г. Казань |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А65-24114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Емельянова Н.С., доверенность от 01.10.2015 N 11,
ответчика - Сабировой А.М., доверенность от 09.11.2016 N 112,
третьего лица - открытого акционерного общества "Альметьевские тепловые сети" - Фазлыевой Н.Ш., доверенность от 09.01.2017 N 01/04, Юрченко Е.А., доверенность от 07.07.2016 N 395-исх/ЭП,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 10"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2016 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Филиппова Е.Г., Сергеева Н.В.)
по делу N А65-24114/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 10", г. Альметьевск к Государственной жилищной инспекции РТ, третьи лица: Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, открытое акционерное общество "Альметьевские тепловые сети", МАУ "Департамент жилищной политики и ЖКХ г. Альметьевска", о признании незаконным предписания от 30.09.2015 N АЛ-15602,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 10" (далее - ООО "ЖЭУ-10", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - Госжилинспекция РТ, административный орган) с заявлением о признании незаконным предписания от 30.09.2015 N АЛ-15602.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016, в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В качестве основания для отмены судебных актов суд кассационной инстанции указал на то, что были неполно исследован ряд имеющих отношение к делу обстоятельств.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, акционерное общество "Альметьевские тепловые сети" (далее - АО "Альметьевские теплосети"), Муниципальное автономное учреждение "Департамент жилищной политики и ЖКХ г. Альметьевска".
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Жилищно-эксплуатационный участок N 10", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе.
В отзывах Госжилинспекция РТ, АО "Альметьевские теплосети", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальное автономное учреждение "Департамент жилищной политики и ЖКХ г.Альметьевска" явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В заседании суда кассационной инстанции 09.03.2017 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14.03.2017 до 14 часов 50 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, административного органа, АО "Альметьевские теплосети", проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Госжилинспекцией РТ по жалобам жильцов на основании распоряжения от 29.09.2015 N АЛ-15602 (по обращению (вх. N А-13740 от 22.09.2015) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЖЭУ-10", в ходе которой на объекте по адресу: г. Альметьевск, проспект Строителей, дом 12, выявлено нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно: на момент проверки квартиры N 7 температура горячей воды составила на кухне +34 °C, в ванной комнате +43 °C; квартиры N 8 на кухне +45°C, в ванной комнате +45 °C; квартиры N 6 на кухне +34 °C, что не соответствует нормативным параметрам (пункт 5.3.1 Правил N 170); при этом зафиксировано, что на выходе из установленного в подвале дома индивидуального теплового пункта (далее - ИТП), подающего горячую воду в квартиры данного дома, подается вода под +68 °C, обратка +45 °C.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.09.2015 N АЛ-15602; выдано предписание N АЛ-15602 от 30.09.2015, которым заявителю предписано: обеспечить жильцов квартир N N 6, 7, 8 горячей водой в соответствии с установленными требованиями +60 °C (пункт 5.3.1 Правил N170). Срок устранения нарушения - 14.10.2015.
Не согласившись указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Госжилинспекция РТ является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, в том числе, требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).
Согласно частям 2.3, 11 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, в том числе, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Судебными инстанциями установлено, и заявителем не оспаривается, что ООО "ЖЭУ-10" является управляющей компанией дома по адресу: г. Альметьевск, проспект Строителей, дом 12, и, следовательно, на основании статьи 161 ЖК РФ должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг соответствующего качества в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами и правилами деятельности по управлению многоквартирными домами.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19);
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже + 60 °C и не выше +75 °C.
В материалах дела имеется договор на отпуск тепловой энергии и теплоносителя от 01.05.2013, заключенный между АО "Альметьевские теплосети" и ООО "ЖЭУ N 10" (т.1 л.д. 42-50), согласно которому ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства по поставке тепла и централизованного горячего водоснабжения через присоединительную сеть в адрес ООО "ЖЭУ-10".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно данного договора границей ответственности между сторонами является внешняя стена многоквартирного дома или (при наличии прибора учета тепловой энергии) место соединения прибора учета с соответствующей инженерной сетью, что соответствует положениям части 15 статьи 161 ЖК РФ.
Отметив, что согласно акту проверки административного органа от 30.09.2015 N АЛ-15602 из ИТП осуществляется подача воды температурой +68 °C, обратка +45 °C; а температура воды в квартирах N N 6, 7, 8 ниже +60 °C., суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что нарушение положений пункта 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 допущено в зоне ответственности ООО "ЖЭУ-10" как управляющей компании, в связи с чем сочли обжалуемое заявителем предписание от 30.09.2015 N АЛ-15602 обоснованным, законным, выданным надлежащему лицу, и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней ООО "ЖЭУ-10" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
По мнению общества, причиной зафиксированных административным органом недостатков в горячем водоснабжении конкретных квартир дома N 12 по проспекту Строителей г. Альметьевска явились некачественные решения при проектировании и установке ИТП в данном доме, и температура воды +68 °C на выходе из ИТП не свидетельствует о том, что данный ИТП способен обеспечить температурный режим горячего водоснабжения помещений во всех подъездах дома. Указывая, что данный ИТП заявителем в состав общего имущества дома не принимался, ООО "ЖЭУ-10" полагает, что административным органом неправильно установлено лицо, ответственное за обеспечение температурного режима, предписание вынесено не уполномоченному лицу.
Данные доводы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и были рассмотрены судами.
Так, судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что АО "Альметьевские теплосети" не является управляющей организацией дома N 12 по проспекту Строителей г. Альметьевска. Тот факт, что ИТП не принимался в состав общего имущества дома, т.е. то, что в отношении него не оформлялись какие-то приёмо-сдаточные документы, указали суды первой и апелляционной инстанций, не может исключать его из состава инженерного оборудования, которое входит в состав общего имущества дома N12 по проспекту Строителей г. Альметьевска.
Суд кассационной инстанции отмечает, что согласно пункту 2.1.1 договора от 06.02.2015 N 598, заключенному между АО "Альметьевские теплосети" и ООО "ЖЭУ N 10" (т. 2 л. 129), общество предоставило АО "Альметьевские теплосети" право на производство строительно-монтажных и ремонтных работ по размещению, дооснащению оборудования в подвальных помещениях жилых домов согласно Приложению к договору (в том числе, по проспекту Строителей, дом 12) с целью размещения и эксплуатации блочных индивидуальных тепловых пунктов (пункт 1.1 договора).
Таким образом, между ООО "ЖЭУ N 10" и АО "Альметьевские теплосети" имеются договорные отношения, и любые претензии заявителя по поводу некачественных, с его точки зрения, решений при проектировании и установке ИТП могут быть предъявлены обществом АО "Альметьевские теплосети" в претензионно-договорном, административном, судебном или ином порядке, однако не могут быть основанием для признания незаконным оспариваемого предписания административного органа от 30.09.2015 N АЛ-15602.
ООО "ЖЭУ N 10" является управляющей организацией дома N 12 по проспекту Строителей г. Альметьевска, и в силу положений статей 161, 162 ЖК РФ несет ответственность за надлежащее (качественное) предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме. Поскольку административным органом установлено, что на выходе из ИТП температура горячей воды соответствует пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09, то именно управляющая организация должна обеспечить доставку горячей воды надлежащего качества до квартир данного дома, и административным органом обоснованно выдано заявителю предписание 30.09.2015 N АЛ-15602 с требованием устранения причин допущенного нарушения жилищного законодательства.
Иные доводы кассационной жалобы также заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, а фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, представленных сторонами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
При подаче кассационной жалобы ООО "ЖЭУ-10" по платежному поручению от 27.12.2016 N 995 уплачена государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах излишне оплаченная платежным поручением от 27.12.2016 N 995 государственная пошлина в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) руб. подлежит возврату ООО "ЖЭУ-10" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А65-24114/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 10" справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 руб. по платежному поручению от 27.12.2016 N 995.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "ЖЭУ N 10" является управляющей организацией дома N 12 по проспекту Строителей г. Альметьевска, и в силу положений статей 161, 162 ЖК РФ несет ответственность за надлежащее (качественное) предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме. Поскольку административным органом установлено, что на выходе из ИТП температура горячей воды соответствует пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09, то именно управляющая организация должна обеспечить доставку горячей воды надлежащего качества до квартир данного дома, и административным органом обоснованно выдано заявителю предписание 30.09.2015 N АЛ-15602 с требованием устранения причин допущенного нарушения жилищного законодательства.
...
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2017 г. N Ф06-7892/16 по делу N А65-24114/2015
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7892/16
15.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15265/16
09.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24114/15
12.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7892/16
19.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1319/16
22.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24114/15