г. Казань |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А12-37442/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Жуйковой О.Н. (доверенность от 01.01.2017),
администрации г. Волгограда - Мололкиной Ю.Д. (доверенность от 02.08.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгограда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)
по делу N А12-37442/2016
по заявлению акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (ИНН 3442123614, ОГРН 1123459007374) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда (ИНН 3444080557, ОГРН 1023403444790), Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362), о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (далее - АО "ВМК "Красный Октябрь", общество, заявитель) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения поверхностных сточных вод в водовыпуск "Банный", путем не определения эксплуатирующей организации водовыпуска Банный;
- обязать Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды в течение 10 (десяти рабочих дней) с момента принятия судебного акта по настоящему делу, провести обследование технического состояния водовыпуска Банный, расположенного в Краснооктябрьском районе города Волгограда, и направить в Департамент муниципального имущества обращение о его включении в реестр муниципального имущества Волгограда;
- обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения обращения Департамента городского хозяйства, благоустройства и окружающей среды администрации Волгограда о включении водовыпуска Банный в реестр муниципальной собственности Волгограда, включить водовыпуск Банный, расположенный на территории Краснооктябрьского района города Волгограда, в состав муниципальной собственности Волгограда как объект муниципальной имущественной казны с внесение соответствующих записей в реестр муниципального имущества Волгограда;
- обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента включения водовыпуска Банный в реестр муниципальной собственности, передать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области для государственной регистрации права муниципальной собственности Волгограда на водовыпуск Банный, расположенный на территории Краснооктябрьского района города Волгограда;
- обязать администрацию Волгограда в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента регистрации права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, определить в отношении водовыпуска Банный эксплуатирующую организацию и закрепить водовыпуск Банный, расположенный на территории Краснооктябрьского района города Волгограда, на праве оперативного управления или хозяйственного ведения или ином праве, предусмотренном законом;
- обязать администрацию Волгограда в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента закрепления водовыпуска Банный за эксплуатирующей организацией направить в адрес АО "ВМК "Красный Октябрь" реквизиты такой эксплуатирующей организации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2016 по делу N А12-37442/2016 отменено. По делу принят новый судебный акт, которым признан незаконным, нарушающим подпункт 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бездействие администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в границах поселения в виде непринятия мер к определению эксплуатирующей организации водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда. Суд обязал администрацию Волгограда в течение одного месяца со дня принятия постановления определить эксплуатирующую организацию водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в порядке, установленном пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Волгограда обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-37442/2016 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2016 по тому же делу.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и противоречие выводов, сделанных судом, имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "ВМК "Красный Октябрь" является абонентом городской системы ливневой канализации Волгограда в пределах границ земельного участка, используемого в производственной деятельности.
Решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 07.10.2014 делу N 2-2738/2014 на АО "ВМК "Красный Октябрь" возложена обязанность прекратить сброс неочищенных тало-дождевых сточных вод в коллектор "Банный" до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Письмом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 18.09.2015 N 7949 обществу отказано в установлении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения ввиду выявления несоответствия расчета нормативов допустимых сбросов требованиям Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 N 333, а именно несоблюдения первичного требования 10 главы Методики, в части применения расчета нормативов допустимых сбросов, установленного договором водоотведения расхода, отводимых в систему водоотведения сточных вод (в связи с отсутствием договора водоотведения), определения величин Сндс выполнено с несоблюдением пункта 83 Методики и приложения 4 к Методике (в связи с отсутствием организации, осуществляющей водоотведение поверхностных сточных вод).
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в переписке с АО "ВМК "Красный Октябрь" сообщил об отказе в заключении договора на прием сточных вод в централизованную систему водоотведения ввиду того, что канализационный коллектор "Банный" является бесхозяйным имуществом, включен в состав муниципальной имущественной казны, однако, право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано, балансодержатель не определен.
Полагая, что администрацией Волгограда допущено незаконное бездействие, нарушающее прав и охраняемые законом интересы общества, АО "ВМК "Красный Октябрь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 198, 199 АПК РФ, исходя из того, что работы по оформлению необходимой документации и передачи в управление коллектора "Банный" ведутся поэтапно, установленный муниципальными правовыми актами срок обследования технического состояния водовыпусков ливневой канализации (до 30.11.2017) не истек, кроме того, указав об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Между тем, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), указав, что вне зависимости от признания права собственности на объекты канализационного хозяйства и их технического обследования орган местного самоуправления обязан передать указанные бесхозяйные объекты в эксплуатацию и содержание соответствующим организациям, в то время как доказательств исполнения администрацией Волгограда требований Закона N 416-ФЗ материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что органом местного самоуправления в рассматриваемом случае допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в границах поселения в виде непринятия мер к определению эксплуатирующей организации водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, решая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд первой инстанции правомерно установил, что заявитель не вправе требовать заключения договоров между третьими лицами и администрацией, обязания их передавать принадлежащее на праве собственности имущество в пользу третьих лиц, совершения определенных действий, которые могли бы способствовать реализации заявителем его уставных целей.
Судебная коллегия соглашается с судом апелляционной инстанции, что в данном случае, надлежащим способом восстановления прав АО "ВМК "Красный Октябрь" будет являться обязание администрации Волгограда определить эксплуатирующую организацию водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в порядке, установленном пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
Исходя из изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о бездействии администрации Волгограда, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в границах поселения в виде непринятия мер к определению эксплуатирующей организации водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Судом апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных сторонами доказательств (статья 71 АПК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 было приостановлено исполнение постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-37442/2016.
В соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ исполнение судебных актов приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба была рассмотрена судом кассационной инстанции по существу, судебная коллегия считает необходимым отменить приостановление постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-37442/2016.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-37442/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 198, 199 АПК РФ, исходя из того, что работы по оформлению необходимой документации и передачи в управление коллектора "Банный" ведутся поэтапно, установленный муниципальными правовыми актами срок обследования технического состояния водовыпусков ливневой канализации (до 30.11.2017) не истек, кроме того, указав об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Между тем, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), указав, что вне зависимости от признания права собственности на объекты канализационного хозяйства и их технического обследования орган местного самоуправления обязан передать указанные бесхозяйные объекты в эксплуатацию и содержание соответствующим организациям, в то время как доказательств исполнения администрацией Волгограда требований Закона N 416-ФЗ материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что органом местного самоуправления в рассматриваемом случае допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоотведения в границах поселения в виде непринятия мер к определению эксплуатирующей организации водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
...
Судебная коллегия соглашается с судом апелляционной инстанции, что в данном случае, надлежащим способом восстановления прав АО "ВМК "Красный Октябрь" будет являться обязание администрации Волгограда определить эксплуатирующую организацию водовыпуска ливневой канализации "Банный" в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в порядке, установленном пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ.
...
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 было приостановлено исполнение постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-37442/2016.
...
Принимая во внимание, что кассационная жалоба была рассмотрена судом кассационной инстанции по существу, судебная коллегия считает необходимым отменить приостановление постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-37442/2016."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф06-19070/17 по делу N А12-37442/2016