г. Казань |
|
18 апреля 2017 г. |
Дело N А65-12949/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя - Тихоновой Л.С., доверенность от 28.12.2016,
ответчика - Чалмаевой А.В., доверенность от 14.12.2016 N 32876/03, Фатихова Р.Р., доверенность от 29.12.2016 N 36150/03,
после перерыва:
заявителя - Бочкарева И.В., доверенность от 15.12.2016 N 01-01-9/740,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2016 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-12949/2016
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье" (ИНН 1645000340, ОГРН 1021601763820), Республика Татарстан, г. Казань, к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительными пунктов 14, 15 предписания от 17.03.2016 N 43-23-150-024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - АО "Транснефть-Прикамье", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -Приволжское управление Ростехнадзора, административный орган) о признании недействительными пунктов 14, 15 предписания от 17.03.2016 N 43-23-150-024 по устранению выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017, заявление удовлетворено, признаны недействительными пункты 14 и 15 Предписания от 17.03.2016 N 43-23-150-024. Приволжскому Управлению Ростехнадзора вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Транснефть-Прикамье".
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Приволжское управление Ростехнадзора обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, вынести новый судебный акт.
В отзыве АО "Транснефть-Прикамье", полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции 04.04.2017 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 11.04.2017 до 13 часов 50 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и административного органа, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной с 19.02.2016 по 17.03.2016 в рамках осуществления постоянного государственного надзора на основании приказа от 21.09.2015 N 805/П "О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный контроль" государственным инспектором отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Приволжского управления Ростехнадзора проверки на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - Участок магистрального нефтепровода "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", принадлежащего АО "Транснефть-Прикамье", должностным лицом административного органа 17.03.2016 составлен акт проверки.
В акте проверки от 17.03.2016, в частности, в пунктах 14, 15 отражено наличие следующих нарушений: не в полном объеме указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности ОПО "Участок МН "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", а именно не указаны объект, имеющий почтовый адрес или другое название, по которым возможно идентифицировать объект, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункт 8 статьи 3, статья 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании); и не обеспечена полнота и достоверность сведений представленных АО "Транснефть - Прикамье" при регистрации ОПО "Участок МН "Ножовка-Мишкино-Киенгоп" в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно: не в полном объеме указано место нахождения (адрес) объекта (не указаны административно-территориальные образования, через которые проходит данный нефтепровод), чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункты 14, 23.1, Приложение 6 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора N 606 от 04.09.2007, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.10.2007 N 10224 (далее - приказ Ростехнадзора N 606).
По результатам проверки вынесено предписание об устранении выявленных пятнадцати нарушений, в том числе, в пунктах 14, 15 предписания указано следующее:
14. Не в полном объеме указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности ОПО Участок магистрального нефтепровода "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", а именно не указаны объект, имеющий почтовый адрес и другое название, по которым возможно идентифицировать объект, данный ОПО "Участок МН "Ножовка- Мишкино-Киенгоп";
15. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных АО "Транснефть-Прикамье" при регистрации ОПО "Участок МН "Ножовка-Мишкино-Киенгоп" в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно: не в полном объеме указано место нахождения (адрес) объекта, административно-территориальные образования, на территории которых расположен опасный производственный объект (не указаны административно-территориальные образования, через которые проходит данный нефтепровод).
Предписанием установлен срок устранения нарушений по данным пунктам до 20.06.2016.
Заявитель, не согласившись с пунктами 14 и 15 вынесенного предписания, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных пунктов предписания недействительными.
Судами установлено, что в соответствии со Свидетельством о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - ОПО) под номером А43-00782 по состоянию на 21.02.2014 и на 07.07.2015 в числе ОПО, эксплуатируемых АО "Транснефть-Прикамье", зарегистрирован Участок магистрального нефтепровода "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", отнесенный к 1-ому классу опасности. Указанный ОПО зарегистрирован в государственном реестре ОПО с 04.02.2004.
По результатам рассмотрения заявления общества о переоформлении лицензии в связи с изменением наименования юридического лица Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 23.06.2015 заявителю выдана Лицензия N ВХ-00-015451 на осуществление эксплуатации (использование, хранение, транспортирование) взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, где указаны места осуществления лицензируемого вида деятельности путем указания на субъект Российской Федерации и административно-территориальное образование, на территории которых юридическое лицо вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности.
При этом опасный производственный объект - магистральный нефтепровод "Ножовка-Мишкино-Киенгоп" - зарегистрирован по адресу, Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, 20 км Шарканского тракта, нефтеперекачивающая станция (далее - НПС) Киенгоп.
Из трех свидетельств о государственной регистрации права, свидетельствующих о наличии у заявителя на праве собственности производственного объекта - Магистрального нефтепровода "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", видно, что указанный линейный объект протяженностью 106 км., состоит из трех участков нефтепровода, проходящих через Частинский район Пермского края (0-39 км), Воткинский район (39-52 км) и Якшур-Бодьинский район (64-106 км) Удмуртской Республики. В качестве документа - основания приобретения права собственности на указанный производственный объект - в свидетельствах о государственной регистрации права значится Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ "О внесении изменений в акт оценки машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия - Производственное объединение северо-западных магистральных нефтепроводов" от 16.12.2002 N 4301-р.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что магистральный трубопровод - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и т.д. НПС - объект магистрального нефтепровода, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств для приема, накопления, учета и перекачки нефти по магистральному нефтепроводу (п.п. 3.28, 3.31 СП 36.133330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*"). Пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, предусмотрено, что в состав трубопроводов входят, в том числе
трубопровод с ответвлениями и лупингами, промежуточные перекачивающие станции, резервуарные парки.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о лицензировании установлено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Судами установлено, что в приложении к Лицензии N ВХ-00-015451 в перечне мест осуществления лицензируемого вида деятельности действительно отсутствуют такие места, как Частинский район Пермского края и Воткинский район Удмуртской Республики, по территории которых проходит спорный нефтепровод. Однако, указали суды, отсутствие в лицензии указанных мест не препятствует идентификации ОПО Магистральный нефтепровод "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", который в целом как единый производственный объект привязан к месту нахождения (адресу) НПС Киенгоп, адресом которого значится Якшур-Бодьинский район.
Суды сочли, что в целях пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании место осуществления деятельности и место расположения производственного объекта не являются тождественными понятиями, указав, что в данном случае местом осуществления деятельности заявителя в отношении производственного объекта - Магистральный нефтепровод "Ножовка-Мишкино-Киенгоп" - является адрес, указанный в Распоряжении Минземимущества Российской Федерации N 4301-р от 16.12.2002: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, 20 км Шарканского тракта, НПС Киенгоп, а место прохождения трубопровода не является местом осуществления лицензируемой деятельности.
Суды также указали, что согласно критериев идентификации опасных производственных объектов, установленных в приложении N 8 к приказу Ростехнадзора N 606, место нахождения объекта к критериям идентификации ОПО не относится, а поэтому, по мнению судов, проверка правильности идентификации ОПО не включает в себя проверку правильности (полноты и достоверности) заполнения карточки учета ОПО.
Сославшись на статью 13.1 Закона N 294-ФЗ, Положение N 455 и пункт 51.1 приказ Ростехнадзора N 606, которыми, по мнению судов, не предусмотрена возможность осуществления текущего контроля правильности ведения соответствующих разделов государственного реестра опасных производственных объектов Приволжским управлением Ростехнадзора, поскольку это осуществляется специалистами центрального аппарата Ростехнадзора при приеме данных от регистрирующих органов в отношении лица, эксплуатирующего опасный производственный объект, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае административным органом был нарушен установленный порядок осуществления постоянного государственного контроля в части осуществления мероприятий, не относящихся к предмету проверки, и удовлетворили заявленные обществом требования.
Однако судами не было учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана не только иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 23.1 приказа Ростехнадзора N 606 (действовавшего до 14.02.2017) для осуществления регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатирующей организацией представляется, в том числе, карта учета опасного производственного объекта, в которой, согласно приложению 6 к приказу Ростехнадзора N 606, в пунктах 1.2 и 1.3 отражаются местонахождение объекта и код местонахождения объекта по ОКАТО, при этом в данных пунктах карты учета ОПО приводятся адрес и код субъекта РФ или административно-территориального образования, на территории которого расположен ОПО.
А пунктом 23.1.2 приказа Ростехнадзора N 606 предусматривалось предоставление дополнительных сведений (документов), в том числе, сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах опасного производственного объекта.
Следовательно, орган, ведущий реестр ОПО (в данном случае, Приволжское управление Ростехнадзора) вправе был требовать (предписывать) представление сведений об административно-территориальных образованиях, на территории которых расположен ОПО.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что приказ Ростехнадзора N 606 действовал до 14.02.2017, после чего вступил в силу отменивший его приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2017 N 45502), подпунктом 2 пункта 20 которого в сведениях об ОПО императивно предусмотрено указание кода общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, на территории которых расположен ОПО.
Кроме этого, согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в лицензию включаются, в том числе, фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензии оформляются на бланках по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме) (часть 2 статьи 15 Закона о лицензировании).
Лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности (часть 1 статьи 18 Закона о лицензировании). До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18 Закона о лицензировании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии" утверждена типовая форма лицензии, оборотная сторона которой должна включать в себя, в том числе, адреса мест осуществления работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, место нахождения организации.
В имеющейся у заявителя лицензии N ВХ-00-015451 указаны виды лицензируемой деятельности, в том числе, транспортирование воспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды. Участок магистрального нефтепровода "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", как установлено судами, проходит по территории Частинского района Пермского края (0-39 км), Воткинского района (39-52 км) и Якшур-Бодьинского района (64-106 км) Удмуртской Республики. Следовательно, транспортирование (вид лицензионной деятельности) воспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, осуществляется на территории этих трех районов, и, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии", эти адреса мест осуществления лицензируемой деятельности должны быть указаны в лицензии, однако в лицензии N ВХ-00-015451, в разделе место осуществления лицензируемого вида деятельности не отражены Частинский район Пермского края и Воткинский район Удмуртской Республики.
Таким образом, административный орган правомерно в рамках режима постоянного государственного контроля, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях", в пределах предусмотренных вышеуказанными нормативными актами полномочий в пунктах 14, 15 своего предписания от 17.03.2016 N43-23-150-024 указал заявителю на необходимость устранения выявленных нарушений действующего законодательства. Данное предписание является конкретным, законным и исполнимым.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку все имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства в данном случае установлены судами, необходимость дополнительного исследования обстоятельств дела не требуется, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 и частями 1, 2 статьи 288 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных АО "Транснефть-Прикамье" требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу N А65-12949/2016 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Транснефть-Прикамье" о признании недействительными пунктов 14, 15 предписания Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.03.2016 N 43-23-150-024 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В имеющейся у заявителя лицензии N ВХ-00-015451 указаны виды лицензируемой деятельности, в том числе, транспортирование воспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды. Участок магистрального нефтепровода "Ножовка-Мишкино-Киенгоп", как установлено судами, проходит по территории Частинского района Пермского края (0-39 км), Воткинского района (39-52 км) и Якшур-Бодьинского района (64-106 км) Удмуртской Республики. Следовательно, транспортирование (вид лицензионной деятельности) воспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, осуществляется на территории этих трех районов, и, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии", эти адреса мест осуществления лицензируемой деятельности должны быть указаны в лицензии, однако в лицензии N ВХ-00-015451, в разделе место осуществления лицензируемого вида деятельности не отражены Частинский район Пермского края и Воткинский район Удмуртской Республики.
Таким образом, административный орган правомерно в рамках режима постоянного государственного контроля, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях", в пределах предусмотренных вышеуказанными нормативными актами полномочий в пунктах 14, 15 своего предписания от 17.03.2016 N43-23-150-024 указал заявителю на необходимость устранения выявленных нарушений действующего законодательства. Данное предписание является конкретным, законным и исполнимым."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2017 г. N Ф06-19471/17 по делу N А65-12949/2016
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19471/17
19.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17689/16
11.11.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16513/16
03.08.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11178/16