которые общими собраниями собственников были определены в качестве вознаграждений председателям советов.
Источником выплаты вознаграждения председателю МКД являлись платежи собственников помещений МКД в установленных в протоколах размерах.
В соответствии с частью 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Согласно части 6 статьи 161.1 ЖК РФ из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Полномочия председателя многоквартирного дома предусмотрены частью 8 статьи 161.1 ЖК РФ. Председатель совета многоквартирного дома наделен полномочиями, предусмотренными жилищным законодательством РФ, выступает в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, и подотчетен совету многоквартирного дома и общему собранию собственников. При этом совет многоквартирного дома является общественным органом управления в многоквартирном доме.
Суды установили, что отсутствуют доказательства того, что в рамках проведенной Управлением Пенсионного фонда проверки были установлены факты заключения с физическими лицами, являющимися председателями совета многоквартирного дома, трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг для общества (управляющей компании), а также того, что выплаты, на которые Управлением Пенсионного фонда были начислены страховые взносы, производились именно в рамках трудовых отношений, возникших между указанными лицами и управляющей компанией.
Как верно отмечено судами, председатель совета многоквартирного дома в силу указанных выше норм закона не является работником управляющей компании, обслуживающей такой дом, не выполняет для нее работу, не оказывает такой управляющей компании услуги, он выполняет контролирующие и представительские функции по надзору за качеством выполнения управляющей компанией работ, оказания ею услуг, представляет интересы собственников жилых и нежилых помещений во взаимоотношениях с такой управляющей компанией.
Суды отклонили довод Управления Пенсионного фонда о фактическом получении физическими лицами - председателями советов многоквартирного дома вознаграждения за услуги, оказанные обществу, верно указав, что собранные обществом с собственников помещений денежные суммы, платой управляющей компании председателю совета за выполненную им для нее работу или оказанную ей услугу не являются. Фактически, источником данных выплат являются денежные средства собственников помещений многоквартирного дома, а не управляющей компании ООО "УК Жилстройсервис".
Таким образом, является верным вывод о том, что спорные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, не усматривает оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 по делу N А72-11114/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Согласно части 6 статьи 161.1 ЖК РФ из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Полномочия председателя многоквартирного дома предусмотрены частью 8 статьи 161.1 ЖК РФ. Председатель совета многоквартирного дома наделен полномочиями, предусмотренными жилищным законодательством РФ, выступает в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, и подотчетен совету многоквартирного дома и общему собранию собственников. При этом совет многоквартирного дома является общественным органом управления в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф06-19409/17 по делу N А72-11114/2016